АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-10764/2009-57/62
08 октября 2009 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.В. Русова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Русовым С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «КВАНТ», г. Новороссийск,
к Краснодарской таможне, г. Краснодар,
3-е лицо: Новороссийская таможня, г. Новороссийск,
о признании недействительным решения и требования,
при участии в заседании:
от заявителя: Волкова В.В. – доверенность от 17.04.2009 г., б/н;
от заинтересованного лица: Егоров А.Ю. – доверенность от 24.12.2008 г. № 04-17/25768; Калесник Н.Н. – доверенность от 24.12.2008 г. № 04-18/25990;
от 3-его лица: не явился, уведомлен;
Требование заявлено к Краснодарской таможне о признании решения № 10309000/200109 от 20.01.2009 г. об отмене в порядке ведомственного контроля принятого решения таможенного поста «Морской порт Темрюк» о принятии таможенной стоимости товаров и требования об уплате таможенных платежей от 10.02.2009 г. № 42 – недействительными.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Заинтересованное лицо в судебном заседании заявленные требования не признало, считает оспариваемые действия и требование законными и обоснованными.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства уведомлено надлежащим образом.
Все доводы и возражения изложены в материалах заявления и отзыва.
Дело рассматривается по правилам ст.ст. 156, 200 АПК РФ.
Суд, выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ООО «КВАНТ» заключило контракт с компанией «ТИОР Коммершиал Инк.» (Британские Виргинские острова) от 31.03.2008 №TCI-KV/08/02, в рамках которого взяло на себя обязательства поставить лом и отходы черных металлов ГОСТ 2787-75, класс 3А-5А, код ТНВЭД 7204499000 на условиях поставки FOB-Темрюк по цене 290 долларов США (6 865,69 руб.) за 1 метрическую тонну.
При таможенном оформлении товара по ГТД №10309150/110708/0000368, ООО «КВАНТ» были заявлены сведения о таможенной стоимости товара.
Решением таможенного поста «Морской порт Темрюк» указанная Обществом таможенная стоимость принята.
17.12.2008 г. Новороссийской таможней в отношении сведений, заявленных ООО «КВАНТ» при таможенном оформлении товара по ГТД №10309150/110708/0000368 был составлен Акт общей таможенной ревизии № 10317000/171208/00055, которым установлено, что в подтверждение величины заявленной таможенной стоимости Общество представило калькуляцию цены одной метрической тонны лома и отходов черных металлов, марки 3А-5А ГОСТ 2857-75, указав в составе товара, предназначенного для отправки на экспорт по ГТД №10309150/110708/0000368 оприходованные ООО «КВАНТ» излишки товара в количестве 306,130 тонн, оценив стоимость излишков в «0» рублей.
Обществом при расчете средней цены были суммированы затраты на покупку товара, косвенные расходы и распределены на всю товарную партию, в том числе, и на излишки, оцененные в «0» рублей.
По мнению Новороссийской таможни, ООО «КВАНТ» занизило калькуляционную стоимость одной метрической тонны товара, предназначенного на экспорт.
Таможенным органом установлено, что для расчета внутренних налогов ООО «КВАНТ» бухгалтерской справкой от 23.05.2008 г. № 67 определена средняя закупочная стоимость 5 252,19 руб. за тонну для применения к выявленным излишкам, с целью расчета налога на прибыль и для возмещения НДС.
Краснодарской таможней, по результатам рассмотрения Акта общей таможенной ревизии Новороссийской таможни от 17.12.2008 было принято Решение от 20.01.2009 № 103090000/200109/2 об отмене Решения таможенного поста «Морской порт Темрюк» «ТС принята», как не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.
Отделу контроля таможенной стоимости Краснодарской таможни было предписано принять меры по определению таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД №10309150/110708/0000368.
Письмом Краснодарской таможни от 21.01.2009 №17-24/1039 ООО «КВАНТ» было сообщено, что сведения, заявленные при таможенном оформлении товара по ГТД №10309150/110708/0000368 не являются документально подтвержденными, в соответствии со ст. 12,19 Закона РФ «О таможенном тарифе» 1-й метод таможенной оценки не применим. Обществу предлагалось определить таможенную стоимость товара другим методом, представить в ОКТС Краснодарской таможни в письменном виде согласие (несогласие) с корректировкой таможенной стоимости.
Письмом Краснодарской таможни от 16.02.2009 № 17-24/3184 Обществу было сообщено, что таможенная стоимость товаров была откорректирована таможенным органом самостоятельно.
Стоимость 1 тонны товара = 11 439 388,07 руб. + (306,130 тонн (излишки) X 5 252,19 руб.)/ 2 185,200 тонн (товарная партия) + 1 375,08 руб. (косвенные расходы) = 7 345,81 руб. за тонну.
Согласно Требованию об уплате таможенных платежей от 10.02.2009 №42, задолженность ООО «КВАНТ» по вывозной таможенной стоимости по ГТД №10309150/110708/0000368 составила 157 373,08 руб., пеня с 12.07.2008 по 10.02.2009 - 13200,98 руб.
Заявитель просит признать решение № 10309000/200109 от 20.01.2009 г. об отмене в порядке ведомственного контроля принятого решения таможенного поста «Морской порт Темрюк» о принятии таможенной стоимости товаров и требование об уплате таможенных платежей от 10.02.2009 г. № 42 – недействительными.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В силу статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 45 Таможенного кодекса Российской Федерации любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Также на основании статей 361, 363, части 3 статьи 367 Таможенного кодекса Российской Федерации определяется право таможенных органов проводить таможенный контроль (в том числе, контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей), вне зависимости от выпуска товара таможенный контроль за ними может проводиться в любое время.
В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Согласно статье 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500, основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые предусмотрены Законом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.
Согласно пунктам 8 и 10 Правил первоосновой для определения таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил.
При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, как это предусмотрено пунктом 5 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, но при этом следует учитывать разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пункте 6 Постановления от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров". Согласно данным разъяснениям при реализации права на самостоятельное определение таможенной стоимости декларируемого товара по избранному им методу таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с вывозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований - отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товаров, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Суд установил, что в подтверждение права на применение первого метода определения таможенной стоимости товаров общество представило все необходимые для этого документы, предусмотренные Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536. Расчет таможенной стоимости произведен заявителем на основании цены товара, подлежащей уплате покупателем. Заявленная обществом таможенная стоимость товара подтверждена также представленными бухгалтерскими документами об оприходовании товара и его последующим списанием с баланса при продаже.
По мнению таможенного органа, ООО «КВАНТ» занизило калькуляционную стоимость одной метрической тонны товара, предназначенного на экспорт.
Таможенным органом установлено, что для расчета внутренних налогов ООО «КВАНТ» бухгалтерской справкой от 23.05.2008 определена средняя закупочная стоимость 5 252,19 руб. за тонну для применения к выявленным излишкам, с целью расчета налога на прибыль и для возмещения НДС.
Однако довод таможенного органа о занижении калькуляционной стоимости одной метрической тонны товара, предназначенного на экспорт, не принимается судом ввиду следующего.
Направленный на экспорт товар, предъявленный к таможенному оформлению, приобретался ООО «КВАНТ» на основании соответствующих договоров поставки. Копии указанных договоров, а также иной первичной и бухгалтерской документации на основании Требования Новороссийской таможни о предоставлении документов и сведений от 12.12.2009 были представлены.
Приемка товара, поставляемого в адрес ООО «КВАНТ» осуществлялась в соответствии с условиями указанных договоров, Правил обращения с ломом черных металлов и их отчуждения (утвержденных постановлением Правительства РФ №369 от 11.05.2001) и ГОСТ 2787-75, а именно за вычетом фиксированного процента, относимого к засору.
В связи с этим в месте складирования товара образовались его излишки, выявленные при инвентаризации товара, что подтверждается комиссионным актом взвешивания остатков экспортного груза от 22.04.2008 г.
Оплата товара осуществлялась по фактическому весу с учетом указанного вычета. Таким образом, стоимость приобретения товара, выявленного в виде излишков, составляет «0» рублей. Вместе с тем, затраты ООО «КВАНТ» осуществлялись в отношении всей массы товара, в том числе и в отношении выявленных излишков. Средняя стоимость таких затрат составила 1 308,08 руб. на одну тонну.
Вместе с тем, в соответствии с п.5.1 Методических указаний по инвентаризации имущества (утвержденным приказом Минфина РФ №49 от 13.06.1995), п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утвержденного приказом Минфина РФ №34н от 29.07.1998), выявленные излишки в учете подлежат оприходованию по рыночной цене на дату инвентаризации и зачислению на финансовые результаты организации. Согласно п.7 ПБУ 9/99 «Доходы организации» определенная таким образом сумма отражается в составе прочих доходов. Стоимость излишков материально-производственных запасов включается во внереализационные доходы (п.20 ст.250 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответственно, предприятие обязано уплатить налог на прибыль.
Таким образом, оприходование ООО «КВАНТ» выявленных излишков товара является обязанностью, установленной налоговым законодательством Российской Федерации, и применяется только для целей учета и налогообложения.
В ГТД №10309150/110708/0000368 таможенная стоимость товара заявлена в графе 47 и определена на основании инвойса от 18.06.2008 №8/08 (633 708 долларов США X 23,6748 (курс доллара США)= 15 002 910,16 руб.).
Согласно условиям контракта цена товара составляет 290,00 долларов США (6865,69 руб.) за 1 метрическую тонну (МТ).
Вес отгруженного товара - 2 185 200 кг.
2 185 200 кг. X 6 865,69 руб. = 15 002 910,16 руб. - стоимость сделки.
Материалами дела, а именно ведомостью банковского контроля, представленной ООО «КВАНТ», подтверждается, что компания «ТИОР Коммершиал Инк.» (Британские Виргинские острова) оплатила обществу денежные средства за товары, поставленные по ГТД № 10309150/110708/0000368, в соответствии с суммами размера общей фактурной стоимости, указанными в графе № 22 грузовой таможенной декларацией, и суммами, указанными в инвойсах компании, что свидетельствует о правомерности применения ООО «КВАНТ»первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.
Кроме того, согласно пункту 38 Правил в качестве основы для определения таможенной стоимости вывозимых товаров не могут быть использованы:
а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
б) цена товара, поставляемого из Российской Федерации в иную страну, чем страна, в которую поставляются оцениваемые товары;
в) иные расходы, нежели те, которые подлежат включению в расчетную стоимость товаров при определении таможенной стоимости по методу сложения в отношении идентичных или однородных товаров в соответствии с пунктами 32 - 35 настоящих Правил;
г) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
д) минимальные таможенные стоимости;
е) произвольные или фиктивные стоимости.
Материалами дела подтверждается, что корректировка таможенной стоимости по резервному методу осуществлялась на основании ценовой информации о стоимости выявленных излишков согласно бухгалтерской справке от 23.05.2008 г. №67, составленной ООО «КВАНТ» для целей бухгалтерского и налогового учёта, для уплаты внутренних налогов на территории Российской Федерации.
Таким образом, таможня в обоснование сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товара в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала наличие условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по цене сделки с вывозимым товаром, не подтвердила отсутствие возможности применения второго - пятого методов определения таможенной стоимости, а при корректировке таможенной стоимости по шестому методу использовала ценовую информацию о стоимости выявленных излишков согласно бухгалтерской справке от 23.05.2008 г. №67, составленной предприятием для целей бухгалтерского и налогового учёта, для уплаты внутренних налогов на территории Российской Федерации.
Следовательно, корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных в ГТД № 10309150/110708/0000368, была произведена таможенным органом неверно, в связи с чем требование от 10.02.2009 г. № 42, было выставлено таможенным органом неправомерно.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого
ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявитель представил суду доказательства несоответствия оспариваемых им решения и требования действующему законодательству и нарушение этими решением и требованием прав и имущественных интересов общества.
Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемых решения и требования.
Таким образом, требования ООО «КВАНТ»,заявлены правомерно, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 101, 102, 104, 110 АПК РФ, при удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании вышеизложенного, государственная пошлина по данному делу подлежит возврату из федерального бюджета.
Резолютивная часть решения объявлена 01.10.2009 г.
Руководствуясь ст.ст. 65, 66, 101, 102, 104, 110, 156, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительными решение Краснодарской таможни № 10309000/200109 от 20.01.2009 г. об отмене в порядке ведомственного контроля принятого решения таможенного поста «Морской порт Темрюк» о принятии таможенной стоимости товаров и требование Краснодарской таможни об уплате таможенных платежей от 10.02.2009 г. № 42, как несоответствующие ТК РФ.
Выдать ООО «КВАНТ», (353900, <...>), ИНН <***> справку на возврат государственной пошлины в размере 2 000 руб., уплаченной платежным поручением от 16.04.2009 г. № 73.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (344002, <...> лит. А).
Судья С.В. Русов