АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6
http://krasnodar.arbitr.ru
тел. (861) 268-46-00, тел./факс (861) 268-39-07, 268-47-42
___________________________________________________________________
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Краснодар дело № А32-12313/2016
30 июня 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2016 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Нарышкиной Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гаджиевым М.М.,
при участии:
от истца: ФИО1, доверенность от 30.12.2015 № 01-14/1008 (до перерыва);
от ответчика: ФИО2, доверенность от 17 06.2016 № в реестре 1Д-234(до перерыва);
от третьего лица: представителя не направило, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Администрации муниципального образования Крымский район (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к личному подсобному хозяйству ФИО3 (ИНН <***>)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Крымский район (далее – истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к личному подсобному хозяйству ФИО3 (далее – ответчик, Тухтарян) о взыскании субсидии в размере 234 900 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее – третье лицо, министерство).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по соглашению об эксплуатации теплиц, подлежащих субсидированию от 18.06.2013 № 73.
В судебном разбирательстве 20.06.2016 представитель истца представила дополнительные документы, пояснив, что в настоящее время теплицы эксплуатируется. Представитель ответчика представил дополнительные документы.
Представитель истца в судебном разбирательстве поддержала исковые требования; представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном разбирательстве 20.06.2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 27.06.2016 до 12 часов 20 минут, после окончания которого, судебное разбирательство было продолжено.
Лица, участвующие в деле, после перерыва явку своих представителей не обеспечили.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В силу Закона Краснодарского края от 07.06.2004 № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края» в целях реализации государственной политики в области развития сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае могут предусматриваться различные меры, в том числе по обеспечению финансовой поддержки личных подсобных хозяйств.
Согласно пункту 8.1 части 1 статьи 8 Закона Краснодарского края № 721 -КЗ в целях развития личных подсобных хозяйств за счет средств краевого бюджета финансовые меры государственной поддержки развития личных подсобных хозяйств оказываются, в том числе, путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края для осуществления органами местного самоуправления субсидирования затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта.
В целях реализации законов Краснодарского края от 7 июня 2004 года № 721-КЗ «О государственной поддержке развития личных подсобных хозяйств на территории Краснодарского края», от 28 января 2009 года № 1690-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Краснодарском крае» постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.11.2012 № 1343 утверждена ведомственная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2013-2015 годы» (далее - Программа).
В соответствии с Программой предусмотрено предоставление субвенций органом местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае в части предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2013 № 431 «О порядке расходования местными бюджетами субвенций из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае» администрацией муниципального образования Крымский район постановлением № 741 от 27.05.2013 утвержден «Порядок предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования Крымский район» (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктами 6 6.2,6.2.6 раздела 2 «Виды и ставки субсидий» Порядка гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство предоставление субсидий осуществляется на возмещение части затрат понесенных на строительство теплиц для ведения овощеводства защищенного грунта с 1 июля 2012 года. При этом, как следует из пункта 6.2.6 Порядка субсидии предоставляются по завершению монтажа при условии заключения соглашения между органом местного самоуправления и получателем субсидии об их эксплуатации в течение не менее 5 лет.
На основании заявления, справки-расчета и предоставленных ответчиком документов, подтверждающих право на получение субсидии принято решение о предоставлении субсидии лицу, ведущему личное подсобное хозяйство, ФИО3 на строительство теплицы по адресу: Краснодарский край, Крымский район, х. Кувичинский, ул. Зеленая, д. 17, для выращивания овощей защищенного грунта, в размере 234 900 руб.
Между администрацией (уполномоченный орган) и Тухтаряном (получатель) подписано соглашение о предоставлении субсидии от 18.06.2013 № 73, согласно условиям которого, администрация муниципального образования Крымский район предоставляет получателю субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта (п. 1.1. соглашения).
В соответствии с п. 1.2. соглашения покупателем построена теплица, часть стоимости которой подлежит субсидированию за счет средств краевого бюджета.
Пунктом 1.3. установлено, что получатель обязуется обеспечить эксплуатацию теплицы в течение не менее 5 лет.
Платежным поручением от 24.06.2013 № 3604 ответчику перечислены денежные средства в размере 234 900 руб.
Как следует из искового заявления, при проведении специалистами департамента финансово-бюджетного надзора в отношении администрации проверки по вопросу соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета за 2012-2013 годы (акт осмотра теплицы от 02.11.2015), гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство) было установлено, что в нарушение условий соглашения об эксплуатации теплиц, подлежащих субсидированию от 18.06.2013 № 73, каркасы теплиц разрушены, на территории растет разнотравье.
По указанию администрации, ответчиком не соблюдена обязанность по эксплуатации всей площади теплицы в течение не менее 5 лет.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Обращаясь в арбитражный суд, администрация представила в материалы дела определение Крымского районного уда Краснодарского края от 11.03.2016, которым в принятии заявления администрации муниципального образования Крымский район к личному подсобному хозяйству ФИО3 отказано с указанием на необходимость обращения в Арбитражный суд Краснодарского края.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
По смыслу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Как было указано, постановлением администрации муниципального образования Крымский район от 27.05.2013 № 741 утвержден Порядок предоставления субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства и личным подсобным хозяйствам на поддержку сельскохозяйственного производства на территории муниципального образования Крымский район (далее – Порядок).
Согласно абзацу второму пункта 6.2.6. Порядка субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц предоставляются по завершению их монтажа и при условии заключения соглашения между органом местного самоуправления и получателем субсидии об их эксплуатации в течение не менее 5 лет.
В случае выявления фактов нарушения условий, установленных Порядком, бюджетные средства подлежат возврату получателем субсидий в течение 15 календарных дней с даты его уведомления (раздел 6 Порядка).
Ответчик, возражая против доводов администрации, пояснил, что за нарушение условий соглашения об эксплуатации теплиц, подлежащих субсидированию от 18.06.2013 № 73 признан виновным в совершении административного правонарушения, о чем свидетельствует представленная в материалы дела копия постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 01.12.2015 № 15-068/ЛПХ/З, на основании которого Тухтаряну назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В материалы дела ответчик представил копию квитанции от 06.02.2016, подтверждающую оплату Тухтаряном административного штрафа в размере 10 000 руб.
Как следует из постановления от 01.12.2015 № 15-068/ЛПХ/З, основанием для назначения административного штрафа послужило неиспользование ответчиком теплиц, что зафиксировано актом осмотра теплиц от 02.11.2015, которым установлено, что по адресу нахождения просубсидированных теплиц расположены частично разрушенные каркасы теплиц без пленки общей площадью 783,0 кв.м., которые как теплицы не эксплуатируются, на их территории произрастает разнотравье, признаков ведения овощеводства защищенного грунта не выявлено.
В материалы настоящего дела представлен акт осмотра теплицы (систем капельного орошения) главы КФХ (индивидуального предпринимателя), гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство от 06.06.2016, в котором указано, что по адресу х. Кувичинский, ул. Зеленая, д. 17, выращиваются томаты, теплицы эксплуатируются в полном объеме, ведется капельное орошение.
Из акта следует, что обследование теплиц проводилось комиссией в составе специалистов администрации и представителя ответчика. К акту приложены фотографии, подтверждающие факт эксплуатации теплиц.
Ответчиком в материалы дела представлена справка администрации Троицкого сельского поселения Крымского района от 19.06.2016, из которой следует, что в 2014 году теплицы в х. х. Кувичинский, ул. Зеленая, д. 17, эксплуатировались в полном объеме.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частями 1, 2 ст. 71 АПК РФ определено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (ч. 3 ст. 71 АПК РФ).
Поскольку материалами дела подтверждается факт использования (эксплуатации) ответчиком теплиц, на возмещение части затрат на строительство которых предоставлялось субсидия, понесенное ответчиком административное наказание, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика субсидии в размере 234 900 руб.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в порядке ст. 333.37 НК РФ, государственная пошлина в доход федерального бюджета не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования Крымский район отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.В. Нарышкина