ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-6848/13 от 01.11.2013 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-6848/2013

г. Кострома

6 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 1 ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 6 ноября 2013 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола помощником судьи Лахтиной Кариной Владимировной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП "Газовые котельные"

к Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области

о признании бездействия Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 02.08.13 г., паспорт

установил:

МУП "Газовые котельные" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившееся в не утверждении норматива потребления на отопление 1 кв. м. жилого помещения на территории Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области и обязании утвердить норматив потребления.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, причина неявки его представителя суду не известна.

Поскольку обязательной явку представителя ответчика в судебное заседание суд не признавал, в соответствии со статями 123, 156 частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия ответчика.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

МУП «Газовые котельные» является ресурсоснабжающей организацией по отношению к жилым домам, расположенным на территории Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области. Осуществляя поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду, предприятие получает плату с потребителей коммунальных услуг, исходя из нормативов, утвержденных уполномоченным органом.

Пунктом 3 решения Совета депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 № 42-1 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов поселения № 40/5 от 29.12.2009 «Об установлении размеров платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги в Прискоковском сельском поселении Красносельского муниципального района Костромской области» в редакции решения Совета депутатов Прискоковского сельского поселения от 29.01.2010 № 41-1 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов Прискоковского сельского поселения от 29.12.2009 года «Об установлении размеров платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги в Прискоковском сельском поселении Красносельского муниципального района Костромской области» был установлен норматив теплопотребления в размере 0,02 Гкал/месяц на 1 кв.м. при оплате услуги в течение отопительного периода, при оплате услуги в течение календарного года – 0,012 Гкал/месяц на 1 кв.м. (лист дела 28).

Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2013 г. по делу №А31-11012/2012 пункт 3 решения Совета депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29 марта 2010 года № 42-1 в части установления норматива теплопотребления на отопление признан не соответствующим пунктам 4, 12, 13, 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, и недействующим (листы дела 14-25).

В связи с отменой принятого норматива теплопотребления 07.03.2013 г. МУП «Газовые котельные» обратилось в Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области с письмом, в котором просило установить норматив теплоснабжения на территории Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (лист дела 30).

04.04.2013 от Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в адрес Предприятия поступило письмо, согласно которому Департамент указал, что до перехода на оплату услуг отопления по приборам учета необходимо пользоваться нормативами, утвержденными решением Совета депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.12.2009 года № 40/5 (лист дела 31).

Посчитав бездействие Департамента, выразившееся в неутверждении норматива теплопотребления на отопление 1 кв.м. жилого помещения на территории Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, незаконным, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Как указывает заявитель, решением Совета депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.12.2009 года № 40/5 не утвержден норматив теплопотребления, применение ранее действующего норматива теплопотребления невозможно.

Таким образом, на территории Прискоковского сельского поселения в настоящее время отсутствует норматив теплопотребления.

Бездействием Департамента, выразившимся в неутверждении норматива теплопотребления, нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как плата за услуги рассчитывается из нормативов потребления коммунальных услуг.

Департамент представил отзыв, требования не признает.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 857 «Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», на основании положения о Департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 31 июля 2012 года № 168, Департаментом принято постановление от 13 сентября 2012 года № 1-НГТ «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области». Указанным правовым актом установлено, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Костромской области по состоянию на 30 июня 2012 года.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, сообщил, что в настоящее время для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется норматив теплопотребления 0,029 Гкал/месяц, действовавший ранее, за предоставление коммунальных услуг взимается плата, коммунальные услуги оплачиваются потребителями.

Изучив представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, бремя доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит и на лице, оспаривающем акт.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях является норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.

В пункте 3 Правил указано, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением губернатора Костромской области от 31 июля 2012 г. № 168 утверждено Положение о департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Положение).

Пунктом 1 Положения определено, что Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства.

Полномочия Департамента определены в пункте 10 Положения, к которым относится, кроме всего прочего, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (подпункт 13).

Пунктом б) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 (вступило в законную силу 21.09.2013 г.) разрешено органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.

Пунктом 1 Постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 13.09.2012 N 1-нп "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Костромской области" установлено, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.

Исходя из вышеуказанных правовых актов расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 года.

Как следует из материалов дела, Пунктом 3 решения Совета депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29.03.2010 № 42-1 был установлен норматив теплопотребления в размере 0,02 Гкал/месяц на 1 кв.м. при оплате услуги в течение отопительного периода, при оплате услуги в течение календарного года – 0,012 Гкал/месяц на 1 кв.м.

Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2013 г. по делу №А31-11012/2012 пункт 3 решения Совета депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29 марта 2010 года № 42-1 в части установления норматива теплопотребления на отопление признан не соответствующим пунктам 4, 12, 13, 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, и недействующим.

Вместе с тем, исходя из положений части 2 статьи 13, частям 4 и 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или его отдельные положения признаются судом недействующими с момента принятия решения суда. При этом из решения Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2013 г. по делу №А31-11012/2012 не следует, что оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим с момента его принятия либо вступления в законную силу.

Кроме того, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 N 73-О, в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации выражена правовая позиция, касающаяся вопросов, связанных с последствиями признания судами общей юрисдикции нормативных правовых актов противоречащими федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу (Постановления от 16 июня 1998 года по делу о толковании отдельных положений статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации; от 11 апреля 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"; определения от 8 февраля 2001 года по ходатайству Председателя Правительства Республики Карелия о разъяснении Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года и от 11 апреля 2000 года; от 10 декабря 2002 года по запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, утрата законом юридической силы возможна лишь в результате признания его неконституционным. Такое решение, вынесенное в порядке конституционного судопроизводства, действует непосредственно, и потому отмена не соответствующего Конституции Российской Федерации закона органом, его принявшим, не требуется, так как этот закон считается отмененным, т.е. недействительным, с момента оглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Рассмотрение судом общей юрисдикции дела о проверке закона субъекта Российской Федерации, в результате которого он может быть признан противоречащим федеральному закону, не исключает последующей проверки его конституционности в порядке конституционного судопроизводства. Решение суда общей юрисдикции, которым закон субъекта Российской Федерации признан противоречащим федеральному закону, по своей природе не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению; как любое судебное решение, оно обязательно к исполнению всеми субъектами, которых оно касается. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт, или в предусмотренном Конституцией Российской Федерации порядке конституционного судопроизводства.

Иное не согласуется с конституционными полномочиями перечисленных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации органов и лиц обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием о подтверждении конституционности нормативных актов уровня ниже федерального закона как принятых в соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти.

Данная правовая позиция Конституционного суда РФ применима и к решениям арбитражных судов, выносимым по результатам оспаривания нормативных правовых актов, в том числе и органов местного самоуправления.

Таким образом, суд приходит к выводу, что с учетом пункта 1 Постановления Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 13.09.2012 N 1-нп подлежит применению норматив теплопотребления, действовавший по состоянию на 30 июня 2012 года, утвержденный пунктом 3 решения Совета депутатов Прискоковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 29 марта 2010 года № 42-1.

Кроме того, заявителем не представлены какие-либо доказательства, подтверждающие нарушение его прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым бездействием.

В судебном заседании представитель заявителя подтвердил, что в настоящее время для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется норматив теплопотребления 0,029 Гкал/месяц, действовавший ранее, за предоставление коммунальных услуг взимается плата, коммунальные услуги оплачиваются потребителями.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие государственного органа соответствует закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Государственная пошлина при обращении в суд уплачена. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине подлежат отнесению на заявителя.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Д.А. Мосунов