АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-10923/2009-57/61
01 сентября 2009 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.В. Русова,
при ведении протокола судебного заседания судьей Русовым С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Холмы», г. Краснодар,
к Администрации г. Сочи Краснодарского края, г. Сочи,
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
от заявителя: Пономаренко К.О. – доверенность от 15.04.2009 г., № 03-15/х;
от заинтересованного лица: Умеров Л.А. – доверенность от 04.06.2009 г. № 01-02-25/56.
ООО «Холмы» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Сочи Краснодарского края от 11.04.2009 г. № 6.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Заинтересованное лицо в судебном заседании возражало против удовлетворения заявленных требований.
Все требования и возражения изложены в материалах заявления и отзыва.
Сторонами заявлены ходатайства об объявлении перерыва для предоставления дополнительных доказательств и пояснений.
Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 11-00 до 31.08.2009 г., после чего судебное разбирательство было продолжено.
Дело рассматривается по правилам ст. 200 АПК РФ.
Суд, выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ООО «Холмы» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №8 по Краснодарскому краю, Территориальный участок №2317 по Адлерскому району г. Сочи в качестве юридического лица 15.01.2008 г. за основным государственным регистрационным номером 1082317000039, свидетельство серии 23 № 006281275, ИНН 2317049560, КПП 231701001.
Основным и единственным видом деятельности ООО «Холмы» является добыча и оптовая продажа валунно-гравийно-песчанной смеси (ВГПС). Обществом заключены и выполняются договоры на поставку ВГПС. Общая численность работников в Обществе составляет 26 человек.
ООО «Холмы» в 2008 году получена лицензия на право пользования недрами КРД 80108 ТЭ с целевым назначением и видами работ добыча валунно-гравийно-песчанных отложений при разработке открытым способом Веселовского месторождения. Обществом заключен договор № 6 от 16.04.2008г. о передаче прав и обязанностей по Договору о представлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) № 4900004428 от 11.12.2007г., в соответствии с которым обществом приобретено право аренды на земельный участок площадью 100 000 кв. м , с целевым назначением «организация карьера в Адлерском районе г.Сочи» категория земель «земли промышленности, энергетики и связи».
11 апреля 2009 г. Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации города Сочи Краснодарского края (далее – Комиссия по ЧС) вынесено решение № 6 (далее -решение), в соответствии с которым утсановлено, что в результате хозяйственной деятельности ООО «Холмы» по добыче валунно-гравийно-песчанной смеси Веселовского месторождения в Адлерском районе города Сочи развиваются оползневые процессы. Своим решением Комиссия по ЧС:
-приостанавливает все виды работ по добыче валунно-гравийно-песчанной смеси, мотивируя это целями предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации;
-обязывает ООО «Холмы» произвести аварийно-восстановительные работы дорожного полотна по ул. Ворошиловградской;
-обязывает Директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи А.П. Никитина:
· направить письмо в Департамент строительства Краснодарского края об отзыве лицензии на право пользования недрами у ООО «Холмы» на добычу валунно-гравийно-песчаной смеси на Веселовском месторождении в Адлерском районе г. Сочи (п 3.1. Решения №6)
· подготовить необходимые документы и принять меры по расторжению договора аренды с ООО «Холмы» на право пользования недрами на Веселовском месторождении в Адлерском районе г. Сочи на добычу валунно-гравийно-песчаной смеси (п.3.2 Решения № 6).
Вышеуказанное решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Сочи Краснодарского края от 11.04.2009 г. № 6, и оспаривается заявителем по настоящему делу.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон о защите населения) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ст. 6 Закона о защите населения определяет основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе:
- мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения должны проводиться заблаговременно;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
В соответствии с подпунктами "ж" и "з" пункта 2 ст. 11 Закона о защите населения органы местного самоуправления самостоятельно содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как следует из пунктов 7 и 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), к вопросам местного значения муниципального района относится их участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела, Администрация г. Сочи Краснодарского края имела право создать Комиссию по ЧС и наделить ее полномочиями по осуществлению мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 Положения о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденного Постановлением Главы города Сочи от 01.12.2008 N 1252, Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов местного самоуправления города Сочи, организаций в целях реализации единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с п. 4 указанного Положения к компетенции Комиссии относится исчерпывающий перечень полномочий. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:
а) запрашивать у органов местного самоуправления города Сочи и организаций необходимые материалы и информацию;
б) заслушивать на своих заседаниях представителей органов местного самоуправления города Сочи и организаций;
в) заслушивать на своих заседаниях информацию о соответствии занимаемым должностям руководителей и должностных лиц в случае невыполнения ими обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций или непринятия мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
г) привлекать для участия в своей работе представителей органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления города Сочи, а также организаций по согласованию с их руководителями;
д) создавать рабочие группы из числа ученых, специалистов органов местного самоуправления города Сочи и представителей организаций по направлениям деятельности Комиссии, определять в установленном порядке полномочия и порядок работы этих групп по согласованию с их руководителями;
е) вносить в установленном порядке на рассмотрение Главе города Сочи предложения по вопросам, требующим его решения.
Таким образом, Комиссия по ЧС не имеет полномочий выносить решения о приостановке деятельности предприятий по добыче полезных ископаемых и обязывать лиц совершать какие-либо действия, а является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов местного самоуправления города Сочи, организаций в целях реализации единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности, который вырабатывает предложения по вопросам, требующим его решения, для представления их в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами. Полномочия органов государственного геологического контроля, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный геологический контроль за выполнением условий лицензий на пользование участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения.
При этом пунктом 4 ст. 5 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что правом приостанавливать работы, связанные с пользованием недрами, наделены органы местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 Закона.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона.
Таким образом, Законом Российской Федерации "О недрах" разделены понятия "приостановление работ" и "приостановление права пользования недрами" в зависимости от основания, содержания и субъекта, осуществляющего реагирование на нарушения законодательства о недропользовании.
Ст. 34 Закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Заинтересованным лицом, не представлено доказательств того, что Комиссия по ЧС является органом местного самоуправления учрежденного в соответствии с уставом муниципального образования.
Следовательно, Комиссия по ЧС была не вправе предписывать заявителю приостановить работы, поскольку она не относится к органам местного самоуправления.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что в предписании № 19 от 19.03.09. Сочинского отдела по технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнодзора, вынесенному в адрес заявителя, указано:
«Выше действующего карьера, на прилегающей к горному отводу территории, действуют опасные геологические процессы-оползни, возникшие в результате хозяйственной деятельности населения построившего дома и хозяйственные постройки на территории балансовых запасов Веселовского месторождения валунно-гравийно-песчаннмх отложений на борту ранее отработанного верхнего горизонта карьера, устроившего свалку строительных отходов и сброс хозяйственных стоков на борту карьера, тем самым нарушили устойчивость уступа карьера из-за дополнительной нагрузки и обводненности.» (п. 2 Предписания).
Также, согласно предписанию № 19 от 19.03.09 (стр.4. п.3, параграф «Предлагаю») Ростехнадзором предложено решить вопрос с Администрацией города Сочи о сносе незаконно построенных жилых и нежилых строений находящихся на территории разведанных запасов, а также провести инженерно-геологические изыскания с выдачей рекомендаций по защите Веселовского карьера.
Так же в Заключении от 31.03.2009 г. об инженерно-геологических условиях оползневого склона в Нижнешиловском сельском округе Адлерского района г. Сочи выданном ФГУП «Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г. Сочи» указанно, что первые серьезные оползневые подвижки грунтов произошли зимой 1985—1986 г. Какие—либо противооползневые мероприятия на данном склоне не проводились и оползень расположен выше Веселовского карьера.
Таким образом, исследовав и оценив обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности согласно требованиям ст. 71 АПК РФ, суд признает оспариваемое решение не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права заявителя.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ законность совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
В судебном заседании заявитель представил суду доказательства незаконности решения и нарушение им прав и законных интересов общества.
Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения.
Таким образом, требования ООО «Холмы», заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 101, 102, 104, 110 АПК РФ, при удовлетворении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании вышеизложенного, государственная пошлина по данному делу, подлежит возврату из федерального бюджета.
Резолютивная часть решения объявлена 31.08.2009 г.
Руководствуясь ст.ст. 65, 66, 101, 102, 104, 110, 167-171, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайства заявителя и заинтересованного лица об объявлении перерыва – удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Сочи Краснодарского края от 11.04.2009 г. № 6, как несоответствующее Закону РФ «О недрах», Федеральному Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Выдать ООО «Холмы», (350051, <...>), ИНН <***> справку на возврат государственной пошлины в размере 2 000 руб., уплаченной платежным поручением от 15.04.2009 г. № 88.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (344002, <...> лит. А).
Судья С.В. Русов