ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-11385/06 от 20.09.2006 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-11385/06-34/247

от 20 сентября 2006 года

Арбитражный суд Краснодарского края в лице судьи Марчук Т.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «ТНК-ВР Холдинг», с. Уват Тюменской области

к Туапсинской таможне г. Туапсе

о признании незаконным её решения, оформленного отметкой на описи документов, прилагаемых к ГТД об отказе в применении упрощённого порядка декларирования

при участии в заседании: от заявителя – ФИО1 по доверенности № 225 от 01.01.06;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 04-06/52 от 11.01.06

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «ТНК-ВР Холдинг» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Туапсинской таможни, оформленного отметкой на описи документов, прилагаемых к ГТД № 34990422 об отказе в применении упрощённого порядка декларирования – временного периодического декларирования в отношении сибирской легкой нефти, заявленной к вывозу морским транспортом на Кипр по временной грузовой таможенной декларации (бланк № 34990422).

Полагая, что названное решение не соответствует требованиям статей 6, 137, 138 и других Таможенного кодекса РФ, затрагивают права и законные интересы ОАО «ТНК-ВР Холдинг» в сфере предпринимательской деятельности, в частности, право самостоятельно избирать порядок декларирования, а также незаконно возлагающие на предприятие обязанность по уплате вывозной таможенной пошлины в размере ином, чем установленный на день подачи таможенной декларации, и создают непреодолимые тарифные ограничения, заявитель просит суд оспариваемое решение Туапсинской таможни признать недействительным.

Дело рассмотрением приостанавливалось до рассмотрения по существу Высшим арбитражным судом Российской Федерации дела № 13916/05 по пересмотру в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.08.05 о признании незаконными действий Орской таможни, выразившихся в отказе ОАО «ТНК» в применении упрощённого порядка декларирования нефтепродуктов (путём выдачи временной таможенной декларации в соответствии со статьёй 138 Таможенного кодекса Российской Федерации) на основании пункта 2 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представителем заявителем подано ходатайство об уточнении просительной части рассматриваемого заявления: он просит признать незаконными действия Туапсинской таможни, выразившихся в оформлении отметки на описи документов, прилагаемых к ГТД (бланк № 34990422) об отказе в применении упрощённого порядка декларирования – временного периодического декларирования в отношении сибирской легкой нефти, заявленной к вывозу морским транспортом на Кипр по временной грузовой таможенной декларации.

Ходатайство заявлено в порядке статей 41 и 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит удовлетворению.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на их необоснованность.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого акта, решения, действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, решения, действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В этой связи материалы дела явствуют, что 17.03.06 ЗАО «Электроспецсервис», действующее как таможенный брокер от имени «ТНК-ВР Холдинг», направило в адрес Туапсинской таможни временную грузовую таможенную декларацию (бланк № 34990422 (л.д. 8) для оформления поставки на экспорт сибирской легкой нефти по ГОСТ Р 51858-2002 весом 64 570 тонн в период с 01.04.06 по 31.04.06.

По свидетельству заявителя указанная декларация была оформлена и представлена в таможню с полным пакетом документов, указанием необходимых сведений и в сроки, предусмотренные статьями 124, 131, 138 Таможенного кодекса Российской Федерации и распоряжения ГТК России № 317-р от 28.06.04.

При этом, используя упрощённый порядок декларирования при подаче временной грузовой таможенной декларации, ОАО «ТНК-ВР Холдинг» руководствовалось пунктом 6 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной грузовой таможенной декларации, и произвело расчёт вывозной таможенной пошлины в соответствии с общим порядком, установленным пунктом 1 статьи 325 Таможенного кодекса Российской Федерации, исходя из ставки, действующей на день принятия временной грузовой таможенной декларации (17.03.06) в сумме 160,8 доллара США   за 1 тонну, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.06 № 15.

В этот же день записью на описи документов заявителю на основании пункта 2 статьи 137 Таможенного кодекса РФ было отказано в применении упрощённого порядка декларирования, установленного статьёй 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, с уведомлением о праве заявителя продекларировать данную партию нефти в общеустановленном порядке.

В обоснование занятой позиции заинтересованное лицо пояснило, что в соответствии с пунктом З статьи З Закона РФ от 21.05.93 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. ФЗ от 23.12.2003 № 186-ФЗ) ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. В отношении товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 по Товарной номенклатуре (нефть сырая) ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в следующем порядке:Правительство Российской Федерации осуществляет мониторинг цен на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) в целях определения средней цены за период мониторинга.

Периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках нефтяного сырья являются каждые два календарных месяца, начиная с 1 ноября 2001 года.Календарный год включает шесть периодов мониторинга.Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются на срок два календарных месяца.

Новая ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом средней цены нефти сырой марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводится в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее, чем за 10 дней до введения их в действие.

Согласно представленной таможенным брокером ЗАО «Электроспецсервис», действовавшего от имени ОАО «ТНК ВР-Холдинг», 17.03.2006г. временной таможенной декларации (№ бланка 34990422), поставка товара на экспорт должна была осуществляться в течение апреля 2006 года, когда ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, Постановлением Правительства РФ от 20.03.06 № 142 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлин на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе» утверждалась в размере 186,4 доллара США за 1000 кг.

Поэтому, несмотря на то, что указанное Постановление Правительства официально было опубликовано только 22.03.06, т.е. после принятия обжалуемого действия, таможенный орган не имел права производить таможенное оформление в упрощенном порядке на основании правительственного акта, который в момент вывоза товара заведомо утрачивает силу.

Таким образом, по мнению таможенного органа, действия декларанта не соответствовали требованиям пункта 2 статьи 137 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающего в качестве одного из оснований применения упрощённого порядка декларирования своевременную и полную уплату пошлины, вследствие чего упрощённый порядок декларирования не мог быть применён.

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В этой связи судом установлено следующее.

Согласно статье 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

При перемещении через таможенную границу товары подлежат декларированию таможенным органам. В соответствии со статьёй 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Грузовая таможенная декларация заполняется на каждую партию товаров, перемещаемых через государственную границу, участниками внешнеторговых операций независимо от резидентства, юридического статуса, местоположения, пользования таможенными льготами. Указываются вид внешнеторговой операции (экспорт или импорт), наименование товара, торгующая страна, страна назначения, валюта и общая фактическая стоимость товара и т.д.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

Так, в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения: заявляемый таможенный режим; сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), об отправителе и о получателе товаров; сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем; сведения о товарах; сведения об исчислении таможенных платежей (ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный Центральным банком Российской Федерации на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей); сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; сведения о производителе товаров; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим; сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования; сведения о лице, составившем таможенную декларацию; место и дата составления таможенной декларации (части 1, 2, 3 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.

При декларировании товаров представляются следующие основные документы: договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок; имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы; транспортные (перевозочные) документы; разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; документы, подтверждающие происхождение товаров, платежные и расчетные документы; документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия. В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости (части 3, 4 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Таможенным кодексом Российской Федерации установлен ряд упрощённых процедур таможенного оформления товаров, реализуемых на экспорт, в частности периодическое временное декларирование российских товаров.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Указанная декларация подается не ранее чем за 15 дней до начала периода, в течение которого согласно декларации предполагается вывозить российские товары, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенные пошлины при вывозе товаров уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации, при этом ставки пошлин применяются, если ТК РФ не установлено иное, на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации (пункты 5 и 6 статьи 138 Кодекса).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 137 ТК РФ данный порядок применяется по желанию декларанта, если его применение не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

Согласно пояснениям представителя заявителя, ОАО «ТНК-ВР Холдинг» ежемесячно направляет в таможенные органы временные декларации для оформления вывоза в следующем календарном году определённого количества товаров. Причём при экспорте нефти и нефтепродуктов, ввозимых железнодорожным транспортом, предприятие использует исключительно периодическое временное декларирование.

В соответствии со статьёй 137 Таможенного кодекса Российской Федерации периодическое временное декларирование возможно при соблюдении следующих условий: если это не препятствует осуществлению таможенного контроля, не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.

Таким образом, законодательством не установлены иные условия применения периодического временного декларирования, а также ограничения на его применение в период изменения ставок вывозных таможенных пошлин.

В соответствии с частью 1 статьи 325 Таможенного кодекса Российской Федерации для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Кроме того, и в части 5 статьи 138 Таможенного кодекса Российской Федерации также указано, что при использовании временной таможенной декларации ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации. Исчисленные таким образом таможенные пошлины, в соответствии с частью 2 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации, должны быть уплачены декларантом не позднее дня подачи таможенной декларации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.06 № 15, вступившим в силу с 01.02.06, на нефть сырую и нефтепродукты сырые была утверждена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 160,8 доллара США за 1000 килограммов.

Частью 1 статьи 4 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что акты таможенного законодательства, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, из вышеуказанных норм следует, что, направив 17 марта 2006 года в адрес таможенного органа временную таможенную декларацию с указанием заявленного к вывозу нефти сырой и нефтепродуктов, полученных из битуминозных материалов в количестве 64 570 000 000 кг. и исчислив подлежащую уплате таможенную пошлину, исходя из ставки, действующей по состоянию на 17.03.06, и уплатив её, ОАО «ТНК-ВР Холдинг» выполнило все условия, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей.

Кроме того, Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в своем постановлении № 20 от 22.06.06 «О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)» указал, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 ТК РФ, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить российские товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.06 № 142 «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе» опубликовано в «Российской газете» № 57 от 22.03.06, тогда как временную грузовую таможенную декларацию (бланк № 349904220) заявитель подал в таможенный орган 17.03.06.

В этой связи действия Туапсинской таможни, выразившихся в оформлении отметки на описи документов, прилагаемых к ГТД (бланк № 34990422) об отказе в применении заявителю упрощённого порядка декларирования – временного периодического декларирования в отношении сибирской легкой нефти, заявленной к вывозу морским транспортом на Кипр по временной грузовой таможенной декларации, являются незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений незаконными.

С учетом изложенного, суд находит заявленные требования к Туапсинской таможне обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд, подлежит возврату.

Руководствуясь частью 1 статьи 4, статьями 41, 49, 104, 159, 167 – 170, частями 4, 5 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суд

Р Е Ш И Л :

Ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворить.

Действия Туапсинской таможни, выразившиеся в оформлении отметки на описи документов, прилагаемых к ГТД (бланк № 34990422) об отказе в применении ОАО «ТНК-ВР Холдинг» упрощённого порядка декларирования – временного периодического декларирования в отношении сибирской легкой нефти, заявленной к вывозу морским транспортом на Кипр по временной грузовой таможенной декларации ввиду несоответствия части 1 статьи 4, статье 14, частям 1-3 статьи 124, частям 2-4 статьи 131, части 1 статьи 325, статье 137, частям 1, 2, 4, 5, 6 статьи 138, части 2 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации

признать незаконными.

Выдать ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (626170, <...>) справку на возврат из доходов бюджета Российской Федерации государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи рублей), уплаченной платёжным поручением № 11054 от 06.04.06.

Судья Т.И. Марчук