АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
г. Краснодар, ул. Красная, 6.
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-11909/2006-63/52
27.09.2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 20.09.06 г.
Полный текст решения изготовлен 27.09.06 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Санаторий Бирюза», г. Сочи,
к Администрации г. Сочи, г. Сочи,
о признании незаконными действий Администрации, выразившиеся в уклонении от выдачи разрешения на строительство гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс) и обязании выдать указанное разрешение,
при участии:
от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности от 07.10.2004 г., б/н,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Санаторий Бирюза», г. Сочи обратилось в арбитражный суд к Администрации г. Сочи, г. Сочи с заявлением о признании незаконными действий Администрации, выразившиеся в уклонении от выдачи разрешения на строительство Гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс) и обязании выдать разрешение на строительство Гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс).
Представитель заявителя в судебном заседании настоял на заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 11.08.06 г. № 62853.
Дело рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Основания, по которым заявлено требование, изложены в заявлении (л.д. 4-6).
В частности, заявитель считает действия администрации незаконными, поскольку при проведении государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту Гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс) экспертом не выдавалось заключение с рекомендацией к утверждению проекта в связи с имеющимся замечанием; земельный участок не был освоен в течение трех лет, не по вине ООО «Санаторий Бирюза»; в п. 15 сводного экспертного заключения, отражен тот факт, что рабочий проект Гостиничный комплекс на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс) с учетом внесенных изменений и дополнений по замечаниям экспертного заключения, Решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2005 г. и положительных заключений органов специализированных экспертиз, рекомендуется к утверждению.
Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные лицами, участвующими в деле доказательства, установил следующее.
Глава администрации г. Сочи 11.12.1998 года вынес Постановление № 1081/4 «О выделении земельного участка под проектирование и строительство гостиничного комплекса по ул.Лазарева в Лазаревском районе» ООО «Либертас», которым был предоставлен земельный участок площадью 0,42 га в пользование сроком на 49 лет.
04.09.2000 года, Постановлением Главы администрации г. Сочи № 671 функции заказчика по проектированию и строительству гостиничного комплекса по ул.Лазарева в Лазаревском районе были переданы от ООО «Либертас» ООО «Санаторий «Сочи-Курорт» сроком на 49 лет.
11.01.2000 года был подписан договор аренды земельного участка № 1842 общей площадью 4200 кв.м. между администрацией г. Сочи и ООО «Санаторий «Сочи-курорт».
В связи с преобразованием ООО «Санаторий «Сочи-Курорт» в ООО «Санаторий «Бирюза» было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 1842 от 11 января 2000 года, согласно которому произведена замена стороны по данному договору, а именно: ООО «Санаторий «Сочи-Курорт» на ООО «Санаторий «Бирюза».
05.03.2001 года ООО «Санаторий «Бирюза» было выдано свидетельство о государственной регистрации права аренды на земельный участок для проектирования и строительства гостиничного комплекса на 50 мест площадью 4200 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул.Лазарева, сроком на 49 лет.
08 ноября 2005 года на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ООО «Санаторий «Бирюза» направило в адрес Главы города Сочи заявление о выдаче разрешения на строительство первой очереди гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи - спортивный комплекс, с приложением всех необходимых для рассмотрения документов.
15 марта 2006 года исполняющим обязанности Главы города Сочи ФИО2, указанное заявление было возвращено ООО «Санаторий «Бирюза» с требованием устранить замечания, а именно: Администрация города Сочи считает постановление главы г. Сочи о предоставлении ООО «Санаторий «Бирюза» в пользование, на условиях аренды срoком на 49 лет, земельного участка с разрешением на нем проектирования и строительства гостиничного комплекса на 50 мест недействительным, поскольку на момент заключения договора аренды земельного участка от 11.01.2000 года органы местного самоуправления могли распоряжаться краевыми участками площадью менее 500 кв.м.
Решение высшего исполнительного органа Краснодарского края об отводе земельного участка отсутствует.
ООО «Санаторий «Бирюза» с указанным замечанием не согласен, в связи с тем, что при проведении государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту «Гостиничный комплекс на 50 мест по ул.Лазарева в Лазаревском районе г.Сочи» экспертом не выдавалось заключение с рекомендацией к утверждению проекта в связи с имеющимся замечанием: предоставление земель рекреационного назначения, а также земельных участков, площадь которых превышает 1000 кв.м. для любого вида строительства и использования производится по решению высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в связи с этим необходимо представить распоряжение Департамента имущественных отношений Краснодарского края о предоставлении земельного участка ООО «Санаторий «Бирюза» для проектирования и строительства рекреационного объекта на участке общей площадью 0,42 га.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14 мая 2005 года по делу № А-32-8429/2005-22/178 требования ГУ «Краснодарская краевая государственная вневедомственная экспертиза», изложенные в п. 11.1 описательной части экспертного заключения № С-678/3-04 от 24.09.2004 года признаны незаконными. Установлено, что Постановления Главы администрации г. Сочи, а также договор аренды земельного участка являются действующими; участок не был освоен в течение трех лет, что является основанием для прекращения договора аренды. ООО «Санаторий «Бирюза» с указанным замечанием также не согласен, в связи с тем, что земельный участок не был освоен в течение трех лет не по вине ООО «Санаторий «Бирюза». Постановление Главы г. Сочи о передаче функций заказчика от ООО «Либертас» ООО «Санаторий «Бирюза» для проектирования и строительства гостиничного комплекса по ул. Лазарева в Лазаревском районе вынесено 04.09.2000 года. В соответствии с постановлением был заключен договор аренды земельного участка № 1842, срок действия которого был определен с 01 января 2001 года. Право аренды земельного участка зарегистрировано 05.03.2001 года. Только в 2002 году ООО «Санаторий «Бирюза» были получены технические условия для проектирования, заключения органов специализированных экспертиз, согласованы проектные предложения по размещению объекта строительства и осуществлено проектирования гостиничного комплекса на 50 мест по ул.Лазарева в Лазаревском районе.
24 октября 2003 года ООО «Санаторий «Бирюза» направило материалы на экспертизу проектно-сметной документации. В период проведения государственной экспертизы заявитель вынужден был в судебном порядке обжаловать действия крайгосэкспертизы, в связи с чем проведение государственной экспертизы, по независящим от заявителя обстоятельствам, затянулось и сводное заключение эксперта было выдано лишь 15 сентября 2005 года.
08 ноября 2005 года ООО «Санаторий «Бирюза» подано заявление о выдаче разрешения на строительство.
15 марта 2006 года документы Обществу с ограниченной ответственностью «Санаторий «Бирюза» были возвращены, разрешение на строительство не выдано.
Также ООО «Санаторий «Бирюза» указывает, что не соответствуют действительности утверждении, что не устранены замечания, указанные в сводном экспертном заключении, так как, в пункте 15 сводного экспертного заключения отражен тот факт, что рабочий проект «Гостиничный комплекс на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи» (Спортивный комплекс) с учетом внесенных изменений и дополнений по замечаниям экспертного заключения, Решения Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2005 года и положительных заключений органов специализированных экспертиз, рекомендуется к утверждению.
Заявитель не согласился с действиями Администрации, выразившиеся в уклонении от выдачи разрешения на строительство Гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс), что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края за защитой своих прав и законных интересов.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1, 4 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ст.ст. 64 - 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в основу выводов суда об обстоятельствах дела должны быть положены конкретные доказательства.
Как следует из материалов дела, 07 ноября 2005 года за №186 ООО «Санаторий «Бирюза» направило заявление в адрес администрации г. Сочи о выдаче разрешения на строительство Гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи.
Указанное заявление было передано администрацией на исполнение в МУП «Сочикапстрой».
16.11.2005 г. заявление № 186 от 07.16.11.2005 г. Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт генплана» по поручению комитета архитектуры и градостроительства администрации города Сочи было рассмотрено и сообщалось о том, что для рассмотрения данного вопроса в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ необходимо представить: правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровую карту (план) земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка; в) схемы, отображающие архитектурные решения; г) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; д) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; приказ застройщика об утверждении проектной документации, прошедшей государственную экспертизу; справку об отсутствии задолженности по земельным платежам; 7) договор об инвестировании в строительство, заключенный с администрацией города, либо сведения о выполнении долевого участия в развитии городских инженерных сетей и сооружений; 8) копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о регистрации юридического лица, заверенную нотариально; 9) копию свидетельства о постановке на налоговый учет заказчика, заверенную нотариально.
Для решения вопроса по существу заявления, Обществом с ограниченной ответственностью «Санаторий «Бирюза» были направлены соответствующие документы, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, а именно: правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый план земельного участка; проектную документацию с пояснительной запиской; строительный паспорт, приказ об утверждении проектной документации, справку об отсутствии задолженности по арендным платежам, учредительные документы.
МУП «Сочикапстрой» был подготовлен проект постановления, который прошел соответствующее согласование служб.
Однако, Муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Муниципальный институт генплана» 20.03.2006 г. сообщалось, что обществом не предоставлены необходимые документы, запрошенные письмом МУП г. Сочи «МИГ» от 16.11.2005, в соответствии с пунктом 7 ст.51 Градостроительного кодекса Российской федерации, для возможности проверки их наличия и соответствия проектной документации требованиям архитектурно-планировочного задания и красным линиям, в соответствии с требованиями пункта 11 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для выдачи разрешения на строительство объекта.
В результате чего, 20 марта 2006 года заявление с приложениями были возвращены ООО «Санаторий «Бирюза» для устранения замечаний.
Согласно п.7, 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.
В силу ст. 62 Градостроительного кодекса РФ, в случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в течение десяти дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для установления причин такого нарушения и определения лиц, допустивших такое нарушение. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, иных особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов обороны и безопасности установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, объектов делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектов жилищного фонда (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства), не являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными объектами, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов, не указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, или в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности, если вред жизни или здоровью физических лиц либо значительный вред имуществу физических или юридических лиц не причиняется, установление причин такого нарушения осуществляется в порядке, установленном решением главы местной администрации. Максимальный срок установления причин нарушений законодательства не должен превышать соответственно пять месяцев, три месяца, два месяца. По итогам установления причин нарушения законодательства утверждается заключение, содержащее выводы: о причинах нарушения законодательства, в результате которого был причинен вред жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц и его размерах; об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц; о необходимых мерах по восстановлению благоприятных условий жизнедеятельности человека. Заключение, подлежит опубликованию. В качестве наблюдателей при установлении причин нарушения законодательства, в результате которого причинен вред, могут принимать участие заинтересованные лица (застройщик, заказчик, лицо, выполняющее инженерные изыскания, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, лицо, осуществляющее строительство, либо их представители, представители специализированной экспертной организации в области проектирования и строительства) и представители граждан и их объединений. Лица, в случае несогласия с заключением могут оспорить его в судебном порядке.
В соответствии со ст. 22 Градостроительного кодекса РФ реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании плана реализации схемы территориального планирования муниципального района, который утверждается главой местной администрации муниципального района в течение трех месяцев со дня утверждения такой схемы. В плане реализации схемы территориального планирования муниципального района содержатся: решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки межселенных территорий в случае планирования застройки таких территорий или о внесении изменений в правила землепользования и застройки; сроки подготовки документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства местного значения и объектов капитального строительства на межселенных территориях, на основании которой определяются или уточняются границы земельных участков для размещения таких объектов; сроки подготовки проектной документации и сроки строительства объектов капитального строительства местного значения; финансово-экономическое обоснование реализации схемы территориального планирования муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Учитывая, что доводы заявителя подтверждены материалами дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования правомерны и обоснованы, а поэтому подлежат удовлетворению.
Уклонение от выдачи разрешения на строительство Гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс) является незаконным.
Руководствуясь вышеперечисленными правовыми актами и статьями 65, 156, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Администрации г. Сочи, г. Сочи, выразившиеся в уклонении от выдачи ООО «Санаторий Бирюза», г. Сочи разрешения на строительство Гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс).
Обязать Администрацию г. Сочи, г. Сочи выдать ООО «Санаторий Бирюза», расположенного по адресу: г. Сочи, Л-200, ул. Победы, 167, ИНН <***>, разрешение на строительство Гостиничного комплекса на 50 мест по ул. Лазарева в Лазаревском районе г. Сочи (Спортивный комплекс).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья И.А. Погорелов