ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-7050/11 от 05.10.2011 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-7050/2011

г. Кострома «07» октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 07 октября 2011 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Максименко Любови Александровны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антоновой Н.Ю.,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 20.08.2011 г. паспортные данные в протоколе;

от ответчика: ФИО2, доверенность от 04.10.2011 г. № 3318, удостоверение № 03940; ФИО3, доверенность от 18.07.2011 г. № 1967, паспортные данные в протоколе;

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Костромской областной общественной организации «Федерация спортивного пейнтбола» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Кострома, к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, г. Кострома, о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2011 № 2 о назначении административного наказания,

установил:

Костромская областная общественная организация «Федерация спортивного пейнтбола». <...>, обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.07.2011 № 2 о признании Костромской областной общественной организации «Федерация спортивного пейнтбола» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В судебном заседании заявитель пояснил суду, что в ходе проведенного сотрудниками департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее – Департамент, административный орган) осмотра особо охраняемой природной территории регионального значения – туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка» выявлен факт нахождения на данной территории огороженной площадки, оборудованной для проведения игры в пейнтбол. В результате проведенного административного расследования, Департамент установил, что пейнтбольная площадка используется Костромской областной общественной организации «Федерация спортивного пейнтбола» (далее – КООО «Федерация спортивного пейнтбола», Организация). В связи со строительством Организацией площадки на особо охраняемой территории без согласования с уполномоченным органом, Департамент 16.05.2011 составил в отношении КООО «Федерация спортивного пейнтбола» протокол об административном правонарушении по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Постановлением от 29.07.2011 № 2 Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей. Организация обжаловала указанное постановление в суде, так как полагает, что административным органом не доказан факт наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого правонарушения.

Административный орган заявленные требования не признал, обжалуемое постановление считает законным и обоснованным. Суду пояснил, что незаконно оборудованная площадка используется для игры в пейнтбол и в настоящее время. По мнению Департамента, материалами дела факт использования указанной площадки заявителем доказан.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с приказом Департамента от 13.01.2011 № 16 утвержден план обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения в 2011 году.

15.03.2011 специалистами Департамента проведено натурное обследование спортивно-развлекательной зоны туристско-рекреационной местности «Парк «Бередеевка» в ходе которого установлено, что на земельном участке, расположенного напротив здания местного отделения ДОСААФ России города Костромы и Костромской области, построена спортивная площадка для игры в пейнтбол. Площадка включает земельный участок, огороженный деревянным забором, в границах которого установлены различные сооружения, малые формы и указатели. Часть сооружений закреплена гвоздями к стволам сосен.

24.03.2011 административный орган вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 1 в отношении КООО «Федерация спортивного пейнтбола» по признакам статьи 8.39 КоАП РФ.

Усмотрев в действиях Организации признаки наличия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, Департаментом составлен протокол об административном правонарушении от 16.05.2011 № 1.

Постановлением Департамента от 23.05.2011 КООО «Федерация спортивного пейнтбола» в лице президента Гареева О.А. признан виновным в нарушениях, предусмотренных статьей 8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Решением Свердловского районного суда города Костромы от 07.07.2011 указанное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в административный орган. По мнению суда, обжалуемое постановление неоднозначно трактует наименование лица, привлекаемого к административной ответственности. Из текста постановления следует, что к административной ответственности привлечено физическое лицо – президент КООО «Федерация спортивного пейнтбола», в то время как штраф применен к юридическому лицу.

Постановлением Департамента от 29.07.2011 № 2 юридическое лицо КООО «Федерация спортивного пейнтбола» признано виновным в совершении нарушений, предусмотренных статьей 8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Организация обжаловала указанное постановление в арбитражный суд.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно частям 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) к особо охраняемым природным территориям относит участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Согласно части 1, 2 статьи 1 Федерального закона № 33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 Федерального закона № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения в сфере образования (организации), охраны и использования особо охраняемых природный территорий Костромской области регионального и местного значения регулируются Законом Костромской области от 30.09.2004 № 210-ЗКО «Об особо охраняемых природных территориях Костромской области» (далее – Закон № 210-ЗКО).

Статья 3 Закона № 210-ЗКО к особо охраняемым природным территориям (далее - ООПТ) регионального или местного значения относит участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти Костромской области или решениями органов местного самоуправления муниципального образования полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Положения об особо охраняемых природных территориях регионального или местного значения - правовые акты, утверждаемые соответственно администрацией Костромской области или органом местного самоуправления муниципального образования Костромской области, содержащие сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, целях организации, режиме особой охраны конкретной ООПТ, природных комплексов и объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

Согласно частям 1 и 2 статьи 17 Закона № 210-ЗКО пользование ООПТ Костромской области осуществляется исходя из принципов сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и мониторинга состояния окружающей среды, экологического образования и воспитания населения.

Пользование природными ресурсами на ООПТ осуществляется согласно положению об ООПТ и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, в ведении которых они находятся.

Администрацией Костромской области принято постановление от 08.08.2008 № 261-а «Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка». Указанным постановлением утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка».

Государственный контроль режима особой охраны ООПТ туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка» возлагается на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Статья 8.39 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах (части 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В части 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения.

Как следует из текста протокола об административном правонарушении от 16.05.0211 № 1 нарушение, совершенное КООО «Федерация спортивного пейнтбола», заключается в строительстве пейнтбольной площадки на особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка» без оформления на объект разрешительной документации и нарушение режима особой охраны особой охраняемой природной территории.

К данному выводу административный орган пришел на основании информации исполняющего обязанности председателя МО ДОСААФ города Костромы Костромской области от 16.03.2011(л.д.45) и информации, полученной из Интернета (л.д. 90).

Вместе с тем, материалы дела не содержат неопровержимых доказательств, свидетельствующих о строительстве Организацией спорной спортивной площадки и ее использования.

Имеются данные, что к указанной спортивной площадке имеет отношение Костромская городская организация «РОСТО (ДОСААФ)». В письме от 01.09.2009 Департамент в связи с использованием организацией «РОСТО (ДОСААФ)» спортивно-развлекательной зоны парка для проведения игр в пейнтбол обратился к данной организации о необходимости представления проекта размещений игровой площадки и о демонтаже незаконно установленных сооружений и малых форм (л.д.43).

На использование спорной спортивной площадки претендует областное бюджетное образовательное учреждение дошкольного образования детей «ОДЮСШ по современному пятиборью и конному спорту с ипподромом» в соответствии с письмом от 18.03.2011 ( л.д. 47).

Указанные обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что строительство площадки произведено КООО «Федерация спортивного пейнтбола».

Также в указанном протоколе не описано, какие еще нарушения режима охраны особо охраняемой природной зоны установлены в результате административного расследования, проведенного в отношении Организации.

Таким образом, наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему в вину административного нарушения не доказан.

При указанных обстоятельствах, обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Поскольку на основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления в размере 2000 рублей, подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение, суд

РЕШИЛ:

Постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 29.07.2011 № 2 о признании Костромской областной общественной организации «Федерация спортивного пейнтбола», <...>, (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей признать незаконным и отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Возвратить Костромской областной общественной организации «Федерация спортивного пейнтбола», <...> (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную платежным поручением № 140 от 11.08.2011.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Л.А. Максименко