ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-7341/11 от 27.09.2011 АС Костромского области




АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-7341/2011

г. Кострома 30 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2011 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ефимовой А.А.

при участии в заседании:

от заявителя: Малеева Н.Е. – директор, паспортные данные в протоколе; Симонова Ю.Б., доверенность от 08.10.2010,паспортные данные в протоколе; Зиновьева М.П., доверенность от 23.09.2011, удостоверение №154 от 01.11.2002;

от ответчика: Пальчиков А.Ю., доверенность от 20.01.2011 №01-08/136,удостоверение ТО-4 №444; Ингеройнен Н.А., доверенность от 12.01.2011 №01-08/26, паспортные данные в протоколе;

рассмотрев заявление закрытого акционерного общества «Ортат-Кострома» (ОГРН: 1034408630915, ИНН: 4401037598), г. Кострома, к Отделу технологического надзора по Костромской области Верхнее-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Кострома, о признании незаконным и отмене постановления от 22.08.2011 № 1130-15/2011 о назначении административного наказания,

установил:

Закрытое акционерное общество «Ортат-Кострома», г.Кострома, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела технологического надзора по Костромской области Верхне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Административный орган, Управление Ростехнадзора) от 22.08.2011 № 1130-15/2011 о признании ЗАО «Ортат-Кострома» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначения ЗАО «Ортат-Кострома» наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В судебном заседании заявитель пояснил суду, что Управлением Ростехнадзора по Костромской области в связи с обращением начальника оперативно-розыскной части № 2 УП по борьбе с организованной преступностью Управления МВД России по Костромской области проведены проверочные мероприятия факта эксплуатации ЗАО «Ортат-Кострома» по адресу: г.Кострома, ул.Чайковского, 9, взрывопожароопасного производственного объекта. Административный орган установил, что Обществом по указанному адресу эксплуатируется взрывоопасный производственный объект (система газопотребления) при отсутствии лицензии на данный вид деятельности. Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), уполномоченным лицом Управления Ростехнадзора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 10.08.2011 № 1130-15/2011. Постановлением Управления Ростехнадзора от 22.08.2011 № 1130-15/2011 ЗАО «Ортат-Кострома» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Заявитель полагает, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене. По мнению заявителя, административным органом в тексте постановления не описано событие административного правонарушения; не дана оценка доводам законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности; не представлено доказательств наличия в действиях лица состава вменяемого в вину правонарушения. Кроме того, указанное правонарушение надлежит квалифицировать по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административный орган заявленные требования не признал, обжалуемое постановление считает законным и обоснованным.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

18 мая 2011 сотрудниками Управления МВД России по Костромской области в ходе обследования помещений ЗАО «Ортат-Кострома», расположенных по адресу: г.Кострома, ул.Чайковского, д. 9, выявлен факт нарушения действующего законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта - системы газопотребления. Общество эксплуатирует опасный производственный объект без лицензии на его эксплуатацию. Данная информация поступила в Управление Ростехнадзора 08.08.2011.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении ЗАО «Ортат-Кострома» протокола об административном правонарушении от 10.08.2011 № 1130-15/2011 по признакам наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В связи с возражениями руководителя ЗАО «Ортат-Кострома» представленными на протокол об административном правонарушении административным органом для исследования обстоятельств дела Управлением Ростехнадзора истребованы сведения у Управления МВД России по Костромской области и у ОАО «Костромаоблгаз».

Представленная информация Управления МВД России по Костромской области от 18.08.2011 свидетельствует, что нарушение ЗАО «Ортат-Кострома» требований действующего законодательства в связи с эксплуатацией опасного производственного объекта без соответствующей лицензии выявлено при осмотре помещений Общества и по сведениям изъятых в ходе осмотра финансовым и хозяйственным документам, в том числе свидетельству о регистрации опасного производственного объекта (системы газопотребления) № А17-03534.

Как следует из информации предоставленной административному органу ОАО «Костромаоблгаз» от 19.08.2011 проектно-исполнительная документация по системе газопотребления ЗАО «Ортат-Кострома» предусматривает газоснабжение автономных котельных торгового центра (ул. Чайковского, 9а) и магазина (ул.Чайковского, 8б) от разных газопроводов-вводов. В котельной торгового центра предусмотрена установка котла фирмы ROCA Испания марки GO 50/40 GTмощностью 45,3 кВт и котла фирмы BERRETAмарки Novella 71 RAL мощностью 71 кВт. В автономной котельной магазина установлен котел фирмы ROCA Испания марки GO 50/55 GTмощностью 61,6 кВт. Обслуживание автономных котельных проводится специалистами ОАО «Костромаоблгаз» по договорам №№ 69,70 от 24.01.2006. По просьбе ЗАО «Ортат-Кострома» специалистами филиала ОАО «Костромаоблгаз» «Облгазстрой» 09.06.2011 в автономной котельной торгового центра был отключен котел GO 50/40 GT с установкой заглушки на кран отключающего устройства перед котлом.

Возражения Общества сводятся к тому, что в связи с выводом из эксплуатации котла GO 50/40 GT система газопотребления торгового центра утратила статус опасного объекта в соответствии с Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9.

Рассмотрев полученную информацию и возражения Общества, Управление Ростехнадзора вынесло постановление от 22.08.2011 № 1130-15/2011 о признании ЗАО «Ортат-Кострома» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и назначения ЗАО «Ортат-Кострома» наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Общество оспорило данное постановление в суде.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

В части 2 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указывается в том числе событие административного правонарушения.

В силу пунктов 4 и 6 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.

В нарушение требований указанных норм ни протокол об административном правонарушении от 10.08.2011, ни постановление о назначении административного наказания от 22.08.2011 не содержат описания события правонарушения. Данные документы не указывают каких-либо характеристик опасного объекта. Административный орган без выхода на место и проведения соответствующего осмотра пришел к выводу об эксплуатации ЗАО «Ортат-Кострома» опасного производственного объекта. При этом вывод сделан без надлежащей оценки того обстоятельства, что с 09.06.2011 в автономной котельной торгового центра был отключен котел GO 50/40 GT с установкой заглушки на кран отключающего устройства перед котлом.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон № 116-ФЗ) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В силу пункта 4.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9 (далее - Привила № 9) к опасным производственным объектам относятся газораспределительная сеть поселений, сеть распределительная межпоселковая, в том числе здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств, ТЭЦ, РТС, а также котельные, эксплуатируемые одной организацией, за исключением отмеченных в пункте 1.1.5, использующие газ в виде топлива. Согласно пункту 1.1.5 Правил N 9 они не распространяются, в том числе, на системы автономного отопления и горячего водоснабжения административных, общественных и бытовых зданий с котлами и теплогенераторами без выработки тепловой энергии для производственных целей и (или) предоставления услуг при суммарной тепловой мощности установленного оборудования менее 100 кВт.

В материалы дела представлены доказательства о выводе из эксплуатации одного из котлов системы газопотребления, что делает мощность используемого оборудования менее 100 кВт.

Также Управлением Ростехнадзора дана неправильная квалификация вменяемого в вину заявителю правонарушения.

Часть 1 статьи 9 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно статье 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность; требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Из текста оспариваемого постановления следует, что Управление Ростехнадзора привлекло Общество к административной ответственности не за нарушение специальных норм, направленных на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов или условий лицензии, а за осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановление Отдела технологического надзора по Костромской области Верхнее-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.08.2011 № 1130-15/2011 о признании закрытого акционерного общества «Ортат-Кострома», г. Кострома, ул. Чайковского, дом 9 (ОГРН: 1034408630915, ИНН: 4401037598), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей признать незаконным и отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Л.А. Максименко