АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-9805/2016
г. Кострома 28 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 28 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Сизова Александра Вениаминовича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болдыревой Анастасией Максимовной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
о признании недействительным решения от 25.08.2016 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040216:657, расположенный по адресу: <...>, и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 30.12.2016 № 39;
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 09.01.2017 № 3;
установил:
Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 25.08.2016 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040216:657, расположенный по адресу: <...>.
Представитель Управления поддержал заявленные требования.
Представитель регистрирующего органа поддержал возражения в отношении заявленных требований, изложенные в отзыве на заявление.
Оценив достаточность имеющихся в деле доказательств, получив согласие участвующих в заседании представителей сторон, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
12.07.2016 в Управление Росреестра обратилась ФИО3, действующая в интересах муниципального образования городской округ город Кострома на основании доверенности от 21.03.2016 с заявлением вх. № 44/001/018/2016-2144 о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности и с заявлением вх. № 44/001/018/2016-2115 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040216:657, расположенный по адресу: <...>, литер Б.
На государственную регистрацию заявителем были представлены: копия распоряжения Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 16.11.2015 «О включении жилых домов в реестр муниципального имущества города Костромы»; копия решения малого Совета от 16.07.1992 № 120 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность Костромского горсовета»; копии приложений № 1 и № 2 к решению малого Совета от 16.07.1992 № 120; копия перечня основных средств (жилых и нежилых зданий) производственного объединения жилищного хозяйства на 01.01.1992 (ЖЭУ № 1); копия приказа администрации города Костромы от 29.04.1993 № 85 «О внесении в реестр объектов муниципальной собственности»; выписка из реестра муниципальной собственности города Костромы от 12.07.2016 № 154.
Управлением Росреестра 25.07.2016 государственная регистрация права собственности на спорный объект недвижимости приостановлена соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о государственной регистрации) в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в основаниях для совершения регистрационных действий до 25.08.2016.
Сообщением от 25.08.2016 № 2-32/12696 муниципальному образованию городской округ город Кострома отказано в государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности и в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040216:657 по основанию, предусмотренному абзацами 8, 11 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации (правоустанавливающий документ объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимости, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами).
Не согласившись с данным отказом, муниципальное образование в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы обратилось в арбитражный суд.
Заявитель полагает, что отказ регистрирующего органа вынесен с нарушением норм статей 209, 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальное образование городской округ город Кострома став собственником всех помещений в многоквартирном доме, приобрело все доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, следовательно, является его единоличным владельцем.
Регистрация права на отдельные помещения в многоквартирном доме не может служить основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Поскольку в соответствии с представленными документами и дом и квартиры в нем принадлежат на праве собственности одному лицу – муниципальному образованию городской округ город Кострома, а другие помещения в доме не принадлежат иным лицам, исключается возможность считать земельный участок под домом находящимся в общей долевой собственности.
Управление Росреестра представило отзыв, считает отказ законным и обоснованным, поскольку представленные на государственную регистрацию документы не подтверждают возникновения у муниципального образования городской округ город Кострома права собственности на объект недвижимого имущества, а указывают на наличие в нем права общей долевой собственности.
При этом обращает внимание на наличие противоречий в адресе жилого дома, включенного в реестр муниципальной собственности, в представленных документах.
Полагает, что представленные на государственную регистрацию перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность составлены не по форме, установленной пунктом 9 Распоряжения президента РФ «Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности» № 114-рп от 18.03.1992.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В целях защиты прав лиц, обращающихся за государственной регистрацией прав, отказ в такой регистрации либо уклонение соответствующего органа от проведения государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации).
Частями 1, 4 статьи 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Согласно части 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) законом понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 2 названного закона государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).
В части 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В части 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации указывается, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В статье 20 Закона о государственной регистрации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Так согласно абзацам 8 и 11 части 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8); имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абзац 11).
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в котором указано, какие земельные участки в целях разграничения государственной собственности относятся к собственности поселения, городских округов, муниципальных районов.
Заявителем на государственную регистрацию права в качестве документов, подтверждающих возникновение у него права были представлены: копия распоряжения Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 16.11.2015 «О включении жилых домов в реестр муниципального имущества города Костромы»; копия решения малого Совета от 16.07.1992 № 120 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность Костромского горсовета»; копии приложений № 1 и № 2 к решению малого Совета от 16.07.1992 № 120; копия перечня основных средств (жилых и нежилых зданий) производственного объединения жилищного хозяйства на 01.01.1992 (ЖЭУ № 1); копия приказа администрации города Костромы от 29.04.1993 № 85 «О внесении в реестр объектов муниципальной собственности»; выписка из реестра муниципальной собственности города Костромы от 12.07.2016 № 154.
Исходя из представленных копии приказа администрации города Костромы от 29.04.1993 № 85 «О внесении в реестр объектов муниципальной собственности», копии решения малого Совета от 16.07.1992 № 120 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность Костромского горсовета», копии приложений № 1 и № 2 к решению малого Совета от 16.07.1992 № 120 и копии перечня основных средств (жилых и нежилых зданий) производственного объединения жилищного хозяйства на 01.01.1992 (ЖЭУ № 1), следует, что в реестр муниципальной собственности включено производственное объединение жилищного хозяйства, включая жилые здания, в том числе по ул. Депутатской, д. 17А.
Однако, заявителем предоставлялись документы на государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040216:657, по адресу: <...>, литер Б.
В соответствии с о сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности муниципального образования городской округ город Кострома зарегистрировано в отношении квартиры № 11 (основание договор мены от 26.09.2014 № 14/4) и квартиры № 12 (основание договор мены от 10.10.2014 № 29/4) по адресу: <...>, литер Б.
При этом, указанные квартиры № 11 и № 12 передавались по договорам приватизации жилищного фонда гражданам.
Как указывалось выше государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о государственной регистрации обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие данного закона.
Несмотря на признание в силу пункта 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации прав на недвижимое имущество, возникших до момента вступления в силу настоящего закона, в пункте 2 той же статьи установлено правило о необходимости государственной регистрации такого права на объект недвижимого имущества в случаях государственной регистрации возникших после введения в действие закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 № 13391/09 с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивает статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.
Следовательно, изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о прекращении права муниципальной собственности на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, литер Б., как на единый объект в целом с момента приватизации квартир № 11 и № 12.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 23.07.2009 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» если собственник здания в соответствии со статьей 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то при внесении в реестр записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости, на который может быть установлено право собственности одного лица, о чем делается соответствующая запись в реестре.
В таком случае право общей долевой собственности на общее имущество здания возникает с момента поступления хотя бы одного из помещений, находящихся в здании, в собственность иного лица.
Если собственником всех помещений в здании становится одно лицо, оно вправе, обратившись с заявлением к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, избрать правовой режим здания как единого объекта. В этом случае с момента внесения в реестр соответствующей записи возникает право собственности указанного лица на здание и прекращается его право собственности на отдельные помещения.
Позиция о том, что при приобретении одним лицом всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а следовательно, всех долей в праве общей долевой собственности на общее имущество, такое лицо с момента государственной регистрации права на последнюю квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме становится собственником всего земельного участка подтверждена также в определении судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2017 № 305-КГ16-10570.
Пунктом 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления с приложением документов, необходимых для ее проведения. Статья 17 пункт 1 абзац 9 Закона о государственной регистрации предполагает наличие иных документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Таким образом, с заявлением о государственной регистрации права собственности заявителю необходимо представить документы, подтверждающие возникновение у заявителя права на объект недвижимости (правоустанавливающие документы). При этом данные правоустанавливающие документы должны соответствовать требованиям статьи 18 Закона о государственной регистрации.
Государственный регистратор проводит правовую экспертизу, представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, на предмет установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Положениями статьи 36 ЖК РФ и частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлены момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество многоквартирного жилого дома, в том числе на земельный участок, сформированный под таким домом, а также момент перехода доли в праве в общее имущество именно - с даты государственной регистрации права собственности на квартиру.
Таким образом, покупатель квартиры с момента государственной регистрации права собственности на данный объект приобретает в силу закона и право на долю в общей долевой собственности на сформированный в установленном порядке земельный участок, на котором расположен данный дом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 244 ГК РФ право общей долевой собственности возникает на имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц.
Из материалов деда следует, что в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о праве собственности муниципального образования городской округ город Кострома на все помещения, находящиеся в здании, расположенном по адресу: <...>, литер Б.
Представленный в дело технический паспорт здания подтверждает наличие трех жилых помещений в здании по адресу: <...>, литер Б.
Заявителем в Управление Росреестра не были представлены документы, подтверждающие возникновение у него права собственности на оставшуюся квартиру № 1 в многоквартирном доме по адресу: <...>, литер Б.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Кроме того, в материалы дела представлен договор дарения от 03.08.2006 и выданное на его основании свидетельство о государственной регистрации права физического лица ФИО4 на 13/84 доли в праве на жилой дом с двумя пристройками, общая площадь 255,3 кв.м., в том числе жилая площадь: 133 кв.м., лит. А, а, а2; жилой дом с четырьмя пристройками, общая площадь 118,6 кв.м., в том числе жилая площадь: 68,6 кв.м., лит. Б, Б1, Б2, б, б1, инв, № I-2228, шесть сараев, уборная, пом. яма, адрес <...>.
С учетом приведенного ранее вывода о том, что из представленных на государственную регистрацию копий приказа администрации города Костромы от 29.04.1993 № 85 «О внесении в реестр объектов муниципальной собственности», решения малого Совета от 16.07.1992 № 120 «О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность Костромского горсовета», приложений № 1 и № 2 к решению малого Совета от 16.07.1992 № 120 и перечня основных средств (жилых и нежилых зданий) производственного объединения жилищного хозяйства на 01.01.1992 (ЖЭУ № 1), следует, что в реестр муниципальной собственности включено производственное объединение жилищного хозяйства, включая жилые здания, в том числе по ул. Депутатской, д. 17А, суд приходит к выводу о том, что право собственности муниципального образования городской округ город Кострома зарегистрировано только в отношении квартиры № 11 и квартиры № 12 по адресу: <...>, литер Б, то есть о наличии права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040216:657.
При указных обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040216:657, расположенный по адресу: <...>, литер Б., выраженный в сообщении от 25.08.2016 № 2-32/12696, является законным.
Соответственно, основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствует.
По доводу Управления Росреестра о том, что перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность Костромского городского Совета народных депутатов, составлены не по форме, утвержденной Распоряжением Президента РФ № 114-рп от 18.03.1992 суд отмечает следующее. Решение малого совета Костромского областного совета депутатов от 16.07.1992 г. № 120, приложениями к которому являются приложения № 1 и № 2 принято уполномоченным органом и в пределах его компетенции, никем не оспорено и не отменно, соответственно является действующим. Несоответствие перечней форме, утвержденной Распоряжением Президента РФ № 114-рп от 18.03.1992 не свидетельствует об их незаконности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался судом в связи с тем, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 25.08.2016 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования городского округа город Кострома на земельный участок с кадастровым номером 44:27:040216:657, расположенный по адресу: <...> - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.В. Сизов