АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-5253/2019
г. Кострома 30 июля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июля 2019 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вороновой А.А.
при участии:
от заявителя: Кузнецов К.С. – представитель по доверенности от 07.03.2016 № 01,
от ответчика: Морева С.С. – представитель по доверенности от 09.01.2019 №4,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Костромской Регион» к Государственной жилищной инспекции Костромской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.04.2019 № 17-29-2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Костромской Регион» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Костромской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.04.2019 № 17-29-2019 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве.
Как следует из материалов дела, управляющая компания осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 05.04.2016 № 44-000080.
Во исполнение приказа заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Главного государственного жилищного инспектора А.В. Чибиса от 23.01.2019 № 27/пр и поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 16.01.2019 № ВМ-П9-148 по вопросу безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, сотрудниками Государственной жилищной инспекции Костромской области в период с 08.02.2019 по 15.02.2019 на основании приказа инспекции от 07.02.2019 № 291 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК «Костромской регион» на предмет соблюдения лицензиатом обязательных лицензионных требований, обеспечивающих безопасность использования и содержания внутридомового газового оборудования (ВДГО) в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Костромской регион».
Материалами дела подтверждается, что в управлении общества находится 13 многоквартирных жилых домов по адресам:
1) г. Кострома проезд Березовый, д. 8А, год постройки 1984, на основании договора управления от 01.12.2017, по которому управляющая компания принимает на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
2) г. Кострома микрорайон Давыдовский-1, д. 22, год постройки 1981, на основании договора управления от 07.06.2017.
3) г. Кострома микрорайон Давыдовский-2, д. 61, год постройки 1988, на основании договора управления от 12.03.2017.
4) г Кострома микрорайон Давыдовский-2, д. 75, год постройки 1986, на основании договора управления от 10.02.2017.
5) г. Кострома микрорайон Давыдовский-3, д. 2, год постройки 1998, на основании договора управления от 20.06.2017.
6) г. Кострома микрорайон Давыдовский-3, д. 9, год постройки 2013, на основании договора управления от 27,05.2016.
7) г. Кострома микрорайон Давыдовский-3, д. 28Б, год постройки 2004, на основании договора управления от 01.06.2017.
8) г. Кострома шоссе Кинешемское, д. 68, год постройки 2001, на основании договора управления от 31.05.2016.
9) г. Кострома шоссе Кинешемское. д. 70, год постройки 2004, на основании договора управления от 22.06.2016.
10) г. Кострома ул. Проселочная, д. 32, год постройки 1999, на основании договора управления от 27.05.2016.
11) г. Кострома ул. Профсоюзная, д. 16, год постройки 1997, на основании договора обслуживания по которому управляющая компания принимает на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
12) г. Кострома ул. Профсоюзная, д. 32А, год постройки 1982, на основании договора управления от 05.03.2017.
13) г. Кострома проезд Рябиновый, д. 16, год постройки 2015, на основании договора управления от 19.06.2016.
Данные дома подключены к централизованной системе газоснабжения, за исключением домов по ул. Профсоюзная, д. 32А; м/р-н Давыдовский-3, д. 9; проезд Березовый, 8А.
В ходе проверки обществом был представлен договор от 08.06.2016 № 11-19/325 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, заключенный с АО «Газпром газораспределение Кострома», и дополнительное соглашение № 9 к данному договору, из которых следует, что в управлении общества находятся следующие дома: дом № 22 в м/р-не Давыдовский-1; дом № 61 в м/р-не Давыдовский-2; дом № 75 в м/р-не Давыдовский-2; дом № 2 в м/р-не Давыдовский-3; дом № 28Б в м/р-не Давыдовский-3; дом № 68 по ш. Кинешемскому; дом № 70 по ш. Кинешемскому; дом № 32 по ул. Проселочной; дом № 16 по ул. Профсоюзной; дом № 16 по проезду Рябиновому. '
Таким образом, обществом не представлен график технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, охватывающий все многоквартирные дома, находящиеся в его управлении, что указывает на нарушение требований пунктов 39, 43 Правил № 410, выразившееся в неосуществлении технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, для всех многоквартирных домов находящихся в управлении общества.
Обществом представлены акты приемки выполненных работ по техническому обслуживанию газопроводов в домах: акт от 12.12.2018 в отношении дома № 70 по ш. Кинешемское; акт от 12.12.2018 в отношении дома № 68 по ш. Кинешемское; акт от 05.10.2017 в отношении дома № 2 в м/р-не Давыдовский-3; акт от 12.02.2018 в отношении дома № 22 в м/р-не Давыдовский-1-; акт от 09.10.2017 в отношении дома № 16 по проезду Рябиновый. На остальные дома, находящиеся в управлении общества, акты по техническому обслуживанию газопроводов не представлены.
Обществом представлен договор от апреля 2018 года № 107, заключенный с ООО «Трубочист44», на проведение периодической проверки вентиляционных каналов, газоходов и дымоходов.
При этом график проведения проверки вентиляционных каналов, газоходов и дымоходов на многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества, не представлен.
Согласно представленным актам периодические проверки вентиляционных каналов в 2018 году проведены 1 раз в следующих многоквартирных домах: акт от 24.04.2018 № 231 - дом № 75 в м/р-не Давыдовский-2; акт от 06.11.2018 № 666 - дом № 8А по проезду Березовый; акт от 09.11.2018 № 669 - дом № 16 по ул. Профсоюзная, с нарушением периодичности, установленной пунктом 12(в) Правил № 410, и нарушением требований пункта 3.1.3 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр.
Не организовав проверку состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов с установленной периодичностью, общество в нарушение пункта 5 Правил № 410 не обеспечило безопасное использование внутридомового газового оборудования, то есть содержит общее имущество дома с нарушением требований пункта 10 (а, б, д), пункта 11 (а) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Лицо, ответственное за безопасное использование и содержание ВДГО, в обществе не назначено, первичный инструктаж по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд должностным лицом не пройден, не выполнены требования пунктов 2.1, 2.8, 3.1, 3.1.2 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр, пункта 3 Правил № 410, то есть Общество содержит общее имущество многоквартирных домов с нарушением требований пункта 10 (а, б, д) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
На многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества, в ходе проверки проектная, эксплуатационная документация ВДГО не представлена. Обществом представлено письмо от 14.02.2019 № 126, направленное в АО «Газпром газораспределение Кострома», о предоставлении проектной документации ВДГО на многоквартирные дома, находящиеся в управлении заявителя. Таким образом, обществом не выполнены требования пункта 3.1.9 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр; пункта 3 Правил № 410, то есть общество содержит общее имущество многоквартирных домов, находящихся в его управлении, с нарушением требований пункта 10 (а, б, д), пункта 26 (д) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Проверка загазованности подвалов и технических этажей многоквартирных домов по адресам: г. Кострома, м/р-н Давыдовский-1, дом № 22, м/р-н Давыдовский-2, дом № 61, м/р-н Давыдовский-2, дом № 75, м/р-н Давыдовский-3, дом № 2, м/р-н Давыдовский-3, дом № 28Б, ш. Кинешемское, дом № 68, ш. Кинешемское, дом № 70, ул. Проселочная, дом № 32, проезд Рябиновый, дом № 16 с фиксацией результатов контроля в журнале проверок не проводится, что указыает на невыполнение требований пункта 3.1.14 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр; лпункта 3 Правил № 410, то есть общество содержит общее имущество дома с нарушением требований пункта 10 (а, б, д) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В Многоквартирных домах по адресам: г. Кострома, м/р-н Давыдовский-1, дом № 22; м/р-н Давыдовский-2, дом № 61; м/р-н Давыдовский-2, дом № 75; внутридомовая система газоснабжения эксплуатируется сроком более 30 лет.
Обществом договор о техническом диагностировании внутридомового газового оборудования не заключен, проведение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования не обеспечено, чем нарушены требования пунктов 5, 9 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613, пункта 3.4 "МДС 42-1.2000. Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования, утвержденного Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 № 101, пунктов 4(в), 8, 9 Правил № 410.
В отсутствии проведенной первичной диагностики внутридомового газового оборудования по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию в многоквартирных домах по адресам: г. Кострома, м/р-н Давыдовский-2, д. 61; м/р-н Давыдовкий-1, д. 22; м/р-н Давыдовский-2, д. 75 общество содержит общее имущество многоквартирных домов с нарушением требований пунктов 5, 9 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613, пункта 3.4 "МДС 42-1.2000. Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования", утвержденного Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 № 101, пунктов 4(в), 8, 9 Правил № 410; пункта 10 (а, б, д) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.02.2019 № 19-29.
Посчитав, что указанные обстоятельства нарушают пункты 3, 4(в), 8, 9, 12(в), 39, 43 Правил «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410, пункты 2.1, 2.8, 3.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.9, 3.1.14 Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр, пункты 5, 9 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613, пункт 3.4 "МДС 42-1.2000. Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования, утвержденного Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 № 101, подпункты «а, б, д» пункта 10, подпункт «а» пункта 11, подпункт «д» пункта 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, пункт 3 (а, б) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, должностным лицом инспекции в отношении ООО УК «Костромской регион» составлен протокол от 29.03.2019 № 17-29 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов административного дела заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Костромской области вынес постановление от 12.04.2019 № 17-29-2019 о признании ООО УК «Костромской регион» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Подробная позиция общества изложена в заявлении.
Ответчик требования не признал, указал, что общество как лицензиат согласно договору и закону обязан выполнять работы и услуги, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации имущества дома, по проведению регламентных работ в целях обеспечения безопасности проживающих и сохранения общего имущества МКД; все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли у управляющей компании возможность их выполнения.
Выполнение данных услуг и работ в соответствии с пунктом 3 Положения №1110 относится к выполнению лицензионных требований.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы и пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются, положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В части 4 статьи 1 Закона № 99 содержится перечень видов деятельности, особенности лицензирования которых, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление этих видов деятельности. В данный перечень включена предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 4).
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются в том числе следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу пункта 2 Правил № 410 внутридомовым газовым оборудованием в многоквартирном доме считается являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа, и иное оборудование, предусмотренное Правилами № 410.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 410 взрывобезопасность, механическая, пожарная, термическая, химическая, экологическая и электрическая безопасность, а также исправность внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в процессе их использования и содержания достигаются путем технического обслуживания и ремонта указанного оборудования, выполняемых на основании договора, заключаемого между заказчиком и исполнителем, а также соблюдения указанными сторонами договора иных требований, предусмотренных настоящими Правилами и инструкцией по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
Подпунктом «в» пункта 4 Правил № 410 установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются, в том числе путем осуществления технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу пункта 8 Правил № 410 работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Пунктом 9 Правил № 410 установлено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются специализированной организацией или иной организацией, которые соответствуют требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил.
Согласно пункту 12(в) Правил № 410 проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) - не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
Пунктом 39 Правил № 410 предусмотрено, что в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования указываются:
а) дата и место заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) наименование (фирменное наименование) специализированной организации - исполнителя;
в) реквизиты расчетного счета исполнителя;
г) сведения о заказчике (для гражданина - фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, для юридического лица - наименование (фирменное наименование), его место нахождения (место государственной регистрации));
д) адрес многоквартирного дома, адрес квартиры в многоквартирном доме или домовладения, в котором расположено внутридомовое или внутриквартирное газовое оборудование, техническое обслуживание и ремонт которого будут осуществляться по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
е) реквизиты акта об определении границы раздела собственности на газораспределительные сети (при наличии такого акта);
ж) количество и типы газоиспользующего оборудования, входящего в состав соответственно внутридомового или внутриквартирного газового оборудования;
з) тип установленного прибора учета газа (при наличии) и место его присоединения к газопроводу;
и) перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включающий в себя минимальный перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования согласно приложению, а также сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг), включая периодичность выполнения отдельных работ (услуг) по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
к) цена договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
л) порядок и сроки оплаты выполненных работ (оказанных услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с учетом положений, предусмотренных разделом V настоящих Правил;
м) права, обязанности и ответственность сторон;
н) срок действия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
о) иные условия и положения, которые стороны договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования сочтут необходимыми и которые не должны противоречить положениям настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 43 Правил № 410 исполнитель обязан:
а) осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции:
обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже 1 раза в год;
приборное обследование технического состояния газопроводов - не реже 1 раза в 3 года;
б) осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам;
г) при очередном техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования проводить инструктаж заказчика по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, который осуществляется в устной форме с передачей (непосредственно после проведения инструктажа) заказчику инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Факт передачи инструкции и проведения инструктажа фиксируется в акте, подписываемом заказчиком и исполнителем;
д) при очередном техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования осуществлять техническое обслуживание резервуарной, групповой или индивидуальной баллонной установки сжиженных углеводородных газов, а также проверку наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом;
е) осуществлять техническое обслуживание резервуарной (для одного домовладения) и групповой баллонной установки сжиженных углеводородных газов, входящей в состав внутридомового газового оборудования, - не реже 1 раза в 3 месяца;
ж) выполнять работы по ремонту внутридомового или внутриквартирного газового оборудования на основании заявок заказчика;
з) обеспечивать заказчику возможность ознакомиться с нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение технологических операций, входящих в состав работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Приказом Минстроя России от 05.12.2017 № 1614/пр утверждена Инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
В соответствии с пунктом 2.1. Инструкции № 1614/пр в целях обеспечения безопасного использования газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд специализированная организация, с которой заключен договор о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) ВКГО, проводит первичный и повторный (очередной) инструктаж по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд:
в отношении ВДГО многоквартирного дома - лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (в том числе управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов) или их представителей, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственников таких помещений или одного из собственников помещений в таком доме или иного лица, имеющего полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме.
Лицу, прошедшему первичный инструктаж, выдаются копия Инструкции, а также документ, подтверждающий прохождение первичного инструктажа (пункт 2.8 Инструкции № 1614/пр).
Лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, необходимо:
Назначить лицо, ответственное за безопасное использование и содержание ВДГО, которое должно пройти первичный инструктаж с применением технических средств и действующего бытового газоиспользующего оборудования, в том числе бытового газоиспользующего оборудования с организованным отводом продуктов сгорания в дымовой канал (пункт 3.1.2. Инструкции № 1614/пр).
Обеспечивать надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов, в том числе самостоятельно (при наличии лицензии, выданной в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 2, ст. 298; 2015, № 19, ст. 2820; 2017, № 42, ст. 6160), или по договору с организацией, имеющей лицензию, своевременно и качественно осуществлять проверку состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, наличие тяги, а также при необходимости очистку и (или) ремонт дымовых и вентиляционных каналов (в том числе оголовков каналов) (пункт 3.1.3 Инструкции № 1614/пр).
Обеспечивать наличие проектной, эксплуатационной и другой технической документации, в том числе подтверждающей надлежащее техническое состояние ВДГО, дымовых и вентиляционных каналов, а также представлять копии указанных документов по запросу специализированной организации, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, и уполномоченных органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный контроль (пункт 3.1.9. Инструкции № 1614/пр).
Не реже 1 раза в 10 рабочих дней проводить проверку загазованности подвалов, погребов, подполий и технических этажей с фиксацией результатов контроля в журнале проверок с указанием даты проведения проверок, лиц, которыми они были проведены, помещений, в которых проводились проверки, результатов проведения проверок (пункт 3.1.14. Инструкции №1614/пр).
Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 № 613 утверждены Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении газового оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов (пункт 5 Правил № 613).
Пунктом 9 Правил № 613 установлено, что техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно проводиться по окончании сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации оборудования, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, с периодичностью один раз в пять лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования либо проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
При замене оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, предусмотренных пунктом 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, техническое диагностирование замененного оборудования не проводится.
Пунктом 3.4 "МДС 42-1.2000. Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования», утвержденного Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 № 101, предусмотрено, что первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 № 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Состав общего имущества многоквартирного дома определен статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Правил № 491, в соответствии с которыми к общему имуществу многоквартирного дома относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В соответствии с пунктом 10 (подпункты а, б, г), пунктом 11 (подпункт з), пунктом 11 (1) Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя (пункт 11):
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включается в том числе проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии) (подпункт «д» пункта 26 Правил № 491).
Материалами дела подтверждается, что положения приведенных норм исполняются заявителем ненадлежащим образом, что является нарушением лицензионных требований к лицензиату, предусмотренных пунктом 3 (подпункты а, б) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
Вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ доказана административным органом.
Факт наличия в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается материалами производства по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение общества к административной ответственности, судом не установлено, гарантия защиты прав и законных интересов лицу, привлекаемому к административной ответственности, заявителем обеспечена.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного суд не усматривает.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, имеющуюся у общества возможность устранить допущенные нарушения (доказательств обратного заявителем не представлено), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
Между тем, в рассматриваемом случае суд считает возможным снизить размер примененного административным органом штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией обществу назначен штраф в размере 250 000 рублей.
Суд учитывает, что управляющей компанией принимаются меры по устранению выявленного нарушения (подтверждается актом проверки от 08.07.2019 на предмет исполнения предписания), а также то, что по сведениям представителя Государственной жилищной инспекции Костромской области на основании представленных ответчиком документов не выявлено фактов, указывающих на ненадлежащее содержание внутридомового газового оборудования.
Ответчик является субъектом малого предпринимательства (микропредприятие), о чем в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016 внесена соответствующая запись.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, отсутствие негативных последствий, отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения реальной угрозы его причинения объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, доказательств причинения имущественного ущерба, а также принятие обществом мер, направленных на устранение выявленных нарушений, суд считает возможным уменьшить размер назначенного административного штрафа до 125 000 рублей, что в полной мере соответствует принципу справедливости наказания и обеспечивает его неотвратимость.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Ошибочно уплаченная платежным поручением от 29.04.2019 № 254 государственная пошлина подлежит возврату ООО Управляющая компания «Костромской Регион».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Изменить назначенное обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Костромской Регион» постановлением Государственной жилищной инспекции Костромской области от 12.04.2019 № 17-29-2019 административное наказание по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер административного штрафа с 250 000 рублей до 125 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Костромской Регион» государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, уплаченную платежным поручением от 29.04.2019 № 254.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Т.Н. Смирнова