ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-10383/2022 от 20.07.2022 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-10383/2022

27.07.2022г.

Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2022г.

Решение в полном объеме изготовлено 27.07.2022г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Кондратова К.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новошитской К.А., рассматривая в судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «Ковчег», г. Ейск (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.10.2002, ИНН: <***>) к АО «Ейский портовый элеватор», г. Ейск (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.10.2002, ИНН: <***>) с требованием об обязании АО «Ейский портовый элеватор» (ИНН <***> ОГРН <***>), г. Ейск обеспечить ООО «Ковчег», (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ейск пропуск работников и транспортных средств ООО «Ковчег» для обслуживания и снабжения судов, находящихся у причала АО «Ейский портовый элеватор» в порядке, установленном договором договор №2-2017 на техническое обслуживание морских судов. Единым сводом обычаев предприятий, расположенных в границах ответственности государственного учреждения морской администрации Ейского морского порта

при участии:

от истца: не явился.

от ответчика: ФИО1, доверенность в деле.

установил:

ООО «Ковчег», г. Ейск (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.10.2002, ИНН: <***>) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к АО «Ейский портовый элеватор», г. Ейск (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 06.10.2002, ИНН: <***>) с требованием об обязании АО «Ейский портовый элеватор» (ИНН <***> ОГРН <***>), г. Ейск обеспечить ООО «Ковчег», (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ейск пропуск работников и транспортных средств ООО «Ковчег» для обслуживания и снабжения судов, находящихся у причала АО «Ейский портовый элеватор» в порядке, установленном договором договор №2-2017 на техническое обслуживание морских судов. Единым сводом обычаев предприятий, расположенных в границах ответственности государственного учреждения морской администрации Ейского морского порта.

Основания заявленных исковых требований изложены в исковом заявлении. Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчик в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, представил письменный отзыв на исковое заявление.

Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со ст.ст. 135-137 АПК РФ, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке ст.ст. 1, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 75, 81 АПК РФ, пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, между Истцом и Ответчиком заключен договор №2-2017 на техническое обслуживание морских судов, находящихся у арендованного ответчиком причала. Согласно договору Ответчик принял на себя обязательство осуществлять пропуск работников и транспортных средств Истца для обслуживания и снабжения судов (п. 3.2.1 договора).

Истец (ООО "Ковчег") более 25 лет осуществляет сбор, транспортировку и обезвреживание отходов 1-1У класса опасности согласно ЛИЦЕНЗИИ № 023 00104 от 12.04.2016 г. в порту Ейска с судов по заявки представителей судовладельцев (агентов) согласно заключенных договоров.

03.03.2022 г. ООО "Ковчег" получило заявку от ООО "Экспо-Лайн-Плюс", с которым заключен агентский договор на обслуживание судов по вывозу отходов, на вывоз отходов с теплохода "Олимпия", стоящего у причала АО "Ейский портовый элеватор". Автотранспорт ООО "Ковчег" подъехал примерно в 11 часов 30 минут к проходной АО "Ейский портовый элеватор" для оказания услуг по заявке согласно договора, но были остановлены сотрудниками охраны на проходной, сославшись на директора АО "Ейский портовый элеватор", который дал команду не пропускать ООО "Ковчег" на территорию предприятия, хотя все пропуска для проезда на территорию и контрольный талон на снятие отходов на теплоходе "Олимпия", согласованный у начальника Ейского таможенного поста, были предъявлены сотрудникам охраны.

По мнению истца, с 03.03.2022 года и по настоящее время руководство АО "Ейский портовый элеватор", препятствует деятельности ООО "Ковчег" в осуществлении услуг по сбору и вывозу с судов, стоящих у причала в данном порту, опасных отходов. Тем самым причиняя ООО "Ковчег" убытки и несут угрозу экологической безопасности.

Исследовав документы и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности). Пунктом 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности определено, что субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с пунктами 4, 10 статьи 1 Закона о транспортной безопасности под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (пункт 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности). В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 утверждены Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры (далее - Требования № 1208).

В п. 2 Требований № 1208 предусмотрено, что физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, обязаны, в том числе осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающими перечень необходимых документов, устанавливаемыми Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Приказом Минтранса РФ от 23.07.2015 № 227 утверждены Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила № 227).

Согласно пункту 3 Правил № 227, настоящие правила обязательны для исполнения подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В соответствии с пунктом 4 Правил № 227 досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах, постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

В силу п. 14 Правил № 227 основаниями для пересечения объектами досмотра физическими лицами границ технологического сектора зоны транспортной безопасности или критического элемента ОТИ или ТС, а также их нахождения на территории соответствующих частей зоны транспортной безопасности, являются наличие у таких лиц постоянных пропусков или разовых пропусков и документов, удостоверяющих личность, оформленных в установленном порядке, действующих на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта», постоянные пропуска выдаются: а) работникам субъекта транспортной инфраструктуры - на срок действия трудового договора, но не более чем на 5 лет;

б) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые субъектами транспортной инфраструктуры, - на срок, не превышающий 5 лет;

в) работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии);

г) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

В силу п. 3 Постановления № 1638 постоянные пропуска физических лиц содержат следующую информацию: - номер пропуска; - наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск; - место работы (службы), должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) и фотография владельца пропуска; - срок и временной интервал действия постоянного пропуска и сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в которые допущен владелец пропуска.

В соответствии с п. п. 5, 6 Постановления № 1638 разовые пропуска выдаются посетителям объекта транспортной инфраструктуры на основании письменных обращений уполномоченных работников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверенных печатью (при ее наличии).

Разовые пропуска физических лиц содержат следующую информацию:

а) номер пропуска;

б) фамилия, имя и отчество владельца пропуска (при их наличии); в) серия, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность;

г) наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск;

д) срок и временной интервал действия пропуска;

е) сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в которые допущен владелец пропуска.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик - АО «Ейский портовый элеватор» ссылается на то, что был утверждена «Инструкция о пропускном и внутри объектовом режимах на ОТИ».

В данной Инструкции установлены требования к заявкам субъекта транспортной инфраструктуры о выдаче постоянных и разовых пропусков и отражаемым в них сведениям. Указанный документ был согласован в установленном порядке с Ейским линейным отделением полиции на транспорте и отделением в г. Ейске УФСБ России по Краснодарскому краю.

В соответствии с Инструкцией о пропускном и внутри объектовом режимах на ОТИ п.п. 13.1.9 постоянные пропуска выдаются:

- работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в рамках сроков действия договоров (не более 1 года).

С учетом введения усиленного уровня безопасности № 2, в связи с проведением антитеррористических мероприятий в акватории Азовского моря с 24.02.2022, субъектом транспортной инфраструктуры АО «Ейский портовый элеватор» были предприняты меры к выявлению лиц и организаций, имеющих пропуска в зону ответственности АО «Ейский портовый элеватор» с истекшим сроком пользования, а так же выданным ранее, но с превышением установленных сроков.

Отдельные договора на осуществление пропуска на территорию АО «Ейский портовый элеватор» не заключает.

Ключевыми элементами административно-правового статуса субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков являются предоставленные им права и возложенные на них обязанности в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Указанный Закон предоставляет субъекту транспортной инфраструктуры и перевозчику специальные права в сфере обеспечения транспортной безопасности.

Судом установлено, что договор от 1.01.2017 г. № 2-2017, на который ссылается истец, не является бессрочным и прекратил свое действие, согласно п. 5.7. - 31.12.2017 г., а по расчетам согласно данным бухгалтерского учета последнее исполнение произведено 12.02.2018 г.

При таких обстоятельствах договорных отношений между АО «Ейский портовый элеватор» и ООО «Ковчег» на сегодняшний день просто не существует.

В соответствии со статьей 1 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.

Кроме того, ответчик указывает, что с июля 2022 года разработан и согласован с уполномоченными органами новый Порядок согласования выдачи постоянных пропусков, определяющий, в том числе и новую форму пропуска. При таких обстоятельствах все без исключения ранее выданные пропуска подлежат изъятию.

При этом, как указал Ответчик, ООО «Ковчег»» также вправе обратиться в установленном порядке новой заявкой на выдачу пропусков нового образца.

На основании изложенного, оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы и доказательства, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего спора истец не обосновал, что действиями ответчика, нарушается его право. При таких обстоятельствах, исковые требования ООО «Ковчег» удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт.

Руководствуясь ст. 102-110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья К. Н. Кондратов