ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-8805/19 от 21.12.2021 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-8805/2019

г. Кострома                                                                               28 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Хомяка Н. Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Колпаковой А. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «ВЛК» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об урегулировании разногласий по договору от 01.03.2018 № 2-226,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Север» (ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Эколесресурс» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии представителей:

от истца: ФИО1 (доверенность от 11.12.2020); ФИО2 (доверенность от 20.07.2021)

от ответчика: ФИО3 (доверенность от 9.09.2019);

от третьих лиц: не явились,

установил:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в лице филиала «Северная железная дорога» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ВЛК» (далее – ООО «ВЛК») об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора между ОАО «РЖД» и ООО «ВЛК» от 01.03.2013 № 2-226 на подачу и уборку вагонов обществу с ограниченной ответственностью «ВЛК» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по станции Николо-Полома Северной железной дороги, и изложить пункт 9.4.2 договора в следующей редакции:

«Ежесуточную       плату       за       пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» протяженностью 1,030    км в размере    2060,36    руб.    Плата определяется   с   учетом   ставки   3343,0    руб. за 1   км   в  сутки,   утвержденной   протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 05.12.2018 №   62.    Плата   начисляется    в    соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы    за    пользование    железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО   «РЖД»,   утвержденного Распоряжением ОАО  «РЖД»  от  30.05.2012  №   1056р.   Плата начисляется за все количество  суток в месяце и облагается НДС.

Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «ПЕРЕВОЗЧИКУ», подлежит перерасчету в следующих случаях:

а) при утверждении Правлением ОАО «РЖД» новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД»;

б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4.1. настоящего договора;

в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;

г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования  или   подачу  и  уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);

д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД» и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).

В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД», сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.» (далее по тексту – редакция истца).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Север», общество с ограниченной ответственностью «Эколесресурс».

Судебное заседание отложено на 21 декабря 2021 года.

Истец в судебном заседании подержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительных пояснениях к нему.

Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, настаивает на урегулировании разногласий по договору в предложенной им редакции, указывает на необоснованное включение в пункт 9.4.2 договора условия о возможности одностороннего изменения платы; на необходимость принять при расчете размера платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования развернутую длину железнодорожного пути необщего пользования, составляющую  436 метров, а также считает обоснованным применение ставки в соответствии с  Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15.

Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ОАО «РЖД» принадлежат железнодорожные пути необщего пользования ст. Николо-Полома, протяженностью 2106 м., кадастровый номер 44:17:000000:468 (выписка из ЕГРН от 19.11.2018, т. 1, л.д.134-136).

01.03.2019 между ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО «ВЛК» подписан договор № 2-226 на подачу и уборку вагонов обществу с ограниченной ответственностью «ВЛК» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по станции Николо-Полома Северной железной дороги, по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к пути № 1 Галичской дистанции пути стрелкой № 65, локомотивом «ПЕРЕВОЗЧИКА».

Границами железнодорожного пути необщего пользования являются сигнальные знаки «Граница подъездного пути», установленные:

- напротив предельного столбика стрелочного перевода № 65;

- напротив стыка рамного рельса, расположенного на расстоянии 436 м от предельного столбика стрелочного перевода № 65.

Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 436 м. Железнодорожный путь необщего пользования принадлежит «ПЕРЕВОЗЧИКУ» (§ 2 договора).

Расстояние подачи и уборки вагонов локомотивом «ПЕРЕВОЗЧИКА» принимается 2,060 км в оба конца. Протяженность участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего «ПЕРЕВОЗЧИКУ» и используемого для подачи и уборки вагонов «ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ» составляет 1,030 км. (§ 4 договора).

В связи с несогласием с редакцией истца пункта 9.4.2 договора, сторонами 01.03.2019 составлен и подписан протокол разногласий.

Ответчиком предложено изложить пункт 9.4.2 договора в следующей редакции: «Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования протяженностью 436 метров по ставкам части 2 таблицы 11 Тарифного руководства № 3.».

Разногласия относительно редакции пункта 9.4.2 договора сторонами не урегулированы, о чем свидетельствует составленный 10.04.2019 протокол согласования разногласий.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Костромской области с настоящим иском.

Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения сторон, возникшие при заключении спорного договора на оказание услуг по подаче и уборке вагонов, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26.

Как следует из статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

В соответствии с абзацами 6, 7 статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из разъяснений, изложенных в пункте пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", следует, что заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).

В силу части 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.

Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта).

В пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, разъяснено, что в силу третьего абзаца статьи 58 Устава железнодорожного транспорта условие договора о подаче и уборке вагонов о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.

При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38-42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора».

При этом, размер названной платы суд определяет с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2020 по делу N А57-19014/2017).

Статьей 16 УЖТ установлено, что владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, относящиеся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 статьи 8 указанного Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.

С учетом изложенного, отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ответчика на содержание инфраструктурной составляющей и фактически является оплатой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.

Поскольку размер платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику законодательно не определен, размер такой платы устанавливается в договорах на подачу и уборку вагонов, на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, исходя из Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р (далее - Временный порядок N 1056р).

Согласно пункту 1 Временного порядка N 1056р ежесуточная плата за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов определяется за развернутую длину этого пути по ставке, установленной за 1 км в сутки.

Указанная плата вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, не привязана к количеству выходов локомотива или занятию железнодорожных путей необщего пользования вагонами, обусловлена необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент. То есть истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути. Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки).

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.12.2019 N 309-ЭС19-23316, от 23.05.2019 N 305-ЭС19-1465, от 25.06.2018 N 305-ЭС18-7949 от 13.04.2020 N 306-ЭС18-18399.

Включение в договор пункта, предусматривающего взимание ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, не противоречит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 5 Временного порядка N 1056р  в случае, когда железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД" (или его часть), используется несколькими грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов, плата для каждого такого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования (кроме обслуживаемого по трехстороннему договору, с которого взимается только плата за работу локомотива ОАО "РЖД") определяется в доле, учитывающей расстояние подачи и уборки по железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ОАО "РЖД", а также среднесуточное количество поданных и убранных вагонов для данного грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.

Как усматривается из материалов дела, рассматриваемые железнодорожные пути необщего пользования функционируют не только в интересах ответчика, но и ООО «ЭкоЛесРесурс», ООО «Север», что учтено истцом при расчете суммы платы в предложенной редакции договора.

ОАО «РЖД» установлена среднесетевая ставка платы за предоставление принадлежащих ему железнодорожных путей необщего пользования в размере 3 343 руб./км в сутки (утверждена протоколом заседания правления общества "РЖД" от 05.12.2018 N 62). Правление общества "РЖД" установило указанные ставки в пределах своей компетенции, определенной Уставом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585.

Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 утверждены Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3).

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11 признаны недействительными пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства N 3, которые учитывались при урегулировании указанных разногласий в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования.

Довод ответчика о примени ставки части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 в соответствии с п. 2.7.14 Тарифного руководства № (утв. Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002г. № 35/15) судом отклоняется, поскольку пункт 2.7.14 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3) признан недействующим решением ВАС РФ от 29.06.2012г. по делу № ВАС-6820/12.

В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

В целях проверки доводов истца об экономической обоснованности размера платы за использование принадлежащего перевозчику пути необщего пользования и разрешения возникших разногласий относительно размера платы, определенной в предложенной редакции пункта 9.4.2 договора № 2-226, определением суда от 13.02.2020 по делу назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО4 (ООО «Бюро независимой экспертизы»).

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

1.В каком размере причитается истцу суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Никола-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода № 33 до стрелочного перевода № 65, с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования?

2.В каком размере причитается истцу суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Никола-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода № 65 до границы железнодорожного пути ООО «Эколесресурс», с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования?

3.В каком размере причитается истцу суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Никола-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода № 65 через стрелочные переводы № 69, № 67, № 53 и до тупика, с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования?

В заключении эксперта № 01/2271 от 14.07.2020 приведены следующие ответы эксперта на поставленные вопросы:

1. Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Николо-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода №33 до стрелочного перевода №65, с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования составляет (с НДС):

1 835,31 (Одна тысяча восемьсот тридцать пять руб. 31 коп.) руб. в т.ч.:

Пользователь

Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, руб.

ООО «ВЛК»

665,30

ООО «ЭкоЛесРесурс»

665,30

ООО «Север» (ООО «ВЛК»)

504,71

2. Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Николо-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода №65 до границы железнодорожного пути ООО «Эколесресурс», с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования составляет (с НДС):

1 989,96 (Одна тысяча девятьсот восемьдесят девять руб. 96 коп.) руб. в т.ч.:

Пользователь

Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, руб.

ООО «ВЛК»

906,63

ООО «ЭкоЛесРесурс»

1 083,33

3. Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Николо-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода №65 через стрелочные переводы №69, №67, №53 и до тупика, с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования составляет (с НДС):

2 549,39 (Две тысячи пятьсот сорок девять руб. 39 коп.) руб.

Пользователь

Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, руб.

ООО «Север» (ООО «ВЛК»)

2 549,39

Исследовав экспертное заключение № 01/2271 от 14.07.2020, суд пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, является ясным и полным, выводы эксперта носят последовательный непротиворечивый характер, полномочия и компетентность эксперта не оспорены.

С учетом пояснений, изложенных экспертом ФИО4 в судебном заседании, истец обратился с ходатайством о проведении дополнительной судебной экспертизы.

Определением суда от 11.08.2021 ходатайство ОАО «РЖД» удовлетворено по делу назначено проведение дополнительной судебной экспертизы, проведение которой поручить эксперту ФИО4 (ООО «Бюро независимой экспертизы»).

Перед экспертом поставлены следующие вопросы:                  

1.В каком размере причитается истцу суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования (без НДС), примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Никола-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода № 33 до стрелочного перевода № 65, с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования, в том числе расходов следующих структурных подразделений: дирекции управления движением, службы пути?

2.В каком размере причитается истцу суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования (без НДС), примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Никола-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода № 65 до границы железнодорожного пути ООО «Эколесресурс», с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования, в том числе расходов следующих структурных подразделений: дирекции управления движением, службы пути?

3.В каком размере причитается истцу суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования (без НДС), примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Никола-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода № 65 через стрелочные переводы № 69, № 67, № 53 и до тупика, с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования, в том числе расходов следующих структурных подразделений: дирекции управления движением, службы пути?

В заключении эксперта № 01/2568 от 23.09.2021 приведены следующие ответы эксперта на поставленные вопросы:

1. Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Николо-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода №33 до стрелочного перевода №65, с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования, в том числе расходов следующих структурных подразделений: дирекции управления движением, службы пути составляет (с НДС):

2 153,13 (Две тысячи сто пятьдесят три руб. 13 коп.) руб. в т.ч.:

Пользователь

Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, руб.

ООО «ВЛК»

780,51

ООО «ЭкоЛесРесурс»

780,51

ООО «Север» (ООО «ВЛК»)

592,11

2. Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Николо-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода №65 до границы железнодорожного пути ООО «Эколесресурс», с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования, в том числе расходов следующих структурных подразделений: дирекции управления движением, службы пути составляет (с НДС):

2 334,53 (Две тысячи траста тридцать четыре руб. 53 коп.) руб. в т.ч.:

Пользователь

Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, руб.

ООО «ВЛК»

1 063,61

ООО «ЭкоЛесРесурс»

1 270,92

3. Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Николо-Полома» и пролегающим от стрелочного перевода №65 через стрелочные переводы №69, №67, №53 и до тупика, с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования, в том числе расходов следующих структурных подразделений: дирекции управления движением, службы пути составляет (с НДС):

2 549,39 (Две тысячи пятьсот сорок девять руб. 39 коп.) руб.

Пользователь

Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, руб.

ООО «Север» (ООО «ВЛК»)

2 990,84

ОАО «РЖД» представлены возражения в отношении результатов экспертного заключения, из которых следует, что эксперт определил для ООО «ВЛК» плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования в размере 1 844,12 руб. при ставке 3 987,25 руб. за 1 км в сутки

Вместе с тем, ОАО «РЖД» предложило плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования для ООО «ВЛК» в размере 2 060,36 руб. при ставке 3 343 руб. в сутки

Данное противоречие возникло по причине того, что эксперт, устанавливая плату для каждого участка пути отдельно, определил плату за пользование путем необщего пользования в противоречии с Временным порядком.

Ссылаясь на пункт 5.1 Временного порядка № 1056р., истец указывает, что для расчета оплаты определяется расстояние подачи и уборки вагонов по пути необщего пользования, принадлежащему ОАО «РЖД», для каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.

В соответствии с параграфом 4 договора № 2-226 расстояние подачи и уборки вагонов равно 2 060 км.

Также ОАО «РЖД» указывает на ошибочное определение экспертом значений среднесуточной вагоно-километровой работа для ООО «ВЛК», которое с учетом расстояния подачи-уборки вагонов будет составлять 5,974 как произведение среднесуточного числа поданных и убранных вагонов и расстояния подачи и уборки вагонов (2,9 *2,06).

Указанные обстоятельства (неприменение в качества исходных данных расстояния подачи и уборки вагонов, установленного в договоре - 2 060 км) повлекло искажение также и следующих расчетов:

- общей среднесуточной вагоно-километровой работа, которая при верном расчете должна составить - 18,18 (5,974 +5,68+6,53);

- коэффициента использования железнодорожным путем необщего пользования, который должен составить - 0,3286 (5,974/18.18);

- общая платы  за пользование железнодорожным   путем   необщего пользования, которая должна составить 7478,49 руб. (3987,25 * 1,8756 км), а следовательно и плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования для ООО «ВЛК» с учетом платы за пользование путем за 1 км в сутки, определенной экспертом, должна составить 2 457,43 руб. (7 478,49 *0,3286).

Кроме того, истец обратил внимание, что экспертом безосновательно не приняты расходы Дистанции инженерных сооружений на содержание пути необщего пользования по станции Николо-Полома Северной железной дороги за 2018 год.

Так, в экспертном заключении № 01/2568 от 23 сентября 2021 года, отражено, что расходы Дистанции инженерных сооружений не приняты по причине того, что невозможно достоверно определить какая сумма расходов приходится на 2018 год (стр. 25 Экспертного заключения).

Истец обращает внимание, что расходы Дистанции инженерных сооружений на содержание пути необщего пользования в размере 994 209,6 руб. были приняты при проведении судебной экспертизы, назначенной Определением Арбитражного суда Костромской области от 13 февраля 2020 года.

ОАО «РЖД» при проведении дополнительной судебной экспертизы представило в суд аналогичные документы, подтверждающие расходы Дистанции инженерных сооружений на содержание пути необщего пользования, что и при проведении судебной экспертизы, назначенной Определением Арбитражного суда Костромской области от 13 февраля 2020 года.

Кроме того, из представленных документов есть возможность определить какая сумма расходов приходится на 2018 год.

Так, сменные рапорты о работе поливочного поезда №2 датируются 30 июля 2018 года и 11 августа 2018 года. График по текущему содержанию и оценке состояния ИССО составлен от сентября 2018 года.

ОАО «РЖД» признает, что часть расходов Дистанции инженерных сооружений представлена за 2019 год, а именно расходы, подтверждающие выполнение лесохозяйственных работ.

Вместе с тем, наличие в материалах вышеуказанных расходов Дистанции инженерных сооружений за 2019 год не создавало препятствий эксперту, что определить какие из представленных расходов приходятся на 2018 год.

Экспертом с учетом возражений истца в материалы дела представлены следующие пояснения к экспертному заключению.

В экспертном заключении №01/2271 от 14.07.2020 г. Экспертом был использован документ «Затраты на содержание пути необщего пользования ст. Николо-Полома Галичской дистанции пути в период 01.01.2018 по 31.12.2018 г.» (стр. 19 Экспертного заключения), подтверждающий расходы Истца за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. в котором была указана спорная сумма в размере 994 209,6 - затраты на содержание дистанции инженерных сооружений, которые были понесены Истцом.

При производстве дополнительной экспертизы было выяснено, что данный размер затрат был понесен Истцом за период с 01.01.2018 г. по 01.07.2019 г. Эксперт руководствовался материалами дела, достоверно определить, какая сумма приходится на 2018 год не представлялась возможным.

Согласно вновь приобщенных Истцом документов в Ходатайстве №ИСХ-3007/СЕВ НЮ от 25.10.2021 г., а именно сведения о расходах по ст. Николо-Полома за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. в размере 564 135,41 руб. Экспертом произведены дополнительные расчеты (Приложение №1).

Согласно предоставленным вопросам в Ходатайстве Истца №ИСХ-3007/СЕВ НЮ от 25.10.2021 г. запрашивается расчет согласно п.п 5.1-5.6 Временного порядка ОАО «РЖД».

Временный порядок ОАО «РЖД», устанавливающий правила определения платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования при использовании пути несколькими пользователями, не предусматривает деление необщего пути на участки.

Произведенные расчеты, с учетом вновь приобщенных материалов дела, позволяют сделать вывод, что суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования (без НДС) с учетом степени использования участка пути и суточная плата по временному порядку ОАО «РЖД», устанавливающим правила определения платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования при использовании пути несколькими пользователями сопоставимы (отличие в сотых долях из-за округления промежуточных результатов в процессе расчёта), но в зависимости от методики расчета, деление между грузоотправителями будет различно.

В результате полученных расчетов была получена следующая таблица, по определению суточной платы за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путям общего пользования «Станция Николо-Полома», с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы истца на содержание указанного участка пути необщего пользования, в том числе расходов следующих структурных подразделений: дирекции управления движением, службы пути:

Наименование

Суточная плата за пользование

участком железнодорожного

пути необщего пользования,

(без НДС) руб./сут.

ООО «ВЛК»

(без НДС) руб./сут.

ООО «ЭкоЛесРесурс» (без НДС) руб./сут.

ООО «Север»

(без НДС)

руб./сут.

участок железнодорожного пути от

стрелочного перевода №33 до стрелочного

перевода №65

2 549,41

924,16

924,16

701,09

участок железнодорожного пути от

стрелочного перевода №65 до границы

железнодорожного пути ООО «Эколесресурс»

2 764,23

1 259,38

1 504,85

-

участок железнодорожного пути от

стрелочного перевода №65 через стрелочные

переводы №69, №67, №53 и до тупика

3 541,33

-

-

3 541,33

ВСЕГО, руб./сут.:

8 854,97

2 183,54

2 429,01

4 242,42

Результаты расчета суточной платы за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования согласно временному порядку ОАО «РЖД»:

Наименование

ВСЕГО, (без НДС) руб./сут.

ООО «ВЛК»

(без НДС) руб./сут.

ООО «ЭкоЛесРесурс» (без НДС) руб./сут.

ООО «Север»

(без НДС)

руб./сут.

Суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, (без НДС) руб./сут.

8 854,99

2 909,75

3 179,83

2 765,41

Заключение проведенной по делу дополнительной экспертизы соответствует требованиям статей 82, 86, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, принимая во внимание представленные экспертом дополнительные пояснения (расчеты), суд признает заключении эксперта № 01/2271 от 14.07.2020 в редакции дополнений от 18.11.2021 надлежащим доказательством.

Возражения ответчика относительно недопустимости применения экспертом при определении суточной платы за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станционным путям общего пользования «Станция Николо-Полома», методов характерных для расчёта стоимости прав собственности или прав аренды в отношении объектов недвижимости, судом отклоняются.

Так из фактического характера спорных отношений пользования железнодорожными путями необщего пользования, с учетом пояснений эксперта, принимая во внимание, что размер такой платы должен не только компенсировать затраты ОАО «РЖД», связанные с круглосуточным содержанием путей необщего пользования для грузовладельцев в технически исправном состоянии, с учетом расходов на капитальный ремонт и амортизацию, но и в силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ также должна приносить прибыль хозяйствующему субъекту, примененный экспертом метод определения стоимости платы является наиболее обоснованным.

Каких-либо надлежащих доказательств того, что предложенная перевозчиком договорная ставка является для ответчика крайне невыгодной и экономически необоснованной, ответчик не привел, изначально не возражал против установления соответствующей ставки, единой для всех пользователей (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Напротив, проведенной по инициативе истца дополнительной судебной экспертизой, суточная плата за пользование участком железнодорожного пути необщего пользования, примыкающим к станционным путем общего пользования «Станция Николо-Полома», с учетом того, что размер платы должен покрывать экономически обоснованные расходы ОАО «РЖД» на содержание указанного участка пути необщего пользования, определен для пользователя ООО «ВЛК» в размере 2 183, 54 руб., а при применении временного порядка ОАО «РЖД» - 2 909, 75 руб.

Определяя размер платы в сумме 3 343 руб./км, суд исходит из экономически обоснованной утвержденной Правлением ОАО «РЖД» ставки за пользование путями необщего пользования, принадлежащими перевозчику.

Единая среднесетевая ставка платы за предоставление железнодорожного пути необщего пользования носит компенсационный характер и является единой для всех лиц, пользующихся соответствующими услугами перевозчика.

Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 04.06.2020 N 306-ЭС18-18399 по делу N А57-19014/2017, определении от 13.04.2020 N 306-ЭС18-18399 по делу N А57-19014/2017.

В то же время условие договора о праве истца на одностороннее изменение цены договора при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, изложенное в подпункте «а» второго абзаца пункта 9.42 договора, подлежит исключению, поскольку противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», о том, что при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).

Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2019 года N 307-ЭС18-22127.

Принимая во внимание, что в остальной части условия о порядке перерасчета платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования не противоречат требованиям действующего законодательства, пункт 9.4.2 договора принимается судом в предложенной истцом редакции.

Статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, отнесены, в частности, денежные суммы, подлежащие выплате экспертам.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дел", правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежит применению при разрешении исков неимущественного характера.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

Учитывая неимущественный характер заявленного требования об урегулировании разногласий при заключении договора, принимая во внимание вышеизложенные правовые позиции постановления Пленума N 46, в случае частичного принятия редакции истца отсутствуют основания пропорционального распределения судебных расходов.

Государственная пошлина, а также судебные расходы ответчика на оплату услуг экспертов в ходе рассмотрения дела, подлежат отнесению на истца в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь со статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на подачу и уборку вагонов Обществу с ограниченной ответственностью «ВЛК» на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по стнации Николо-Полома Северной железной дороги от 01.03.2019, между
открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и обществом с
ограниченной ответственностью «ВЛК», изложив пункт 9.4.2 договора в
следующей редакции:

«Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» протяженностью 1,030 км в размере 2060,36 руб. Плата определяется с учетом ставки 3343,0 руб. за 1 км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО «РЖД» от 05.12.2018 № 62. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30.05.2012 № 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.

Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим «Перевозчику», подлежит перерасчету в случаях:

а) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4.1. настоящего договора;

б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;

в) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);

г) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД» и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).

В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО «РЖД» сторонами вносится
соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ВЛК» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 100 000 руб. расходов на проведение судебной экспертизы и 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Костромской области.

Судья                                                                                    Н. Г. Хомяк