ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-11627/2023 от 22.08.2023 АС Краснодарского края



г. Краснодар Дело № А32-11627/2023

Резолютивная часть решения объявлена 22.08.2023.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 06.09.2023. 

Арбитражный суд Краснодарского края в составе: 

судьи Купреева Д.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кодаш И.С.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: 

арбитражного управляющего ФИО1 (ИНН <***>),  г. Пермь, 

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю,  г. Краснодар, 

о признании ненормативного акта недействительным, действий незаконными,

при участии в заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом;
от ответчика: ФИО2 – доверенность от 24.05.2023 № 06-17/10080,

УСТАНОВИЛ:

Арбитражный управляющий ФИО1 обратился в  Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным письма  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю  от 06.03.2023 № 09-05/04113@ и об обязании налогового органа предоставить  управляющему запрошенную информацию. 

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим  образом. 

Представитель ответчика в судебном заседании присутствовал, возражал против  удовлетворения требований, в материалы дела представил документы. 

В судебном заседании объявлен перерыв до 17-40 часов 22.08.2023. По окончании  перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в  деле, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2022 по делу   № А53-6718/2022 ООО «Апельсинка» признано банкротом, в отношении него открыто  конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден  ФИО1 

В целях получения информации о должниках ООО «Апельсинка» конкурсный  управляющий обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16  по Краснодарскому краю с запросом от 22.02.2023 о предоставлении адресов регистрации,  расширенных (полных) выписок ЕГРЮЛ (с указанием ИНН, адреса регистрации, даты  рождения, паспортных данных) в отношении перечня контрагентов должника –  индивидуальных предпринимателей и физического лица. 


Ответом от 06.03.2023 № 09-05/04113@ налоговый орган сообщил конкурсному  управляющему об отсутствии возможности предоставить запрашиваемые сведения в  отношении должников ООО «Апельсинка», в связи с наличием в испрашиваемых  документах персональных данных. 

Не согласившись с отказом в предоставлении запрашиваемых сведений и документов,  конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд. 

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых  актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону  или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них  какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании  ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном  заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,  оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону  или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.  

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия  оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому  акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий  (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие  оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также  обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,  совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые  приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) арбитражный  управляющий в деле о банкротстве, в том числе имеет право запрашивать необходимые  сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о  контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных  правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц,  государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами  Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения,  составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. 

В силу пункта 3 статьи 20.3 Федерального закона № 127-ФЗ в случае, если иное не  установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан  сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе  сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в  связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего. 

Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ с даты утверждения  конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или  заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он  осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а 


также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и  на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. 

Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных  данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие  доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять  персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не  предусмотрено федеральным законом. 

В силу пункта 5 части 1 статьи 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ оператор обязан  принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей,  предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним  нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень  мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей,  предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним  нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным  законом или другими федеральными законами. К таким мерам, в частности, относятся  оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае  нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых  оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных  настоящим Федеральным законом. 

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 152-ФЗ оператор при обработке  персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и  технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от  неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования,  копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных  неправомерных действий в отношении персональных данных. 

В соответствии с пунктами 1, 9 части 2 статьи 19 Федерального закона № 152-ФЗ  обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности определением  угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах  персональных данных; контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности  персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных  данных. 

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 152-ФЗ в случае отказа в  предоставлении информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте  персональных данных или персональных данных субъекту персональных данных или его  представителю при их обращении либо при получении запроса субъекта персональных  данных или его представителя оператор обязан дать в письменной форме мотивированный  ответ, содержащий ссылку на положение части 8 статьи 14 настоящего Федерального закона  или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа. 

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) содержащиеся в государственных реестрах сведения  и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к  которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также  с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и  международных фондах». 

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий  личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть  предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным  органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной  корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в случаях, предусмотренных  федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской  Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные  сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте 


жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке,  установленном пунктом 5 настоящей статьи. 

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона № 129-ФЗ содержащиеся в  едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте  жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены  регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в  регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его  личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Органам государственной власти, иным государственным органам, органам  государственных внебюджетных фондов сведения о месте жительства индивидуального  предпринимателя предоставляются регистрирующим органом в электронной форме в  случаях, предусмотренных федеральными законами, а также актами Президента Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации, в пределах полномочий органа,  которому предоставляются сведения. 

Согласно пункту 3 Административного регламента предоставления Федеральной  налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов,  содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином  государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом  ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-14/640@, (далее – Административный регламент)  положения, предусмотренные настоящим Административным регламентом в отношении  заявителя, распространяются на его представителя в случаях, когда с запросом о  предоставлении государственной услуги обращается представитель заявителя. Полномочия  представителя должны быть документально подтверждены. 

В силу подпункта 1 пункта 13 Административного регламента результатом  предоставления государственной услуги являются при предоставлении содержащихся в  ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о конкретном юридическом лице (индивидуальном  предпринимателе): выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), справка об отсутствии запрашиваемой  информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) 

В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 Административного регламента,  результатом предоставления государственной услуги являются при предоставлении  содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) документов о конкретном юридическом лице  (индивидуальном предпринимателе) копия документа (документов), содержащегося в  ЕГРЮЛ (ЕГРИП); справка об отсутствии запрашиваемой информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП). 

Согласно подпункту 4 пункта 13 Административного регламента результатом  предоставления государственной услуги являются сведения о месте жительства  индивидуального предпринимателя, содержащиеся в ЕГРИП. 

Подпунктом 5 пункта 13 Административного регламента определено, что результатом  предоставления государственной услуги являются при предоставлении информации о лицах,  получивших содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного  индивидуального предпринимателя: информация о лицах, получивших содержащиеся в  ЕГРИП сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя; справка об  отсутствии запрашиваемой информации. 

Как следует из материалов дела, в целях получения сведений об адресах регистрации,  расширенных (полных) выписок ЕГРЮЛ (с указанием ИНН, адреса регистрации, даты  рождения, паспортных данных) в отношении контрагентов должника - ООО «Апельсинка»,  конкурсный управляющий ФИО1 направил запрос в налоговый орган. 

Согласно представленному к данному запросу перечню контрагентов  ООО «Апельсинка», конкурсный управляющий запросил персональные данные  индивидуальных предпринимателей и физического лица.  

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда  Российской Федерации от 23.05.2022 № 305-ЭС21-24609, от 16.03.2023   № 305-ЭС21-20169(4), информация, содержащая персональные данные физического лица, в  отсутствие согласия последнего на ее передачу выдается финансовому управляющему, если 


в резолютивной части определения арбитражного суда, которым в деле о банкротстве  гражданина утвержден финансовый управляющий, указано на истребование судом таких  сведений у соответствующего подразделения органов внутренних дел и выдачу этих  сведений финансовому управляющему. 

При отсутствии в судебном акте таких указаний предоставление соответствующей  информации о гражданах производится на основании определения арбитражного суда,  рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Такое определение выносится по  ходатайству финансового управляющего. 

Вместе с тем, из содержания решения Арбитражного суда Ростовской области  от 22.06.2022 по делу № А53-6718/2022 не следует возложение судом на уполномоченный  орган обязанности предоставления конкурсному управляющему ООО «Апельсинка»  сведений о контрагентах должника, содержащих персональные данные. 

Исходя из этого, налоговый орган, при направлении информации конкурсному  управляющему ФИО1 обоснованно указал на отсутствие оснований в  предоставлении запрошенных им сведений и документов, а также мотивированно указал на  порядок действий при обращении за получением необходимой ему информации 

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда  Северо-Кавказского округа от 01.06.2023 по делу № А53-28483/2022, от 01.06.2023 по делу   № А63-14622/2022. 

Доводы заявителя о наличии у него правовых оснований, согласно положений  Федерального закона № 127-ФЗ, обращаться в налоговый орган за получением любых  сведений о контрагентах должника, применительно обстоятельств данного дела являются  необоснованными, исходя из наличия в запросе требования о предоставлении персональных  данных. 

Исходя из совокупности приведенных обстоятельств, отказ налогового органа в  предоставлении запрошенной управляющим информации является законным и  обоснованным. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд  установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия  (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не  нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в  удовлетворении заявленного требования. 

Учитывая изложенное, заявленные арбитражным управляющим требования  удовлетворению не подлежат. 

В свою очередь, довод инспекции о том, что оспариваемое письмо не обладает  признаками ненормативного акта, в связи с чем требования управляющего не подлежат  рассмотрению в арбитражном суде, являются несостоятельными ввиду того, что из текста  заявления управляющего следует, что им фактически оспариваются действия налогового  органа, выразившиеся в отказе в предоставлении информации. 

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта  недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными  подлежит уплате государственная пошлина для физических лиц в размере 300 рублей. 

Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  определено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок  предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются  в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации  арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить  размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым 


указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном  статьей 333.41 настоящего Кодекса. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации  отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству  заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего  Кодекса. 

При подаче заявления в суд арбитражным управляющим заявлялось ходатайство о  предоставлении отсрочки уплаты госпошлины. Указанное ходатайство судом рассмотрено и  удовлетворено. 

В связи с тем, что судом завершено рассмотрение настоящего спора по существу и  принят судебный акт не в пользу заявителя, суд считает необходимым взыскать с  арбитражного управляющего 300 рублей государственной пошлины в доход федерального  бюджета. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации 

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований – отказать. 

Взыскать с арбитражного управляющего ФИО1 

(ИНН <***>) 300 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета. 

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный  суд в течение 1 месяца со дня его принятия. 

Судья Д.В. Купреев