ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-5938/12 от 23.10.2012 АС Костромского области


                  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № A31-5938/2012

г. Кострома29 октября 2012года

Резолютивная часть решения объявлена   23 октября 2012года.

Полный текст решения изготовлен   29 октября 2012года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление администрации городского округа город Буй Костромской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

третье лицо - ООО «Буйторг»

о признании недействительным решения от 15.03.2012 № 04-06/1007

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой О.Ю.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 06.08.2012,

от ответчика – не явился,

от третьего лица – не явился,

установил.

администрация городского округа город Буй Костромской области (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Управление) по делу № 04-06/1007 от 15.03.2012, возбужденному по признакам нарушения части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Представитель заявителя в судебном заседании подтвердил свои позиции по существу заявленных требований.

УФАС направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо не направило в суд своего представителя.

Подробно позиции сторон изложены в заявлении, письменном отзыве и пояснениях.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии с приказом от 16.11.2011 года Костромским УФАС России была проведена внеплановая проверка торговых сетей городского округа город Буй Костромской области. Ее предметом являлась проверка соблюдения хозяйствующими субъектами требований статей 13-16 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле).

При проведении проверки открытым акционерным обществом «Буйторг» (далее - ОАО «Буйторг», Общество) было заявлено о наличии между ним и администрацией городского округа город Буй Костромской области соглашения об установлении торговой надбавки к оптовым ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, которое, по мнению Общества, может противоречить требованиям законодательства Российской Федерации. Из существа соглашения следует, что Общество обязуется, осуществляя торговлю продовольственными товарами, устанавливать торговую надбавку к оптовым ценам в размере не более 15% на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, перечень которых установлен приложением к соглашению. Указанное соглашение было заключено 29 октября 2010 года сроком на 2 месяца. Срок действия соглашения дважды продлевался: до 31 июля 2011 года на основании дополнительного соглашения от 31 декабря 2010 года; до 31 декабря 2011 года на основании дополнительного соглашения от 4 августа 2011 года.

01 марта 2012 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области рассмотрела дело №04-06/1007, возбужденное по признакам нарушения Администрацией городского округа город Буй Костромской области части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции». Комиссия УФАС по Костромской области решила признать факт нарушения Администрацией городского округа город Буй Костромской области части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий по заключению и реализации соглашения, которые могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в заключении и реализации соглашения между администрацией городского округа город Буй Костромской области и ОАО «Буйторг» об установлении торговой надбавки к оптовым ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров от 29 октября 2010 года, которое могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и передала материалы дела № 04-06/1007 должностному лицу Костромского УФАС России, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения материалов дела на предмет возбуждения административного производства.

Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения УФАС от 15.03.2012 № 04-06/1007, полагая, что Управление ФАС по Костромской области при рассмотрении указанного дела неправильно применило нормы материального права.

По мнению заявителя, нарушение части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции» в действиях Администрации городского округа город Буй Костромской области имело бы место, если бы Администрацией городского округа город Буй Костромской области был бы принят какой-либо нормативный правовой акт, касающийся неопределенного круга лиц (постановление или распоряжение), которым предприятия торговли (в частности, ОАО «Буйторг») обязывались бы установить торговые надбавки к оптовым ценам на отдельные социально значимые продовольственные товары. Администрация городского округа город Буй Костромской области нормативных правовых актов по этому вопросу не принимала.

УФАС в своем отзыве указывает, что заключение сторонами соглашения и его реализация привели к поддержанию цен (тарифов) - установлению торговой надбавки к оптовым ценам на отдельные виды социально-значимых продовольственных товаров (что недопустимо в силу закона) и могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части создания возможности для одного отдельного (конкретного) хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, в связи с данным соглашением хозяйствующий субъект при поддержке органа власти местного самоуправления получил возможность увеличить товарооборот.

При оценке доводов сторон суд исходит из следующего.

Оспариваемым решением администрации городского округа город Буй Костромской области вменяется нарушение статей 15 и 16 Закона о защите конкуренции.

Решение антимонопольного органа мотивировано следующим.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о торговле государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством: 1) установления требований к ее организации и осуществлению; 2) антимонопольного регулирования в этой области; 3) информационного обеспечения в этой области; 4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

Часть 2 статьи 4 Закона о торговле не допускает применение не предусмотренных частью 1 указанной статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из положений ст. 8 Закона о торговле следует, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона.

В соответствии со статьей 15 Закона о торговле органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению    конкуренции,    за    исключением    предусмотренных    федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Абзацем 1 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет соглашений между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

При этом антимонопольный орган, квалифицируя действия администрации, как противоречащие действующему законодательству о конкуренции,  исходит из наличия самого соглашения.

Между тем, заключение соглашения само по себе не является нарушением антимонопольного законодательства, т.к. для подобной квалификации действий администрации необходим такой обязательный признак, как то, что такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов).

С учетом того, что на момент проведения проверки антимонопольным органом и на момент вынесения решения соглашение уже не действовало в связи с истечением срока действия, антимонопольным органом необходимо было представить доказательства того, что данное соглашение привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов).

15 октября 2010 года на заседании Межведомственной рабочей группы по выработке и реализации комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на потребительном рынке Костромской области, главам муниципальных образований Костромской области было рекомендовано в недельный срок провести совещания с руководителями предприятий розничной и оптовой торговли и достичь договоренности по установлению размера торговой надбавки на отдельные социально значимые продовольственные товары, не превышающего 10-15% (для розничных магазинов), организовать специальные отделы, полки в отделах предприятий торговли, в которых торговая надбавка не превышает 10-15%, в рамках социального проекта «Забота», направленного на дополнительную защиту малообеспеченных категорий граждан.

В соответствии с указанным выше поручением администрация городского округа город Буй Костромской области организовала совещание с участием представителей предприятий розничной и оптовой торговли: ООО «Вариант-С», ОАО «Буйторг», ЗАО «МТИ», ООО «Фрегат», ООО «Крепыш», ООО «Кафа» с целью выяснения мнений представителей указанных предприятий торговли по вопросам ценовой политики в торговле, о рекомендуемых мерах по стабилизации розничных цен на продовольственные социально значимые товары, по обеспечению социальной защиты малообеспеченных категорий граждан. Присутствовавшие на указанном совещании представители предприятий выразили согласие с предложением об установлении предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары в размере от 10% до 15%.

Было решено, что с предприятиями, которые будут заинтересованы в этом вопросе, будут заключены соглашения об установлении торговой надбавки к оптовым ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.

 При этом перечень социально значимых товаров предприятие определяло самостоятельно, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».

В 2010 году такое решение было вызвано сложной ценовой ситуацией на продовольственном рынке по стране в целом, а также в Костромской области и городском округе город Буй.

К тому времени на территории города уже функционировали три социальных магазина: один - ООО «Вариант-С», два - ОАО «Буйторг», где торговая надбавка на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров составляла не более 15 %.

ОАО «Буйторг» (единственным акционером которого является муниципальное образование городской округ город Буй Костромской области в лице комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа город Буй) заключило письменное Соглашение об установлении торговой надбавки к оптовым ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.

 При заключении указанного Соглашения была применена форма Соглашения, которую в 2007 году разработал и рекомендовал к применению департамент экономического развития, промышленности и торговли Костромской области (на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 769 «О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости»).

Соглашение об установлении торговой надбавки к оптовым ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров от 29 октября 2010 года, заключенное между администрацией городского округа город Буй Костромской области и открытым акционерным обществом «Буйторг», изначально было заключено сроком на два месяца с 01 ноября 2010 года до 31 декабря 2010 года. Срок действия указанного Соглашения дважды продлевался: до 31 июля 2011 года на основании дополнительного соглашения от 31 декабря 2010 года; до 31 декабря 2011 года на основании дополнительного соглашения от 04 августа 2011 года.

При этом в самом соглашении было указано, что к нему вправе присоединиться любой хозяйствующий субъект – торговая организация, кроме того, предусмотрен свободный, уведомительный выход из данного соглашения.

 Из материалов дела следует, что заключение Соглашения с ОАО «Буйторг» фактически не повлекло ухудшения его финансового состояния и не ослабило его конкурентоспособности на рынке, так как на момент заключения указанного Соглашения торговая надбавка на продовольственные товары первой необходимости в магазинах этого предприятия, установленная им самостоятельно, уже и так была ниже, чем в других предприятиях города.

С другими предприятиями торговли по этим вопросам была достигнута устная договоренность, письменные соглашения с ними не заключались.

Нормативных правовых актов о заключении Соглашения от 29 октября 2010 года об установлении торговой надбавки к оптовым ценам на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров с ОАО «Буйторг» и о пролонгации указанного соглашения от 31 декабря 2010 года и от 04 августа 2011 года Администрацией городского округа город Буй Костромской области не принималось.

Указанное соглашение имело социальную направленность и было заключено в период финансового кризиса.

При таких обстоятельствах суд полагает, что само по себе заключение подобного соглашения не может свидетельствовать о нарушении статей 15 и 16 Федерального закона о конкуренции, так как Администрация городского округа город Буй Костромской области не принимала никаких распорядительных актов, обязывающих предприятия торговли заключать такие соглашения в обязательном порядке.

Антимонопольным органом не представлено каких-либо доказательств того, что результатом данного соглашения явилось то, что ОАО «Буйторг» либо получило какие-либо дополнительные преференции, либо, наоборот, было поставлено в худшие условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами в городе Буе.

Более того, из представленных сторонами сведений о динамике цен на товары, об уровне цен (уровень торговых надбавок) в магазинах ОАО «Буйторг» и магазинах иных торговых организаций не следует, что заключенное соглашение вообще кем-либо исполнялось, и цены и их изменение были связаны с параметрами, установленными в соглашении.

Ссылка антимонопольного органа о том, что увеличился товарооборот у ОАО «Буйторг» не является доказательством нарушения антимонопольного законодательства, т.к. данных, позволяющих сделать вывод о том, что это явилось следствием заключения соглашения антимонопольным органом не представлено.

Более того, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о динамике товарооборота у иных хозяйствующих субъектов – торговых организаций, действующих на территории города. 

Доводы антимонопольного органа о превышении администрацией своих полномочий при заключении соглашения с ОАО «Буйторг» в данном случае не имеют правового значения, т.к. необходимым условием для квалификации действий администрации, как нарушающих статьи 15 и 16  Закона о конкуренции, является то, соглашение привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов).

Доказательств данного обстоятельства антимонопольным органом не представлено.

Исходя из изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по делу № 04-06/1007 от 15.03.2012 – признанию недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 168, 170, 201 АПК РФ, суд

решил:

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области, принятое в отношении администрации городского округа город Буй Костромской области, по делу № 04-06/1007 от 15.03.2012, возбужденному по признакам нарушения части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», признать недействительным и отменить.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                     А.В. Зиновьев