АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЯ
г. Краснодар Дело № А-32-10995/2012
13 декабря 2012 г.
Резолютивная часть объявлена 11.12.2012 г. Полный текст решения изготовлен 13.12.2012 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.А. Головченко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, г. Сочи, к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, г. Краснодар,
о признании недействительным предписания от 18.01.2012 № 18-01-12/168,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 12.01.2012,
от заинтересованного лица: Горб Д.А., ФИО2, ФИО3 – представители по довренности.
УСТАНОВИЛ:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае о признании недействительным предписания от 18 января 2012 г. № 18-01-12/168.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований.
Стороны в судебном заседании не возражали против перехода в данном судебном заседании к судебному разбирательству о чем сделана отметка в протоколе судебного заседания от 11.12.2012 г., в связи с чем суд окончил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство по делу. Представители сторон выступили в судебных прениях.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные документы, установил следующее.
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края, и действует на основании Положения о департаменте, утвержденным постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 05.06.2008 № 497.
В период с 21 ноября 2011 г. по 16 декабря 2011 г. межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - управление) в соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 310-ФЗ) была проведена проверка использования межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета на обеспечение строительства зимних Олимпийских игр 2014 года и развитие города Сочи как горноклиматического курорта и субвенций на осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд за 2010 г., департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. (далее - департамент), по результатам которой вынесено предписание по устранению выявленных нарушений от 18.01.2012 г. № 18-01-12/168. Указанным предписанием департаменту предписано инициировать урегулирование объема компенсационных выплат (ранее произведенных за счет субвенции) средствами краевого бюджета, поступающими на содержание департамента по смете расходов (за исключением субвенций).
В обоснование совершенного департаментом нарушения бюджетного законодательства управление в акте проверки от 16.12.2011 г. указывает, что департамент неправомерно расходовал 2 715 600 рублей поступившей из федерального бюджета субвенции на осуществление социальных выплат государственным гражданским служащим Краснодарского края, предусмотренные статьей 53 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и п. 4.2 части 1 ст. 27 Закона Краснодарского края от 31.05.2005 г. № 870-КЗ «О государственной гражданской службе Краснодарского края», при этом ни порядком расходования субвенций, ни соответствующими нормативно-правовыми актами РФ, осуществление указанных выплат за счет средств поступающих из федерального бюджета субвенций не предусмотрено, а также согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Принимая решение, суд руководствовался следующим.
В 2007 году РФ приняла на себя обязательства по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: 1) подготовка и принятие решений о резервировании земель в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земель, находящихся на территории Сочинского национального парка); 2) подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Сочинского национального парка); 3) уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; 4) подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; 5) обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; 6) обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.
Согласно ч. 7 ст. 15 Закона № 310-ФЗ средства на осуществление полномочий, осуществление которых передано в соответствии с ч. 6 ст. 15, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджета Краснодарского края на осуществление полномочий, осуществление которых передано в соответствии с ч. 6 ст. 15, определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ. Порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд устанавливается Правительством РФ.
Согласно ст. 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ в установленном порядке.
Пункт 4 ст. 41 БК РФ предусматривает, что субвенции из федерального бюджета относятся к неналоговым доходам бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 4 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ, возникающие из принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в порядке, предусмотренном статьей 133 БК РФ.
Пунктом 3 ст. 133 БК РФ установлено, что субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов РФ, зачисляются в бюджет субъекта РФ и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Во исполнение указанных положений принято Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 342 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджету Краснодарского края на осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд» (далее – постановление № 342). Указанное постановление не запрещает предоставлять государственным гражданским служащим Краснодарского края государственные гарантии, установленные законами Краснодарского края.
В целях выполнения задач по подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и реализации полномочий, переданных РФ Законом 310-ФЗ пунктом 1.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.2008 № 497 уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края, определен департамент. Пунктом 1.6 данного постановления установлено, что финансирование расходов на содержание департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание исполнительных органов государственной власти Краснодарского края. При осуществлении департаментом отдельных полномочий РФ расходы финансируются за счет средств, поступающих в установленном порядке в виде субвенций из федерального бюджета. Поэтому предоставление государственных гарантий, установленных пунктами 4.1. и 4.2. Закона Краснодарского края государственным гражданским служащим департамента и финансирование их за счет средств, полученных в виде субвенции из федерального бюджета, является обязанностью департамента.
Кроме изложенного, согласно ч. 9 ст. 15 Закона № 310-ФЗ высшее должностное лицо Краснодарского края (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края): 1) организует деятельность по осуществлению полномочий, осуществление которых передано в соответствии с ч. 6 настоящей статьи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 8 настоящей статьи; 2) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета по установленной форме о расходовании предоставленных субвенций, а также иных документов и информации, необходимых для контроля за полнотой и качеством осуществления органами исполнительной власти Краснодарского края полномочий, осуществление которых передано в соответствии с ч. 6 настоящей статьи.
Таким образом, в соответствии с ст. 84, абз. 6 п. 1, п. 4 ст. 85 БК РФ, расходы департамента по изъятию и резервированию земельных участков и недвижимости на территории Краснодарского края в целях строительства олимпийских объектов являются расходными обязательствами РФ.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 84 БК РФ расходные обязательства РФ возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (далее – закон № 184-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 84 БК РФ расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
РФ вправе делегировать часть своих полномочий субъекту РФ. При этом, согласно абз. 6 п. 1, п. 4 ст. 85 БК РФ, расходные обязательства субъекта РФ возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий РФ, исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ в порядке, предусмотренном ст. 133 БК РФ.
Аналогичное правило содержится в п. 7 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ, согласно которому общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий. При этом Закон № 184-ФЗ не содержит требования о выделении отдельных бюджетных ассигнований на организацию осуществления полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ, в связи с тем, что определение размера указанных затрат является компетенцией органов государственной власти субъектов РФ в пределах общего объема предоставляемой им субвенции.
Выплата гражданским служащим департамента компенсации по найму жилья, не противоречит положениям бюджетного законодательства, так как департамент осуществлял данную компенсационную выплату только тем гражданским служащим, служебная деятельность которых осуществлялась в сфере резервирования, изъятия земельных участков и иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. При этом департаментом не было допущено превышения нормативов расходования субвенций.
Департамент имеет предусмотренное абз.6 п.1, п. 4 ст. 85 БК РФ право на выплату данной компенсации части своих служащих за счет поступающей из федерального бюджета субвенции в случае, если данные расходы носят целевой характер, то есть, осуществляются в целях обеспечения деятельности департамента по реализации им полномочий РФ, связанных с подготовкой Олимпийских игр 2014 г.
В соответствии с ч. 10 ст. 15 Закона № 310-ФЗ средства на осуществление полномочий, осуществление которых передано в соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона № 310-ФЗ, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством РФ.
С учётом этого, расходы департамента по компенсации расходов по найму жилых помещений своим сотрудникам подлежат оплате за счёт поступающих из федерального бюджета субвенций только при том условии, что они носят целевой характер и осуществляются в целях обеспечения деятельности департамента по реализации им полномочий РФ, связанных с подготовкой Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 г.
Суд установил, что департамент не допустил при направлении в 2010 г. поступавшей из федерального бюджета субвенции на осуществление выплат по компенсации расходов по найму жилых помещений своим сотрудникам «неправомерного и нецелевого использования средств» и не нарушил требований ст. 281 Бюджетного Кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что требование Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г. о признании недействительным предписания межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае от 18.01.2012 г. № 18-01-12/168 следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным предписание межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае от 18 января 2012 г. № 18-01-12/168.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Судья А.В. Лесных.