ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-11060/08 от 21.08.2008 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г.Краснодар, ул.Красная,6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

21.08.2008г. Дело № А-32-11060/2008-69/137

г. Краснодар

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гладкова В.А., при ведении протокола судьёй Гладковым В.А, рассмотрел в судебном заседании дело на основании заявления ООО «Виста» о признании постановлений главы муниципального образования город Тихорецк недействительными

при участии

от заявителя:   ФИО1 (доверенность от 15.04.2008 № 23-Д)

от заинтересованного лица:   ФИО2 (доверенность от 01.07.2008 № 3392)

от 3-лица

Автономное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства МО Тихорецкой район»:   ФИО3 (доверенность от 15.07.2008 г. № 6)

УСТАНОВИЛ:

ООО «Виста» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительными постановления главы МО г. Тихорецк от 07.02.2008 № 262, постановления главы МО г. Тихорецк от 06.02.2008 № 248.

Представитель заявителя   в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, повторил доводы, изложенные в заявлении, считает, что оспариваемые постановления изданы с нарушением действующего земельного и градостроительного законодательств и нарушают права ООО «Виста» в сфере экономической деятельности.

Представитель заинтересованного лица   в судебном заседании против заявленных требований возразил, полагает, что основанием отмены постановления о предварительном согласовании места размещения объекта явилось неисполнение ООО «Виста» предписаний, касающихся сроков заключения договора аренды земельного участка, а также уклонение от подготовки проекта планировки территории земельного участка, подлежащего застройке.

Представитель третьего лица:   считает требования ООО «Виста» не подлежащими удовлетворению, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен Обществу с предварительным согласованием места размещения объекта на основании проекта планировки территории утверждённого постановлением главы МО г. Тихорецк от 06.02.2008 г. № 248, которое впоследствии отменено. В силу положений п.11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставить земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта возможно при наличии утверждённого проекта планировки территории.

В соответствии со ст.71 АПК РФ   суд оценивает достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, заслушав мнение сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.

Из письма от 20.07.2007 г. № 3893 заместителя главы МО г. Тихорецк, адресованного ООО «Виста», последнему сообщается, что размещение торгово-развлекательной инфраструктуры в северо-восточной части <...> в районе ФАД «Кавказ» Павловская-Махачкала предусмотрено генеральным планом муниципального образования города Тихорецк и соответствует перспективному плану развития территории.

Постановлением главы муниципального образования город Тихорецк от 16.10.2007 г. № 873-р ООО «Виста» утверждён акт выбора земельного участка от 23.08.2007 г. площадью 17 872 кв.м. из категории земель населённых пунктов, расположенного в северо-восточной части <...> в районе ФАД «Кавказ» Павловская-Махачкала км. 35+850 (справа) и предварительно согласовано место размещения объекта «Торгово-развлекательный комплекс» на земельном участке (п.1, 2 Постановления №873-р).

12.10.2007 г. Постановлением главы МО город Тихорецк № 4107 утверждён проект границ указанного выше земельного участка с определением вида разрешённого использования - для размещения объекта «Торгово-развлекательный центр».

В соответствии с п.1 ст.32 ЗК РФ   (в ред. от 08.11.2007 N 257-ФЗ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

В материалы дела представлена копия кадастрового плана земельного участка площадью 17 872 кв.м., которому присвоен кадастровый номер 23:50:01 01 005:1186, с видом разрешённого использования – для размещения объекта «Торгово-развлекательный центр».

Постановлением главы МО город Тихорецк от 26.12.2007 г. № 5045 земельный участок с кадастровым номером 23:50:01 01 005:1186 предоставлен ООО «Виста» в аренду на срок до 20.12.2001 г. Данный ненормативный акт органа местного самоуправления издан в соответствии с положениями п.2 ст.32 ЗК РФ.   Пунктом 2 рассматриваемого муниципального правового акта ООО «Виста» рекомендовано в месячный срок со дня вступления постановления в законную силу заключить с управлением муниципальным имуществом администрации МО город Тихорецк договор аренды земельного участка.

По мнению администрации МО г. Тихорецк ООО «Виста» не выполнило указанное в п.2 Постановления предписание, что явилось одним из оснований для отмены указанного выше муниципального правого акта. Однако выдвинутый довод администрации не подтверждается материалами дела.

Представленная в материалы дела копия договора аренды земельного участка от 26.12.2007 г. №5000002099 с кадастровым номером 23:50:01 01 005:1186 подтверждает, что требования указанного выше положения, содержащегося в постановлении от 26.12.2007 г. № 5045, выполнены в полном объёме.

Из представленной в материалы дела копии протокола от 26.12.2007 г. № 08-07 общего собрания ООО «Виста» следует, что общим собранием Общества принято решение о подписании договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:50:01 01 005:1186 26.12.2007 г., т.е. в день принятия постановления о предоставлении соответствующего земельного участка в аренду.

Сопоставляя даты издания ненормативного акта, которым ООО «Виста» предписывается заключить договор аренды земельного участка с датой, указанной в Договоре, суд приходит к убеждению в том, что Договор заключен в течение 6-ти дней с момента издания постановления о предоставлении земельного участка. Поскольку иных сведений о датах выполнения подписи уполномоченных на совершение данной сделки лиц рассматриваемое соглашение не несёт, моментом заключения договора следует определять дату, указанную в договоре. В связи с этим довод администрации муниципального образования город Тихорецк о нарушении предусмотренного законом порядка заключения гражданско-правового договора не принимается судом как необоснованный.

Распиской в получении документов на государственную регистрацию от 08.02.2008 г. ,выданной Тихорецким отделом Управления ФРС по Краснодарскому краю, подтверждено обстоятельство направления документов в органы государственной регистрации в срок, установленный п.2.2 постановления от 26.12.2007 г. № 5045. Следовательно, указанные в рассматриваемом ненормативном акте органа местного самоуправления предписания, адресованные ООО «Виста», выполнены заявителем в пределах сроков, определённых постановлением главы муниципального образования г. Тихорецк.

Довод представителя МУ «Управление архитектуры и градостроительства МО Тихорецкой район», касающийся невозможности предоставления земельного участка для строительства в отсутствие проекта планировки территории, не принимается судом, как не соответствующий Земельному и Градостроительному кодексам.

В соответствии с п.2 ст.31 ЗК РФ   на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка   на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями при поступлении соответствующего заявления в предоставлении земельного участка для строительства от заинтересованного лица.

Судом установлено, что обеспечивая выбор земельного участка для строительства объекта Торгово-развлекательный центр», порядок, предусмотренный ст.ст. 30 – 32 ЗК РФ   при выборе места размещения объекта, а также предоставления земельного участка, ООО «Виста» не нарушены. Правила заключения договора аренды, установленные ст.440 ГК РФ,   соблюдены.

Между тем, постановлением главы МО город Тихорецк от 07.02.2008 № 262 отменено постановлением главы МО город Тихорецк от 26.12.2007 г. № 5045. Одним из оснований, как указывается в преамбуле оспариваемого постановления, является неисполнение ООО «Виста» п.2.1 отменённого ненормативного акта. Данное обстоятельство не подтверждено материалами дела и соответственно не может являться основанием для отмены ранее изданного муниципального правового акта.

Вторым обстоятельством, послужившим основанием к изданию оспариваемого муниципального правового акта, как указано в его преамбуле, является отмена ранее изданного постановления главы МО город Тихорецк от 06.02.2008 № 248, которым утверждён проект планировки территории для размещения Торгово-развлекательного комплекса в северо-восточной части города.

По смыслу п.2.1 ст.30 ЗК РФ   необходимость подготовки документов по планировке территории, предшествующая предоставлению земельного участка, возникает при предоставлении земельного участка в границах застроенной территории,   в отношении которой принято решение о развитии. В этом случае обязательство подготовки проекта планировки территории обусловлено заключением договора о развитии застроенной территории, заключенным в соответствии со ст.46.2 Градостроительного кодекса РФ   (далее по тексту ГрК РФ  ).

Как следует из представленных в материалы дела копий письма главы администрации МО г. Тихорецк от 15.06.2007 г. № 3093, адресованного первому заместителю главы администрации Краснодарского края, градостроительного заключения от 04.10.2007 г. № 160, выполненного управлением архитектуры и градостроительства МО г. Тихорецк, в рассматриваемом случае предоставленный Обществу земельный участок является свободным от застройки  . Также администрацией муниципального образования не представлено доказательств, свидетельствующих о заключении ООО «ВИСТА» договора о развитии застроенной территории в порядке, предусмотренном ст.46.2 ГрК РФ,   а представленная в материалы дела копия соглашения о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционного проекта на территории Краснодарского края от 30.09.2006 года, заключенного администрацией города Тихорецка и ООО «ВИСТА», не содержит обязательств Общества подготовить документацию по планировке территории.

Кроме того, по смыслу п.1 ст.30.2 ЗК РФ, абз.12 п.15 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ   «О введении в действие Земельного кодекса РФ (в ред. от 01.12.2007 N 310-ФЗ) обязательность подготовки документации по планировке территории возникает при предоставлении земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного и иного строительства. В этом случае земельный участок предоставляется без предварительного согласования   места размещения объекта. В рамках рассматриваемых правоотношений земельный участок предоставлен с предварительным согласованием места размещения объекта.

Необходимость подготовки документов по планировке территории заинтересованным в предоставлении земельного участка лицом на этапе выбора земельного участка Земельным законодательством не предусмотрена, при этом выбор земельного участка, как указано в ст.31 ЗК РФ   (в ред. действовавшей на момент возникновения правоотношений) обеспечивается органом местного самоуправления на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.

Пункт 14 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ   «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в ред. от 22.07.2008 N 141-ФЗ) определяет, что с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. В соответствии со ст.45 ГрК РФ   органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования   и застройки (п.5, 10  ).

Следовательно, действующее законодательство допускает до 01.01.2010 возможность предоставления земельных участков для строительства в отсутствие правил землепользования, которые в свою очередь, являются одним из оснований подготовки документации по планировке территории.

Таким образом, по смыслу приведённых выше нормативных предписаний Земельного и Градостроительного кодексов РФ, рассматриваемых во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», юридическая зависимость возможности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта от наличия документа по планировке территории, отсутствует.

Поскольку наличие проекта планировки территории при предоставлении незастроенного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не является обязательным, отмена органом муниципальной власти ранее изданного постановления главы МО город Тихорецк от 06.02.2008 № 248 не влияет на обстоятельства, связанные с предоставлением земельного участка для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта и соответственно не может являться основанием для отмены распорядительного акта органа местного самоупрлвения о предоставлении незастроенного земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

Постановлением главы муниципального образования от 06.02.2008 г. № 248 «Об отмене постановления главы муниципального образования город Тихорецк от 30 августа 2007 года № 2637 «Об утверждении проекта планировки территории для размещения торгово-развлекательного комплекса в северо-восточной части города Тихорецка» отменено постановление главы МО г. Тихорецк от 20.08.2007 г. № 2637.

Правовым основанием издания постановления главы МО город Тихорецк от 06.02.2008 № 248 явились обстоятельства, связанные с несоответствием состава и содержания представленной документации по планировке территории положениям ст.42 ГрК РФ  , и незаконностью её утверждения отменённым постановлением.

Представленная в материалы дела копия документа, утверждённого постановлением от 30 августа 2007 года № 2637 представляет собой эскизный проект административно-торгового комплекса «ВЕГА». Данный документ не содержит информации о его утверждении органом местного самоуправления, при этом представители лиц, участвующих в деле, не отрицают обстоятельств, в соответствии с которыми постановлением главы МО г. Тихорецк от 30 августа 2007 года № 2637 данный эскизный проект утверждён как проект планировки территории, и что в соответствии со ст.70 АПК РФ освобождает от необходимости доказывания данного обстоятельства.

Исследуя представленные для утверждения органом местного самоуправления материалы, суд приходит к выводу о том, что указанные выше проектные материалы не содержали сведений, наличие которых предполагает п.2 ст.42 ГрК РФ.   Так, проектный материал не содержит основную часть проекта планировки территории состоящую из чертежа планировки территории, на которых отображаются а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории и которая подлежит утверждению.

.

Статья 46 ГрК РФ,   устанавливая особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, указывает, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, утверждаются главой муниципального образования. При этом одной из обязательных процедур, предшествующих утверждению проекта планировки территории, является проведение публичных слушаний.

Представленная в материалы дела копия постановления главы администрации МО г. Тихорецк от 17.01.2007 г. № 12-р подтверждает назначение проведения публичных слушаний по проекту планировки территории для размещения торгово-развлекательного комплекса в северо-восточной части города Тихорецка.

Обязанностью доказывания правомерности издания ненормативного правового акта органа местного самоуправления, в соответствии со ст.65, 198 АПК РФ   возложена на органы их принявшие.

Администрация муниципального образования не представила доказательств проведения публичных слушаний по проекту планировке территории, не представила протокол проведения публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаний, т.е. документов, на основании которых глава муниципального образования вправе принять решение об утверждении проекта планировки территории, при этом признавала незаконность принятия постановления от 30 августа 2007 года № 2637 «Об утверждении проекта планировки территории для размещения торгово-развлекательного комплекса в северо-восточной части города Тихорецка», что также не отрицалось представителем ООО «Виста».

Статья 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ   «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. от 18.10.2007 N 230-ФЗ) определяет возможность отмены муниципальных правовых актов органом их принявшим, однако такого рода действия должны быть юридически обоснованны.

При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления, руководствуясь ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ   в порядке проведения самоконтроля вправе отменить ранее принятый ненормативный правовой акт изданный с нарушением действующего законодательства.

В силу ст.200,ч.2 ст.201 АПК РФ, ст.13 ГК РФ   и п.6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "  О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания арбитражным судом ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что постановление главы МО города Тихорецк от 07.02.2008 г. № 262   не соответствует действовавшему на момент его издания законодательству и нарушает права ООО «ВИСТА», выражающиеся в создании препятствий в реализации использования земельного участка для строительства, в связи с чем является недействительным.

Постановление главы муниципального образования город Тихорецк от 06.02.2008 г. № 248   принято в пределах полномочий, определённых п.13 ст.46 ГрК РФ  , ст.48Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  , не противоречит действующему законодательству. Принимая во внимание, что необходимость наличия утверждённого проекта планировки территории, применительно к рассматриваемым правоотношениям не является обязательным условием для заключения договора аренды земельного участка, предоставленного с предварительным согласованием места размещения объекта, суд не усматривает нарушения прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и поэтому не находит оснований для признания Постановления главы муниципального образования город Тихорецк от 06.02.2008 г. № 248   недействительным.

В соответствии со ст.110 АПК РФ уплата государственной пошлины взыскивается пропорционально размеру удовлетворённых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 41.49, 167 – 171, 174 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать постановление главы муниципального образования город Тихорецк от 07.02.2008 № 262 «Об отмене постановления главы муниципального образования город Тихорецк от 26 декабря 2007 года № 5045 «О предоставлении в аренду ООО «ВИСТА» земельного участка с кадастровым номером 23:50:01 01 005:1186 недействительным, противоречащим Земельному кодексу РФ.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с администрации муниципального образования г. Тихорецк в пользу ООО «ВИСТА» 1000 рублей расходов на оплату государственной пошлины.

Взыскать с ООО «Виста» 1000 руб. государственной пошлины за подачу заявления о применении мер обеспечения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия, в кассационную инстанцию в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путём подачи соответствующей жалобы через арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Гладков В.А.