ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-10834/09 от 30.06.2009 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Краснодар                                                                              Дело № А-32-10834/2009-57/63

30 июня 2009 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.В. Русова,

при ведении протокола судебного заседания судьей Русовым С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Торговый дом «Аверс», ст. Староминская,

к Краснодарской таможне, г. Краснодар,

о признании недействительным решения, требования,

при участии в заседании:

от заявителя: Зайцева Н.В. – доверенность 23АВ970584;

от заинтересованного лица: Федченко О.В. – доверенность от 24.12.2008 г. № 04-17/25764; Хиталенко С.С. – доверенность от 24.06.2009 г. №  06-66/13211;

Фоменко Т.В. – доверенность от 26.12.2008 г. № 14-17/25991.

Требование заявлено к Краснодарской таможне о признании недействительными в полном объеме решения Краснодарской таможни № 10309000/250209/26 от 25.02.2009 г. об отмене в порядке ведомственного контроля принятого решения Кущевского таможенного поста о принятии таможенной стоимости и требования Краснодарской таможни от 18.03.2009 г. № 111 об уплате таможенных платежей на сумму 55 847, 10 руб.

Заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований. Основанием заявленных требований указал на нарушение заинтересованным лицом ст. 367,  ТК РФ, ст.19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1.

Заинтересованное лицо в судебном заседании возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемые решение и требование законными и обоснованными.

Дело рассматривается по правилам ст. 200 АПК РФ.

Суд, выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ООО «Торговый дом «Аверс» зарегистрировано Инспекцией ФНС России по Староминскому району Краснодарского края, 30.09.2005 г. в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1055327999239, свидетельство серии 23 № 005868770, ИНН: 2350009420, является участником внешнеэкономической деятельности.

В рамках контракта от 04.12.2007 №LGAVERS 04 12 07, заключенного между ООО «Торговый дом «Аверс» и фирмой «LIMAGRAINCENTRALEUROPE» (Франция) осуществлен ввоз следующих товаров: семена подсолнечника, гибриды F1 для посева («ЛГ 5665», «Мегасан», «ЛГ 5635», «Идальго -ЛНА 451/11», «Римисол»), код ТН ВЭД России 120600 10 00 и семена кукурузы, гибриды F1 для посева («ЛГ 2481/ЛЗМ 451/05»); код ТН ВЭД России 100510 15 00, оформленных в таможенном отношении на Кущевском таможенном посту Краснодарской  таможни по  ГТД  №№ 10309070/210208/0000140,10309070/210208/0000143,     10309070/290208/0000175,     10309070/040308/0000205, 10309070/110308/0000234,     10309070/140308/0000259,     10309070/260308/0000333, 10309070/260308/0000334,     10309070/310308/0000352,     10309070/030408/0000377, 10309070/030408/0000379.

Декларантом по указанным ГТД (гр. 14 ГТД) выступал ООО «Торговый дом «Аверс».

В процессе таможенного оформления семян подсолнечника и кукурузы, ООО «Торговый дом «Аверс» были представлены следующие документы:

-контракт купли-продажи от 04.12.2007 г. № LGAVKRS 04 12 07 со всеми дополнениями;

-счет-фактура, выставленный продавцом в адрес покупателя, со всеми необходимыми реквизитами и отметками таможенных органов, а также с указанием стоимости товара с выделением из нее расходов по страхованию груза, а также транспортных расходов до границы Российской Федерации и по территории Российской Федерации после пересечения границы;

-упаковочные листы;

-страховые полисы;

-транспортные документы CMR и CARNETTIR со всеми необходимыми отметками.

Контрактом от 04.12.2007 №LGAVERS 04 12 07 определены общие условия купли - продажи между продавцом и покупателем. Товар, его количество и качество, цены и способы оплаты определяются в Приложениях, являющихся неотъемлемыми частями контракта. Общая стоимость контракта №LGAVERS 12 07 от 04.12.2007 не определена и состоит из сумм приложений к контракту, которые являются неотъемлемой его частью.

Цена товара, в соответствии с контрактом от 04.12.2007 №LGAVERS 04 12 07, включает в себя стоимость упаковки, маркировки, страховки и доставки до ст. Староминской Краснодарского края (условия поставки CIP- Староминская) и осуществляются за счет Продавца. Все налоги, сборы, пошлины, разрешения, таможенные пошлины на территории РФ осуществляются за счет покупателя. Количество товара и цены указываются в приложениях к контракту.

Таможенная стоимость, заявленная декларантом по первому методу таможенной оценки (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), не корректировалась и принята таможенным органом в сроки выпуска товаров.

В рамках общей таможенной ревизии, у ООО «ТД «Аверс» были запрошены дополнительные документы и сведения, подтверждающие структуру таможенной стоимости, в части заявленных вычетов по транспортировке от места ввоза на территорию РФ (МАПП Новошахтинск) до места назначения (ст. Староминская, Краснодарский край), а именно:

-  экспортные декларации страны вывоза, с отметками таможенного органа страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык;

- переписка с иностранным контрагентом по согласованию стоимости товаров всех включаемых в нее компонентов;

- товаротранспортные и страховые документы (договора с транспортно -экспедиторскими  организациями   и   счета  на  оплату,  заключаемые  продавцом; договора по перевозке груза и счета на оплату; договора страхования груза; в случае, перегрузки/перевалки груза, документы, подтверждающие оплату данных услуг);

- иные     дополнительные     документы     и     сведения,     подтверждающие произведенные    суммы    вычетов    из    таможенной    стоимости    на    величину транспортировки от места ввоза на территорию РФ до места назначения;

- прайс - листы производителя ввезенных товаров.

ООО «Торговый дом «Аверс» в Краснодарскую таможню было направлено письмо от 12.02.2009 №93 (вх. таможни от 12.02.09 №315) с просьбой продлить сроки принятия решения в связи с тем, что у поставщика запрошены дополнительные документы.

Краснодарская таможня срок предоставления дополнительно запрошенных документов не продлила.

В процессе проведения таможенного контроля после выпуска товаров в свободное обращение, а именно   в   форме   общей таможенной ревизии, Краснодарской таможней были сделаны выводы о том, что установлен   факт   недостаточного   документального подтверждения заявленной таможенной стоимости транспортных расходов, исключаемых из цены сделки по ГТД №№ 10309070/210208/0000140, 10309070/210208/0000143, 10309070/290208/0000175, 10309070/040308/0000205, 10309070/110308/0000234, 10309070/140308/0000259, 10309070/260308/0000333, 10309070/260308/0000334, 10309070/310308/0000352, 10309070/030408/0000377, 10309070/030408/0000379.

На основании результатов данной ревизии начальником  Краснодарской таможни   было принято Решение № 10309000/250509/26 от 25.02.2009 об отмене в порядке ведомственного контроля принятых решений Кущевского таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров.

Таможенным органом в адрес ООО «Торговый дом «Аверс» были направлены Декларации таможенной стоимости к выше перечисленным ГТД с принятым решением «ТС подлежит корректировке» и вновь рассчитанной таможенной стоимостью (исх.26.02.2009 № 17-24/4203).

После письменного отказа ООО «Торговый дом «Аверс» от проведения корректировки таможенной стоимости, таможней была произведена корректировка таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД №№ 10309070/210208/0000140, 10309070/210208/0000143, 10309070/290208/0000175, 10309070/040308/0000205, 10309070/110308/0000234, 10309070/140308/0000259, 10309070/260308/0000333, 10309070/260308/0000334, 10309070/310308/0000352, 10309070/030408/0000377, 10309070/030408/0000379.

 В адрес ООО «Торговый дом «Аверс» были направлены Декларации таможенной стоимости с откорректированной стоимостью (исх. от 13.03.2009 №17-24/5443), а также заполненные бланки корректировок таможенной стоимости (исх. от 24.03.2009 № 17-24/6230). Также, Краснодарской таможней в адрес ООО «Торговый дом «Аверс» было выставлено Требование об уплате таможенных платежей от 18.03.2009 №111 на сумму 55847,10 рублей со сроком уплаты до 10.04.2009 г.

Заявитель просит признать недействительными в полном объеме решения Краснодарской таможни № 10309000/250209/26 от 25.02.2009 г. об отмене в порядке ведомственного контроля принятого решения Кущевского таможенного поста о принятии таможенной стоимости и требование Краснодарской таможни от 18.03.2009 г. № 111 об уплате таможенных платежей на сумму 55 847, 10 руб.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

В соответствии со ст. 30 НК РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.

Также, в соответствии со ст.ст. 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ определяется право таможенных органов проводить таможенный контроль (в том числе, контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей), вне зависимости от выпуска товара таможенный контроль за ними может проводиться в любое время.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

П. 2 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» установлено, что первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные ст. 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных ст. 19.1 настоящего Закона.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, применяемыми последовательно.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со ст.ст. 20 и 21 настоящего Закона, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 22 и 23 настоящего Закона, применяемыми последовательно. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона.

Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 настоящего Закона.

В силу п. 3 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Кроме того, в силу п.п. 5, 6 ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» положения настоящего Закона не могут рассматриваться как ограничивающие полномочия таможенных органов проверять в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ, подлинность документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверность содержащихся в них сведений. В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.

Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 4 названной статьи, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.

При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

В случаях когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме.

Согласно ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.

Таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки при условии, если:

1) не существует ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

установлены федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, за исключением случаев, когда покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки приемлема для таможенных целей в соответствии с п.п. 3 и 4 настоящей статьи.

В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы при условии, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:

1) расходы на производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

2) расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ;

3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в РФ.

Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, относится к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Выплата дивидендов и иные подобные платежи, которые осуществляются покупателем товаров продавцу и которые не связаны с ввозимыми товарами, не являются частью таможенной стоимости товаров.

Согласно ведомости банковского контроля по указанному паспорту сделки, первый платеж в размере 100 000 Евро был произведен 31.01.2008. Затем, 13.02.2ОО8, оплачено еще 1 000 000 Евро, 30.04.2008 - 259 834 Евро, а 06.11.2008- 423 671 Евро. Всего по данному паспорту сделки по состоянию на 29.12.2008 оплачено 1 783 505 Евро, а ввезено товаров по контракту на 1 990 516 Евро (первая ГТД-21.02.2008, последняя -14.04.2008).

Таким образом, нарушений валютного законодательства в части соблюдения сроков ввоза товаров или возврата валютной выручки, в отношении доверяемых товаров, судом не установлено.

Материалами дела, представленными ООО «Торговый дом «Аверс»в судебное заседание, подтверждается (ведомость банковского контроля), что общество оплатило фирме «LIMAGRAINCENTRALEUROPE» (Франция),денежные средства за товары, поставленные по ГТД №№ 10309070/210208/0000140,10309070/210208/0000143,     10309070/290208/0000175,     10309070/040308/0000205, 10309070/110308/0000234,     10309070/140308/0000259,     10309070/260308/0000333, 10309070/260308/0000334,     10309070/310308/0000352,     10309070/030408/0000377, 10309070/030408/0000379, согласно соответствующим суммам размера общей фактурной стоимости, указанной в графе № 22 (графа № 42) вышеуказанных грузовых таможенных деклараций, и суммам, указанным в инвойсах компании, что свидетельствует о правомерности применения ООО «Торговый дом «Аверс»первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.

Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в «Положении о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 г. № 1399, «Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации», утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.2006 г. № 1206, Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

Из материалов дела усматривается, что таможенным органом в ходе таможенного оформления таможенная стоимость была принята таможенным органом.

Однако по итогам  общей таможенной ревизии начальником  Краснодарской таможни   было принято Решение № 10309000/250509/26 от 25.02.2009 об отмене в порядке ведомственного контроля принятых решений Кущевского таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган не принял указанную ООО «Торговый дом «Аверс» в ГТД №№ 10309070/210208/0000140,10309070/210208/0000143,     10309070/290208/0000175,     10309070/040308/0000205, 10309070/110308/0000234,     10309070/140308/0000259,     10309070/260308/0000333, 10309070/260308/0000334,     10309070/310308/0000352,     10309070/030408/0000377, 10309070/030408/0000379 таможенную стоимость товаров, сославшись на то, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не была подтверждена документально в полном объеме, а именно недостаточно подтверждена стоимость транспортных расходов, исключаемых из цены сделки.

Суд считает, что вывод таможенного органа и его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.

Материалами дела, представленными в судебное заседание, подтверждается, а лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что заявителем своевременно предоставлялись в таможенный орган документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу, кроме пакета дополнительно истребуемых заинтересованным лицом документов, в ходе общей таможенной ревизии.

Согласно п. 1 Приложения № 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536 при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с пп. "а" - "г", "е" - "т", "ц" - "щ" п. 1 Перечня: а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: учредительные документы декларанта; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами РФ на вывоз товаров (если товары поставлялись из РФ), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Приложения № 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. № 536, в соответствии со ст.ст. 323, 367 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения, перечисленные в подпунктах "а" - "д" п. 1 настоящего приложения, не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров (т.е. имеющие отношение к рассматриваемой сделке и ввозимым товарам), в частности: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе); упаковочные листы (если ранее не представлялись); бухгалтерские документы о постановке товаров на учет; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ (калькуляцию цены реализации товара); сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров, а также товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта); документы и сведения, подтверждающие производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров, строительство, возведение, монтаж (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные печатями продавца и покупателя); документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара; документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях российских и иностранных организаций; другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.

В судебном заседании установлено, что представленные заявителем документы полностью соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.

В решении № 10309000/250209/26 от 25.02.2009 г. в качестве оснований неправомерности использования первого метода таможенной оценки Краснодарская таможня указала на непредставление обществом в ходе таможенной ревизии:

-  экспортные декларации страны вывоза, с отметками таможенного органа лраны отправления и заверенный ее перевод на русский язык;

- переписка с иностранным контрагентом по согласованию стоимости товаров \ всех включаемых в нее компонентов;

- товаротранспортные и страховые документы (договора с транспортно -экспедиторскими  организациями   и   счета  на  оплату,  заключаемые  продавцом; договора по перевозке груза и счета на оплату; договора страхования груза; в случае, перегрузки/перевалки груза, документы, подтверждающие оплату данных услуг);

- иные     дополнительные     документы     и     сведения,     подтверждающие произведенные    суммы    вычетов    из    таможенной    стоимости    на    величину транспортировки от места ввоза на территорию РФ до места назначения;

- прайс - листы производителя ввезенных товаров.

Данные документы были запрошены таможенным органом, в связи со следующими обстоятельствами.

Таможенная стоимость товаров заявлена на условиях CIP-Староминская, с учетом  вычетов   из   стоимости   сделки   величины  транспортных  расходов  по территории России.

Отправка товара осуществлялась из различных географических точек, из разных государств (из Франции, из Германии).

В решении Краснодарской таможни № 10309000/250209/26 от 25.02.2009 г., таможенный орган ссылается на следующее. Местом ввоза на таможенную территорию России являлся МАПП Новошахтинск. Расстояние от места ввоза товаров на таможенную границу (МАПП Новошахтинск) до места назначения (ст. Староминская Краснодарского рая) меньше расстояния перевозки товара по иностранной территории, то есть указывает на то, что  стоимость транспортировки по иностранной территории и по территории РФ распределяются непропорционально расстояниям.

Данные выводы таможни необоснованны ввиду того, что расходы по перевозке груза по территории иностранного государства и по территории РФ могут не зависеть только от расстояния, должны учитываться различного рода факторы, например, такие как дополнительные расходы по простою на границе, уплата каких-либо сборов по пути следования и т.п.

Кроме того, в соответствии с контрактом купли-продажи от 04.12.2007 г. № LGAVHRS 04 12 07 товар поставляется па условиях поставки CIP Староминская (Инкотермс 2000). Т.е. в соответствии с Международными правилами  Ипкотермс  2000  при  данных  условиях   поставки   в  стоимостьтовара включаются расходы продавца по перевозке груза до места назначения, его упаковке, страхованию, экспортные формальности и другие расходы. Обязанность по заключению договора перевозки с перевозчиком или транспортно-экспедиционной компанией лежит па продавце.

Также таможенный орган ссылается на то, что отдельные товаротранспортные документы имеют противоречия. Например, согласно CMR № 315452 и № 315451, представленным при таможенном оформлении ГТД № 10309090//260308/0000334 местами загрузки товара являются пункты LeHavre, Франция, и Ennezat, Франция. В то время, как согласно карнет-TIR № ХК55088672 (также представленному к таможенному оформлению по данной декларации), страной отправления является Германия.

Данные утверждения таможни о наличии нарушения противоречат Международным Конвенциям. А именно, в соответствии с Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.56 г. (далее- Конвенция КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной (ст.4 Конвенции КДПГ), т.е. CMR. Накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно егоусловий и удовлетворения принятия груза перевозчиком (ст.9 Конвенции КДПГ). В п.1d ст.6 Конвенции КДПГ указано, что в накладной должны содержаться сведения о месте и дате принятия груза к перевозке и месте его доставки, указанные сведения в полном объеме содержаться в CMR№ 315452 и №315451, т.е. местами загрузки товара являются пункты LeHavre, Франция, и Ennezat, Франция.

Карнет-TIR или книжка МДП составляется и действует в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.75 г.  (далее - Конвенция МДП). В соответствии с п.а ст.1 Конвенции МДП термин «операция МДП» означает перевозку грузов от таможни места отправления до таможни места назначения с соблюдением процедуры, так называемой процедуры МДП. В соответствии с п.f ст.1 Конвенции МДП термин «таможня места отправления» означает любую таможню Договаривающейся Стороны, где для всего груза или части его начинается международная перевозка с соблюдением процедуры МДП. Кроме того, в ст.2 Конвенции МДП указано, что настоящая Конвенция касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся Стороны или той же самой Договаривающейся Стороны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.

Как пояснил заявитель в судебном заседании,  груз забирался перевозчиком из различных географических пунктов на территории Франции  и далее следовал по территории ЕС, транспортное средство пересекало границу ЕС при выезде из Германии, процедура МДП началась в Германии, поэтому в книжке МДП стоит печать таможенного органа Германии, и проставлено наименование страны таможни отправления - Германия.

Таким образом, противоречий сведений в вышеназванных документах, судом, не установлено.

Что касается, дополнительно истребуемых таможенным органом документов то, они не могли быть представлены обществом по объективным причинам, поскольку общество не должно было располагать ими в силу закона. Для предоставления запрошенных документов, таможенный орган предоставил обществу срок равный одному дню. В данный срок, документы запрашиваемые таможенным органом. Объективно не могли быть представлены обществом, так как не располагало и не должно было располагать ими в силу закона.    

Кроме того, условиями контракта от 04.12.2007 №LGAVERS 04 12 07, заключенного между ООО «Торговый дом «Аверс» и фирмой «LIMAGRAINCENTRALEUROPE» (Франция) не предусмотрена обязанность продавца предоставлять покупателю запрашиваемых таможенных органом документов.

Также Краснодарская таможня выразила сомнение относительно достоверности сведений о стоимости транспортных услуг, представленных декларантом в инвойсе, которым ООО «Торговый дом «Аверс» руководствовалось при заявлении вычетов из таможенной стоимости, так как инвойс по отношению к информации запрошенной у международных перевозчиков, осуществляющих перевозки в адрес ООО «Торговый дом «Аверс», имел противоречия.

Инвойс представляет собой документ, содержащий в себе требование к покупателю произвести оплату товара в обозначенной в инвойсе сумме и валюте платежа. Что касается указаний на противоречивость содержащихся в нём сведений, то следует заметить, что покупатель не может нести ответственность за действия контрагента по заполнению инвойса.

Таможенным органом не учтён тот факт, что у поставщика отсутствуют договорные отношения с перевозчиками, отправкой и перевозкой грузов занимается транспортно-экспедиционная компания, которая забирает грузы на обширной территории, из мест, указанных поставщиком, и затем выставляет счета на оплату своих услуг фирме LirnagreinCentralEurope (Франция), которая затем в своих счетах указывает стоимость перевозки.

Из вышеизложенного следует, что ООО «Торговый дом «Аверс»часть документов не была представлена таможенному органу по объективным причинам, кроме того, необходимость в них для определения таможенной стоимости по первому методу определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) при условии  вычета расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ, отсутствовала, в связи с чем, требование таможенного органа об их предоставлении неправомерно.

Кроме того, непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости по первому методу.

По смыслу ч. 4 ст. 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное – несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к контракту от 04.12.2007 №LGAVERS 04 12 07, заключенного с фирмой «LIMAGRAINCENTRALEUROPE» (Франция), и представленными ООО «Торговый дом «Аверс» для подтверждения таможенной стоимости товаров, заявленных в ГТД №№ 10309070/210208/0000140,10309070/210208/0000143,     10309070/290208/0000175, 10309070/040308/0000205, 10309070/110308/0000234,     10309070/140308/0000259, 10309070/260308/0000333, 10309070/260308/0000334,     10309070/310308/0000352,  10309070/030408/0000377, 10309070/030408/0000379, судом не выявлено.

Таким образом, критерий достаточности документов, представляемых в обоснование применения 1-го метода закреплен нормативно, что исключает произвольное применение указанного критерия таможенным органом исходя из субъективных представлений о достаточности сведений о цене сделки.

При таких обстоятельствах таможня неправомерно начислила и взыскала с общества таможенные платежи на транспортные расходы по доставке товара по территории России.

В связи с чем решение Краснодарской таможни № 10309000/250209/26 от 25.02.2009 г. об отмене в порядке ведомственного контроля принятого решения Кущевского таможенного поста о принятии таможенной стоимости и требование Краснодарской таможни от 18.03.2009 г. № 111 об уплате таможенных платежей на сумму 55 847, 10 руб.,были вынесены таможенным органом неправомерно.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт,

решение или совершили действия (бездействие).

В судебном заседании представитель общества ООО «Торговый дом «Аверс» представил суду доказательства несоответствия оспариваемых им решения и требования Краснодарской таможни действующему законодательству и нарушение этим решением и требованием прав и имущественных интересов общества.

Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для  вынесения оспариваемых решения и требования, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2007 г. № 3323/07, Постановлении ФАС СКО от 8 августа 2007 года № Ф08-5020/2007-1901А.

В соответствии со ст.ст. 101, 102, 104, 110 АПК РФ, при удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

На основании вышеизложенного, государственная пошлина по данному делу подлежит возврату из федерального бюджета.

Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2009 г.

Руководствуясь вышеперечисленными нормативными актами, а также ст.ст. 65, 66, 101, 102, 104, 110, 156, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным в полном объеме решения Краснодарской таможни № 10309000/250209/26 от 25.02.2009 г. об отмене в порядке ведомственного контроля принятого решения Кущевского таможенного поста о принятии таможенной стоимости и требования Краснодарской таможни от 18.03.2009 г. № 111 об уплате таможенных платежей на сумму 55 847, 10 руб., как несоответствующее ТК РФ.

Выдать ООО «Торговый дом «Аверс», (353600, Краснодарский край, ст. Староминская, ул. Толстого, 2), справку на возврат государственной пошлины в размере 2 000 руб., уплаченной платежным поручением от 23.03.2009 г.  № 294.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (344002, <...> лит. А).

Судья                                                                                                                       С.В. Русов