АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-11897/2021
23.06.2021
Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2021
Полный текст решения изготовлен 23.06.2021
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нигоева Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ФИО1
к Краснодарскому УФАС России
третье лицо: АО «Краснодаргоргаз»
об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-412/21 от 10.03.2021
при участии:
от заявителя: не явились, надлежаще уведомлены
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности
от третьего лица: ФИО3, представитель по доверенности
установил:
ФИО1 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-412/21 от 10.03.2021.
Обоснование требований изложено в тексте заявления.
Заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, явку в предварительное судебное заседание не обеспечил, направив в материалы дела ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.
Ходатайство заявителя судом рассмотрено и удовлетворено.
Представитель заинтересованного лица в предварительном судебном заседании против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, представил отзыв и копии материалов дела об административном правонарушении.
Представитель третьего лица в предварительном судебном заседании против удовлетворения требований возражалпо основаниям, изложенным в отзыве на заявление, представил в материалы дела отзыв.
Ходатайство заинтересованного лица о приобщении рассмотрено и удовлетворено..
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Так как стороны уведомлены надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного заседания, заявитель на предварительное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства не заявил, не возражал против перехода в судебное разбирательство, суд с согласия заинтересованного лица и третьего лица и на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Заинтересованное лицо и третье лицо позиции по делу не поменяли.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлен перерыв 30 минут, после завершения которого судебное заседание продолжено. Стороны и их представители в судебное заседание после окончания перерыва не явились.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав непосредственно доказательства по делу, заслушав присутствующую сторону и третье лицо, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд установил следующее.
Как указано в заявлении, 10.03.2021 заместителем руководителя управления Краснодарского УФАС России ФИО4 вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-412/2021 в отношении АО «Краснодаргоргаз», ввиду истечения срока давности привлечения к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ, о чем заявитель уведомлен 15.03.2021.
Заявитель считает указанное постановление неправомерным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку рассмотрение заявления происходило с нарушением 30-тидневного срока, установленного Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан». Заявление зарегистрировано 09.01.2021, а заявитель уведомлен о возбуждении дела об административном правонарушении лишь 18.02.2021. При этом о продлении сроков рассмотрения обращения и причинах такого продления заявителя не уведомляли.
Кроме того, заявитель указывает, что к его заявлению был приложен договор № 110936 от 06.06.2019 о технологическом присоединении с техническими условиями, согласно которому срок начала работ установлен с 06.06.2021, а срок окончания - 274 дня с момента подписания договора, то есть 09.03.2020. Таким образом, по мнению заявителя, из невыполнения АО «Краснодаргоргаз» работ в сроки, указанные в договоре о технологическом присоединении, следует, что произошло административное правонарушение и необходимо возбудить дело об административном правонарушении, что до 10.02.2021 сделано не было.
Заявитель полагает, что антимонопольным органом, несмотря на окончание 09.03.2021 срока привлечения общества к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ, определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-412/2021 вынесено лишь 10.02.2021, через 30 дней после получения моего заявления. Кроме того, рассмотрение дела назначено на 10.03.2021, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
По мнению заявителя, антимонопольным органом не обеспечена полнота расследования, объективность, непредвзятость и своевременность рассмотрения его заявления. Налицо бездействие должностного лица, приведшее к истечению установленного срока давности для осуществления необходимых полномочий и обязанностей по привлечению АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по ч. 2 ст.9.21 КоАП РФ.
Также заявитель в обоснование своих требований ссылается на ответ от 01.03.2021 исх. № 25-869-11/21 «О рассмотрении обращения» департамента городского хозяйства и ТЭК администрации МО город Краснодар на письмо из прокуратуры Западного округа г. Краснодара исх.№ 1р-2021/208250 от 15.01.2021, в котором указано следующее: «В реестре муниципального имущества МО город Краснодар под реестровым номером 378989 значатся сведения об объекте: иное сооружение (подземный газопровод высокого и низкого давления с блочным ГРП типаГРПБ-13-2у1) протяженностью - 5052м по адресу: Краснодарский край ,п. Березовый, кадастровый номер:23:43:0000000:19434. Между департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар и Обществом (АО «Краснодаргоргаз») 30.01.2020 заключен договор аренды муниципального имущества в отношении вышеуказанного объекта сроком на 5(пять) лет. Данный объект строился и проектировался с учетом технических условий, выданных АО «Краснодаргоргаз».
Таким образом, по мнению заявителя, АО «Краснодаргоргаз» выданы технические условия (ТУ) 20.03.2019 за №16/1196 , и заключен договор № 110936-Т.П.(т) от 06.06.2019 о подключении (технологическом присоединении) на подключение к газопроводу, который на 20.03.2019 не находился у общества в законном пользовании (не был заключен договор аренды между АО «Краснодаргоргаз» и администрацией МО г.Краснодар). Из чего следует, что административное правонарушение является длящимся.
При этом, как указывает заявитель, никаких мер газораспределительной организацией не было принято и до настоящего времени газопровод, построенный на муниципальные средства, нельзя эксплуатировать.
При изложенных обстоятельствах заявитель пришел к выводу, что в рассматриваемом случае административное правонарушение, совершенное АО «Краснодаргоргаз» относится к длящимся и срок давности должен исчисляться со дня его обнаружения, и, соответственно, с 10.02.2021, а не с момента окончания договора о технологическом присоединении как указано в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
При вынесении решения суд исходит из следующего.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Следовательно, чтобы суд смог признать ненормативный акт государственного органа незаконным, требуется наличие хотя бы одного из трех оснований:
1) отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности;
2) несоответствие акта или порядка его принятия закону;
3) принятие оспариваемого акта органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило заявление ФИО1 (вх. от 11.01.2021 № 37) на действия АО «Краснодаргоргаз».
В ходе рассмотрения обращения должностным лицом Краснодарского УФАС России установлено, что между ФИО1 и АО «Краснодаргоргаз» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения № 110936-Т.П.(т) от 06.06.2019 (далее - Договор).
Предметом Договора является обязанность Общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...> (далее - Объект) к сети газораспределения, в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, а Заявитель обязуется оплатить услуги Исполнителя.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.20 13 № 1314 (далее - Правила № 1314).
В соответствии с п. 59 Правил № 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Также, в соответствии с п. 60 Правил № 1314, по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно п. 81 Правил № 1314, договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
Мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил (п. 88 Правил № 1314).
В соответствии с п. 97 Правил № 1314, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно п. 98 Правил № 1314, исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
В соответствии с Договором и ТУ (перечень мероприятий по подключению, выполняемых исполнителем) АО «Краснодаргоргаз» обязано осуществить ряд мероприятий до границы земельного участка Заявителя.
Согласно п. 85 Правил № 1314, срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать (с учетом положений пункта 85(3) настоящих Правил):
а) 8 месяцев - для заявителей первой категории;
б) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 19.03.2020 N 305;
в) 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
г) 2 года - для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Согласно п. 3 Договора срок выполнения мероприятий по подключению и пуску газа составляет 274 дня со дня заключения настоящего договора.
В соответствии с п. 102 Правил №1314, изменение условий договора о подключении осуществляется при согласии сторон договора о подключении и оформляется дополнительным соглашением.
Заявителем письмом вх. от 24.02.2021 № 3201 представлена информация об отсутствии дополнительного соглашения об изменении срока исполнения мероприятий по подключению заключенного с АО «Краснодаргоргаз».
Согласно п. 5 Договора, Исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки (точек) подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного пунктом 3 настоящего Договора.
Мероприятия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки (точек) подключения (технологического присоединения) Объекта капитального строительства для его подключения должны были быть выполнены АО «Краснодаргоргаз» до 09.03.2020.
Таким образом, с учетом Правил № 1314 и Договора, а также отсутствия подписанного сторонами дополнительного соглашения к Договору в части продления сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению, срок исполнения мероприятий, необходимых для технологического присоединения (подключения) к сетям газораспределения Объекта, истек 09.03.2020.
Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в пункте 19 Постановления от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ, разъясняет следующее.
Под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
При привлечении к административной ответственности на основании статьи 9.21 КоАП надлежит руководствоваться общим правилом исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
В данном случае согласно части 1 статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Моментом совершения административного правонарушения, в данном случае является дата неисполнения мероприятий по технологическому присоединению Объекта Заявителя к электрическим сетям, а именно - 09.03.2020.
В связи изложенным антимонопольный орган пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что годичный срок привлечения АО «Краснодаргоргаз» истек 09.03.2021.
АО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
Согласно ст. 9.21 КоАП РФ, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно п.6 ч.1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
10.03.2021 заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Е.Г. Войченко по результатам рассмотрения материалов дела № 023/04/9.21-412/2021 в отсутствие надлежаще уведомленного АО «Краснодаргоргаз», ФИО1, Ростехнадзора, вынесено постановление о прекращении производства по делу ввиду истечения срока давности привлечения к ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ.
Судом не принимаются доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого постановления антимонопольного органа, в связи с чем заявленные требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Судом основания для отмены постановления от 10.03.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-412/2021 не установлены.
На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство заявителя о рассмотрении дела в отсутствие представителя удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок.
Судья Р.А. Нигоев