ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-1261/2022 от 07.04.2022 АС Краснодарского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Постовая 32

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                  Дело № А32-1261/2022

08 апреля 2022 года 

Резолютивная часть решения объявлена 07.04.2022

Полный текст решения изготовлен 08.04.2022

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Дуб С.Н., при ведении протокола помощником судьи Черновой Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Логист-Экспо», ст. Полтавская,

к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Кавказское управление, г. Краснодар,

в котором просит:

Признать незаконным постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №291/34-08 от 23.12.2021 года о привлечении ООО «Логист-Экспо» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) в виде штрафа в размере 400000,00 (Четыреста тысяч) рублей.

Признать незаконным предписание Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2021 года №270-1226/П с требованием о устранении выявленных нарушений в срок до 15.02.2022 года.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Картель Р.В.- по доверенности от 29.12.2021,

от заинтересованного лица: ФИО1- по доверенности от 28.12.2021,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Логист-Экспо» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган, заинтересованное лицо) в котором просит:

Признать незаконным постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №291/34-08 от 23.12.2021 года о привлечении ООО «Логист-Экспо» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) в виде штрафа в размере 400000,00 (Четыреста тысяч) рублей.

Признать незаконным предписание Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2021 года №270-1226/П с требованием о устранении выявленных нарушений в срок до 15.02.2022 года.

Заявитель вину признала, просила уменьшить штраф, пояснила, что нарушения устранены.

Представитель заинтересованного лица возразил против удовлетворения заявленных требований.

Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.

Суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Как следует из материалов дела, 17.12.2021 в главным государственным инспектором межрегионального отдела общепромышленного надзора Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, на основании  решения Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 17.11.2021 № 270-1226- рш, была проведена  внеплановая выездная проверка в отношении ООО «ЛОГИСТ-ЭКСПО» по адресу: 353807 Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Железнодорожная, 4.

В результате проведенной проверки было установлено допущенное Обществом невыполнение в установленный срок пункта 6 предписания Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 10.09.2021 №270-426/П об устранении нарушений требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ-116); Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471 (далее - Требования №471).

А именно не выполнено в установленный срок (до 10.12.2021 года):

1. Не обеспечена достоверность сведений, представленных при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в разделе государственного реестра опасных производственных объектов, а именно: краткая характеристика опасности указана обращение вместо хранение, в пункте 1 раздела 4 не в полном объеме указан тип рельс, не указаны рельсы Р-65 в разделе 5 не верно указана длина пути 581м., а фактически 656 м, чем нарушены требования п.5, ст.2, пп.1, 2 ст.9 ФЗ-116, приложение 1 приказ 471.

23.12.2021 года в Отношении ООО «ЛОГИСТ-ЭКСПО» было принято постановление 291\34-08 о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) в виде штрафа в размере 400000,00 (Четыреста тысяч) рублей.

17.12.2021 года обществу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №270-1226\П с требованием о устранении выявленных нарушений в срок до 15.02.2022 года.

Не согласившись с вынесенным постановлением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно пункту 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Судом установлено, что на основании решения Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 17.11.2021 № 270-1226-рш, о проведении внеплановой выездной проверки в отношении

ООО «Логист-Экспо» по адресу: 353807 Краснодарский край, Красноармейский район, ст. Полтавская, ул. Железнодорожная, 4, ООО «Логист-Экспо» при эксплуатации опасного производственного объекта «Склад готовой продукции (нитрат аммония в форме удобрений)», peг. № АЗО-08362-0001, III класс опасности, допущено невыполнение в установленный срок пункта 6 предписания Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 10.09.2021 №270-426/П об устранении нарушений требований промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ-116); Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 №471 (далее - Требования №471).

А именно не выполнено в установленный срок:

Не обеспечена достоверность сведений, представленных при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в разделе государственного реестра опасных производственных объектов, а именно: краткая характеристика опасности указана обращение вместо хранение, в пункте 1 раздела 4 не в полном объеме указан тип рельс - не указаны рельсы Р-65 в разделе 5 не верно указана длина пути 581м., а фактически 656 м, чем нарушены требования п.5, ст.2, пп.1,2 ст.9 ФЗ-116, приложение приказ 471, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

О возбуждении дела ООО «Логист-Экспо» уведомлено надлежащим образом, а именно, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 17.12.2021 вручено представителю по доверенности ООО «Логист-Экспо» ФИО3

При возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал представитель по доверенности ФИО3

Общество было уведомлено о рассмотрении дела об административном правонарушении надлежащим образом, а именно: определение от 21.12.2021 г. по делу № 291/34-08 вручено представителю по доверенности.

При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал представитель по доверенности, что подтверждается соответствующей подписью в постановлении.

По результатам рассмотрения дела Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 (четырехсот) тысяч рублей.

Таким образом, Управлением требования по извещению лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, не нарушены, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Довод Заявителя о невозможности устранения указанных нарушений в установленный срок является необоснованным ввиду следующего.

Порядок регистрации ОПО установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 08.04.20219 № 140. (далее - Регламент № 140).

Согласно п. 12 Регламента № 140 Регистрация ОПО в Реестре, оформление и выдача свидетельства о регистрации, исключение ОПО из Реестра, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (изменения характеристик ОПО; изменения, связанные с исключением ОПО в связи со сменой эксплуатирующей организации), осуществляются в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления от заявителя в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора (далее - система делопроизводства).

О необходимости внести изменения в реестр ОПО ООО «Логист-Экспо» стало известно 10.09.2021  когда в отношении Общества было вынесено предписание от 10.09.2021 № 270-426/П со сроком устранения до 10.12.2021 однако Заявителем не были устранены указанные нарушения. Указанное предписание Заявителем не обжаловалось, срок его устранения не продлевался.

Таким  образом,   предписание,  выданное   10.12.2021   со  сроком  устранения 15.02.2022 является исполнимым, законным и обоснованным.

При рассмотрении административного дела были учтены все обстоятельства по делу, и к заявителю был применен минимальный размер санкции, предусмотренный ч. 11 ст. 19.5 КоАПРФ.

Совершенное ООО «Логист-Экспо» административное правонарушение посягает на безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов.

Судом установлено, что процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Изложенное свидетельствует о доказанности факта совершения заявителем правонарушения, предусмотренного части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательств принятия всех зависящих мер по недопущению указанных нарушений обществом не представлено (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

Судом установлено, что административным органом соблюден установленный законом порядок применения административного взыскания и соблюдены положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, суд сделан вывод, что административным органом процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.

Оценка действий правонарушителя с позиции положений статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.

Суд не находит оснований для применения к обществу положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, по следующим основаниям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 приводимого постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено доказательств того, что с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий совершенное деяние не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценив характер правонарушения, суд не признает совершенное обществом правонарушение малозначительным.

Суд, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения и обстоятельства его выявления, исследовав материалы дела не находит оснований для вывода об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям и применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ. Доказательств исключительности обстоятельств совершенного правонарушения не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о невозможности в данном случае квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, и освободить общество от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, суд пришел к выводу о наличии достаточных оснований для применения положений пунктов 3.2 и 3.3 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уменьшения суммы штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией вмененной статьи.

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно пункта 3.2 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3.3 части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Заявитель в судебном заседании вину признала, просила уменьшить штраф, пояснила, что нарушения устранены.

Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд пришел к выводу о том, что назначенный обществу административный штраф не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, не в полной мере учитывает его имущественное и финансовое положение и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, суд полагает постановление административного органа от 23.12.2021 №  291/34-08  изменить в части размера штрафа, уменьшив его до 200 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и изменить постановление Северо-Кавказского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)  от 23.12.2021 №  291/34-08   о назначении  административного наказания ООО «Логистик-Экспо»  (ИНН  <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи  19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части определения административной ответственности в виде штрафа превышающего 200 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в сроки и в порядке, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.   

Судья                                                                                                             С.Н. Дуб