Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
Дело № А32-11216 /2013
г. Краснодар «09» июля 2013г.
Резолютивная часть решения объявлена 02.07.2013.
Полный текст решения изготовлен 09.07.2013.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Колодкиной В.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Портным А.И.
в судебном заседании рассмотрел заявление ОАО « Черноморские магистральные нефтепроводы» ( ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Новороссийск
об оспаривании постановления Черноморского отдела , Новороссийской инспекции государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово- Черноморского территориального управлениия Федерального агентства по рыболовству ( ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ростов-на-Дону о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения , предусмотренного ч. 1 ст.8. 42 . Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя : ФИО1 представитель по доверенности от 12.12.12
от заинтересованного лица : ФИО2 - представитель по доверенности от 16.01.13г
Установил :
ОАО « Черноморские магистральные нефтепроводы» г. Новороссийск ( далее заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Черноморского отдела , Новороссийской инспекции государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово- Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству г. Ростов-на-Дону ( далее- административный орган, Управление) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения , предусмотренного ч. 1 ст.8. 42 . Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, пояснил, что общество проводило срочные неотложные работы по ремонту нефтепровода , согласования с административным органом указанных работ не требуется, ремонт проводился с использованием специальной техникой и в соответствии с требованиями законодательства. Кроме того, Управлением при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные нарушения.
Представитель Черноморского отдела государственного контроля , надзора и охраны водных биологических ресурсов АЧТУ ФАР против заявленных требований возражали, пояснили, что материалами административного дела подтвержден состав вменяемого правонарушения, поскольку обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды, требования, предусмотренные ФЗ от 20.12.2004 №166-ФЗ « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» , « Водным кодексом РФ», проектные материалы и строительные работы не были согласованы с уполномоченным органом.
В судебном заседании по правилам ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11-00 час 02.07.13г После перерыва судебное заседание было продолжено .
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Постановлением от 05.03.13№ 16/00055529 Черноморского отдела АЧТУ ФАР ОАО « Черномортранснефть» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что данное постановление незаконно и нарушает права Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд с настоящей жалобой.
Согласно части 3 статья 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в гл. 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
Как следует из представленных суду документов, государственным инспектором Черноморского отдела по государственному контролю, надзору и охране ВБР ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ ( Определение №13 о возбуждении дела от 29.01.13).
Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству составлен протокол от 22.02.2013 № 16/00055529 об административном правонарушении, из содержания которого следует, что общество осуществляло хозяйственную деятельность 29.01.13г в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны водного объекта р. Туапсе в Туапсинском районе в 150 метрах вниз по течению от места слияния рек малое Псеушко и Туапсе между населенными пунктами Георгиевское и Кирпичное с нарушением специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе водоохраной зоне водного объекта. Также общество проводило работы с применением транспортных средств движение и стоянка которых была организована в водоохраной зоне реки Туапсе на площадках и временных дорогах, не имеющих твердого покрытия. Работы ведутся без согласования с уполномоченным органом. О дате и времени составления протокола общество было извещено 15.02.2013 г. посредством факсимильной связи, о чем свидетельствует отчет об отправке. Протокол от 22.02.2013 г. №16/000055529 составлен в присутствие представителя заявителя ФИО4, действовавшей по доверенности №560 от 12.12.2012 г.
Определением от 29.01.2013 года у Общества истребовалась информация и копии документов , в том числе согласование на проведение указанных работ Азово- Черноморским ТУ Росрыболовства, проектная документация. Данное определение общество получило 06.02.13г , что подтверждается росписью в почтовом уведомлении о получении почтового отправления.
Определением от 22.02.2013 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 05.03.2013 г. в 12-00 ч. Определение получено 22.02.2013 г. представителем ФИО4
Согласно части 1 статьи 8.42. КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200 тысяч до 400 тысяч рублей.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами.
Согласно частям 1 и 3 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
В границах водоохранных зон в силу пункта 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 569 утверждены Правила согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, которые устанавливают порядок согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, в случае размещения указанных объектов и внедрения новых технологических процессов на территории одного субъекта Российской Федерации (пункт 2 Правил N 569).
В силу пункта 3 Правил N 569 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии плана мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания и согласования их с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В данном случае отделом в ходе проверки установлено, что Общество в прибрежной защитной полосе водоохраной зоны водного объекта р. Туапсе в Туапсинском районе в 150 метрах вниз по течению от места слияния рек малое Псеушко и Туапсе между населенными пунктами Георгиевское и Кирпичное с нарушением специального режима осуществляет деятельность в прибрежной защитной полосе водоохраной зоне водного объекта. В ходе проверки управлением установлено, что в нарушение вышеназванных норм обществом в водоохранной зоне реки Туапсе при производстве работ осуществлялось движение и стоянка строительной техники по грунту, не имеющему твердого покрытия. Работы осуществляются обществом без согласования с управлением Росрыболовства, размещены отвалы размываемых грунтов в водоохранной зоне.. На правом берегу реки вдоль полигона ТБО в Адлерском районе с помощью размещения отвалов размываемых грунтов на прибрежной защитной полосе водного объекта произведено зарегулирование (сужение) русла реки.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела протоколом об административном правонарушении от 23.12.2011 г. N 16/00038159/346 и фототаблицей.
При этом согласования на проведение работ в водоохранной зоне реки, территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству не выдавалось.
Доказательствами по делу об административном правонарушении согласно статье 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 28.1 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе. В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ОАО « Черномортранснефть» осуществляло ремонтные работы нефтепровода в водоохраной зоне реки Туапсе без согласования с Федеральным агентством по рыболовству.
Выявленные правонарушения зафиксированы в протоколе №16/00055529 от 22.02ж.2013г и фототаблицах к нему.
О времени и месте рассмотрения материалов административного дела Общество было извещёно и при его рассмотрении присутствовал законный представитель общества по доверенности №560 от 12.11.12 ФИО4 , что подтверждается представленным в материалы дела протоколом об административном правонарушении Данное обстоятельство также не отрицал и представитель заявителя.
Довод представителя заявителя о том, что данные ремонтные работы не должны согласовываться с административным органом не принимается судом, поскольку это противоречит действующему законодательству РФ.
При таких обстоятельствах суд считает, что деяние общества содержит состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ , вина общества подтверждена представленными в дело документами. Территориальное управление не допустило нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Обстоятельств смягчающих административную ответственность, в контексте статьи 4.2 КоАП РФ , заявителем не представлено.
Размер применённого административным органом штрафа, установлен в пределах санкции части 1 статьи 8.42 КоАП РФ При этом, административным органом учтено отягчающее вину обстоятельство - привлечение общества к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение в течение года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ОАО « Черномортранснефть» г. Новороссийск о признании незаконным постановления № 16/00055529 от 05.03.13 о привлечении к административной ответственности по ч. 1. ст. 8. 42 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ростов-на-Дону.
Судья В.Г. Колодкина