ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-9804/16 от 05.04.2017 АС Костромского области


                 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-9804/2016

г. Кострома                                                                                                05 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Т.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вороновой А.А.

при участии:

от заявителя: ФИО1– представитель по доверенности от 30.12.2016,

от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 09.01.2017,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о признании незаконным решения от 25.08.2016 № 2-32/12733 об отказе в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности (696/5506, 691/5506, 680/5506, 679/5506, 696/5506, 683/5506, 694/5506 долей) муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236, расположенный по адресу: <...>; об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236, расположенный по адресу: <...>, и обязании осуществить государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности и государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок,

установил:

Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о признании незаконным решения от 25.08.2016 № 2-32/12733 об отказе в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности (696/5506, 691/5506, 680/5506, 679/5506, 696/5506, 683/5506, 694/5506 долей) муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236, расположенный по адресу: <...>; об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236, расположенный по адресу: <...>, и обязании осуществить государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности и государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 30.03.2017 был объявлен перерыв до 05.04.2017 до 14 час. 00 мин.

В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения по основаниям, изложенным в заявлении и отзыве.

Как следует из материалов дела, 12.07.2016 Администрация города Костромы обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлениями о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на земельный участок и о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236, расположенный по адресу: <...>.

Вместе с заявлением на государственную регистрацию были представлены: постановление администрации г. Костромы от 06.08.1997 № 2521 «Об утверждении перечня № 51 объектов, составляющих муниципальную собственность г. Костромы»; выписка из реестра муниципального имущества города Костромы от 12.07.2016 № 152 о праве собственности муниципального образования на многоквартирный жилой дом; приказ от 02.10.1997 № 926 «О внесении объектов в реестр муниципальной собственности».

25.07.2016 Управление Росреестра по Костромской области в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на период до 25.08.2016 приостановило государственную регистрацию в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для государственной регистрации, о чем проинформировало администрацию в уведомлении от 25.07.2016 № 2-32/11752.

В указанном уведомлении регистрирующий орган указал, что поскольку Муниципальное образование городской округ город Кострома, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <...>, в силу действующего законодательства является участником общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в виде земельного участка, осуществление государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности (4819/5506 долей) муниципального образования на земельный участок и государственной регистрации права собственности муниципального образования на данный земельный участок противоречит действующему законодательству.

Управление разъяснило администрации о праве представить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации права, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.

Поскольку причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации, заявителем не были устранены, Управление Росреестра по Костромской области приняло решение об отказе в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности муниципального образования на земельный участок и об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236, о чем направило заявителю сообщение от 25.08.2016 № 2-32/12733.

Указанное решение принято на основании абзацев 8, 11 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в связи с тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества и в связи с наличием противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами.

Не согласившись с решением Управления Росреестра по Костромской области от 25.08.2016 № 2-32/12733 об отказе в государственной регистрации, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В обоснование требований заявитель указал, что многоквартирный жилой дом в целом принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию городской округ город Кострома, поэтому понятие и правовое регулирование общей собственности к нему применяться не могут. Поскольку дом и помещения в нем принадлежат на праве собственности одному лицу (муниципалитету), а другие помещения в данном доме на праве собственности или на ином праве не принадлежат иным лицам, то исключается возможность считать земельный участок, сформированный под таким домом, находящимся в общей долевой собственности. Так как многоквартирный дом является муниципальным, а земельный участок сформирован под ним и поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, в силу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) такой земельный участок фактически принадлежит Муниципальному образованию городской округ город Кострома на праве собственности.

В связи с изложенным заявитель полагает, что данный отказ вынесен с нарушением статьи 244 ГК РФ и статьей 15, 16 ЖК РФ и нарушает права и законные интересы собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, в том числе по получению прибыли от его использования и распоряжения в местный бюджет.

Ответчик требования не признал, указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок в ЕГРП. В ходе проверки было установлено, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о государственной регистрации права муниципального образования городской округ город Кострома на квартиру № 7, расположенную по адресу: <...>. Данная квартира передавалась администрацией в собственность граждан на основании договора приватизации жилищного фонда от 18.10.2004 № 2449/1, следовательно, право муниципальной собственности на жилой дом прекратилось. Право собственности муниципального образования возникло не на здание, а на жилое помещение (квартиру), основанием возникновения права собственности послужил договор мены 05.11.2014 № 55/4. Право собственности на иные квартиры в ЕГРП не зарегистрировано.

С учетом указанных обстоятельств регистрирующий орган полагает, что у муниципального образования не возникло единоличного права собственности на земельный участок, поскольку не имеется сведений о его праве на все объекты (квартиры) в многоквартирном доме. 

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

На основании части 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 № 449-О и от 04.12.2003 № 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования удовлетворению не подлежат.

В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Соответственно, обязанность доказывания нарушения оспариваемыми ненормативным правовым актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности возлагается на заявителя.

В соответствии  с частью 1 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Статьей 16 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.

Как установлено частью 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ, основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Как следует из материалов дела, 12.07.2016 Администрация города Костромы обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на земельный участок и о государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236, расположенный по адресу: <...>.

Вместе с заявлением на государственную регистрацию были представлены: постановление администрации г. Костромы от 06.08.1997 № 2521 «Об утверждении перечня № 51 объектов, составляющих муниципальную собственность г. Костромы»; выписка из реестра муниципального имущества города Костромы от 12.07.2016 № 152 о праве собственности муниципального образования на многоквартирный жилой дом; приказ от 02.10.1997 № 926 «О внесении объектов в реестр муниципальной собственности».

По результатам рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов Управление Росреестра по Костромской области приняло решение об отказе в государственной регистрации, о чем направило заявителю сообщение от 25.08.2016 № 2-32/12733.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

Статьей 20 Закона № 122-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В частности, абзацами 8 и 11 части 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, либо имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Согласно статье 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции до 01.01.2017) предусмотрено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона № 122-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Аналогичная норма закреплена в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01.01.2017.

Пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ определено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Из совокупного токования статьи 36 ЖК РФ и частей 2 и 5 статьи 16 Закона 189-ФЗ следует, что право общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество многоквартирного жилого дома, в том числе на земельный участок, сформированный под таким домом, а также момент перехода доли в праве на общее имущество возникают с даты государственной регистрации права собственности на квартиру.

Таким образом, покупатель квартиры с момента государственной регистрации права собственности на данный объект приобретает в силу закона и право на долю в общей долевой собственности на сформированный в установленном порядке земельный участок, на котором расположен данный дом.

В силу пункта 1 статьи 244 ГК РФ право общей долевой собственности возникает на имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" в случае если одно лицо приобретает право собственности на все помещения в здании, то оно в силу закона также становится обладателем всех долей в праве собственности на земельный участок под зданием. Из положений статьи 244 ГК РФ следует, что при указанных обстоятельствах существование долевой собственности на имущество более невозможно и она с учетом положений пунктов 2 и 4 статьи 8.1 ГК РФ должна рассматриваться как индивидуальная собственность лица на недвижимую вещь. В этом случае, как указано в пункте 4 статьи 8.1 ГК РФ, запись об изменении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия, то есть, в том числе, и лица, которое в силу приобретения всех долей в праве собственности на недвижимое имущество, является единоличным собственником вещи.

В силу изложенных норм права при приобретении одним лицом всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а, следовательно, всех долей в праве общей долевой собственности на общее имущество, такое лицо с момента государственной регистрации права на последнюю квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме становится собственником всего земельного участка.

Как установил суд, двухэтажный многоквартирный дом № 42, расположенный по адресу: <...> состоит из 8 квартир: №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, что подтверждается актом обследования помещений, планами строения, экспликацией к плану строения (л.д. 83-93).

Квартира № 7 в указанном доме принадлежат Муниципальному образованию городской округ город Кострома на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 29.03.2017 №№ 99/2017/13035349.

В рассматриваемом случае заявителем не было представлено сведений о зарегистрированном праве собственности муниципального образования на квартиры №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8.

Таким образом, документов, свидетельствующих о принадлежности всех помещений (квартир) спорного дома на праве собственности муниципальному образованию, в регистрирующий орган вместе с заявлением от 12.07.2016 не представлено, в связи с чем утверждение заявителя о принадлежности многоквартирного дома в целом на праве собственности Муниципальному образованию городской округ город Кострома на дату принятия оспариваемого решения не подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Довод заявителя о том, что снятие многоквартирного дома с кадастрового учета в связи с полным уничтожением данного объекта недвижимости подтверждает факт признания ответчиком права собственности муниципального образования на все помещения в спорном доме (поскольку с заявлением о снятии объекта недвижимости с государственного кадастрового учета может обратиться только собственник данного объекта), в рассматриваемом случае не имеет правового значения.

Исходя из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", законность оспариваемых ненормативного правового акта, соответственно решения, действия (бездействия) подлежит проверке на момент принятия акта, совершения оспариваемого действия.

Как видно из представленных документов, с заявлением о снятии многоквартирного жилого дома с кадастрового учета администрация обратилась в регистрирующий орган 15.02.2017. При этом к заявлению была приложена выписка от 12.10.2016 из реестра муниципального имущества города Костромы, содержащая сведения о том, что все квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, включены в реестр муниципальной собственности.

 Оспариваемое решение от 25.08.2016 № 2-32/12733 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236, расположенный по адресу: <...>, было принято ответчиком на основании пакета документов, представленного с соответствующим заявлением от 12.07.2016, в котором отсутствовали документально подтвержденные сведения о принадлежности всех помещений (квартир) спорного дома на праве собственности муниципальному образованию.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом  1.1 пункта 1 статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 25.08.2016 № 2-32/12733 об отказе в государственной регистрации права собственности Муниципального образования городского округа город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040313:236 и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Костромской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья                                                              Т.Н. Смирнова