ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-10767/20 от 03.02.2021 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                               Дело № А32-10767/2020

10.02.2021

Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2021

Решение в полном объеме изготовлено 10.02.2021

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края

к ЗАО «Плодовод» (ИНН <***>)

о взыскании

при участии:

от истца: ФИО1, представитель по доверенности

от ответчика: ФИО2, представитель по доверенности

установил:

Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ЗАО «Плодовод» о взыскании субсидии в размере 1 012 892,34 руб., в том числе проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 4 463,54 руб., а также проценты на дату фактического погашения.

Основания исковых требований изложены в иске.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, представил акт обследования земельного участка и заявил ходатайство о предоставлении времени для представления документов по определению суда.

Ходатайство отклонено в связи с отсутствием правовых оснований.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Согласно статье 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  по делу объявлен перерыв на 30 мин., после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители после окончания перерыва в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав стороны, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.

Как указано в исковом заявлении, на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления за счёт средств краевого бюджета субсидий на поддержку растениеводства из расчёта на один гектар площади под сельскохозяйственной культурой в рамках мероприятия «Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учётом достижения целевых показателей)» государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19.03.2018 №69, Приказа Минфина Краснодарского края от 19.12.2016 №424 «Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, из краевого бюджета», между истцом (далее – министерство) и ответчиком (получатель субсидии) заключено соглашение от 13.06.2019 №737 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным производителям на возмещение части затрат на закладку и уход ха многолетними плодовыми и ягодными насаждениями.

По условиям соглашения от 13.06.2019 №737 ЗАО «Плодовод» приняты на себя обязательства в срок до 31.12.2019 обеспечить достижение показателя результативности по площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2019 году 1 га и предоставить в срок не позднее 11.01.2020 в министерство отчёт о достижении показателя результативности по итогам 2019 года.

Министерством проведена проверка соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии на основании предоставленного отчёта о достижении показателей результативности предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях возмещения части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями за 2019 год, согласно которому фактический объём площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2019 году составил 0 га.

В соответствии с п.17 Порядка предоставления субсидий и п.2.2.5 соглашения от 13.06.2019 №737 получатель субсидии в случае недостижения показателей результативности обязан осуществить возврат субсидии.

13.01.2020 в министерство от ЗАО «Плодовод» поступила пояснительная записка от 10.01.2020 исх. №2 к отчёту о достижении показателя результативности использования субсидии за 2019 год, в которой сообщается о том, что обеспечить фактическое выполнение показателя результативности использования субсидии не удалось, в связи с изъятием земель, на которых планировалось осуществить закладку для государственных нужд.

Вместе с тем, по мнению истца, Порядком предоставления субсидий и соглашением от 13.06.2019 №737 не установлено условие о закладке насаждений на каком-либо определённом земельном участке, в том числе, на изъятом.

Как указывает истец, информации от ЗАО «Плодовод» с просьбой считать данные отчёта и пояснительной записки от 10.01.2020 ничтожными, как поданными с ошибкой, в министерство не поступало.

Предоставленные ЗАО «Плодовод» документы, а именно: копия акта от 14.01.2020 б/н, копия универсального передаточного документа от 14.01.2020, свидетельствуют о том, что закладка производилась по 14.01.2020, в то время как по условиям соглашения от 13.06.2019 №737 ЗАО «Плодовод» обязалось в срок до 31.12.2019 обеспечить достижение показателя результативности по площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2019 году 1 га и предоставить в срок не позднее 11.01.2020 в министерство отчёт о достижении показателя результативности по итогам 2019 года.

Кроме того, договор купли-продажи от 15.06.2019 б/н на покупку саженцев в количестве 1 005 штук на общую сумму 150 750 руб., а также товарные накладные от 02.12.2019, 17.12.2019, 24.12.2019, 30.12.2019 не подтверждают факт закладки, посадки саженцев.

На основании изложенного, в связи с не достижением показателя результативности использования субсидии, министерством в адрес ЗАО «Плодовод» направлено требование о возврате субсидии от 28.01.2020 №206-04-06-719/20. Объём субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями для возврата составил 1 008 428,80 руб., из которых сумма, подлежащая возврату в федеральный бюджет, составляет 766 405,89 руб., сумма, подлежащая возврату в краевой бюджет, составляет 242 022,91 руб.

Пунктом 18 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что заявитель производит возврат субсидии в установленном уполномоченным органом объёме в течение 15 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии.

Денежные средства до настоящего времени не возвращены, в связи с чем истцом начислены проценты за неправомерное удержание денежных средств в соответствии со ст. 395 ГК РФ в размере 4 463,54 руб. за период с 16.02.2020 по 13.03.2020, а также заявлены требования о взыскании процентов за неправомерное удержание денежных средств за период с 14.03.2020 по день фактического исполнения.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

При вынесении решения суд руководствуется следующим.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 19.03.2018 №69 утвержден Порядок предоставления за счёт средств краевого бюджета субсидий на поддержку растениеводства из расчёта на один гектар площади под сельскохозяйственной культурой в рамках мероприятия «Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учётом достижения целевых показателей)» государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (действующий в период спорных правоотношений) (далее – Порядок предоставления субсидий).

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между заявителем и уполномоченным органом по типовой форме, утвержденной приказом министерства финансов Краснодарского края от 19 декабря 2016 года N 424 "Об утверждении типовой формы соглашения о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, из краевого бюджета" (далее - Соглашение), обязательными условиями которого являются:

определение сроков и форм представления заявителем отчетности о достижении показателей результативности использования субсидии;

согласие заявителя на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидий;

установление показателя результативности использования субсидии - валовый сбор зерна риса в весе после доработки (тыс. тонн), рассчитываемого по формуле:

ПРзрi = Плi x Урi, где:

ПРзрi - показатель результативности использования субсидии i-го заявителя (валовый сбор зерна риса в весе после доработки (тыс. тонн) в текущем финансовом году);

Плi - общая площадь сева риса (общая площадь уборки риса) i-го заявителя в текущем финансовом году;

Урi - урожайность риса (планируемая или фактическая) в весе после доработки i-го заявителя в текущем финансовом году.

В соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления субсидий, возврату в доход краевого бюджета подлежат субсидии в случаях:

1) нарушения условий, установленных настоящим Порядком, а также представления недостоверной информации в целях получения субсидии, выявленных по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного финансового контроля;

2) недостижения показателей результативности использования субсидии.

Согласно пункту 18 Порядка предоставления субсидийВозврат субсидии осуществляется в следующем порядке:

в случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 17 настоящего Порядка, - уполномоченный орган в 10-дневный срок направляет заявителю требование о возврате субсидии после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственного финансового контроля, в объеме выявленных нарушений;

в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 17 настоящего Порядка, - уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня представления заявителем отчета о достижении показателей результативности использования субсидии направляет заявителю требование о возврате субсидии, в объеме, рассчитанном по формуле:

Vвозв. = Vсуб. x k x m / n, где:

Vсуб. - размер субсидии, предоставленной заявителю в отчетном финансовом году;

m - количество показателей результативности использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, имеет положительное значение;

n - общее количество показателей результативности использования субсидии;

k - коэффициент возврата субсидии.

Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле:

Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.

При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии.

Индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии, определяется по формуле:

Di = 1 - Ti / Si, где:

Ti - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности использования субсидии на отчетную дату;

Si - плановое значение i-го показателя результативности использования субсидии, установленное соглашением о предоставлении субсидии;

заявитель производит возврат субсидии в установленном уполномоченным органом объеме в течение 15 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате субсидии;

при нарушении заявителем срока возврата субсидии уполномоченный орган в течение 30 календарных дней принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между сторонами заключено соглашение от 13.06.2019 №737 о предоставлении субсидии сельскохозяйственным производителям на возмещение части затрат на закладку и уход ха многолетними плодовыми и ягодными насаждениями, по условиям которого заявитель принял на себя обязательства в срок до 31.12.2019 обеспечить достижение показателя результативности по площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2019 году 1 га и предоставить в срок не позднее 11.01.2020 в министерство отчёт о достижении показателя результативности по итогам 2019 года.

Согласно отчёту о достижении показателя результативности за 2019 год, предоставленного ЗАО «Плодовод» на 31 декабря 2019 г. по соглашению от 13.06.2019 №737 фактический объём площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2019 году составил 0 га, в связи с чем уполномоченным органом установлено не достижение показателя результативности за 2019 год, что послужило основанием истребования субсидии к возврату в 1 008 428,80 руб.

Вместе с тем, судом установлено, что согласно составленному комиссионно акту осмотра от 22.01.2021 № б/н, комиссией в составе: ФИО3, начальника отдела садоводства министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, ФИО4, заведующего функциональным научным центром «Садоводство» ФГБНУ «Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия», ФИО5, начальника отдела координации деятельности сельхозпредприятий управления сельского хозяйства МО г.Краснодар, ФИО6., заместителя генерального директора ЗАО «Плодовод», ФИО7, бригадира бригады №2 ЗАО «Плодовод», произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:923, площадью 132796 кв.м., из земель с/х назначения, имеющего местоположение: <...> отделение, почтовое отд. №27, в результате чего установлено, что на указанном участке на площади 1,005 га посажен сад семечковый (яблоня), схема посадки - 5,0 на 2,0 м со сроком посадки декабрь 2019 - январь 2020 года, количество посадочных мест - 1005 штук.

В акте осмотра от 22.01.2021 членами комиссии сделано заключение, что на указанном участке посажен сад семечковый (яблоня) на площади 1,005 га, с приложением фотоматериалов, подтверждающих данный факт.

Таким образом, судом установлен и документально подтвержден факт посадки получателем субсидии в период декабрь 2019 - январь 2020 года многолетних плодовых насаждений (яблоневый сад) на площади 1,005 га.

В соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления субсидий, в случае недостижения показателей результативности использования субсидии, установленных Соглашением, в отношении заявителя применяются меры ответственности в соответствии с настоящим Порядком.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 2.2.4 соглашения от 13.06.2019 №737 получатель субсидии в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом и органом государственного финансового контроля, и (или) в случае недостижения показателей результативности, должен осуществить возврат субсидий в соответствии с Порядком.

По смыслу указанного, возврат субсидии ввиду недостижения показателей эффективности является мерой ответственности, установленной Соглашением от 13.06.2019 №737.

Вместе с тем, доказательства недостижения показателей эффективности по соглашению от 13.06.2019 №737 в материалах дела отсутствуют, суду не предоставлены. Согласно указанному выше акту осмотра земельного участка с кадастровым номером 23:43:0422002:923 от 22.01.2021 с участием представителей истца и ответчика на указанном участке посажен сад семечковый (яблоня) на площади 1,005 га.

Данное обстоятельство также подтверждается фотоматериалами, прилагаемыми к акту осмотра от 22.01.2021 и следующими документами: договором купли-продажи от 15.06.2019 б/н на покупку саженцев в количестве 1 005 штук на общую сумму 150 750 руб., товарными накладными от 02.12.2019, 17.12.2019, 24.12.2019, 30.12.2019, актом от 14.01.2020 №б/н о посадке сада семечкового молодого (яблоня Ред Фри) на площади 1,005 га, универсальным передаточным документом от 14.01.2020 № 2.

Суд учитывает, что исходя из буквального толкования пункта 2.2.4 соглашения от 13.06.2019 №737 во взаимосвязи с пунктом 2.2.5, основанием для возврата (истребования) субсидии является недостижение показателей результативности.

Вместе с тем, указанное соглашение не предусматривает в качестве самостоятельного основания для истребования возврата субсидии несущественное нарушение срока достижения показателей результативности, при условии выполнения остальных условий.

В рассматриваемом случае условие предоставления субсидии (площадь закладки многолетних полевых и ягодных насаждений в 2019 году 1 га) заявителем выполнено, обществом произведена закладка на земельном участке сада семечкового (1 005 саженцев яблони) на площади 1,005 га, с незначительной просрочкой на три рабочих дня (с учетом новогодних праздников).

Учитывая, что фактически условия предоставления субсидии (достижение показателя результативности по площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2019 году 1 га) выполнены, суд приходит к выводу, что предоставление ЗАО «Плодовод» отчета, согласно которому фактический объём площади закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2019 году составил 0 га, не может сам по себе свидетельствовать о не достижении получателем субсидии показателя результативности за 2019 год, и, как следствие, не может служить основанием для истребования субсидии к возврату в размере 1 008 428,80 руб.

Суд также исходит из общих принципов справедливости, которые означают, что нельзя решать спор в пользу одного из участников отношения, существенно ущемляя интересы другого (других).

При совокупности изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленного министерством требования, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства заявителя отказать.

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.

Судья                                                                                                            Р.А. Нигоев