АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-4497/2017
г. Кострома
20 июля 2017 года
Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубовой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, к индивидуальному предпринимателю ФИО1, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены (потовые уведомления в деле).
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ дело рассмотрено без участия сторон.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В адрес Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области 24.04.2017 г. поступил материал УМВД России по г. Костроме о выявлении сотрудником ОГИБДД УМВД России по городу Костроме нарушений требований действующего законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения.
Государственным инспектором БДД ОГИБДД УМВД России по г. Костроме 12.04.2017 года по адресу: <...> был остановлен автомобиль марки Renault Logan, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ФИО1, свидетельство о регистрации тс 44 ХК № 922567, под управлением водителя ФИО2, работающего водителем у предпринимателя. При проверке водителем было представлено разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Костромской области от 24.02.2012 г. серия КО № 0000573, срок действия которого истек 24.02.2017 г.
Заместитель начальника отдела организации транспортного обслуживания Департамента и дорожного хозяйства Костромской области ФИО3, рассмотрев данные документы, пришел к выводу, что перевозка пассажиров осуществлялась предпринимателем с нарушением требований действующего законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения, что свидетельствует о наличии в его действиях признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данным должностным лицом Департамента 11.05.2017 года в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № 14/17 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
С заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности Департамент руководствуясь абзацем 4 части 3 статьи 23. КоАП РФ, частью 2 статьи 202 АПК РФ обратился арбитражный суд.
В судебном заседании, состоявшемся 29.06.2017 г., представитель заявителя поддержал заявленные требования, пояснил, что полномочия Департамента на составление протоколов об административном правонарушении следуют из части 3 статьи 28.3 КоАП РФ и пункта 1 Постановления Администрации Костромской области от 10.09.2013 N 359-а "Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Костромской области и о внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 09.12.2011 N 485-а".
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси (часть 3 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).
Согласно пункту 18 статьи 9 Закона № 69-ФЗ порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, предусмотренных частями 1.4 и 16 настоящей статьи, а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси, определяется законом субъекта Российской Федерации.
Порядок осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований по перевозке пассажиров и багажа легковым такси установлен законом Костромской области от 17.11.2011 N 138-5-ЗКО "О порядке осуществления регионального государственного контроля за соблюдением требований по перевозке пассажиров и багажа легковым такси" (далее Закон N 138-5-ЗКО).
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 138-5-ЗКО региональный государственный контроль осуществляется исполнительным органом государственной власти Костромской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля администрацией Костромской области.
Согласно пункта 1 Положения о Департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 14.01.2008 N 5 "О департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области" (вместе с "Положением о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области") Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 17.4 Положения в полномочия Департамента входит выдача, переоформление и выдача дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Костромской области.
Таким образом, органом, уполномоченным выдавать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Костромской области, является Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области.
За перевозку пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление такой деятельности, предусмотрена административная ответственность по части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (Обзор "Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации", утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, вопрос N 6).
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, Государственным инспектором БДД ОГИБДД УМВД России по г. Костроме 12.04.2017 года по адресу: <...> был остановлен автомобиль марки Renault Logan, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащий индивидуальному предпринимателю ФИО1, свидетельство о регистрации тс 44 ХК № 922567, под управлением водителя ФИО2, работающего водителем у индивидуального предпринимателя ФИО1
При этом срок действия разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Костромской области от 24.02.2012 г. серия КО № 0000573, выданного предпринимателю ФИО1 истек 24.02.2017 г.
Из объяснений водителя ФИО2 от 12.04.2017 г. следует, что он работает водителем у ИП ФИО1 на т/с Renault Logan г/н <***>, осуществляет перевозки на коммерческой основе (такси «Тройка»), о том, что срок действия разрешения истек он не знал.
Совокупность данных фактов, подтвержденных материалами дела, свидетельствует о том что, что ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Костромской области без специального разрешения, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях (часть 1).
Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (часть 2).
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 2 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье:
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Департаментом не представлено доказательств, подтверждающих факт утверждения (установления) уполномоченными органами исполнительной власти Костромской области перечня должностных лиц Департамента транспорта Костромской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ссылку Департамента на часть 3 статьи 28.3 КоАП РФ, пункт 1 Постановления Администрации Костромской области от 10.09.2013 N 359-а суд признает несостоятельной, так как данным пунктом установлен только перечень видов регионального государственного контроля (надзора), организационная структура в части подразделений, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) и перечень должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор).
При этом данным нормативно-правовым актом не утвержден перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что следует из абзаца 2 части 4 статьи 28.3 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным на это должностным лицом.
Соответственно, законные основания для удовлетворения заявленных требований и привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ у суда отсутствуют.
Как разъяснено в пункте 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.
При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Д.А Мосунов