АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-1004/2022
10 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 4 февраля 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
судьи Шкира Д.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изосимовой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, г. Краснодар
к публичному акционерному обществу «Ростелеком», г. Санкт-Петербург»,
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол
от 07.12.2021 № АП-23/12/4453),
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, г. Краснодар (далее – управление, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности публичного акционерного общества «Ростелеком», г. Санкт-Петербург» (далее – заинтересованное лицо, общество) по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Надлежаще извещенный представитель заявителя в судебное заседание не явился, свои доводы изложил в представленном заявлении. Так указал, что обществом допущены нарушения подпункта «г» пункта 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 183871 «Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов», выразившееся в отсутствии местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в материалы дела отзыв не представило.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается по правилам статей 167, 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ПАО «Ростелеком» оказывает услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов на основании лицензии № 183871, выданной 27.01.2021 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сроком действия до 27.01.2026.
При рассмотрении сведений, поступивших из Управления по Краснодарскому краю и Республике Адыгея филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах установлено, что 12.10.2021 представителями филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском Федеральных округах, были выявлены нарушения: подпункта «г» пункта 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 183871 «Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов».
В ходе проведения обследования таксофона по адресу: г. Сочи, <...>
(п. 15801 Приложения № 2 Договора), было установлено отсутствие возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных служб посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номеров вызова соответствующих экстренных оперативных служб, устанавливаемых в соответствии с российской системой и планом нумерации.
Выявленное управлением грубое нарушение лицензионных требований, выразившееся в отсутствии возможности круглосуточного вызова экстренных оперативных служб, явилось основанием для вывода административного органа о нарушении заинтересованным лицом условий выданной ему лицензии от 27.01.2021
№ 183871 и наличии признаков совершения административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
07.12.2021 в отношении ПАО «Ростелеком» составлен протокол об административном правонарушении № АП-23/12/4453.
Заявление и материалы административного дела в порядке части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для рассмотрения.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
На основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2 Правил оказания универсальных услуг связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 241 деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи:
а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) внутризоновых телефонных соединений;
в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;
г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;
д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением лицензионных требований понимаются следующие нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности":
Необеспечение возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номеров вызова соответствующих экстренных оперативных служб, устанавливаемых в соответствии с российской системой и планом нумерации (для лицензиатов, оказывающих услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов, услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа, услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования, услуги подвижной радиотелефонной связи, услуги подвижной спутниковой радиосвязи).
В силу пункта 11 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно подпункту «г» пункта 4 лицензионных требований (Приложение к лицензии № 183871) лицензиат в соответствии с данной лицензией обязан обеспечивать предоставление пользователю возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, устанавливаемых в соответствии с российской системой и планом нумерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения обследования таксофона по адресу: г. Сочи, <...> (п. 15801 Приложения № 2 Договора), было установлено отсутствие возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных служб посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номеров вызова соответствующих экстренных оперативных служб, устанавливаемых в соответствии с российской системой и планом нумерации, что подтверждается актом мониторинга от 15.11.2021 №23-014-ТКФ, протоколом мониторинга от 11.11.2021 №23-014-ТКФ/6, фотоматериалами и обществом по существу не оспаривалось
Допущенное обществом нарушение влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, и, в соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. №2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и пункта 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 04 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», относится к числу грубых нарушений лицензионных требований.
На основании изложенного, ПАО «Ростелеком» допустило осуществление предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи с нарушением
подпункта «г» пункта 4 лицензии.
Факт нарушения ПАО «Ростелеком» условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) достоверно установлен административным органом
и подтверждается материалами дела.
Суд учитывает положения статьи 2.1 КоАП РФ, признает наличие вины, поскольку ПАО «Ростелеком», как обладателю лицензии по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, возложена обязанность по соблюдению лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, обществом не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для обеспечения ПАО «Ростелеком» оказания услуг связи с использованием таксофонов в соответствии с нормативными правовыми актами судом не установлено.
Таким образом, административным органом произведена правильная квалификация правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, так как ПАО «Ростелеком» допущено грубое нарушение оказания услуг связи с использованием таксофонов.
Рассмотрев, изучив и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ материалы дела, суд считает доказанным факт совершения ПАО «Ростелеком» административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по делу не пропущен.
Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Уведомлением от 22.11.2021 №36411-12/23 общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 07.12.2021 в 10.00 часов по адресу: <...>.
На указанное уведомление обществом направлен ответ о невозможности прибытия на составление протокола представителя общества с указанием на оформление протокола в отсутствие представителя и направления протокола по указанному адресу.
Протокол об административном правонарушении от 07.12.2021 № АП-23/12/4453 составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом. Копия протокола направлена по юридическому адресу общества.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, поскольку фактические обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности, допущенные нарушения с учетом их характера свидетельствует о пренебрежительном отношении обществом к возложенным на него обязанностям и исключает возможность в рассматриваемом случае применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих освобождение лица от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.
Из содержания части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что предупреждение устанавливается при условии отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как усматривается из материалов дела, выявленное в деятельности общества нарушение связано с отсутствием возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных служб посредством набора единого номера вызова экстренных оперативных служб, а также номеров вызова соответствующих экстренных оперативных служб, устанавливаемых в соответствии с российской системой и планом нумерации, что фактически создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публичноправовых обязанностей.
Как следствие, достаточные условия для назначения обществу административного наказания в виде предупреждения в данном случае отсутствуют.
Санкция части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет для юридических лиц наложение штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (часть 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Из смысла положений указанной нормы следует, что возможность снижения назначенного лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, поставлена в зависимость от наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд установил, что оснований для снижения штрафа ниже низшего предела и его наложения в минимальном размере не имеется, ввиду особого характера охраняемых правоотношений, наличия угрозы жизни и здоровью людей отсутствия смягчающих обстоятельств, а также исключительности обстоятельств совершения правонарушения.
Суд, оценив фактические обстоятельства данного дела, учитывая отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, считает необходимым назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии со статьей 208 АПК РФ при рассмотрении судом дел о привлечении юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица к административной ответственности госпошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167,170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь публичное акционерное общество «Ростелеком» г. Санкт-Петербург
(ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 191167, город Санкт-Петербург, вн.тер.г. МО Смольнинское, наб. Синопская, д. 14, лит. а) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 07.12.2021 № АП-23/12/4453 и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления суммы штрафа: получатель – УФК РФ по Краснодарскому краю (для Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу), лицевой счет – <***>, ИНН <***>, КПП 231201001, БАНК – Южное ГУ Банка России г. Краснодар, БИК Банка – 010349101, № счёта 40102810945370000010,
КБК 09611601141019002140, ОКТМО 03701000, УИН 09600000000037638958.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
Доказательства оплаты штрафа заинтересованному лицу представить в административный орган и в арбитражный суд с указанием номера арбитражного дела.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение направляется судебному приставу – исполнителю для приведения в исполнение в принудительном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Д.М. Шкира