АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-7983/2011
г. Кострома «28» октября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена «25» октября 2011 года.
Полный текст решения изготовлен «28» октября 2011 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области
к обществу с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж 1», ИНН <***>, ОГРН <***>
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
протокол вел: секретарь судебного заседания Кузнецова Ольга Юрьевна
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.10.2011;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 19.09.2011; ФИО3 по доверенности от 19.09.2011;
установил:
Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж 1» (далее – ООО «Спецстроймонтаж 1», Общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
ООО «Спецстроймонтаж 1» против заявленных требований возражает. Полагает, что его вина в совершении вменяемого административного правонарушения не доказана, поскольку Общество действовало в соответствии с проектной документацией. При этом согласно договору на монтажные работы в обязанности подрядчика не входит доработка проектной документации на основании уточненных характеристик помещения, внесение изменений в спецификации оборудования и т.д.
Также, по мнению Общества, автоматическая противопожарная система до сдачи и приемки в эксплуатацию считается находящейся в состоянии пуско-наладочных работ и не принявшей окончательную конфигурацию и вид. В связи с чем, устанавливать нарушение требований пожарной безопасности при расстановке приборов возможно только по окончании монтажных работ и ввода системы в эксплуатацию в установленном порядке.
Кроме того, по ряду позиций Обществом устранены нарушения до составления протокола об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Общество имеет лицензию от 31.03.2006 № 2/15490 на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сроком действия до 31.03.2016.
На основании распоряжения Главного государственного инспектора по пожарному надзору Костромской области от 02.09.2011 № 38 проведена проверка ООО «Спецстроймонтаж 1» в целях установления качества работ по монтажу, наладке и техническому облуживанию установок автоматической противопожарной защиты. Проверочные мероприятия осуществлены в связи с заявлением Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 1 УФСИН России по Костромской области от 29.08.2011 № 801 об участии в комплексных испытаниях, опробованиях системы автоматической пожарной защиты АПС, СОУЭ на объекте ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области по адресу: <...>, произведенной ООО «Спецстроймонтаж 1».
В ходе проверки, по мнению проверяющих, Обществом допущены грубые нарушения лицензионных требований и условий по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно:
- в зданиях дежурной части, столовой, прачечной приборы приёмно-контрольные охранно-пожарные установлены на горючем основании; на первых этажах зданий 8, 11, 14, 25 отрядов, в зданиях 7, 21, 22, 26 отрядов приборы приемно-контрольные охранно-пожарные установлены на стене, выполненной из горючего материала, на стальном листе толщиной менее 1 мм, при этом листовой материал выступает за контур устанавливаемого оборудования на 0,08 м, вместо минимально допустимых 0,1 м;
- в здании дежурной части при смежном размещении приборов приёмно-контрольных охранно-пожарных расстояние между ними составляет 10 мм, вместо минимально допустимых 50 мм; высота установки приборов приёмно-контрольных охранно-пожарных не соответствует требованиям эргономики (рекомендуемая высота 0,80 - 1,50 м);
- в здании карантина при параллельной открытой прокладке проводов пожарной сигнализации и линий освещения в пространстве за подвесным потолком в общем коридоре расстояние составляет 10 см, вместо минимально допустимых 50 см;
- в зданиях 4 (1 этаж), 10 (2 этаж), 16 (2 этаж) отрядов в помещении спальни расстановка дымовых пожарных извещателей, из-за балки перекрытия, высотой 60 см, не соответствует требованиям норм; в зданиях 8, 11 отрядов в общем коридоре, отделённом балкой перекрытия высотой 60 см (около спальни № 2), отсутствуют дымовые пожарные извещатели; в зданиях бани (склад вещей), прачечной (мастерская, общий холл, гладильная, сушилка, столярка, бытовка сантехников), СИЗО (2 этаж) ребра плит перекрытия выполнены в виде сот /ячеек/, в результате чего расстановка дымовых пожарных извещателей не соответствует требованиям норм;
- в зданиях столовой, 2 (2 этаж), 8 и 11 (1 этаж), 24 (2 этаж), 25 (1 этаж), 27 ( 2 этаж) отрядов отсутствуют дымовые пожарные извещатели;
- в зданиях 21 и 22 отрядов в помещении спальни № 1 расстояние от дымового пожарного извещателя до стены составляет 6,3 м, вместо максимально допустимых 4,5 м; в зданиях 2 (2 этаж), 9 (2 этаж), 14 (1 этаж), 25 (1 этаж), 27 (2 этаж) отрядов в помещениях спальни расстояние между дымовыми пожарными извещателями составляет 10,0 м, вместо максимально допустимых 9,0 м;
- в здании 21 и 22 отрядов защита электрической цепи системы пожарной сигнализации не соответствует требованиям ПУЭ (питающий кабель прибора приёмно-контрольного охранно-пожарного запитан от розетки);
- в помещении зала церкви, при перепаде высот потолка при входе (около 4 м) отсутствуют два дымовых пожарных извещателя;
- отсутствует световое табло «Выход» в зданиях карантина, 1, 2 (2 этаж), 4 (1 этаж), 5, 7, 9 (2 этаж), 10 (2 этаж), 13, 14 (1 этаж), 16 (1 этаж), 17, 21 и 22, 23 (2 этаж), 25 (1 этаж), 26, 27 (2 этаж), 33 отрядов над дверями, ведущими в общий коридор, в помещении спальни, имеющем более 50 мест; в зданиях 8 и 11 (1 этаж) отрядов в лестничной клетке (запасного выхода); в здании СИЗО (2 этаж) над дверями эвакуационного выхода; в столовой в помещении обеденного зала (центральный вход) световое табло «Выход» установлено не над дверным проёмом;
- в здании 24 отряда (2 этаж) установлен один звуковой оповещатель (сирена);
- в зданиях 10, 21 и 22 отрядов, в бане расстояние от потолка до верхней части звукового оповещателя, установленного в помещении спальни, составляет 100 мм, вместо минимально допустимого 150 мм; в здании 32 отряда указанное расстояние составляет 50 мм, вместо минимально допустимого 150 мм;
- в зданиях карантина, 7 отряда соединительные линии шлейфов АПС проложены в коридоре за подвесными потолками без закрепления, свободным примыканием (опусканием) на элементы декоративного подвесного потолка;
- в зданиях 8 и 11 отрядов в помещении спальни № 2 защитные металлические сетки дымовых камер пожарных извещателей загрязнены побелкой;
- не исправны шлейфы: в зданиях 21, 22, 23 отрядов, в здании столовой шлейф № 7, в здании СИЗО (1 этаж) шлейфы №№ 3, 4, в здании 24 отряда шлейф № 5;
- в здании 2 отряда на приборе приемно-контрольном пожарном наблюдается «сработка» шлейфа сигнализации;
- в зданиях 1, 5, 7, 13, 16, 17, 25, 27 наблюдается «сработка» дымового пожарного извещателя.
Тем самым, по мнению проверяющих, Обществом допущены нарушения требований части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 4 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625, пунктов 13.3.1, 13.3.2, 13.3.8, 13.4.1, 13.14.6, 13.14.8, 13.14.9, 13.15.15, 15.9 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», пунктов 4.1, 4.4, 5.3 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», пункта 7.1 РД 78.145-93 «Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ», пункта 98 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313.
По результатам проверки Управлением в отношении ООО «Спецстроймонтаж 1» определением от 08.09.2011 возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области 22.09.2011 в отношении ООО «Спецстроймонтаж 1» составлен протокол об административном правонарушении № 11.
С целью привлечения Общества к административной ответственности Управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев заявление, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» утверждено Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности являются выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» также предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (пункт 3 статьи 4).
Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175 утвержден «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее – СП 5.13130.2009).
В соответствии с пунктом 13.3.1 СП 5.13130.2009 количество автоматических пожарных извещателей определяется необходимостью обнаружения загораний на контролируемой площади помещений или зон помещений, а количество извещателей пламени - и по контролируемой площади оборудования.
В каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме «ИЛИ» (пункт 13.3.2 СП 5.13130.2009).
Точечные дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит и т.п.), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м (пункт 13.3.8 СП 5.13130.2009).
Площадь, контролируемая одним точечным дымовым пожарным извещателем, а также максимальное расстояние между извещателями, извещателем и стеной, необходимо определять по таблице 13.3, но не превышая величин, указанных в технических условиях и паспортах на извещатели конкретных типов (пункт 13.4.1 СП 5.13130.2009).
Приборы приемно-контрольные и приборы управления следует устанавливать на стенах, перегородках и конструкциях, изготовленных из негорючих материалов. Установка указанного оборудования допускается на конструкциях, выполненных из горючих материалов, при условии защиты этих конструкций стальным листом толщиной не менее 1 мм или другим листовым негорючим материалом толщиной не менее 10 мм. При этом листовой материал должен выступать за контур устанавливаемого оборудования не менее чем на 0,1 м (пункт 13.14.6 СП 5.13130.2009).
При смежном расположении нескольких приемно-контрольных приборов и приборов управления расстояние между ними должно быть не менее 50 мм (пункт 13.14.8 СП 5.13130.2009).
Приборы приемно-контрольные и приборы управления следует размещать таким образом, чтобы высота от уровня пола до оперативных органов управления и индикации указанной аппаратуры соответствовала требованиям эргономики (пункт 13.14.9 СП 5.13130.2009).
При параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей должно быть не менее 0,5 м (пункт 13.15.15 СП 5.13130.2009).
Защиту электрических цепей автоматических установок пожаротушения и системы пожарной сигнализации необходимо выполнять в соответствии с Правилами устройства электроустановок.
Не допускается устройство тепловой и максимальной защиты в цепях управления автоматическими установками пожаротушения, отключение которых может привести к отказу подачи огнетушащего вещества к очагу пожара (пункт 15.9 СП 5.13130.2009).
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 утвержден «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 3.13130.2009).
Согласно пункту 4.1 СП 3.13130.2009 звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм (пункт 4.4 СП 3.13130.2009).
В соответствии с пунктом 5.3 СП 3.13130.2009 световые оповещатели «Выход» следует устанавливать:
в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами;
над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;
в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей «Выход».
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В силу пункта 98 ППБ 01-03 установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
В силу пункта 5 Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности является невыполнение требований подпунктов «а», «г» и «д» пункта 4 настоящего Положения.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), предусмотрена в части 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении от 22.09.2011 № 11 следует, что административным органом выявлен факт выполнения Обществом работ в области лицензируемой деятельности с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности», что является нарушением подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании.
При этом суд приходит к выводу об исключении из числа вменяемых ответчику нарушений несоблюдение пунктов 13.14.8, 13.14.9, 13.3.8, 13.3.1 СП 5.13130.2009, пункта 98 ППБ 01-03 ввиду недоказанности данных эпизодов, что административный орган признает.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, Общество в соответствии с государственным контрактом от 27.06.2011 № 542 приняло на себя обязательства, имея действующую лицензию на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, по выполнению работы в полном соответствии со сметой, технической частью документации об аукционе, рабочими проектами государственного заказчика, строительными нормами и правилами.
Таким образом, осуществляя лицензируемую деятельность, ООО «Спецстроймонтаж 1» должно было знать о необходимости соблюдения предусмотренных нормативными актами обязательных для такой деятельности требований и условий, а также предвидеть возможность наступления вредных последствий в случае их неисполнения. Поэтому суд отклоняет доводы Общества как несостоятельные.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в связи с чем, суд полагает доказанной вину ООО «Спецстроймонтаж 1» в совершении вмененного ему правонарушения.
Учитывая данные обстоятельства, суд полагает требование Управления о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Общества к ответственности, судом не установлено.
Судебные расходы не распределялись, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 –170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж 1», адрес – <...>, виновным в совершении административного правонарушения, привлечь к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления данного решения в законную силу по следующим реквизитам:
получатель - УФК по Костромской области (Главное управление МЧС России по Костромской области); ИНН <***>; КПП 440101001; р/с - <***>; Банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области г. Кострома; БИК - 043469001; КБК – 17711627000010000140; ОКАТО - 34242551000.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Судья Т.Ю. Беляева