ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-10522/2018 от 17.04.2018 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. (861) 293-81-03

 E-mail: info@krasnodar.arbitr.ru, Сайт: http: //krasnodar.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-10522/2018

17 апреля 2018 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Семушина А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелковой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Туапсе

к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Краснодар

третье лицо: ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Краснодарскому краю,

об обязании: снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102016:970, площадью 4 648 кв.м., расположенный по адресу: <...>.

при участии в судебном заседании:                   

от истца – не явился,

от ответчика, третьего лица – ФИО1 по доверенности,

У С Т А Н О В И Л :

Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района (далее – истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю обобязании: снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102016:970, площадью 4 648 кв.м., расположенный по адресу: <...>, третье лицо: филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю».

17.04.2018 суд по правилам ст.137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.

Представитель истца в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против требований.

Выслушав доводы представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 4 648 кв.м. с кадастровым номером 23:51:0102016:970 был образован из земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:56, расположенного по адресу: <...>.

По данным филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102016:56 снят с кадастрового учета. Имеет статус архивный.

В тоже время земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102016:970 носит временный характер внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости, в соответствии со статьей 7 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается.

Учитывая временный характер внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке площадью 4 648 кв.м. с кадастровым номером 23:51:0102016:970, расположенном по адресу: <...>, администрация Туапсинского городского поселения не может образовать земельный участок для эксплуатации расположенных на нем объектов.

13.02.2018 администрацией получено уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии № 23/18-24744 о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

Отказ в снятии земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:970 с кадастрового учета мотивирован тем, что данный земельный участок имеет статус «учтенный» и не является преобразуемым, следовательно, не подлежит снятию в порядке ст. 24 Закона о кадастре, в связи с чем снять с государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием обращения в суд с настоящими требованиями.

При рассмотрении возникшего спора суд считает необходимым указать на следующее.

Ранее действующее законодательство снятие объекта недвижимости с кадастрового учета предусматривало только с соблюдением порядка, установленного Законом о кадастре.

Так, положения данного Закона предусматривают возможность снятия с учета земельного участка в следующих случаях:

- земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (раздел, объединение, перераспределение); такой земельный участок согласно п.2 ст.25 Закона о кадастре подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости;

- сведения о земельном участке носят временный характер; согласно п.4 ст.24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч.3 ст.24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с п.53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 №42 внесение в АИС ГКН сведений об объектах недвижимости и их частях сопровождается присвоением статуса «внесенные», который изменяется на «временные», «учтенные», «ранее учтенные», «архивные» или «аннулированные» в случае принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения.

В отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на «архивный» в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.

«Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае:

- истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него;

- представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус;

- представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют «временный» статус.

Согласно п.1 ст.45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Закона (с 01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных ст.43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Спорные земельные участки является «актуальными, ранее учтенными», что подтверждается выписками из ЕГРН.

Понятие преобразования земельного участка дано в Законе о кадастре (п.2 ч.2 ст.7), составляющем наряду с ГК РФ, ЗКУ РФ и другими федеральными законами правовую основу регулирования кадастровых отношений.

Согласно п.2 ч.2 ст.7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству РФ действия с которым (далее - преобразуемый объект недвижимости) был образован другой объект недвижимости (далее - образование объекта недвижимости) (п.2 в редакции Федерального закона от 22.07.2008 №141-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о кадастре в случае образования двух и более объектов недвижимости предоставляется одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет таких документов недвижимости осуществляется одновременно.

Судом установлено, что спорные земельные участки не является ни преобразуемым, ни временным. Он являются ранее учтенным земельным участком.

В силу ч.6 ст.27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в порядке, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Суд приходит к выводу о том, что спорные земельные участки не подлежат снятию с учета по правилам ст. 24 Закона о кадастре.

Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении ФАС ПО от 23.11.2011 по делу №А12-23510/2010, постановлениях 15 ААС от 07.03.2012 по делу №А32-31151/2010, от 18.10.2011 по делу №А32-24342/2010.

Смысл указанных выше законоположений (невозможность снятия с кадастрового учета «учтенного» либо «ранее учтенного» земельного участка) направлен на обеспечение сохранности сформированных земельных участков как отдельных вещей в целях недопущения образования на массивах земель «правовых пустот» на месте ранее сформированных земельных участков.

ЗК РФ, Закон о кадастре содержат правила о возможности реализации собственником земель своего статуса в полном объеме посредством использования механизма выдала, раздела, перераспределения, объединения земельных участков.

Обратное толкование положений Закона о кадастре создало бы по существу условия для уничтожения вещей – сформированных земельных участков без образования вместо них других вещей – иных сформированных земельных участков.

Изложенное не соответствует принципам правовой определенности, стабильности гражданского оборота (для частного собственника), а также дополнительно принципу распоряжения имуществом исключительно в порядке, установленном Законом (для публичного собственника)

В силу ст. 304 ГК РФ, на основании которой заявлен иск, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п.п. 45, 47 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Из материалов дела не усматривается, что орган кадастрового учета препятствует истцу в осуществлении правомочий собственника по владению и пользованию и распоряжению спорным земельным участком, что является основанием для отказа в иске, заявленном на основании ст. 304 ГК РФ.

Ранее правовая регламентация исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) определена в ст.28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

В п.1 ч.1 ст.28 Закона о кадастре указаны виды ошибок в государственном кадастре недвижимости:   т е х н и ч е с к а я   ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости) и   к а д а с т р о в а я   ошибка в сведениях (воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости).

В зависимости от того, какая ошибка выявлена, порядок ее исправления различен (ч.ч.2, 4 ст.28 Закона о кадастре).

В частности, орган кадастрового учета вправе сам принять соответствующее решение об исправлении технической ошибки, о чем уведомляет правообладателя объекта недвижимости путем направления ему данного решения по почтовому адресу (п.п.45-52 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 №42).

Согласно п.4 ст.28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст.22 настоящего Закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно правовой позиции, высказанной НКС ФАС СКО 20.05.2011, спор о кадастровой ошибке является спором о праве гражданском; требования об исправлении кадастровой ошибки подлежат рассмотрению в исковом производстве с привлечением в качестве ответчиков лиц, права и законные интересы которых затрагиваются констатацией наличия (отсутствия) кадастровой ошибки и выводом о необходимости ее исправления.

На момент рассмотрения спора ведение ЕГРН, в том числе снятие с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) и порядком ведения ЕГРН, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее - Порядок).

Частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ установлено, что орган регистрации прав в соответствии с правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01.03.2008 года (далее - ранее учтенный земельный участок), в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 181 Порядка при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей до 01.01.2017, (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в редакции, действовавшей до 01.01.2017, не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке после внесения в соответствующий раздел ЕГРН присваивается статус «архивная».

Вместе с тем 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), который согласно его статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).

Соответствующие изменения о ведении порядка государственного кадастрового учета с 01.01.2017 внесены также в Закон о государственном кадастре, который с указанной даты именуется Законом о кадастровой деятельности и регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

При этом пунктом 4 статьи 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Однако в силу пункта 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, указанными нормами предусмотрен специальный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков, предполагающий определенные действия и период времени, в целях не нарушения прав третьих лиц.

При этом истец не представил доказательств наличия спора, который подлежит разрешению в суде, относительно снятию  с кадастрового учета земельного участка.

В этой связи суд считает, что истец не лишен возможности удовлетворить преследуемый им законный интерес в распоряжении временным земельным участком во внесудебном порядке путем обращения в регистрирующий орган с соответствующими заявлениями и в рамках действующего земельного законодательства.

Земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102016:970 поставлен на государственный кадастровый учет 29.05.2014 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:444, в следствии чего, одновременно были образованы земельные участки с кадастровыми номерами:

23:51:0102016:963                                                                       Учтенный

23:51:0102016:964                                                                       Учтенный

23:51:0102016:965                                                                       Учтенный

23:51:0102016:966                                                                       Учтенный

23:51:0102016:967                                                                       Учтенный

23:51:0102016:968                                                                       Временный

23:51:0102016:969                                                                       Учтенный

23:51:0102016:970                                                                       Временный

23:51:0102016:971                                                                       Учтенный

23:51:0102016:972                                                                       Учтенный

23:51:0102016:973                                                                       Учтенный

Согласно действующему законодательству: Земельного кодекса РФ, ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ, Порядку ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2016 № 943 Программный комплекс Федеральная государственная информационная система Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) не допускает снятие одного из земельных участков с государственного кадастрового учета, образованного в результате раздела и одновременной постановки на кадастровый учет нескольких земельных участков.

С кадастрового учета тогда должны быть сняты все земельные участки, которые были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102016:444, то есть будут затронуты права иных лиц (арендаторов земельных участков).

Таким образом, в случае удовлетворения заявленных требований по снятию лишь одного земельного участка кадастровым номером 23:51:0102016:970, исполнение судебного акта будет невозможно, так как механизм исполнения данных действий не предусмотрен действующим законодательством и, следовательно, Программным комплексом Федеральная государственная информационная система Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН).

Земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102016:970 является «временным», права на объект недвижимости до настоящего времени не зарегистрированы.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю полагает, что администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района необходимо зарегистрировать право на земельный участок с кадастровым номером 23:51:0102016:970 для переведения его в статус «учтенного» и затем уже осуществлять любые преобразования с земельным участком, в том числе образования земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости.

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, счел недоказанным наличие у истца имущественного интереса, подлежащего судебной защите в рамках настоящего спора применительно к статье 12 ГК РФ и статьям 2 и 4 АПК РФ, что исключает возможность удовлетворения исковых требований и снятия земельных участков с кадастрового учета на основании судебного акта.

В то же время суд отмечает, что истец не лишен возможности реализовать свои права иным предусмотренным действующим законодательством способом.

Аналогичная правовая позиция высказана в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 N 05АП-1351/2017 по делу N А51-27724/2016 по требованиям об обязании аннулировать и исключить из ГКН сведения о земельном участке.

На основании изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена (ст.333.37 НК РФ).

Руководствуясь ст.ст.167-170 АПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                         А.В. Семушин