Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
г. Краснодар Дело № А32-11991/2011 01 ноября 2013 г.
Резолютивная часть объявлена 11 октября 2013г.
Полый текст решения изготовлен 01 ноября 2013г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Н.В. Ивановой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Божко, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Югпластсервис», г. Краснодар,
к Краснодарской таможне, г. Краснодар,
о признании незаконным возврата без рассмотрения заявлений от 02.02.2011 и от 01.04.2011
об обязании возвратить неизрасходованные авансовые платежи
при участии:
от заявителя: ФИО1– доверенность от 04.07.2013,
от заинтересованного лица: не явился
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮгПластСервис" (далее – ООО "ЮгПластСервис") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным возврата без рассмотрения заявлений общества от 02.02.2011 г. и от 01.04.2011г., обязании возвратить неизрасходованное авансовые платежи в сумме 2 107 023, 04 руб. (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 06.08.2012г. в удовлетворении заявленных требований отка-зано. Судебный акт мотивирован истечением срока для обращения в таможню за воз-вратом неизрасходованных авансовых платежей.
Постановлением15 ААС от 29.01.13 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2012 по делу № А32-11991/2011 изменено. Признаны незаконными действия Краснодарской таможни по оставлению без рассмотрения заявления ООО "ЮгПластСервис" о возврате авансовых платежей в размере 291 393, 04 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением ФАС СКО от 06.05.13 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.08.2012 по делу № А32-11991/2011и Постановление 15 ААС отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель в судебном заседании заявил ходатайство о замене стороны ее правопреемником и просит суд в связи с реорганизацией в форме присоединения заявителя, произвести замену ООО «Югпластсервис», его правопреемником ООО «Формика-Юг».
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просит суд: признать возврат Краснодарской таможни без рассмотрения заявлений ООО «ЮгПластСервис» о возврате денежных средств от 02.02.2011 и от 01.04.2011, оформленный соответственно, письмами от 08.02.2011 № 19.4-04/2718 и от 15.04.2011 № 19.4-04/8429, незаконным; обязать Краснодарскую таможню возвратить ООО «Формика-Юг» неизрасходованные авансовые платежи в сумме 1 825 513,58 руб.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Югпластсервис» зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1062311050735, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В связи с прекращением внешнеэкономической деятельности ООО «Югпластсервис» в Краснодарскую таможню было подано заявление о возврате денежных средств (авансовых платежей), внесенных на счет таможенного органа платежными поручениями от 17.08.2007 № 164, от 27.12.2007 № 267, от 29.01.2008 № 18, от 22.02.2008 № 36, от 06.03.2008 № 42 в размере 2 170 803,71 рублей.
Таможенным органом в адрес заявителя направлено письмо от 08.02.2011 № 19.4-04/2718 об оставлении без рассмотрения и возврате заявления от 02.02.2011, в котором указывалось, что обществом пропущен трехлетний срок подачи заявления на возврат по платежному документу № 267 от 27.12.2007.
После получения указанного письма, ООО «Югпластсервис» было подано заявление о возврате денежных средств (авансовых платежей), внесенных на счет таможенного органа платежным поручением от 06.03.2008 № 42 в размере 291 393,04 рублей.
Таможенным органом в адрес ООО «Югпластсервис» было направлено письмо о возврате документов по причине указания в заявлении от 01.04.2011 неверного корреспондентского счета и БИК банка. Кроме того, данным письмом Краснодарская таможня уведомила общество об истечении 09.04.2011 срока возврата авансовых платежей по платежному поручению № 42 от 06.03.2008 и последующем перечислении денежных средств в федеральный бюджет.
Заявитель, не согласившись с указанными действиями таможенного органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в Краснодарскую таможню поступило заявление ООО «Югпластсервис» о возврате авансовых платежей в размере 2 170 803,71 руб. Однако, сумма, указанная в заявлении не соответствовала данным таможенного органа.
Расхождения были вызваны тем, что при расчете остатка ООО «Югпластсервис» были учтены денежные средства в размере 1 815 630 рублей по платежному документу № 267 от 27.12.2007, по которому истек срок подачи заявления о возврате, установленный действующим законодательством.
Ссылка таможенного органа на истечение срока возврата авансовых платежей не могла бы быть применена к остаткам авансовых платежей на общую сумму 9 883,58 руб., внесенных платежными поручениями: п/п № 18 от 29.01.2008 г., сумма остатка - 99,00 руб. (л.д. 32); и п/п № 36 от 22.02.2008 г., сумма остатка - 9 784,58 руб. (л.д. 33), поскольку последнее расходование средств по указанным поручениям согласно данным отчета о расходовании денежных средств от 07.02.2011г. (л.д. 18-20), имело место 05.03.2008 г., т.е. ранее истечения трех лет, предшествующих дате подачи заявления от 02.02.2012 г. об их возврате.
Таким образом, на дату подачи заявления (02.02.2012 г.) трехлетний срок, предусмотренный положениями ч. 1 ст. 122 ФЗ «О таможенном регулировании», не истек. Действия Краснодарской таможни в данном случае не соответствуют положениям ч. 6 ст. 147 ФЗ «О таможенном регулировании», предписывающим таможенному органу принять решение о возврате авансовых платежей.
Авансовые платежи на сумму 1 815 630,00 руб., уплаченные платежным поручением №267 от 27.12.2007 г., подлежат возврату на основании нижеизложенного.
К отношениям сторон, касающимся использования и возврата авансовых платежей, подлежат применению положения Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ)
от 28.05.2003 № 61-ФЗ в редакции, действовавшей на момент перечисления соответствующих сумм, т.е. до внесения в кодекс изменений в соответствии с Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившем в силу с 01.10.2009 г.
Согласно положениям ст. 330 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, т.е. на момент перечисления авансовых платежей по вышеуказанным платежным поручениям) авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров (пункт 1); денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 настоящего Кодекса (пункт 3); возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа (пункт 5).
С 01.10.2009 г. п. 5 ст. 330 ТК РФ изложен в новой редакции, согласно которой возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Таким образом, для денежных средств, поступивших на счета федерального казначейства в качестве авансовых платежей до 01.10.2009 г., законодательством был установлен иной режим, нежели для средств, поступивших после 01.10.2009 г. Денежные средства, поступившие на счета федерального казначейства до 01.10.2009 г. и по истечении трехлетнего срока продолжали оставаться имуществом внесшего их лица, а запрета на их возврат, а также правового механизма передачи их в собственность государства не было установлено.
Спорная сумма 1815 630,00 руб. была внесена Заявителем на счет Федерального казначейства платёжным поручением № 267 от 27.12.2007 г. В силу вышеизложенного правовой статус этих средств следует определять исходя из положений ТК РФ в редакции до принятия изменений в соответствии с Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ.
Согласно ст. 1 Протокола № 1 от 20.03.1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04.11.1950 г., каждое физическое и юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Частью 3 ст. 35 Конституции РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Истечение срока истребования авансовых платежей не предусмотрено ГК РФ в качестве основания прекращения права собственности на соответствующие денежные средства. Ни ГК РФ, ни ТК РФ и Федеральный закон «О таможенном регулировании» не предусматривают истечение трехлетнего срока в качестве основания прекращения права собственности на невостребованные авансовые платежи у лица, их уплатившего, и прямо не устанавливают оснований возникновения права собственности Российской Федерации на данные денежные средства.
Обращение невостребованных авансовых платежей в собственность государства противоречит положениям ст. 218 ГК РФ, предусматривающим закрытый перечень оснований возникновения права собственности. Не применяются в данном случае и положения ст. 234 ГК РФ о приобретательной давности.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 21.06.2001 № 173-0, нормы действующего законодательства, устанавливающие срок обращения к уполномоченному органу с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм обязательных платежей, не препятствуют лицу в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Отказ Краснодарской таможни от 08.02.2011 в возврате авансовых платежей является днем, когда Заявитель узнал о нарушении своего права, вследствие чего с указанного момента начинает течение трехлетний срок исковой давности для возврата излишне уплаченных авансовых платежей в судебном порядке, установленный ст. 196 ГК РФ.
Впервые позиция таможенного органа о невозможности возврата авансового платежа, уплаченного п/п № 267 от 27.12.2007, стала известна Заявителю из письма Краснодарской таможни от 08.02.2011 г. № 19.4-04/2718. Подробная информация о судьбе данных денежных средств и факте их учета в составе неналоговых доходов федерального бюджета была получена 04.07.2012 г., после возбуждения производства по данному делу, из представленных Краснодарской таможней отчета о расходовании денежные средств от 03.05.2012 г., и акта о выявлении невостребованных денежных средств от 28.03.2011 г. № 10309000/756 и приложения к нему (л.д. 112-113).
Заявитель обратился в суд 16.05.2011 г., т.е. до истечения 3-х лет со дня, когда ему стало известно о факте нарушения его права на возврат авансовых платежей.
Из названного выше Определения Конституционного Суда РФ следует, что положения статьей 19, 53 и 55 (части 2 и 3) Конституции РФ непосредственно позволяют заявителям в порядке гражданского или арбитражного производства требовать возврата незаконно удерживаемых государственным органом денежных средств после истечения сроков их истребования в порядке, установленном административным, в том числе и таможенным, законодательством.
В связи с чем, суд считает требования заявителя об обязании таможенного органа возвратить авансовые платежи, правомерными, в связи с тем, что соответствующие требования предъявлены в суд в пределах общего срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса РФ, исчисляемого с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, под которым, в свою очередь, понимается момент получения заявителем документа таможенного органа, свидетельствующего о наличии неиспользованных авансовых платежей либо, при отсутствии первого, указывающего на невозможность осуществления своего права на возврат излишне уплаченных авансовых платежей.
Руководствуясь ст.ст. 27, 29, 64-69, 110, 156, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство о процессуальном правопреемстве – удовлетворить. Считать заявителем по настоящему делу –ООО «Формика-Юг» , п.ФИО3 .
Ходатайство об уточнении заявленных требований – удовлетворить.
Признать возврат Краснодарской таможней без рассмотрения заявлений Общества с ограниченной ответственностью «ЮгПластСервис» о возврате денежных средств от 02.02.2011 г. и от 01.04.2011 г., оформленный соответственно, письмами от 08.02.2011 г. № 19.4-04/2718 и от 15.04.2011 г. № 19.4-04/8429, незаконным.
Обязать Краснодарскую таможню (ОГРН <***> от 25.12.2002 г., ИНН <***>, место нахождения: 350033, Краснодарский край, Краснодар г, ФИО2 ул, 2/5) возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Формика-Юг» (ОГРН <***> от 22.11.2005 г., ИНН <***>, место нахождения: 385140, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт. ФИО3, ул. Морская, д. 7,) неизрасходованные авансовые платежи в сумме 1 825 513,58 руб. (один миллион восемьсот двадцать пять тысяч пятьсот тринадцать рублей пятьдесят восемь копеек).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.В. Иванова