ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-6482/06 от 03.05.2007 АС Костромского области

РЕШЕНИЕ

  г. Кострома Дело № А31-6482/2006-21

«03» мая 2007г.

Арбитражный суд Костромской области в составе

председательствующего судьи Авдеевой Натальи Юрьевны,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области, г. Кострома

(наименование истца)

к ОАО «Костромской речной порт», г. Кострома

(наименование ответчика)

3-е лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области, г. Кострома

о признании недействительным зарегистрированного права собственности, приведении имущества в первоначальное состояние и изъятии недвижимого имущества

при участии :

от истца: - ФИО1 по доверенности от 10.01.07 г. № 3Д

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 29.06.06 г. № 07

от третьего лица: ФИО3 по доверенности от 27.12.06 г. № 01-13/67

Территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области обратилось в суд с иском к ОАО «Костромской речной порт» и Управлению Федеральной регистрационной службы по Костромской области об изъятии у ОАО «Костромской речной порт» стационарного причала «Кострома» (линейный объект), инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящегося по адресу: г. Кострома, набережная реки Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции, а также просил обязать ОАО «Костромской речной порт» восстановить демонтированные анкерные соединения (32 штуки) и бетонные плиты-якоря (32 штуки) стационарного причала «Кострома», обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области аннулировать выданное ОАО «Костромской речной порт» свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 44-АБ № 059686 на стационарный причал «Кострома» (линейный объект), инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящийся по адресу: г. Кострома, набережная реки Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции.

Впоследствии истец исковые требования уточнил, просил изъять у ОАО «Костромской речной порт» стационарный причал «Кострома» (линейный объект), инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящегося по адресу: г. Кострома, набережная реки Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции, обязать ОАО «Костромской речной порт» восстановить на прежнем месте за свой счет и своими силами демонтированные анкерные соединения (32 штуки) и бетонные плиты-якоря (32 штуки) стационарного причала «Кострома», признать недействительным зарегистрированное право собственности ОАО «Костромской речной порт» на стационарный причал «Кострома», инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящийся по адресу: г. Кострома, набережная реки Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции.

Определением суда от 26 апреля 2007 года Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

В обоснование требований истец указал, что стационарный причал «Кострома» на момент приватизации находился на балансе Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства, являвшегося государственной собственностью, приватизации не подлежал, при составлении Акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 июля 1992 года Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства было оценено все имущество, как вошедшее в уставный капитал вновь создаваемого общества, так и остающееся в государственной или муниципальной собственности, в Акте № 9 оценки стоимости имущества Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства по состоянию на 01 июля 1992 года указана величина уставного капитала, однако в плане приватизации пообъектный перечень приватизируемого имущества отсутствует, стационарный причал «Кострома» в уставный капитал общества не передавался и право собственности на него ответчиком зарегистрировано неправомерно; в настоящее время ответчик пользуется имуществом, в частности, частично демонтировал его.

Ответчик ОАО «Костромской речной порт» исковые требования не признал, указав, что стационарный причал «Кострома» был включен в план приватизации как объект незавершенного строительства, каким является и до настоящего времени, частичный демонтаж причала был произведен для определения технического состояния элементов конструкции, в состав имущества, остающегося в государственной или муниципальной собственности и впоследствии переданного обществу в хозяйственное ведение, спорный причал не вошел.

Третье лицо Управление Федеральной регистрационной службы по Костромской области считает исковые требования необоснованными, указывая, что спорный причал перешел в собственность ответчика в порядке приватизации.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

АООТ «Костромской речной порт» (в настоящее время - ОАО «Костромской речной порт») учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 1992 года № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» путем приватизации Костромского речного порта Волжского объединенного речного пароходства.

Решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Костромской области от 10 марта 1993 года № 193 утвержден план приватизации Костромского речного порта Волжского объединенного речного пароходства и учреждено акционерное общество открытого типа «Костромской речной порт».

Согласно Акту № 9 оценки стоимости имущества Костромского речного порта Волжского объединенного речного пароходства по состоянию на 01 июля 1992 года начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества составила 10586 тыс. руб., из стоимости имущества исключена стоимость объектов, остающихся в государственной или муниципальной собственности, 488 тыс. руб., в том числе рейдовый флот остаточной стоимостью 151 тыс. руб. и причальные сооружения остаточной стоимостью 337 тыс. руб.

План приватизации также содержит:

- Акт оценки стоимости зданий и сооружений (приложение № 1) по состоянию на 01 июля 1992 года Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства, в который включено 26 объектов общей остаточной стоимостью 499 тыс. руб., в том числе стационарный причал «Кострома» остаточной стоимостью 32 тыс. руб.;

- Акт оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования (приложение № 2) по состоянию на 01 июля 1992 года Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства, в который включен единственный объект – жилой дом № 15б по ул. Горной;

- Акт оценки общей стоимости основных средств (приложение № 4) по состоянию на 01 июля 1992 года Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства, в котором остаточная стоимость основных средств составляет 7981 тыс. руб., в том числе остаточная стоимость основных фондов, для которых установлен особый режим приватизации - 1731 тыс. руб., из них: основные непроизводственные фонды - 1243 тыс. руб., другие - 488 тыс. руб.

Постановлением администрации Свердловского района г. Костромы от 23 марта 1993 года № 195 зарегистрировано АООТ «Костромской речной порт».

На момент приватизации Государственное предприятие Волжское объединенное речное пароходство относилось к федеральной собственности, Костромской речной порт являлся его структурным подразделением.

13 января 2006 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Костромской области произведена государственная регистрация права собственности ОАО «Костромской речной порт» на стационарный причал «Кострома» (линейный объект), инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящийся по адресу: г. Кострома, набережная реки Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции, запись регистрации № 44-44-01/110/2005-650, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 44-АБ № 059686.

На основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Костромской области от 14 октября 2006 года № 481 стационарный причал «Кострома» протяженностью 108,2 п.м, находящийся по адресу: г. Кострома, набережная реки Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции, зарегистрирован в Реестре федерального имущества, реестровый номер 04499999, что подтверждено выпиской № 5224 от 28 ноября 2006 года.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (пункт 17 подраздела I «Объекты и предприятия, приватизация которых в 1992 году запрещена» раздела II «Государственные и муниципальные предприятия, не подлежащие приватизации или ограничиваемые в приватизации в 1992 году») запрещена приватизация портовых сооружений.

Согласно распоряжению Госкомимущества России от 16 сентября 1992 года № 444-р к объектам, приватизация которых запрещена, отнесены портовые сооружения и объекты, в том числе гидротехнические сооружения, в частности, причалы.

Поскольку ОАО «Костромской речной порт» образовано в порядке приватизации структурной единицы Государственного предприятия Волжское объединенное речное пароходство, относившегося к федеральной собственности, имущество, не вошедшее в уставный капитал общества, является федеральной собственностью, кроме подлежащего в силу закона передаче в муниципальную собственность.

В подтверждение перехода к нему права собственности на спорный причал ОАО «Костромской речной порт» ссылается на план приватизации, в частности, на Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 июля 1992 года Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства, а также на письмо общества в адрес Комитета по управлению государственным имуществом администрации Костромской области от 17 июля 1996 года № 639.

Данные документы не могут быть признаны достаточными доказательствами того, что стационарный причал «Кострома» вошел в уставный капитал общества. Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 июля 1992 года Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства (приложение № 1 к плану приватизации) включает в себя не только объекты недвижимости, вошедшие в уставный капитал, но и объекты недвижимости, остающиеся в государственной или муниципальной собственности. При этом в плане приватизации пообъектного перечня имущества, не подлежащего приватизации и не учтенного при определении величины уставного капитала общества, не имеется, равно как не имеется пообъектного перечня имущества, вошедшего в его уставный капитал. Утверждение ОАО «Костромской речной порт» о том, что перечень имущества, не вошедшего в уставный капитал общества соответствует содержащемуся в письме общества от 17 июля 1996 года № 639, не подтверждено какими-либо объективными доказательствами, указанное письмо является односторонним документом. Ссылка ответчика на передачу перечисленного в письме имущества органом, осуществляющим полномочия по распоряжению федеральным имуществом, в хозяйственное ведение ОАО «Костромской речной порт» на основании договора, не подтверждено какими-либо объективными доказательствами; договор от 04 июля 1994 года о закреплении за акционерным обществом открытого типа государственного имущества на праве хозяйственного ведения представлен без приложения № 1, являющегося неотъемлемой частью договора, которое должно содержать перечень имущества, составляющего его предмет.

Учитывая, что ответчиком не представлено каких-либо объективных доказательств перехода к нему права собственности на стационарный причал «Кострома», а также то, что как на момент учреждения общества, так и в настоящее время, приватизация портовых сооружений, в том числе причалов, запрещена законодательством, суд принимает довод истца о том, что спорный причал не вошел в уставный капитал общества.

То обстоятельство, что распоряжение Госкомимущества России от 16 сентября 1992 года № 444-р зарегистрировано в Минюсте России 03 августа 1993 года (регистрационный № 318), не дает оснований для вывода о том, что приватизация причалов на момент создания общества в марте 1993 года была возможна.

Ответчиком не представлено доказательств того, что причалы на момент создания общества не относились к портовым сооружениям, приватизация которых запрещена Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 341.

Довод ОАО «Костромской речной порт» о том, что спорный причал был включен в план приватизации как объект незавершенного строительства, не подтвержден материалами дела, поскольку в Акт оценки стоимости незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования (приложение № 2) по состоянию на 01 июля 1992 года Костромского порта Волжского объединенного речного пароходства данный объект не включен.

Таким образом, стационарный причал «Кострома» является объектом федеральной собственности.

То обстоятельство, что спорный причал зарегистрирован в Реестре федерального имущества после регистрации права собственности на него за ответчиком на основании распоряжения Территориального управления Росимущества по Костромской области от 14 октября 2006 года № 481, не имеет юридического значения, поскольку имеет место регистрация права, возникшего до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Исходя из установленного и в связи с тем, что ОАО «Костромской речной порт» не доказало приобретения права собственности на спорное имущество в порядке ст. 218 ГК РФ, требование Территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области о признании недействительным зарегистрированного права собственности ОАО «Костромской речной порт» на стационарный причал «Кострома» (линейный объект), инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящийся по адресу: г. Кострома, набережная река Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции, является правомерным и подлежит удовлетворению.

Довод ОАО «Костромской речной порт» об истечении срока исковой давности судом принят быть не может. Спорный причал до момента регистрации права собственности на него за ОАО «Костромской речной порт» находился на балансе указанного предприятия как государственное имущество, не вошедшее в уставный капитал, в силу норм законодательства о приватизации, и с 1994 года использовался ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий по Костромской области и его правопредшественниками для размещения Центральной спасательной станции, что не оспаривается ответчиком.

С момента регистрации права собственности за ОАО «Костромской речной порт» последнее вступило во владение и пользование спорным имуществом, направив фактическому пользователю предложение о выкупе либо аренде причала, а также сообщив о намерении его демонтировать, то есть исчисление срока давности следует производить с момента, когда истец узнал или должен был узнать о регистрации права собственности на спорный причал за ответчиком. Довод истца о том, что он узнал об этом из письма ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий по Костромской области от 31 августа 2006 года № 3138-1, полученного 01 сентября 2006 года (входящий № 3781), не опровергнут ответчиком, таким образом, истцом срок исковой давности не пропущен.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Владение и пользование ответчиком спорным недвижимым имуществом подтверждено частичным демонтажом причала, а также предъявлением фактическому пользователю имуществом документов о праве собственности.

По утверждению ответчика, спорный причал ему на праве хозяйственного ведения, ином вещном праве либо на обязательственном праве не передавался, таким образом, довод истца о том, что пользование ответчиком спорным имуществом не основано на каком-либо праве и является незаконным, нашел подтверждение в суде.

Учитывая, что ответчик документов на право пользования имуществом не представил, требование Территориального управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области об изъятии у ОАО «Костромской речной порт» стационарного причала «Кострома» (линейный объект), инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящегося по адресу: г. Кострома, набережная река Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции, является правомерным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник вправе защищать свои права от нарушений, не связанных с лишением владения.

Производство демонтажа анкерных соединений в количестве 32 штук и бетонных плит-якорей в количестве 32 штук ответчиком не оспаривается. Данный действия нарушают права собственника имущества, в связи с чем требования истца обязать ОАО «Костромской речной порт» восстановить на прежнем месте за свой счет и своими силами демонтированные анкерные соединения (32 штуки) и бетонные плиты-якоря (32 штуки) стационарного причала «Кострома» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-171, 110, 102 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным зарегистрированное право собственности ОАО «Костромской речной порт» на стационарный причал «Кострома» (линейный объект), инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящийся по адресу: г. Кострома, набережная реки Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции, запись регистрации № 44-44-01/110/2005-650 от 13 января 2006 года.

Обязать ОАО «Костромской речной порт» восстановить стационарный причал «Кострома», инвентарный номер 2300/01, на прежнем месте в первоначальном состоянии путем монтажа анкерных соединений (32 штуки), бетонных плит-якорей (32 штуки).

Изъять у ОАО «Костромской речной порт» стационарный причал «Кострома» (линейный объект), инвентарный номер 2300/01, протяженностью 108,2 п.м, находящегося по адресу: г. Кострома, набережная реки Волги вдоль улицы Лесной у спасательной станции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения решения, в кассационном порядке - в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через арбитражный суд Костромской области.

Судья Н.Ю. Авдеева.