г. Краснодар Дело № А32-11627/2023
Резолютивная часть решения объявлена 22.08.2023.
Полный текст мотивированного решения изготовлен 06.09.2023.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
судьи Купреева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кодаш И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
арбитражного управляющего ФИО1 (ИНН <***>), г. Пермь,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
о признании ненормативного акта недействительным, действий незаконными,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом;
от ответчика: ФИО2 – доверенность от 24.05.2023 № 06-17/10080,
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий ФИО1 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю от 06.03.2023 № 09-05/04113@ и об обязании налогового органа предоставить управляющему запрошенную информацию.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании присутствовал, возражал против удовлетворения требований, в материалы дела представил документы.
В судебном заседании объявлен перерыв до 17-40 часов 22.08.2023. По окончании перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2022 по делу № А53-6718/2022 ООО «Апельсинка» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утвержден ФИО1
В целях получения информации о должниках ООО «Апельсинка» конкурсный управляющий обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Краснодарскому краю с запросом от 22.02.2023 о предоставлении адресов регистрации, расширенных (полных) выписок ЕГРЮЛ (с указанием ИНН, адреса регистрации, даты рождения, паспортных данных) в отношении перечня контрагентов должника – индивидуальных предпринимателей и физического лица.
Ответом от 06.03.2023 № 09-05/04113@ налоговый орган сообщил конкурсному управляющему об отсутствии возможности предоставить запрашиваемые сведения в отношении должников ООО «Апельсинка», в связи с наличием в испрашиваемых документах персональных данных.
Не согласившись с отказом в предоставлении запрашиваемых сведений и документов, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) арбитражный управляющий в деле о банкротстве, в том числе имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
В силу пункта 3 статьи 20.3 Федерального закона № 127-ФЗ в случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а
также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 5 части 1 статьи 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам, в частности, относятся оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 152-ФЗ оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.
В соответствии с пунктами 1, 9 части 2 статьи 19 Федерального закона № 152-ФЗ обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных; контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 152-ФЗ в случае отказа в предоставлении информации о наличии персональных данных о соответствующем субъекте персональных данных или персональных данных субъекту персональных данных или его представителю при их обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя оператор обязан дать в письменной форме мотивированный ответ, содержащий ссылку на положение части 8 статьи 14 настоящего Федерального закона или иного федерального закона, являющееся основанием для такого отказа.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».
Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте
жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона № 129-ФЗ содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются регистрирующим органом в электронной форме в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в пределах полномочий органа, которому предоставляются сведения.
Согласно пункту 3 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-14/640@, (далее – Административный регламент) положения, предусмотренные настоящим Административным регламентом в отношении заявителя, распространяются на его представителя в случаях, когда с запросом о предоставлении государственной услуги обращается представитель заявителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.
В силу подпункта 1 пункта 13 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются при предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе): выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), справка об отсутствии запрашиваемой информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги являются при предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) документов о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) копия документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ (ЕГРИП); справка об отсутствии запрашиваемой информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Согласно подпункту 4 пункта 13 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя, содержащиеся в ЕГРИП.
Подпунктом 5 пункта 13 Административного регламента определено, что результатом предоставления государственной услуги являются при предоставлении информации о лицах, получивших содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя: информация о лицах, получивших содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя; справка об отсутствии запрашиваемой информации.
Как следует из материалов дела, в целях получения сведений об адресах регистрации, расширенных (полных) выписок ЕГРЮЛ (с указанием ИНН, адреса регистрации, даты рождения, паспортных данных) в отношении контрагентов должника - ООО «Апельсинка», конкурсный управляющий ФИО1 направил запрос в налоговый орган.
Согласно представленному к данному запросу перечню контрагентов ООО «Апельсинка», конкурсный управляющий запросил персональные данные индивидуальных предпринимателей и физического лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2022 № 305-ЭС21-24609, от 16.03.2023 № 305-ЭС21-20169(4), информация, содержащая персональные данные физического лица, в отсутствие согласия последнего на ее передачу выдается финансовому управляющему, если
в резолютивной части определения арбитражного суда, которым в деле о банкротстве гражданина утвержден финансовый управляющий, указано на истребование судом таких сведений у соответствующего подразделения органов внутренних дел и выдачу этих сведений финансовому управляющему.
При отсутствии в судебном акте таких указаний предоставление соответствующей информации о гражданах производится на основании определения арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Такое определение выносится по ходатайству финансового управляющего.
Вместе с тем, из содержания решения Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2022 по делу № А53-6718/2022 не следует возложение судом на уполномоченный орган обязанности предоставления конкурсному управляющему ООО «Апельсинка» сведений о контрагентах должника, содержащих персональные данные.
Исходя из этого, налоговый орган, при направлении информации конкурсному управляющему ФИО1 обоснованно указал на отсутствие оснований в предоставлении запрошенных им сведений и документов, а также мотивированно указал на порядок действий при обращении за получением необходимой ему информации
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.06.2023 по делу № А53-28483/2022, от 01.06.2023 по делу № А63-14622/2022.
Доводы заявителя о наличии у него правовых оснований, согласно положений Федерального закона № 127-ФЗ, обращаться в налоговый орган за получением любых сведений о контрагентах должника, применительно обстоятельств данного дела являются необоснованными, исходя из наличия в запросе требования о предоставлении персональных данных.
Исходя из совокупности приведенных обстоятельств, отказ налогового органа в предоставлении запрошенной управляющим информации является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, заявленные арбитражным управляющим требования удовлетворению не подлежат.
В свою очередь, довод инспекции о том, что оспариваемое письмо не обладает признаками ненормативного акта, в связи с чем требования управляющего не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, являются несостоятельными ввиду того, что из текста заявления управляющего следует, что им фактически оспариваются действия налогового органа, выразившиеся в отказе в предоставлении информации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными подлежит уплате государственная пошлина для физических лиц в размере 300 рублей.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым
указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.
При подаче заявления в суд арбитражным управляющим заявлялось ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины. Указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
В связи с тем, что судом завершено рассмотрение настоящего спора по существу и принят судебный акт не в пользу заявителя, суд считает необходимым взыскать с арбитражного управляющего 300 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Взыскать с арбитражного управляющего ФИО1
(ИНН <***>) 300 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца со дня его принятия.
Судья Д.В. Купреев