ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-9578/14 от 24.11.2014 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-9578/2014

г. Кострома 26 ноября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хохлачевой Татьяной Алексеевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «К и М», ИНН 4443004996, ОГРН 1024400521837, г. Кострома

к Управлению территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы

о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство исх. № 02-43-1487/14 от 01.07.2014 г. и обязании выдать разрешение на строительство крытого рынка по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д.17,

при участии в заседании:

от заявителя – Фоланина Т.В. по доверенности от 09.10.2014 г.;

от ответчика – Коровкина Н.С. по доверенности от 10.10.2013 г. № 58;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «К и М» (далее – Общество, ООО «К и М») обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительным решения Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы (далее - Управление) исх. № 02-43-1487/14 от 01.07.2014 г. об отказе в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство крытого рынка по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д.17.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель Управления против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Обществу на праве арены на основании договора аренды земли от 24.01.2001 г. № Д-2226 (л.д. 14-16) принадлежит земельный участок общей площадью 4665,94 м2, расположенный по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д.17.

В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора земельный участок передан в аренду ООО «К и М» для эксплуатации мини-рынка (разрешенное использование).

02.08.2013 г. Обществом оформлен градостроительный план земельного участка № 00000000002994 от 02.08.2013 г. (л.д. 17-19) с назначением объекта капитального строительства – мини-рынок, утвержденный постановлением администрации города Костромы от 02.08.2013 г. № 1715 (л.д. 13).

05.06.2014 г. ООО «К и М» обратилось в Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на строительство крытого рынка на указанном земельном участке, расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д.17.

Письмом Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы от 01.07.2014 г. исх. № 02-43-1487/14 (л.д. 8) заявителю в выдаче разрешения на строительство крытого рынка отказано в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в связи с тем, что в нарушение требований пункта 1 части 7 статьи 51 ГрК РФ заявителем не представлено правоустанавливающего документа на земельный участок с разрешенным использованием, предусматривающим строительство на нем объектов капитального строительства.

Данный отказ обжалован заявителем в судебном порядке.

В обоснование заявленных требований Обществом указано, что вывод Управления о том, что приложенный договор аренды земли от 24.01.2001 г. № Д-2226 не является правоустанавливающим документом на земельный участок с разрешенным использованием, предусматривающим строительство на нем объектов капитального строительства, не соответствует действительности, поскольку в пунктах 1.6 и 4.2 указанного договора обозначено право арендатора строить и давать распоряжения о постройке на арендуемом участке объектов в соответствии с проектом застройки, утвержденным в установленном порядке, при условии получения всех необходимых разрешений и с соблюдением требований соответствующих инспекций и служб.

Кроме того, заявитель указывает, что оформленный им градостроительный план земельного участка № 00000000002994 от 02.08.2013 г. предусматривает строительство мини-рынка в качестве разрешенного вида использования.

Также заявитель обращает внимание суда на то, что изначально вышеуказанный земельный участок был предоставлен правопредшественнику ТОО «К и М» на праве аренды на срок пять лет в соответствии с постановлением администрации города Костромы № 1826 от 02.06.1995 г. для строительства открытого рынка, на основании чего был заключен договор аренды земли № 329/1198 от 09.06.1995 г.

Общество полагает, что им была полностью соблюдена процедура получения земельного участка для целей капитального строительства. Постановлением Администрации города Костромы № 3865 от 22.10.1999 года действие данного договора было продлено на десять лет, в связи с чем ООО «К и М» был заключен договор аренды земли № Д-329.1 от 28.12.1999 года для целей эксплуатации мини-рынка с правом строительства объектов на территории участка в соответствии с проектом застройки, утвержденным в установленном порядке (пункты 1.2 и 1.6 предмета договора). В соответствии с Временным положением об аренде земель муниципальной собственности на территории города Костромы и методике расчета арендной платы за землю, утвержденной решением Думы города Костромы № 73 от 16.04.1998 года (ст. 13) арендатор (правопреемник имущественных прав) земельного участка имеет право на продление срока аренды при соблюдении им условий аренды. В связи с проведенной процедурой реорганизации ТОО «К и М» в форме его преобразования в ООО «К и М» в 1998 году договор аренды был продлен путем заключения нового договора. При продлении договора объем прав, предоставленных арендатору изначально при предоставлении земельного участка в аренду, сохраняется, что и было отражено в пунктах 1.2 и 1.6 договора аренды 1999 года, а также в аналогичных позициях действующего на сегодняшний день договора аренды земли № Д-2226 от 24.01.2001 года, продленного на неопределенный срок, заключенного на срок десять лет в связи с изъятием части земельного участка площадью 34,06 кв.м в пользу третьего лица.

Кроме того, в период действия договора аренды 1999 года ООО «КиМ» в соответствии с градостроительными нормами и правилами возвело на земельном участке объект недвижимости - общественный туалет площадью 26,9 кв.м., права на который был зарегистрирован обществом в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и другими федеральными законами.

В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с установленным в указанной норме перечнем документов.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению на выдачу разрешения на строительство прилагаются, в числе прочих документов, правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.

В части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечислены основания отказа в выдаче разрешения на строительство.

Таким основанием, в частности, является: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство, продлению срока действия разрешения на строительство и внесению в них изменений, осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 11 марта 2013 года № 393 (далее - Административный регламент) и статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство заявитель в соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.6.2 Административного регламента должен представить документы, в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок.

05.06.2014 года ООО «К и М» обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство крытого рынка по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д. 17, приложив договор аренды земли от 24.01.2001 года № Д-2226, письмо Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 23.07.2010 года № 10276 о продлении договора на неопределенный срок.

Управление, рассмотрев указанное заявление с предоставленным пакетом документов отказало в выдаче разрешения на строительство от 01.07.2014 года № 02-43-1487/14 в связи с непредоставлением правоустанавливающего документа на земельный участок с разрешенным использованием, предусматривающим строительство на нем объектов капитального строительства.

В соответствии с постановлением Администрации города Костромы от 29.12.2000 года № 4826 «Об изъятии и предоставлении земельных участков по ул. Индустриальной, 17 и северо-восточнее АТС-6 по ул. Индустриальной» ООО «К и М» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 4665,94 кв.м. для эксплуатации мини-рынка (пункт 4). В соответствии с пунктом 6 настоящего постановления были признаны утратившими силу постановление Администрации города Костромы от 22.10.1999 года № 3865 «О продлении договора земельного участка», договоры аренды земли № Д-329, Д-329.1.

На основании выше указанного постановления между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Костромы и ООО «К и М» 24.01.2001 года был заключен договор аренды земли № Д-2226.

В период заключения договора действовало Временное положение об аренде земель муниципальной собственности на территории города Костромы и Методике расчета арендной платы за землю, утвержденным решением Думы города Костромы от 16.04.1998 года № 73 (далее - Временное положение).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 3 Временного положения на территории города Костромы из земель муниципальной собственности предоставляются в аренду земельные участки исключительно для следующих целей:

а) для строительства объектов на вновь отводимых земельных участках;

б) для установки (размещения) торговых киосков и павильонов, киосков и павильонов по оказанию бытовых услуг и услуг автосервиса, мини - рынков, автостоянок, контейнерных и передвижных АЗС, других временных сооружений, а также площадок для складирования материалов;

в) для эксплуатации и обслуживания государственного и муниципального недвижимого имущества, переданного в аренду юридическим и физическим лицам;

г) для эксплуатации встроенных и встроенно - пристроенных помещений и зданий, находящихся в собственности физических и юридических лиц;

д) для сельскохозяйственного производства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения личного подсобного хозяйства из земель сельскохозяйственного использования или земель временно не вовлеченных в градостроительную деятельность или временно неиспользуемых;

е) для ведения всех видов деятельности иностранными гражданами и юридическими лицами, а также совместными предприятиями с любой долей учредительного капитала иностранных компаний или частных лиц.

Согласно пункту 1.2. договора аренды земли от 24.01.2001 года № Д-2226 арендатор берет земельный участок для эксплуатации мини-рынка.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки должны использоваться в соответствии с их целевым назначением.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 указанного Кодекса собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, правоустанавливающий документ на земельный участок по ул. Индустриальной, д. 17 с разрешенным использованием, предусматривающим строительство на нем объектов капитального строительство заявителем не был представлен.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Аналогичные основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотрены в пункте 2.10.1 Административного регламента.

Оценивая доводы заявителя о том, что первоначально был заключен договор аренды земельного участка, в котором было предусмотрено право арендатора на капитальное строительство, суд исходит из того, что на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении разрешения на строительство, отношения между арендатором и арендодателем регулировались договором аренды земли от 24.01.2001 года № Д-2226, в котором целевое назначение использования земельного участка было определено как эксплуатация рынка.

Наличие в договоре аренды пункта 1.6., которым определено, что строительство объектов на территории участка разрешается только в соответствии с проектом застройки, утвержденном в установленном порядке само по себе не является безусловным правом арендатора на осуществление застройки участка.

Градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением администрации города Костромы от 02.08.2013 г. № 1849 также не является документом, безусловно предоставляющим право арендатора на возведение на земельном участке объектов капитального строительства.

Данное обстоятельство подтверждается и предостережением о недопустимости нарушения закона, выданным прокурором города Костромы директору Общества 21.10.2013 г.

Кроме того, заявитель в обоснование своих требований указал, что в период действия договора аренды земли № Д-3291 от 28.12.1999 года, объем прав и обязанностей Арендатора в соответствии с которым полностью идентичен действующему договору аренды, обществом был возведен объект недвижимости - общественный туалет, права на который были зарегистрированы в ЕГРП в установленном действующем законодательством порядке. Данное право уполномоченным органом никогда не оспаривалось.

Между тем, данное обстоятельство не имеет какого-либо правового значения для разрешения данного спора и не подтверждает права заявителя на безусловное получение разрешения на строительство на спорном участке.

При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований Общества с ограниченной ответственностью «К и М».

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная Общества с ограниченной ответственностью «К и М» по платежному поручению № 128 от 16.09.2014 г. государственная пошлина возврату не подлежит.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «К и М» о признании незаконным отказа Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы в выдаче разрешения на строительство исх. № 02-43-1487/14 от 01.07.2014 г. и обязании выдать разрешение на строительство крытого рынка по адресу: г. Кострома, ул. Индустриальная, д.17 - отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья А.В. Зиновьев