ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-6299/14 от 02.10.2014 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-6299/2014

г. Кострома 09 октября 2014 год

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2014 год.

Полный текст решения изготовлен 09 октября 2014 год.

Судья арбитражного суда Костромской области Тетерин Олег Валерьевич, рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "КостромаРемСтрой", г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту финансового контроля Костромской области, г. Кострома (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения от 30.05.2014 года № 03-06-814 об отказе в согласовании заключения контракта,

Третьи лица: государственное казенное учреждение "Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей",

Костромская область в лице областного государственного казенного учреждения "Агентство государственных закупок Костромской области",

открытое акционерное общество "Архитектурно-градостроительный центр",

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой М.М.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – директор,

от ответчика: ФИО2- представитель (доверенность от 25.07.2014 г.),

от третьих лиц: государственное казенное учреждение "Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" - ФИО3.(директор),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "КостромаРемСтрой" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к департаменту финансового контроля Костромской области о признании незаконным решения от 30.05.2014 года № 03-06-814 об отказе в согласовании заключения контракта.

Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск (л.д.34-36).

Представители ОГКУ "Агентство государственных закупок Костромской области" и "Архитектурно-градостроительный центр", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.

Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями ст. ст. 152 – 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

ГКУ «Первомайский детский дом-интернат» (далее - Учреждение) заключило с ОАО «Архитектрурно-градостроительный центр» договоры по подготовке проектной документации на объекты: «Устройство эвакуационных лестниц из помещений (64, 75, 87 по ПД) второго этажа «Первомайского дома-интерната», расположенного по адресу: Костромская обл., Костромской р-он, ОПС Обломихино, <...>» (договор № АГЦ 19/13 от 28.06.2013 г.); «Устройство эвакуационных лестниц из помещений (ПО, 121, 133 по ПД) второго этажа «Первомайского дома-интерната», расположенного по адресу: Костромская обл., Костромской р-он, ОПС Обломихино, <...>» (договор № АГЦ 20/13 от 08.07.2013 г.); «Пробивка проемов с установкой дверных блоков в помещениях первого этажа Первомайского дома-интерната» (договор № ФГЦ 55/13 от 27.11.2013 г.).

На основании разработанной ОАО «Архитектрурно - градостроительный центр» проектной документации Учреждением была подготовлена аукционная документация и подана заявка на проведение аукциона на выполнение работ по устройству эвакуационных лестниц из помещений (ПО, 121, 133 по ПД) второго этажа «Первомайского дома-интерната», расположенного по адресу: Костромская обл., Костромской р-он, ОПС Обломихино, <...> в ГКУ «Агентство государственных закупок Костромской области», которое согласно постановлению от 29.11.2013 г. № 500-а «О создании областного государственного казенного учреждения «Агентство государственных закупок Костромской области» и об утверждении Порядка взаимодействия государственных заказчиков и иных заказчиков Костромской области осуществляет функции и полномочия организатора (уполномоченного органа) при проведении конкурса или аукциона по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Агентство принимает от Заказчика заявку, документацию, а в случае, определения поставщика на выполнение строительных, реконструкиионных и ремонтных работ, то и утвержденную и согласованную в установленном порядке проектную документацию, смету, дефектную ведомость; проверяет документацию на соответствие требованиям Федерального закона и бюджетного законодательства; создает комиссию по осуществлению закупок; обеспечивает размещение извещений, протоколов в РИС.

Агентством 07.05.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг https://zakupki.gov.ru/ было опубликовано извещение № 0841200000714001369 на право заключения контракта на выполнение работ но устройству эвакуационных лестниц из помещений (110,121,133 по ПД) второго этажа и «Первомайского дома-интерната», расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, ОПС Обломихино, <...>.

В качестве заказчика был указан ГКУ «Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей».

Приказом ОГКУ «АГЗКО» от 07.05.2014 г. № ГЗ-251 была создана аукционная комиссия в составе 5 человек.

В соответствии с частью 1 статьи 66 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия оценивает заявки участников закупки на соответствие требованиям документации об аукционе.

На участие в электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по устройству эвакуационных лестниц из помещений (1 10,121,133 по ПД) второго этажа «Первомайского дома-интерната» было подано четыре заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4. По результатам рассмотрения первых частей заявок 20.05.2014 г. аукционной комиссией было принято следующее решение:

Заявки с порядковыми номерами 1, 3, 4 были отклонены на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, а именно: непредоставление информации о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара).

В отношении заявки с порядковым номером 2 было принято решение о допуске к участию в электронном аукционе и признании участником аукциона.

На основании части 8 статьи 67 Закона 44-ФЗ аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.

Решение оформлено в виде протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме № 0841200000714001369-1 от 20.05.2014 г.

При рассмотрении второй части заявки с порядковым номером 2, поданной обществом с ограниченной ответственностью «КостромаРемСтрой», аукционной комиссией сделан вывод о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме. Результаты зафиксированы в протоколе рассмотрения заявки единственного участника аукциона от 21.05.2014 г. №0841200000714001369-2.

На основании п.25 ч.1 ст.93 № 44-ФЗ 26.05.2014 года Учреждение обратилось в департамент финансового контроля Костромской области, являющегося контрольным органом с обращением о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком.

Департамент финансового контроля Костромской области отказал в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, поскольку в документации об электронном аукционе были указаны не действующие ГОСТы и СНиПы.

Для устранения данных замечаний Учреждение 03.06.2014 года направило письмо №594 в ОАО «Архитектурно-градостроительный центр» с требованием устранить имеющиеся замечания в срок до 06.06.2014 года.

ОАО «Архитектурно-градостроительный центр» указанные недостатки устранило и на основании этого были внесены изменения в проектную документацию.

07.07.2014 года был проведен электронный аукцион, в котором заявитель участия не принял. Аукцион признан несостоявшимся.

25.07.2014 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг https://zakupki.gov.ru/ было опубликовано извещение на право заключения контракта на выполнение работ но устройству эвакуационных лестниц из помещений (110,121,133 по ПД) второго этажа и «Первомайского дома-интерната», расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, ОПС Обломихино, <...>.

На участие в электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по устройству эвакуационных лестниц из помещений (1 10,121,133 по ПД) второго этажа «Первомайского дома-интерната» была подана одна заявка - обществом с ограниченной ответственностью "КостромаРемСтрой", которое впоследствии было признано победителем аукциона.

03.09.2014 года контракт на выполнение работ по устройству эвакуационных лестниц из помещений (ПО, 121, 133 по ПД) второго этажа «Первомайского дома-интерната», расположенного по адресу: Костромская обл., Костромской р-он, ОПС Обломихино, <...> был согласован Департаментом финансового контроля Костромской области и 10.09.2014 года заключен между сторонами.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрение обращения о согласовании и представленных в его составе документов производилось специалистами Департамента на основании:

- пункта 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе);

- Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537 (далее - Порядок согласования № 537).

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 - 3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 настоящего Федерального закона. Согласование заключения контракта в указанных случаях, за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, проводится при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. В соответствии с настоящим пунктом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 79 настоящего Федерального закона, в срок, установленный частью 13 статьи 78 настоящего Федерального закона. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Постановлением от 09.07.2012 года № 152 "О Департаменте финансового контроля Костромской области" утверждено Положение о Департаменте финансового контроля Костромской области, в соответствии с которым в его полномочия входит контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе проверки обращения о согласовании и представленных в его составе документов Департаментом выявлено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В нарушение указанных норм в разделе 2 «Техническое задание» документации об электронном аукционе указаны не действующие на момент ее утверждения ГОСТы и СНИиПы:

Наименование работ, используемых товаров

Требования к техническим характеристикам:

Статус документа

Работы по устройству фундаментов

СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения. Основания и фундаменты»

Документ уратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/2.

Изготовление и монтаж металлоконструкций

ГОСТ 23118-99 «Конструкции стальные строительные»

Документ утратил силу с 1 июля 2013 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N 1850-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 23118-2012.

Защита стальных строительных конструкций от коррозии

СНиП 2.03.11-85 «Защита

строительных конструкций

от коррозии»,

ГОСТ 9.402-80 «Подготовка

металлических

поверхностей перед

окрашиванием»

СНиП 2.03.11-85 документ утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N625;

ГОСТ 9.402-80 утратил силу с 1 января 2006 года в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 09.06.2005 N 149-ст.

Лист стальной, просечно -вытяжной, 5=5;

Лист стальной, просечно -вытяжной, 220x100x6мм;

Лист стальной, просечно -вытяжной, 0220x10мм;

Лист стальной, просечно -вытяжной, 160x100x6мм;

Лист стальной, просечно -вытяжной, 710x140x10мм

ГОСТ 8706-78

ГОСТ 8706-78 утратил силу с 1 января 1990 года (ИУС "Государственные стандарты СССР", N 2, 1990).

Прокат стальной горячекатаный квадратного сечения с размером сторон 16 мм,

ГОСТ 2591-88

ГОСТ 2591-88 утратил силу с 1 июля 2009 года в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 09.09.2008 N 196-ст.

Труба асбоцементная, 0100мм

ГОСТ 1839-48

Документ утратил силу

Бетон тяжелый крупность

заполнителя 10 мм, класс В 12,5

(M150);

Бетон тяжелый крупность

заполнителя 20 мм, класс В7,5

(Ml 00)

ГОСТ 26633-91

Документ утратил силу с 1 января 2014 гола з связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.12.2012 N 1975-ст.

Следовательно, необходимые требования к описанию работ, которые необходимо было произвести, и товаров, используемых при производстве таких работ, не установлены, требования законодательства о контрактной системе не соблюдены.

Довод заявителя о том, что работники Департамента не являются специалистами в сфере строительства и не могут делать такие выводы, отклоняется, так как по мнению суда в данном случае не требуется специальных технических познаний и кроме того указанные выводы подтверждаются дополнением к экспертному заключению, составленным ОАО «Архитектрурно-градостроительный центр» (л.д. 28-31).

Таким образом, Департамент, руководствуясь подпунктом 1 пункта 15 Порядка согласования № 537, согласно которому контрольный орган отказывает в согласовании возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, правомерно отказал ГКУ «Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в согласовании заключения контракта на выполнение работ по устройству эвакуационных лестниц из помещений (110, 121, 133 по ПД) второго этажа «Первомайского дома-интерната», расположенного по адресу: Костромская обл., Костромской р-он, ОПС Обломихино, <...> (извещение №0841200000714001369) с единственным подрядчиком ООО «КостромаРемСтрой».

Решение департамента финансового контроля Костромской области от 30 мая 2014 года № 03-06/814 суд считает законным и обоснованным.

Заявителем также не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением Департамента.

Довод заявителя о том, что в настоящий момент контракт заключен на меньшую сумму (892468 рублей 23 копейки), чем планировался первоначальный (896953 рубля) отклонятся, так как данная сумма была определена заявителем самостоятельно при подаче заявки на участие в аукционе.

Судом учитывается также поведение заявителя, поскольку он подавал заявку на аукцион 07.07.2014 г. и соответственно не предлагал свою цену ( как уже было указано, данный аукцион не состоялся ввиду отсутствия участников).

Кроме того, суд полагает, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты права: он не был лишен права обратится с иском в порядке гражданского судопроизводства о понуждении к заключении контракта на первоначальных условиях.

Поскольку защита субъективных прав должна осуществляться способами, предусмотренными законом, в соответствии с природой защищаемого права, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

руководствуясь ст.ст. 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «КостромаРемСтрой», г. Кострома, о признании незаконным решения Департамента Финансового контроля Костромской области от 30 мая 2014 г. № 03-06/814 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия, а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в течение двух месяцев при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная или кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.

Судья О.В. Тетерин