АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-5556/2012
г. Кострома 16 октября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2012 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антоновой Н.Ю.,
при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 15.11.2011 № 0303/11, паспортные данные в протоколе;
от ответчика: ФИО2, доверенность от 29.03.2012 № 27, удостоверение № 66 от 14.09.2012;
рассмотрев заявление Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Москва в лице филиала открытого акционерного общества «МТС» г. Ярославль, г. Ярославль, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области, г. Кострома, о признании незаконным и отмене предписания от 29.03.2012 № 2202-03 о прекращении нарушений прав потребителей в части пунктов 1, 3, 4, 5 и 6,
установил:
Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы», г. Москва, в лице филиала открытого акционерного общества «МТС» в городе Ярославле, обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Костромской области от 29.03.2012 об устранении нарушений обязательных требований.
В судебном заседании заявитель пояснил суду, что в связи с проведенной Управлением Роспотребнадзором плановой выездной проверки ОАО «МТС» по месту деятельности филиала в городе Костроме по вопросу соблюдения Обществом требований действующего законодательства по соблюдению прав потребителей, ОАО «МТС» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Также в адрес общества направлено предписание от 29.03.2012 об устранении нарушений обязательных требований. С заявлением о признании указанного предписания недействительным общество обратилось в суд.
Управление Роспотребнадзора заявленные требования не признало. Обжалуемое предписание считает законным и обоснованным.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Управлением Роспотребнадзора по Костромской области на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 10.01.2012 № 1 проведена проверка соблюдения ОАО «МТС» по месту деятельности структурного подразделения в городе Костроме требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328 (далее – Правила № 328), Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 576 (далее – Правила № 575).
В ходе проверки выявлены нарушения требования пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей в части предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах связи в письменной форме в полном перечне согласно пунктов 19, 20 Правил связи № 328.
Также выявлено, что в нарушение требований статьи 55 Закона о связи, пункта 57 Правил № 575, пункта 55 Правил № 328 ОАО «МТС» не имеет книги жалоб и предложений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Костромской области от 22.03.2012 № 607. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Также в ходе проверки административным органом были исследованы договоры о предоставлении услуг связи МТС, заключенные оператором связи с гражданами-потребителями (в материалы дела представлены два договора от 13.01.2012), в результате чего было установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей указанные договоры содержат условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Так, в Правила оказания услуг связи МТС, являющиеся неотъемлемой частью договоров с потребителями услуг МТС, обществом включены пункты 3.4, 7.5, 17.3, содержащие условия, ущемляющие права потребителей.
Согласно пункту 3.4 Правил в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О персональных данных» оператор в период с момента заключения договора и до момента достижения цели обработки персональных данных обрабатывает данные абонента с использованием своих программно-аппаратных средств. Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование и уничтожение персональных данных. На период с момента заключения договора и до прекращения обязательств сторон по договору абонент выражает свое согласие на передачу оператором третьим лицам сведений об абоненте, указанных в статье 53:
-осуществляющим в соответствии с законодательством формирование, обработку, хранение и выдачу информации об исполнении должниками принятых на себя обязательств;
-осуществляющим от имени оператора взыскание с абонента задолженности за услуги, или которым передано право требования такой задолженности;
-осуществляющим в соответствии с законодательством государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
В случае несогласия абонента с предоставлением таких данных оператором третьим лицам, данные условия не распространяют свое действие на взаимоотношения сторон при условии, что абонент подпишет соответствующее заявление об отказе при заключении договора или подаст его в адрес оператора в период действия договора.
В силу пункта 7.5 Правил абонент вправе выразить свое согласие или отказ от возможности использования, в том числе предоставления оператором третьим лицам, сведений об абоненте, в целях и случаях, когда необходимость такого согласия/отказа предусмотрена нормативно-правовыми актами о связи. Если абонент не выразил своего несогласия, согласие считается оформленным путем подписания договора. Отказ от возможности использования, в том числе предоставления оператором третьим лицам, сведений об абоненте, оформляется путем подачи абонентом оператору письменного заявления, являющегося неотъемлемой частью договора, либо иным способом, установленным оператором. Такой отказ действует с момента его получения оператором и может быть выражен при заключении договора либо в период его действия.
На основании пункта 17.3 Правил оператор вправе, в любом случае, устанавливать и/или изменять самостоятельно тарифные планы, отдельные тарифы на услуги, определять иные ценовые условия предоставления услуг, при условии извещения абонентов о введении указанных изменений не менее чем за 10 календарных дней до момента вступления их в силу через средства массовой информации, в том числе на Internet-сайте оператора, или направлением уведомления иным допускаемым способом. Кроме того, оператор вправе в одностороннем порядке определять и изменять перечень уполномоченных лиц.
Сделав вывод о том, что в указанные пункты договоров от 13.01.2012 включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, Управление Роспотребнадзора по Костромской области привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ. Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области вынес постановление от 22.03.2012 № 608 о признании ОАО «МТС» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Также в адрес ОАО «МТС» направлено предписание от 29.03.2012 об устранении нарушений обязательных требований.
Нарушения прав потребителей предписано устранить в срок до 01.06.2012.
В целях устранения нарушений следует:
1. Включить в типовой договор и заключаемые с потребителями договоры на предоставление услуг связи следующую обязательную информацию; место заключения договора; способ доставки счета; согласие (отказ) потребителя на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг; согласие (отказ) потребителя на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания.
2. Обеспечить наличие Книги жалоб и предложений.
3. При заключении договоров с потребителями на предоставление услуг связи в обязательном порядке брать с каждого потребителя письменное конкретное, информированное и сознательное согласие либо отказ на обработку его персональных данных ОАО «МТС» и передачу этих данных третьим лицам. С указанием сведений, подлежащих обработке и передаче, и цели этой обработки и передачи.
4. Взять с абонентов, с которыми 13.01.2012 года были заключены договоры № 89701011059002707107 (телефон <***>) и № 89701011059002707545 (телефон <***>), письменное конкретное, информированное и сознательное согласие либо отказ на обработку их персональных данных ОАО «МТС» и передачу этих данных третьим лицам.
5. Предусмотреть подпись потребителя под условиями заключенного с ним договора (Правила МТС).
6. Исключить из п. 17.3 Правил МТС условие о том, что оператор вправе извещать абонентов о введении изменений ценовых условий не через средства массовой информации, а иным способом.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании данного предписания недействительным.
Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, третьего лица, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Из материалов дела следует, что общество постановлениями от 22.03.2012 № 607 и от 22.03.2012 № 608 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 14.8 КоАП РФ.
Общество обжаловало постановление № 608, согласно которому оно признано виновным в совершении административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ в суд. Решением от 12.05.2012 по делу № А31-3106/2012 суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, посчитав факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, установленным. Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 решение суда оставлено без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, факт совершения обществом правонарушения, послуживший основанием для вынесения Роспотребнадзором оспариваемого представления в части пункта 1 (включения в типовой договор согласия (отказа) потребителя на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг; согласия (отказа) потребителя на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания), 3, 4, 6 доказан. Требования указанных пунктов предписания правомерны и направлены на устранение выявленных нарушений и недопущение их совершения в дальнейшем.
В силу положений ст.ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно части 1 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В части 1 статьи 45 Закона о связи определено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи.
На основании пункта 15 Правил № 328 сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор заключается в письменной форме в 2-х экземплярах и подписывается сторонами. Договор, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, должна быть заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени.
Согласно пункта 19 Правил № 328 в договоре должны быть указаны следующие данные:
а) дата и место заключения договора;
б) наименование (фирменное наименование) оператора связи;
в) реквизиты расчетного счета оператора связи;
г) реквизиты выданной оператору связи лицензии;
д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения - для юридического лица);
е) согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг;
ж) номер SIM-карты;
з) согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания;
и) способ доставки счета;
к) права, обязанности и ответственность сторон;
л) срок действия договора.
Согласно п. 17 Правил № 575 договор заключается путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2-х экземплярах, один из которых вручается абоненту. Порядок осуществления конклюдентных действий, а также их перечень устанавливаются офертой.
В соответствии с п. 22 Правил № 575 в договоре, заключаемом в письменной форме, должны быть указаны:
а) дата и место заключения договора;
б) наименование (фирменное наименование) и место нахождения оператора связи;
в) реквизиты расчетного счета оператора связи;
г) реквизиты выданной оператору связи лицензии;
д) сведения об абоненте:
фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина;
наименование (фирменное наименование), место нахождения, место государственной регистрации - для юридического лица;
реквизиты документа, удостоверяющего личность, и свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
е) адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования и описание абонентской линии (при доступе к сети передачи данных с использованием абонентской линии);
ж) технические показатели, характеризующие качество телематических услуг связи (в том числе полосу пропускания линии связи в сети передачи данных);
з) технические нормы, в соответствии с которыми оказываются телематические услуги связи и технологически неразрывно связанные с ними услуги;
и) тарифы и (или) тарифный план для оплаты телематических услуг связи в российских рублях;
к) адрес и способ доставки счета за оказанные телематические услуги связи;
л) права, обязанности и ответственность сторон, в том числе обязательства оператора связи по соблюдению сроков и порядка устранения неисправностей, препятствующих пользованию телематическими услугами связи;
м) срок действия договора;
н) перечень дополнительных обязательств перед абонентом, добровольно принимаемых на себя оператором связи.
В соответствии с п. 23 Правил № 575 в договоре должны быть указаны следующие существенные условия:
а) состав оказываемых телематических услуг связи;
б) используемые абонентские интерфейсы;
в) тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи;
г) порядок, срок и форма расчетов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО «МТС» предоставляет абонентам услуги связи в сети подвижной связи с выделением абоненту абонентского номера и передачей SIM-карты для идентификации абонентской станции в сети. Исследуемые договоры не содержат всех предусмотренных нормами законами существенных условий.
Как следует из текста договора (л.д. 70,71) неотъемлемой частью данного договора являются Правила оказания услуг связи МТС (включающие в себя, в том числе, и ряд вышеперечисленных требований), которые, как следует из текста договора, абоненту известны и понятны. Подпись абонента в договоре подтверждает в том числе и его ознакомление с указанными Правилами.
Проверкой установлено, что Правила МТС размещены на отдельном бумажном носителе, при заключении договора должны передаваться сотрудником общества абоненту. При этом данные Правила не содержат подписей сторон. Отсутствие в указанных Правилах подписи абонента (потребителя) правомерно было оценено контролирующим органом как незаключение договора, содержащего существенные условия.
Также правомерно требование Управления Роспотребнадзора о необходимости наличия в месте осуществления деятельности общества книги жалоб и предложений.
Согласно части 2 статьи 55 Закона о связи оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию пользователя услугами связи.
Аналогичные требования закреплены в пункте 57 Правил № 575 и пункте 55 Правил № 328.
На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Москва, в лице филиала открытого акционерного общества «МТС» г. Ярославль о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Костромской области от 29.03.2012 № 31 об устранении нарушений обязательных требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Л.А.Максименко