г. Краснодар Дело № А32-10572/2018
05 июля 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2018.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 05.07.2018.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
судьи Купреева Д.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
Прокуратуры Западного административного округа г. Краснодара, г. Краснодар,
к заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару ФИО2, г. Краснодар,
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: Кеда И.И. – служебное удостоверение ТО № 229483;
от ответчика: ФИО2;
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Западного административного округа г. Краснодара обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару ФИО2 к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания заявленных требований изложены в заявлении.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал. ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 по делу
№ А32-29863/2016 в отношении ООО «Кубаньреставрация» открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен ФИО3.
13.12.2017 арбитражным управляющим ФИО3 в целях реализации мероприятий процедуры наблюдения в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы
№ 1 по г. Краснодару направлен запрос (исх. № 4) о предоставлении документов и информации в отношении ООО «Кубаньреставрация».
Вместе с тем, ответ на указанный запрос арбитражного управляющего подготовлен заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару ФИО2 с нарушением установленного статьей 66 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара 16.03.2018 постановления о возбуждении в отношении ФИО2 дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы административного дела направлены в арбитражный суд для рассмотрения и решения вопроса о привлечении ФИО2 к административной ответственности.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В абзаце 5 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс, КоАП РФ) установлено, что судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.9.1, 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту «д» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце 5 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, подсудны судьям арбитражных судов независимо от того, кем было совершено административное правонарушение: должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Федеральным законом от 29.12.2015 № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункты 6, 7 статьи 9) внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в абзаце пятом части 3 цифры «14.13» заменены словами «частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями»; часть 1 статьи 23.5 после цифр «14.5,» дополнена словами «частью 5 статьи 14.13».
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона № 391-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Федеральный закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации 29.12.2015. Соответственно, абзац 5 части 3 статьи 23.1, часть 1 статьи 23.5 КоАП РФ в новой редакции действуют с 29.12.2015.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29.12.2015
№ 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующей с 29.12.2015) судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.9.1, 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, 12.35, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором.
В соответствии со статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены статьей 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Закона о банкротстве временный управляющий вправе получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
Пунктом 2 статьи 66 Закона о банкротстве установлено, что сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2017 по делу № А32-29863/2016 в отношении ООО «Кубаньреставрация» открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен ФИО3.
13.12.2017 арбитражным управляющим ФИО3 в целях реализации мероприятий процедуры наблюдения в адрес Инспекции Федеральной налоговой службы
№ 1 по г. Краснодару направлен запрос (исх. № 4) о предоставлении документов и информации в отношении ООО «Кубаньреставрация».
Согласно почтовому идентификатору № 35000007360950 указанный запрос получен налоговым органом 18.12.2017.
Вместе с тем, согласно входящему штампу Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару запрос арбитражного управляющего ФИО3 зарегистрирован 27.12.2018 (вх. № 47996).
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» установлено, что исходя из положений статей 113, 115 АПК РФ процессуальными сроками являются установленные Кодексом, иными федеральными законами либо назначенные судом сроки для совершения процессуальных действий судом, лицами, участвующими в деле, иными участниками процесса.
При этом под процессуальными действиями понимаются действия субъектов процесса, совершаемые ими с целью осуществления своих процессуальных прав. Вместе с тем, исполнение налоговым органом обязанности по предоставлению сведений арбитражному управляющему не является процессуальным действием, т.к. не направлено на обеспечение судебного разбирательства по существу или принятия судебного акта.
Соответственно, срок, установленный пунктом 2 статьи 66 Закона о банкротстве, является материальным сроком.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 № 12130/09 по делу № А65-12426/2009, разрешая дела о несостоятельности (банкротстве), арбитражные суды применяют гражданское законодательство, в котором составной частью является законодательство о банкротстве, и рассматривают их по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) регламентирует общие правила исчисления сроков, которые позволяют определить начало, течение и окончание сроков, а также способы их определения (статьи 190 - 194 ГК РФ).
Так, согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Если его окончание приходится на нерабочий день, применяются правила статьи 193 Кодекса.
При этом статья 193 ГК РФ, согласно которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, не позволят сделать вывод о том, что речь в указанной статье идет о сроке, исчисляемом рабочими днями. Кроме того, данная норма не содержит указаний на исключение из периода времени, исчисляемого днями, выходных дней.
Более того, в контексте статьи 193 ГК РФ указано, что последний день срока может приходиться на выходной день, следовательно, исчисление срока осуществляется в календарных днях.
Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, запрос арбитражного управляющего ФИО3 от 13.12.2017 № 4, надлежало рассмотреть в срок до 25.12.2017.
Вместе с тем, ответ на запрос арбитражного управляющего за № 07-10/00117дсп подписан заместителем начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по
г. Краснодару ФИО2 только 15.01.2018.
Таким образом, срок рассмотрения запроса арбитражного управляющего
ФИО3 от 13.12.2017 № 4, пропущен как с даты поступления, так и с даты регистрации налоговым органом.
В обоснование своей правовой позиции ФИО2 ссылается на то, что в его должностные обязанности не входит представление интересов бюджета в делах о банкротстве.
Ответчик также указывает, что ответ на запрос арбитражного управляющего ФИО3 от 15.01.2018 № 07-10/00117дсп подписан им, поскольку указанный ответ подготовило структурное подразделение налоговой инспекции, курируемое ФИО2
Следовательно, согласно доводам ФИО2, он является ненадлежащим субъектом для привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение.
Вместе с тем, довод заявителя подлежит отклонению судом ввиду следующего.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 данного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Из анализа представленного в материалы дела Должностного регламента заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару ФИО2, утвержденного 14.07.2017 и.о. заместителя руководителя Управления ФНС России по Краснодарскому краю, следует, что должность заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару относится к ведущей группе должностей гражданской службы категории «руководители».
Пунктом 3 указанного Должностного регламента установлено, что к видам профессиональной служебной деятельности заместителя начальника Инспекции относится, в том числе, регулирование в сфере финансовой несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 11 Должностного регламента заместитель начальника Инспекции несет ответственность, в том числе, за несвоевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также государственных органов, учреждений, организаций и органов местного самоуправления.
Таким образом, рассмотрение запроса арбитражного управляющего подконтрольно заместителю начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару ФИО2
Сведений о наличии у ФИО2 объективных причин, не позволивших ему исполнить требование действующего законодательства о банкротстве, материалы дела не содержат, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения ответчика к административной ответственности судом не установлено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по делу не пропущен.
Вместе с тем, оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд считает совершенное ФИО2 правонарушение малозначительным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10).
Как следует из материалов дела, 27.09.2016 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару в материалы дела о несостоятельности (банкротстве)
ООО «Кубаньреставрация» представлены сведения о банковских счетах, бухгалтерская документация должника за последние три года, выписка из ЕГРЮЛ, копия устава должника.
Таким образом, на дату поступления запроса арбитражного управляющего в налоговый орган запрашиваемые документы имелись в материалах арбитражного дела.
В свою очередь, с даты назначения ФИО3 конкурсным управляющим (05.12.2017) по дату истечения срока для предоставления запрашиваемой у налогового органа информации (25.12.2017) арбитражный управляющий имел возможность ознакомиться с материалами дела о несостоятельности (банкротстве) должника
ООО «Кубаньреставрация».
Кроме того, необходимо учесть тот факт, что на 25.12.2017 у
ООО «Кубаньреставрация» имелся один расчетный счет в ПАО «Крайинвестбанк»
№ 40702810400490000146.
Решением от 08.12.2017 № 484022 Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару приостановлены все расходные операции по указанному счету.
Таким образом, несвоевременное предоставление информации на запрос арбитражного управляющего ФИО3 в отношении сведений о банковских счетах должника не повлекло незаконного списания с расчетного счета должника денежных средств.
Оценив все обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что в настоящем случае обстоятельства и характер рассматриваемого правонарушения, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и материальных последствий правонарушения, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.
Согласно пункту 17 Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Прокуратуры Западного административного округа
г. Краснодара о привлечении заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару ФИО2 к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Освободить заместителя начальника Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по г. Краснодару ФИО2 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Д.В. Купреев