Арбитражный суд Краснодарского края
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-12616/19
20 июня 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 28.05.2019
Полный текст решения изготовлен 20.06.2019
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдамака Э.С., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1, г. Краснодар
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, г. Краснодар
о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2019 № ОО-23/7/17, обязании возбудить дело об административном правонарушении, вынести частное определение суда в адрес административного органа
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, уведомлен
от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность, ФИО3, доверенность
установил: ФИО1 (далее – заявитель) обратилась в Советский районный суд г. Краснодара с заявлением о признании незаконным и отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2019 № ОО-23/7/17, вынесенного начальником отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу ФИО3, обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу возбудить дело об административном правонарушении, вынести частное определение о нарушении законности в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее – административный орган, Управление).
Определением Советского районного суда г. Краснодара от 12.03.2019 по делу № 12-551/1183/19 жалоба ФИО1 передана для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Краснодарского края.
Определением от 27.03.2019 Арбитражный суд Краснодарского края принял заявление гражданки ФИО1 и возбудил производство по делу.
Представитель заявителя явку в судебное заседание не обеспечил, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Направил в материалы дела возражение на отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое судом удовлетворено.
Представители административного органа возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в отзыве.
В предварительном судебном заседании 21.05.2019 суд, в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ, открыл судебное заседание. В судебном заседании объявлен перерыв до 28.05.2019 до 09 час. 50 мин. После перерыва судебное заседание продолжено
Суд, исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ФИО1 обратилась с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу с требованием об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 07.03.2019 в отношении ПАО «МТС» о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
08.02.2019 указанное обращение заявителя зарегистрировано в системе электронного документооборота административного органа (вх. от 08.02.2019 № 05-18-403/23) и передано на исполнение в структурное подразделение Управления - отдел надзора в сфере предоставления услуг связи для целей вещания.
Управлением в целях всестороннего и полного рассмотрения дела - 13.02.2019 был направлен запрос оператору связи ПАО «МТС» о предоставлении сведений по обращению. Ответ от оператора связи ПАО «МТС» Управлением Роскомнадзора был получен 25.02.2019.
При рассмотрения информации ПАО «МТС» административным органом установлено, что в результате технического сбоя оборудования доступ к Услугам абоненту номер 918-1681ххх был приостановлен в течение 25 минут, а именно при смене тарифного плана 07.02.2019 в 16:12 с единого лицевого абонентского счета, служащего в соответствии с условиями оказания услуги «Весь МТС» для оплаты услуг по договору от 05.02.2019 № 40206330265 на оказание услуг связи "Домашний Интернет" и "Домашнее ТВ", было произведено списание абонентской платы, в результате которого остаток лицевого счета по договору принял отрицательное значение, что привело к приостановлению доступа к услугам. 07.02.2019 в 16:37 блокировка была снята. Возврат денег на лицевой счет Абонента был произведен 08.02.2019.
07.03.2019 начальником отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу ФИО3 вынесено определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № ОО-23/7/17.
Административный орган пришел к выводу, что ПАО «МТС» выполняют лицензионные условия в части соблюдения правил оказания услуг связи. Приостановление доступа к услугам связи произошло в результате технического сбоя оборудования.
Посчитав, что должностным лицом административного органа необоснованно продолжительное время рассматривалось заявление заявителя, что привело к нарушению его прав, а также усмотрев в действиях должностного лица превышение должностных полномочий, ФИО1 обратилась в суд с заявленными требованиями.
При принятии решения, суд руководствуется следующим.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 3 пункта 19.2 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении регламентируется главой 28 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Частью 2 названной статьи установлено, что указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
В силу части 5 указанной статьи в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что соответствующие обращения, а также приложенные к ним материалы подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, а протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области связи (далее - Положение).
Частями 3, 4, Положения установлено, что государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются, в том числе, руководители территориальных органов органа государственного надзора и их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Руководители структурных подразделений территориальных органов органа государственного надзора, их заместители, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты и специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
В соответствии с п. 58 ч. 2, 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов.
Частью 4 ст. 28.3 КоАП РФ установлено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 № 70 утвержден перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Частью 2 данного перечня установлено, что в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, являются:
- руководитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и его заместители, которые по должности являются старшими государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- начальники отделов и их заместители, консультанты,
- главные специалисты-эксперты,
- ведущие специалисты-эксперты,
- специалисты-эксперты,
в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и которые по должности являются государственными инспекторами Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Как следует из материалов дела, оспариваемое определение вынесено ФИО3 - начальником отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу.
Согласно должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела надзора в сфере предоставления услуг связи для целей вещания Управления Роскомнадзора по Южному федеральному округу к числу основных должностных прав и обязанностей указанного должностного лица относятся: оформление по результатам государственного контроля и надзора докладных записок, актов, предписаний, составление протоколов об административных правонарушениях (п. 20); выявление и предупреждение административных правонарушений, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее должностных лиц (п. 27); организация и осуществление контроля внесения в установленном порядке сведений (информации) в Единую информационную систему Роскомнадзора (ЕИС) о проведенных проверках, выданных предписаниях и составленных протоколах об административных правонарушениях, других документов, обрабатываемым в ходе подготовки, проведения и оформления результатов проверок по государственному контролю (надзору) после их подписания (утверждения) установленном порядке (п. 33).
Таким образом, право ФИО3, как начальника отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу составлять определённые процессуальные документы, включая определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, судом подтверждается.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (пункт 1). Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Правила оказания телематических услуг связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575 (далее - Правила №575). Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания утверждены Постановлением Правительства Российской Федерацииот 22.12.2006 № 785 (далее - Правила № 785).
Согласно представленной оператором связи информации 05.02.2019 между ФИО1 и ПАО «МТС» (далее - Оператор) был заключен договор № 40206330265 об оказании услуг связи в рамках которого Оператор оказывает Абоненту услугу «Домашний Интернет» и «Домашнее ТВ». Неотъемлемой частью заключенного договора являются Условия оказания телематических услуг и услуг по передаче данных по сетям фиксированной связи «МТС» и Условия оказания услуг связи МТС для целей телерадиовещания.
При подписании договора абонент выразил согласие с данными условиями.
В рамках договора Оператор оказывает телематическую услугу связи «Домашний Интернет» и услугу «Домашнее ТВ» в соответствии с выбранным абонентом тарифным планом «Краснодарский край - ФИТ Квадрат 50 Мбит/с. Условия предоставления тарифного плана доведены до сведения абонентов путем размещения на Интернет-сайте ПАО «МТС».
05.02.2019 в ПАО «МТС» поступило заявление от абонента на подключение услуги «Весь МТС», предоставляющей 100% скидку на абонентскую плату по тарифу, действующему в отношении услуг подвижной (мобильной) связи по абонентскому номеру 79181681ххх, входящему в конвергентный пакет.
При заключении договора на данных условиях, списание денежных средств за услуги связи по договорам в целом осуществляется с единого лицевого счета мобильного номера.
При этой данные условия вступают в силу с даты подключения услуги «Весь МТС», которой является дата поступления денежных средств на лицевой счет в размере, определенном договором.
07.02.2019 на основании вышеуказанного заявления тарифный план был изменен на «Краснодарский край - Весь МТС» (50 Мбит/с). Согласно условиям тарифного плана, ежемесячная плата составляет 700 руб. 00 коп.
Согласно условиям Договора, для организации доступа на весь срок действия подписки на услугу «Домашний интернет», Оператор передал Абоненту в аренду оборудование (модем ОХАТЗС7082103). Списание ежемесячных арендных платежей в размере 10 руб. 00 коп. руб. производится в полном объеме с момента получения оборудования до момента возврата и возмещению не подлежит.
Условия предоставления тарифного плана доведены до сведения абонентов путем размещения на Интернет-сайте ПАО «МТС».
Обращений в порядке, предусмотренном разделом VI Правил № 575 и Правил № 785, от абонента к Оператору не поступало.
В период с 05.02 2019 по настоящее время условия тарифного плана и услуги «Весь МТС» не изменялись.
В результате технического сбоя при смене тарифного плана 07.02.2019 в 16:12 с лицевого счета мобильного номера 79181681ххх были осуществлены списания денежных средств, в результате которых остаток лицевого счета по Договору принял отрицательное значение, что послужило приостановлению доступа к Услугам. 07.02.2019 в 16:37 блокировка была снята.
ПАО «МТС» было принято решение о возврате на лицевой счет абонента денежных средств, списанных Оператором с лицевого счета за период проведения всего комплекса мероприятий по выявлению неисправностей,
Возврат был произведен 08.02.2019 на лицевой счет абонента.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд считает, что доступ к услугам абоненту был приостановлен на незначительный период (25 минут) исключительно в результате технического сбоя оборудования при смене тарифного плана, по волеизъявлению абонента, с единого лицевого абонентского счета, служащего в соответствии с условиями оказания услуги «Весь МТС» для оплаты услуг по договору от 05.02.2019 № 40206330265 на оказание услуг связи "Домашний Интернет" и "Домашнее ТВ".
При этом списание абонентской платы, в результате которого остаток лицевого счета по договору принял отрицательное значение, носило автоматический характер, носило непродолжительный период времени и было своевременно устранено.
Суд приходит к выводу, что ПАО «МТС» предприняло необходимые действия по соблюдению действующего законодательства и недопущению нарушения прав абонента, в частности, своевременно приняло решение о возврате на лицевой счет абонента денежных средств и произвело возврат денежных средств.
Относительно довода заявителя о необоснованно продолжительном сроке рассмотрения заявления заявителя судом отмечается следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Для решения вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении либо отказе в возбуждении дела необходимо установить фактические данные на основании которых должностным лицом административного органа будет принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении (вынесено соответствующее определение или составлен протокол об административном правонарушении) либо вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Судом установлено, что в ходе рассмотрения заявления должностным лицом административного органа были совершены необходимые действия по установлению обстоятельств изложенных в заявлении. Так, после регистрации обращения ФИО1 (08.02.2019), уже 13.02.2019 был подготовлен и направлен в адрес оператора связи соответствующий запрос. 25.02.2019 был получен ответ от оператора связи и 07.03.2019 мотивированный ответ был направлен заявителю.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, об отсутствии со стороны административного органа факта необоснованного продолжительного срока рассмотрения заявления.
Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством, которое не поименовано в числе отраслей законодательства, к административной ответственности за нарушение которого лицо может быть привлечено судом в срок, превышающий три месяца.
Таким образом, по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ рассматриваются нарушения лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения к административной ответственности
Суд исходит из того, что вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в течение указанного срока при наличии к тому оснований не противоречит закону.
Довод заявителя о моральных и физических мучениях (повышении артериального давления с последующим головокружением, тошнотой и рвотой) возникших в результате прекращения телевизионного вещания и телефонной связи документально не подтверждён.
Требование заявителя о вынесении частного определения о нарушении законности в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу судом отклоняется.
Право суда вынести частное определение при выявлении случаев нарушения законности вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из задачи административного судопроизводства укрепления законности и предупреждения нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений
В соответствии с частью 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
Из содержания данной нормы следует, что вынесение частного определения направлено на устранение нарушений законности органами публичной власти, должностными и иными лицами, при этом принятие указанного судебного акта является правом, а не обязанностью суда.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и результатов рассмотрения дела, суд не усматривает оснований для вынесения частного определения, установленных частью 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.А. Чесноков