АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Кострома Дело №А31-803/2009
«08» мая2009 года 22
Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 08 мая 2009 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Семенова А.И.
лицо, ведущее протокол:помощник судьи Сулеменкова А.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Костромаоблгаз»
(наименование истца)
к Костромской области в лице департамента финансов Костромской области
(наименование ответчика)
третьи лица:департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области
о взыскании 12 539 463 руб.
при участии:
от истца: ФИО1 (доверенность от 11.01.2009)
от ответчика:ФИО2 (доверенность от 04.06.2008)
от третьих лиц:ФИО3 ( доверенность от 11.03.2009)
установил следующее.
Открытое акционерное общество «Костромаоблгаз» (далее – Общество, ОАО «Костромаоблгаз») обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской области в лице департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (далее – Департамент топливно-энергетического комплекса) о взыскании 12 539 463 руб., составляющих сумму недополученных доходов от реализации сжиженного газа населению Костромской области во 2 и 3 кварталах 2008 года.
Исковые требования основаны на положениях статей 12, 15, 124, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 06.03.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент финансов Костромской области (далее – Департамент финансов).
Определением суда от 17.04.2009 Департамент финансов исключен из числа третьих лиц и привлечен к участию в деле в качестве лица, выступающего в суде от имени Костромской области. Департамент топливно-энергетического комплекса привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 07.05.2009 до 14 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество как специализированное предприятие в 2008 году осуществляло поставку сжиженного газа на коммунально-бытовые нужды населению Костромской области по государственным регулируемым ценам, установленным постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса от 06.12.2007 № 07/153.
Ненадлежащее финансирование из бюджета расходов, связанных с применением регулируемых цен на газ, понесенных обществом во 2 и 3 кварталах 2009 года послужило основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По общему правилу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления деликтной ответственности необходима совокупность следующих условий: факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между его поведением и наступившими последствиями, вина причинителя вреда.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан доказать совокупность перечисленных условий.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации поручено определить и утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 данного Указа Правительство Российской Федерации устанавливает порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренному этим Указом.
Пунктом 3 Указа органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусматривать в необходимых случаях выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», принятого во исполнение приведенного Указа Президента Российской Федерации, утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов федерации. В этот Перечень (в редакции, действовавшей в спорный период) включен и газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд.
Постановлением губернатора Костромской области от 07.08.2007 № 347 полномочия по государственному регулированию розничных цен на природный газ возложены на Департамент топливно-энергетического комплекса, который является исполнительным органом государственной власти Костромской области.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса от 06.12.2007 «№ 07/153 утверждены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ОАО «Костромаоблгаз» населению Костромской области для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).
Розничная цена сжиженного газа от групповой резервуарной установки утверждена в размере 12 руб. 30 коп. за кг; от индивидуальной газобаллонной установки (с доставкой потребителю) – 18 руб. 45 коп.; от индивидуальной газобаллонной установки (без доставки до потребителя) – 16 руб. 74 коп. за кг; баллон емкостью 21 кг сжиженного газа (с доставкой до потребителя) – 387 руб.; баллон емкостью 21 кг сжиженного газа (без доставки до потребителя) – 352 руб.
Статьей 17.1 Закона Костромской области от 03.12.2007 № 233-3-4 ЗКО «Об областном бюджете на 2008 год» (далее – Закон о бюджете) установлено, что средства на возмещение недополученных доходов газоснабжающими организациями в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам из областного бюджета предоставляются в виде субсидий в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области, в случаях осуществления расходов на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги газоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Согласно Ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2008 год (приложение № 8 к Закону о бюджете) на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги газоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек предусмотрено 24 455 000 руб.
Постановлением администрации Костромской области от 21.07.2008 № 231-а утвержден Порядок предоставления из областного бюджета в 2008 году субсидий на возмещение недополученных доходов газоснабжающими организациями Костромской области по регулируемым ценам (далее – Порядок предоставления субсидий, Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка организации, снабжающие население Костромской области сжиженным газом по регулируемым ценам, в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области данные статистической и бухгалтерской отчетности, подтверждающие реализацию сжиженного газа населению области за соответствующий период.
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области в течение десяти рабочих дней со дня представления газоснабжающими организациями документов, подтверждающих реализацию сжиженного газа населению области по регулируемым ценам, направляет в департамент финансов Костромской области документально подтвержденный расчет размера субсидий (пункт 5).
Департамент финансов Костромской области на основании данных, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и в соответствии с Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2008 год» перечисляет из областного бюджета субсидии департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области на возмещение недополученных доходов газоснабжающим организациям от реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели (пункт 6).
Судом установлено, что в связи с реализацией населению Костромской области сжиженного газа по регулируемым ценам за девять месяцев 2009 года у истца возникла разница между суммой понесенных им расходов и суммой полученных доходов, которая, по расчетам истца, составила 17 560 000 руб.
28.10.2008 Общество представило в Департамент топливно-энергетического комплекса данные статистической и бухгалтерской отчетности, подтверждающие реализацию сжиженного газа населению за 9 месяцев 2008 года.
17.11.2008 Департамент топливно-энергетического комплекса направил в Департамент финансов документально подтвержденный расчет размера субсидий на возмещение недополученных доходов ОАО «Костромаоблгаз» от реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам по результатам работы за 9 месяцев.
В счет возмещения недополученных доходов от реализации сжиженного газа населению за 1 квартал Департамент финансов платежным поручением от 19.09.2008 № 545 перечислил Обществу 5 020 537 руб.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Из материалов дела следует, что сумма недополученных доходов Общества от реализации сжиженного газа в 2 и 3 кварталах 2008 года составила 12 539 253 руб. (без НДС), что подтверждается расчетами необходимого размера субсидий ОАО «Костромаоблгаз» по результатам работы за 1 полугодие, 9 месяцев 2008 года, составленными специалистами Департамента топливно-энергетического комплекса. Указанная сумма является для ОАО «Костромаоблгаз» убытком.
Судом установлено, что компенсация затрат истца не осуществлена из-за недостаточного финансирования из областного бюджета.
При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Убытки истцу причинены действиями органов исполнительной власти Костромской области, установивших цену сжиженного газа для населения ниже экономически обоснованной.
Суд отклоняет довод ответчика о том, что ни Департаментом топливно-энергетического комплекса, ни Департаментом финансов не совершенно никаких незаконных действий и не имеется незаконного бездействия, как противоречащий материалам дела и установленным по делу обстоятельствам.
Возражения Департамента финансов о том, что надлежащим представителем ответчика по делу должен выступать Департамент топливно-энергетического комплекса как главный распорядитель бюджетных средств судом также отклоняются.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из областного бюджета. По настоящему делу судом установлено недофинансирование со стороны Департамента финансов (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23). В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент финансов не представил суду доказательств выделения Департаменту топливно-энергетического комплекса финансовых средств на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги газоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Кроме того, согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. В данном случае – Костромская область в лице Департамента финансов.
Суд отклоняет ссылку ответчика на Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н (далее – Указания), так как они вступили в силу с 01.01.2009 (пункт 2 Приказа). Кроме того, из содержания Указаний следует, что перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2008 год, утвержденная Законом о бюджете не содержит перечня главных распорядителей средств бюджета Костромской области.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий департамент топливно-энергетического комплекса является распорядителем средств областного бюджета, направляемых на возмещение недополученных доходов газоснабжающим организациям от реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам. Перечисление из областного бюджета субсидии осуществляет Департамент финансов (пункт 6 Порядка).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Департамент топливно-энергетического комплекса не является главным распорядителем средств областного бюджета.
Арбитражный суд отклоняет возражения ответчика о недоказанности размера заявленных к взыскании убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Размер заявленных к взысканию убытков обоснован расчетами Департамента топливно-энергетического комплекса.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Департамент финансов какие-либо доказательства, опровергающие сведения истца, не представил; контррасчет размера убытков в материалах дела отсутствует.
При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Уплаченная по делу государственная пошлина подлежит возврату, так как в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент финансов освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Костромской области
РЕШИЛ:
иск удовлетворить частично.
Взыскать с Костромской области в лице департамента финансов Костромской области в пользу открытого акционерного общества «Костромаоблгаз» 12 539 253 руб. убытков за счет средств казны Костромской области.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Выдать открытому акционерному обществу «Костромаоблгаз» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 74 197 руб. 31 коп., уплаченной платежным поручением от 12.02.2009 № 593.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.И. Семенов