ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-111/09 от 20.02.2009 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-111/2009-29/16-6 АЖ

« 20 » февраля 2009 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Судьи Мицкевича С.Р.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мицкевичем С.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Дюрсо» г. Новороссийск

к Черноморской межрайонной группе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю г. Новороссийск

об отмене постановления о привлечении к административной ответственности № 09-28-202-ОН-1 от 04.12.2008 г.

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Дюрсо» (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Черноморской межрайонной группы Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю № 09-28-202-ОН-1 от 04.12.2008 г.

Заявление мотивировано рассмотрением дела об административном правонарушении в отсутствие представителя общества. Акт проверки датирован 06.11.08 г., тогда как проверка проводилась 01.11.08 г. Заявитель утверждает, что планы ликвидации аварийных розливов нефтепродуктов разработаны и утверждены 28.11.06 г. в установленном законом порядке до вступления в силу постановления главы администрации Краснодарского края. Заявитель не согласен с отнесением АЗС к опасным производственным объектам, в обоснование чего ссылается на Приказ Ростехнадзора № 241 от 15.04.2008 г. Общество полагает, что разработка геоэкологических паспортов не является обязательной. Заявитель считает необоснованными выводы о непроведении мероприятий по утилизации, улавливанию и обезвреживанию вредных выбросов в атмосферный воздух. Общество оспаривает вывод о неуплате платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Заинтересованное лицо требование не признало, полагая оспариваемое постановление законным и ссылаясь на наличие в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.

Представители лиц, участвующих в деле, поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой с участием заинтересованного лица проведена проверка в отношении ООО «Дюрсо», результаты которой отражены в акте № 09-28-143-ЗН-1 от 06.11.08 г.

Довод заявителя о том, что акт проверки был составлен не в день проверки несостоятелен, поскольку, проверка не ограничивается осмотром места осуществления деятельности проверяемого. Кроме того, составление акта не в день окончания проверки не означает его недостоверность.

07.11.2008 г. и.о. Азово-Черноморского прокурора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ.

Постановление вынесено прокурором в присутствии руководителя общества.

Материалы дела об административном правонарушении переданы для рассмотрения заинтересованному лицу.

04.12.2008 года дело об административным правонарушении рассмотрено заинтересованным лицом, о месте и времени рассмотрения заявитель был извещен, что подтверждается уведомлением № 09-5/676, полученным обществом 02.12.08 г.

Постановлением № 09-28-202-ОН-1 от 04.12.2008 г. заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 60 000 рублей.

Названной нормой установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно оспариваемому постановлению обществу вменена эксплуатация автозаправочных станций АЗС № 3 (г. Новороссийск, ул. Куникова, 47  ) и АЗС № 4 (г.Новороссийск, Кирилловская промзона  ) со следующими нарушениями:

- разработаны, но не согласованы и не утверждены в установленном законом порядке Планы ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов;

- не разработан, не согласован и не утвержден в установленном законом порядке геоэкологический паспорт, в результате чего не осуществляется программа геоэкологического мониторинга;

- не осуществляются мероприятия по улавливанию, утилизации и обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

- не вносится плата за негативное воздействие на окружающую природную среду.

В силу п. 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.02 г. № 240, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ.

Согласно п. 3 Постановления главы администрации Краснодарского края от 31.01.06 г. № 53 (издано во исполнение п. 2 постановления Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»  ) планы организаций по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне в пределах установленной компетенции согласовываются с департаментом по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края, а на объектах транспорта - также департаментом по транспорту и связи Краснодарского края.

Заявителем представлены суду планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов по АЗС № 3 и АЗС № 4, утвержденные руководителем общества и начальником ГУ МЧС России по Краснодарскому краю.

Однако, доказательств согласования этих планов с Департаментом по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края не представлено.

Кроме того, согласно приложении № 1 к требованиям к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края № 53 от 31.01.2006 г., указанный план должен быть согласован с руководителем Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору, руководителем управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю.

Такие согласования также отсутствуют.

Несостоятельны доводы заявителя о том, что планы утверждены до вступления в силу вышеуказанного постановления главы администрации Краснодарского края, поскольку планы утверждены 28.11.2006 г., а постановление вступило в силу 07.02.2006 г.

Также не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что АЗС не являются опасными производственными объектами.

Согласно п. 1 ст. 2 и подп. «в» п. 1 Приложения № 1 Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в частности, хранятся горючие вещества - жидкости, способные возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Ссылка на Приказ Ростехнадзора от 15.04.08 г. № 241 несостоятельна, поскольку данный приказ не отменяет действие Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ и установленные данным законом критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов.

Заявителю вменено неосуществление мероприятий по улавливанию, утилизации и обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.99 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрен ряд обязанностей юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Одной из таких обязанностей является планирование и осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

Общество указывает, что имеет разрешение № ВК3/932 на предельно допустимый выброс (ПДВ) и временно согласованный выброс (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух со сроком действия с 01.03.2007 г. до 01.03.2010 г. (л.д. 19-20).

При этом, заявитель утверждает, что предельно допустимые нормативы им не нарушаются.

Вместе с тем, разработка предельно допустимых выбросов – это тоже обязанность, предусмотренная п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ. Исполнение одной из перечисленных в названной норме обязанностей не освобождает от исполнения остальных обязанностей.

Из п. 18.1 РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» следует, что источниками выделения загрязняющих веществ на АЗС, в частности, являются:

- резервуары с нефтепродуктами (испарения нефтепродуктов - "большие и малые дыхания");

- топливораздаточные колонки (испарения при заполнении бензобаков автомобилей);

- объекты очистных сооружений (испарения нефтепродуктов и сброс остатков (после очистки) в систему канализации);

- неплотности технологического оборудования и коммуникаций;

- вентиляционные устройства производственных помещений АЗС и пунктов технического обслуживания, размещенных на территории АЗС.

Согласно п. 18.2 названного Руководящего документа для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из источников загрязнения АЗС рекомендуется:

- поддерживать в полной технической исправности резервуары, технологическое оборудование и трубопроводы. Обеспечивать их герметичность;

- поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своевременно проводить на них техническое обслуживание и соответствующие регулировки;

- обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смотровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения;

- осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразъемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС);

- не допускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении резервуаров и заправке автотранспорта;

- оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;

- оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина;

- поддерживать в исправности счетно-дозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности процесса слива, системы автоматизированного измерения количества сливаемых нефтепродуктов в единицах массы (объема), а также устройства трубопровода после окончания операции слива.

Заявителем не представлены доказательства планирования и выполнения всех вышеприведенных мероприятий.

В части вменения заявителю невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду суд отмечает, что подобное нарушение не подлежит квалификации по ст. 8.1 КоАП РФ (так как Кодекс предусматривает самостоятельную ответственность за невнесение в установленный срок названной платы, ст. 8.41 КоАП РФ  ).

Более того, в постановлении о возбуждении дела данный факт не был указан, то есть он не включен в событие административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), подлежавшее рассмотрению при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 3.1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 09.12.1996 г. № 514 «Об организации работ по выявлению загрязнений нефтепродуктами окружающей природной среды на территории края» всем предприятиям, организациям, имеющим потенциальные источники нефтяного загрязнения (стационарные АЗС и др.) надлежало провести в 1997-1998 годах за счет собственных средств предприятий, организаций, воинских частей работы по выявлению масштабов и степени загрязнения геологической среды и в первую очередь подземных вод нефтепродуктами с составлением геоэкологического паспорта объекта.

Вместе с тем, в названном постановлении определен период обязательного выполнения работ, по результатам которых должен был быть составлен геоэкологический паспорт – 1997-1998 годы.

15.05.2000 года главой администрации Краснодарского края издано постановление № 355 «О выполнении постановления главы администрации края от 09.12.1996 г. № 514», которым обязанность по проведению паспортизации на последующий период заменена рекомендацией. Так, в п. 3, 3.1 данного постановления указано:

Предприятиям, организациям, воинским частям, имеющим источники потенциального нефтяного загрязнения геологической среды, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, рекомендовать: выполнение в 2002-2003 гг., а для вошедших в приоритетный перечень - до конца 2002 года, работы по экологической паспортизации своих территорий за счет собственных средств.

Согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 20.11.2002 года, следовательно оно вправе, но не обязано провести работы по экологической паспортизации своих территорий.

Между тем, как указано выше, заявителем нарушен ряд экологических требований, что является самостоятельным и достаточным основанием для привлечения его к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, то общество правомерно привлечено к административной ответственности по данной статье.

Вместе с тем, размер назначенного наказания не соответствует характеру совершенного правонарушения и является чрезмерно суровым.

Обстоятельств, отягчающих ответственность не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь указанными правовыми нормами, ст.ст.169-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш ИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Черноморской межрайонной группы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю № 09-28-202-ОН-1 от 04.12.2008 г. о привлечении ООО «Дюрсо» г.Новороссийск к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в части меры ответственности. Уменьшить размер штрафа до 22 000 рублей.

В остальной части заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в апелляционную инстанцию через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья С.Р. Мицкевич.