АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-4401/2010
г. Кострома 30 июля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июля 2010 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, паспортные данные в протоколе, по доверенности от 31.03.2010;
от ответчика: не явился (уведомлен надлежащим образом);
от третьих лиц: от Прокуратуры Костромской области: не явился (уведомление в деле), от Главного управления Банка России по Костромской области: ФИО2, паспортные данные в протоколе, по доверенности от 29.07.2010 № 13-9/7585,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк», г. Кострома, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу, г. Москва, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратура Костромской области, г. Кострома, Главное управление Банка России по Костромской области, г. Кострома, о признании незаконным и отмене постановления от 10.03.2010 № 07-10/37/24П по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк» (далее – заявитель, ООО КБ «Аксонбанк», Общество), г. Кострома, обратилось в суд с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, Управление, административный орган) от 10.03.2010 № 07-10/37/24П о признании ООО КБ «Аксонбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Административный орган в суд не явился. О дате и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке. Суд, руководствуясь частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствии данного лица, так как явка административного органа не признана судом обязательной.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Костромской области и Главное управление Банка России по Костромской области.
Прокуратура Костромской области, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Суд рассматривает дело в отсутствие прокуратуры Костромской области.
Заявитель в судебном заседании пояснил суду, что в результате проведенной прокуратурой Костромской области проверки соблюдения ООО КБ «Аксонбанк» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлен факт нарушения Обществом требований пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В отношении ООО КБ «Аксонбанк» первым заместителем прокурора Костромской области 05.02.2010 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). МРУ Росфинмониторинга по ЦФО принято постановление от 10.03.2010 № 07-10/37/24П о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Заявитель обжаловал данное постановление, так как считает, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему в вину административного правонарушения, так как в данном случае операцию по зачислению денег на депозит и их списание производит Банк России. Списание денежных средств с корреспондентского счета заявителя не подпадает по действие подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Представитель Главного управления Банка России по Костромской области поддержал позицию заявителя.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Прокуратурой Костромской области с 22.01.2010 по 04.02.2010 проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в деятельности ООО КБ «Аксонбанк», расположенного по адресу: г. Кострома, пр – т Мира, дом 55. Лицензия на осуществление банковских операций № 680 выдана Центральным Банком Российской Федерации 10.03.2004.
Проверка показала, что ООО КБ «Аксонбанк» представило в Федеральную службу по финансовому мониторингу с нарушением срока, установленного в пункте 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.
09.06.2009 в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлено сообщение № 51.00000 об операции, совершенной 06.03.2009 на сумму 10000000 рублей. Код операции (согласно Приложению №8 к Положению Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») - 4006. ООО КБ «Аксонбанк» нарушен срок предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю. Обязанность по направлению сведений по операции наступила 09.03.2009.
09.06.2009 в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлено сообщение № 52.00000 об операции, совершенной 27.03.2009 на сумму 20000000 рублей. Код операции (согласно Приложению № 8 к Положению Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») — 4006. ООО КБ «Аксонбанк» нарушен срок предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю. Обязанность по направлению сведений по операции наступила 30.03.2009.
09.06.2009 в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлено сообщение № 53.00000 об операции, совершенной 17.04.2009 на сумму 10000000 рублей. Код операции (согласно Приложению №8 к Положению Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») - 4006. ООО КБ «Аксонбанк» нарушен срок предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю. Обязанность по направлению сведений по операции наступила 20.04.2009.
09.06.2009 в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлено сообщение № 54.00000 об операции, совершенной 04.05.2009 на сумму 10000000 рублей. Код операции (согласно Приложению №8 к Положению Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») – 4006. ООО КБ «Аксонбанк» нарушен срок предоставления информации об операции, подлежащей обязательному контролю. Обязанность по направлению сведений по операции наступила 05.05.2009.
По факту выявленных нарушений первым заместителем прокурора Костромской области вынесено постановление от 05.02.2010 о возбуждении в отношении ООО КБ «Аксонбанк» дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 КоАП РФ.
Для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности постановление от 05.02.2010 направлено в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, г. Москва.
МРУ Росфинмониторинга по ЦФО принято постановление от 10.03.2010 № 07-10/37/24П о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Общество обжаловало данное постановление в суде.
Изучив представленные доказательства, выслушав мнение заявителя, суд приходит к следующим выводам.
В статье 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части организации внутреннего контроля.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся в том числе обязательные процедуры внутреннего контроля.
Внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (статья 3 Федерального закона № 115-ФЗ).
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные организации (статья 5 Федерального закона № 115-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 1, 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
Таким образом, законодатель связывает необходимость обязательного контроля с характером производимой операции (операции по банковским счетам (вкладам).
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
К операциям с денежными средствами или иным имуществом согласно статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ относятся действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
ООО КБ «Аксонбанк» участвовало в аукционе на размещение депазита в Банке России, для чего направило в Главное управление Банка России по Костромской области договор-заявку. По результатам аукциона Общество 06.03.2009, 27.03.2009, 17.04.2009 и 04.04.2009 разместило депозиты в Банке России на сумму, превышающую 600000 рублей.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет, в том числе, функции по установлению правил осуществления расчетов в Российской Федерации; правил проведения банковских операций.
В соответствии с пунктом 6 статьи 46 названного Федерального закона Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно: проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы.
Порядок проведения Центральным Банком Российской Федерации операций по привлечению денежных средств кредитных организаций, в том числе банков, которые являются резидентами Российской Федерации в валюте Российской Федерации в депозиты, открываемые в Банке России, определяется Положением Банка России от 05.11.2002 г. № 203-П «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» (далее – Положение).
Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что одним из видов депозитных операций, осуществляемых Банком России, являются депозитные аукционы.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения участниками депозитных операций являются Центральный банк Российской Федерации (его уполномоченные учреждения/подразделения), с одной стороны, и кредитные организации, с другой стороны. При проведении депозитных аукционов в соответствии с подпунктом 1.2.1 настоящего Положения сбор заявок кредитных организаций на участие в соответствующей депозитной операции и открытие счетов по учету депозитов кредитных организаций осуществляются в территориальных учреждениях Банка России. Банк России вправе выбирать кредитные организации, с которыми он осуществляет депозитные операции.
Дата и способ проведения депозитных аукционов устанавливаются Банком России. Депозитные аукционы оформляются двусторонним Договором-заявкой на участие в депозитном аукционе Центрального банка Российской Федерации (пункт 1.4 Положения).
Перечисление средств в депозит, открываемый в Банке России, производится платежным поручением кредитной организации на списание средств со своего корреспондентского счета, открытого в Головном расчетно-кассовом центре Банка России, расчетно-кассовом центре Банка России, отделении, операционном управлении, другом расчетном подразделении Банка России, на счет по учету депозита, открытый в уполномоченном учреждении/подразделении Банка России (пункт 1.6 Положения).
На основании подпункта 2.2.1 пункта 2.2 Приложения 6 к Положению Банка России от 05.11.2002 г. № 203-П (далее – Приложение 6) при проведении Банком России депозитного аукциона осуществляются следующие действия: кредитная организация по получении от уполномоченного учреждения Банка России договора-заявки до конца операционного дня направляет в соответствующее подразделение расчетной сети Банка России платежное поручение, оформленное надлежащим образом в соответствии требованиями нормативных актов Банка России, на списание установленной договором-заявкой суммы денежных средств со своего корреспондентского счета, открытого в подразделении расчетной сети Банка России, на отдельный лицевой счет по учету депозита, открытый в Банке России, указанный уполномоченным учреждением Банка России в договоре-заявке.
Подразделения расчетной сети Банка России зачисляют сумму средств на счет по учету депозитов, открытый в Банке России (подпункт 2.2.2 Приложения 6).
Согласно общей части Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации 03.10.2002 г. № 2-П, безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета).
Пунктом 3.1 указанного Положения предусмотрено, что платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что обязанность по направлению в уполномоченный орган, осуществляющий контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом (Росфинмониторинг), информации по операциям по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица возложена на ту кредитную организацию, которая осуществляет эти операции.
Заключение депозитной сделки не зависит от самой кредитной организации, поскольку правом выбора кредитной организации, с которыми осуществляются депозитные операции, обладает Банк России.
Кроме того, на организацию, осуществляющую операции с денежными средствами и иным имуществом, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента) и установить в отношении физических и юридических лиц предусмотренные законом сведения. В рассматриваемом случае указанные действия кредитной организацией в отношении самой себя совершены быть не могут, поскольку это противоречит смыслу приведенной нормы закона.
Списание денежных средств с корреспондентского счета юридического лица (ООО КБ «Аксонбанк») не подпадает под действие подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.
В материалы дела представлено письмо Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Костромской области от 05.06.209 № 11-20/5081 «О некоторых вопросах применения Федерального закона № 115-ФЗ», согласно которому кредитным организациям даны рекомендации об обязательном контроле операций по зачислению денежных средств на балансовый счет 319 «Депозиты в Банке России» в сумме, равной или превышающей 600000 рублей, при условии, что иных операций по указанному счету с момента его открытия не проводилось.
Указанное письмо носит рекомендательный характер и не принимается судом во внимание. При этом суд учитывает то обстоятельство, что Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 28.06.2010 № 89-Т до внесения изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ не подлежит применению пункт 2 Информационного письма Департамента финансового мониторинга и валютного контроля от 31.03.2010 № 17 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», относящий к операции, подлежащей обязательному контролю, операцию по внесению денежных средств в депозит Банка России на сумму, равную или превышающую 600000 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявитель не является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 15.27 КоАП РФ, событие административного правонарушения отсутствует.
Требование Общества подлежит удовлетворению, постановление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 10.03.2010 № 07-10/37/24П признанию незаконным и отмене.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривается, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В связи с чем, уплаченная заявителем при подаче заявления в суд государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 104, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу от 10.03.2010 № 07-10/37/24П, которым Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк», <...>, привлечено к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей, признать незаконным и отменить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Аксонбанк», <...>, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную платежным поручением от 15.03.2010 г. № 513.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Решение по делу об оспаривании акта административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Л.А. Максименко