ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-9874/2011 от 20.02.2012 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-9874/2011

г. Кострома «20» марта 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена «20» февраля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен «20» марта 2012 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Автономной некоммерческой организации «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования»

к Департаменту образования и науки Костромской области

о признании незаконным отказа в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой Ольгой Юрьевной

при участии:

от заявителя – Жаров Н.Б. по доверенности от 05.08.2011 № 2;

от ответчика – Деулина М.И. по доверенности от 16.12.2011 № 8794; Чакрышкина М.В. по доверенности от 08.12.2011; Толщина Л.Н. по доверенности от 20.01.2012 № 299;

установил:

Автономная некоммерческая организация «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования» (далее – АНО «ЦПК и ДПО», организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту образования и науки Костромской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности.

Заявитель полагает, что вправе осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного образования, поскольку является образовательным учреждением, созданным в соответствующей организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством.

Указание на тип образовательного учреждения (учреждение дополнительного профессионального образования) и вид (центра повышения квалификации) содержится в наименовании автономной некоммерческой организации, которое, в свою очередь, прописано в уставе.

Классификация образовательных учреждений по видам на основании пункта 5 статьи 12 Закона об образовании действует в отношении лишь государственных и муниципальных образовательных учреждений и при наличии специального федерального закона либо типового положения о них. Негосударственное образовательное учреждение может быть отнесено к определенному виду лишь по аналогии с государственным или муниципальным в силу примерного характера типовых положений.

Также просит суд учесть, что аналогичной организации Учебно-методическому Центру профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации «Учебно-производственное предприятие», существующей в форме автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования лицензия выдана.

Департамент против требований заявителя возражает. Считает, что определить статус (тип и вид образовательного учреждения) АНО «ЦПК и ДПО» и соотнести его с правом реализации программ дополнительного профессионального образования, заявленных на лицензирование, не представляется возможным ввиду неуказания их в уставе организации, сведений о том, что некоммерческая организация является образовательным учреждением, учредительные документы также не содержат. В связи с чем, учреждению было отказано в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного профессионального образования к рассмотрению.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Автономная некоммерческая организация «Центра повышения квалификации и дополнительного профессионального образования» в соответствии со свидетельством от 06.06.2011 зарегистрирована в качестве некоммерческой организации за основным государственным регистрационным номером 1114400000219.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава АНО «ЦПК и ДПО» создано с целью оказания образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (повышение квалификации), подготовки, переподготовки специалистов в области охраны труда, промышленной безопасности, а также иной деятельности, разрешенной законом.

Пунктом 2.2 Устава определены виды деятельности, осуществляемой организацией:

- организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, незанятого населения и безработных специалистов;

- подготовка и аттестация руководителей и работников организаций в сфере охраны труда;

- подготовка, переподготовка, дополнительное профессиональное образование и аттестация кадров в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов и требованиями промышленной безопасности опасных производственных объектов;

- организация и проведение научных исследований научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационной деятельности;

- экспертиза программ, проектов, рекомендаций, др. документов и материалов по профилю работы Центра;

- проведение семинаров, конференций, выставок;

- оказание консультационных, информационных и других услуг;

- распространение учебной и иной литературы и дополнительных материалов на различных носителях;

- осуществляет иную, не запрещенную законодательством Российской Федерации, деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую им.

Также в Уставе в разделе 5 отражен порядок организации образовательного процесса.

Устав прошел правовую экспертизу в Управлении Министерства юстиции России по Костромской области, которым 31.05.2011 принято решение о государственной регистрации АНО «ЦПК и ДПО».

Согласно Уведомлению территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области (Костромастат) от 08.06.2011 для сведения указано, что по информации регистрирующих органов АНО «ЦПК и ДПО» при государственной регистрации заявлен код ОКВЭД-2001 – 80.30.3 «Обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование».

25.07.2011 организация обратилась в Департамент образования и науки Костромской области с заявлением о выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности по пяти дополнительным профессиональным образовательным программам, а именно: обучение работодателей и работников вопросам охраны труда; обучение руководителей и специалистов экологических служб и систем экологического контроля по обеспечению экологической безопасности; обучение руководителей и специалистов на право работы с опасными отходами; обучение специалистов автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку опасных грузов; обучение руководителей и специалистов предприятий и лиц, ответственных за пожарную безопасность по пожарно-техническому минимуму.

Посчитав, что АНО «ЦПК и ДПО» не вправе реализовывать образовательные программы дополнительного профессионального образования, Департамент, руководствуясь пунктом 18 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), уведомлением от 26.07.2011 № 577 сообщил АНО «ЦПК и ДПО» об отказе в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности к рассмотрению по существу на основании пункта 2 статьи 26 Закона об образовании, согласно которому образовательные программы дополнительного профессионального образования реализуются в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Не согласившись с данным решением лицензирующего органа, организация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом указанной нормы и положений части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного акта недействительным, действия (бездействия) незаконным, необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пунктов 1, 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, только на основании и с момента получения специального разрешения (лицензии).

Из статей 1, 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензируемым видом деятельности является образовательная деятельность по образовательным программам, а особенности ее лицензирования установлены Законом об образовании.

Задачами, в частности Закона об образовании и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, являются обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование, определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования (статьи 3, 4 Закона об образовании).

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования, элементом которой являются образовательные учреждения и научные организации, реализующие образовательные программы и отвечающие определенным требованиям (пункт 2 статьи 5, статья 8 Закона об образовании).

Образовательная организация создается в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, а ее деятельность регулируется Законом об образовании, а в не урегулированной им части - законодательством Российской Федерации (статья 11.1 Закона об образовании).

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 10 указанного Закона автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

Частью 1 статьи 12 Закона об образовании установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Закона об образовании).

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности (часть 3 статьи 12 Закона об образовании).

В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об образовании к образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений (часть 5 статьи 12 Закона об образовании).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об образовании в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в том числе, наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения.

По смыслу статей 12 и 13 Закона об образовании, обязательной характеристикой образовательного учреждения, помимо наименования и организационно-правовой формы, является устанавливаемый учредителем тип и вид, которые, по сути, определяют положение в системе образования и возможность реализовывать определенные образовательные программы, то есть статус образовательного учреждения.

Управление системой образования, в том числе допуск образовательных учреждений к образовательной деятельности по определенным программам, осуществляется посредством лицензирования (статья 33.1 Закона об образовании).

Таким образом, законодательством об образовании в целях обеспечения и защиты конституционного права на образование предусмотрена для образовательных учреждений такая специфическая характеристика как статус (тип и вид), обуславливающий право осуществлять на основании полученной в установленном порядке лицензии образовательную деятельность по определенным образовательным программам.

Соответственно, учреждение имеет право реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы, если для него учредителем установлен и закреплен в уставе соответствующий статус.

В силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Согласно части 2 статьи 26 Закона об образовании к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

посредством индивидуальной педагогической деятельности;

в научных организациях.

Юридическое лицо, не относящееся к названному перечню, дополнительные образовательные программы реализовывать не вправе.

Учреждение может считаться образовательным учреждением дополнительного образования, если создано в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Также необходимо наличие у такого учреждения следующих главных задач: удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте; организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов; организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность; научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.

При этом в силу пункта 4 статьи 12 Закона об образовании и пункта 8 Типового положения дополнительные профессиональные образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях типа «учреждение дополнительного образования взрослых», к разновидностям которого относятся академии, институты повышения квалификации, курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Из представленного в материалы дела устава не следует, что АНО «ЦПК и ДПО» является образовательным учреждением, соответствующий статус (тип и вид) образовательного учреждения, как то учреждение дополнительного профессионального образования в нем не закреплены.

Согласно пункту 16 Положения о лицензировании лицензирующий орган проводит проверку заявления и документов соискателя лицензии в течение трех рабочих дней со дня регистрации их поступления на предмет, в частности, заявления для лицензирования образовательных программ, которые соискатель лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе реализовывать.

Поскольку право реализовывать образовательныепрограммы дополнительного профессионального образования соискателем лицензии не подтверждено, данные обстоятельства являются основанием для отказа лицензирующим органом в принятии документов к рассмотрению по существу на основании подпункта 2 пункта 18 статьи 33.1 Закона об образовании.

Довод заявителя о выдаче лицензии другой аналогичной организации не имеет под собой законных оснований, поскольку выдача лицензии не связана с организационно-правовой формой юридического лица, также как и с его наименованием, которое является средством индивидуализации хозяйствующего субъекта.

При указанных обстоятельствах, решение Департамента от 26.07.2011 об отказе АНО «ЦПК и ДПО» в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности к рассмотрению по существу является правомерным, требования некоммерческой организации удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд в полном объеме относит на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Автономной некоммерческой организации «Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования» о признании недействительным отказа Департамента образования и науки Костромской области в принятии документов на лицензирование образовательной деятельности – отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия через арбитражный суд Костромской области.

Судья Т.Ю. Беляева