ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-1262/19 от 25.09.2019 АС Краснодарского края

\


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                                         Дело № А32-1262/2019

10 октября 2019 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 25 сентября 2019 года.

Решение суда в полном объеме изготовлено 10 октября 2019 года.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Боровика А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Башмуром С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

заявитель: ООО «Агрофирма Новощербиновская», ст. Новощербиновская (ИНН <***>, ОГРН <***>),

заинтересованное лицо: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, г. Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании отказа от 29.10.2018 о согласовании об определении, соответствия масштабного инвестиционного проекта, для размещения которого допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным статьей 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» - незаконным;

об обязании в течении месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу согласовать соответствие масштабного инвестиционного проекта, для размещения которого допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным статьей 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной иди муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социальнокультурного и коммунально-бытового назначения» по предоставлению без торгов земельных участков

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: представитель не явился, извещен,

от заинтересованного лица: представитель по доверенности ФИО1, доверенность, паспорт

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Агрофирма Новощербиновская»,(далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, Министерство) с требованиями опризнании отказа от 29.10.2018 о согласовании об определении, соответствия масштабного инвестиционного проекта, для размещения которого допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным статьей 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» - незаконным; обязании в течении месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу согласовать соответствие масштабного инвестиционного проекта, для размещения которого допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным статьей 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной иди муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения» по предоставлению без торгов земельных участков.

Представитель заявителя, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, не явился.

Представитель заинтересованного лица высказал возражения, представил отзыв на заявленные требования.

Суд считает процессуально возможным рассмотрения дела по существу в отсутствии истца в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В силу части 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства, касающиеся существа спора.

25.10.2018 ООО «Лиманское» обратилась в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с заявлением об определении соответствия масштабного инвестиционного проекта, для размещения которого допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным статьей 1 Закона Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения».

Письмом Министерства от 29.10.2018 № 206-03-05-11084/18 заявление обществом возвращено без рассмотрения со ссылкой на необходимость представления следующих документов:

- заявление по форме согласно приложению № 2 к порядку, утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2015 № 522 «Об утверждении порядка принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения критериям, установленным Законом  Краснодарского края от 04.03.2015 № 3123-КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения « (далее – Порядок);

- документы подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, заверенные в установленном порядке;

- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявления;

- выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка  не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявления, и (или) схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в случае если земельный участок подлежит образованию);

- бизнес-план инвестиционного проекта;

- документы, подтверждающие наличие источников финансирования инвестиционного проекта.

Не согласившись с данным решением Министерства, заявитель обратился в суд.

При решении вопроса об обоснованности требований суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской (далее – ЗК РФ) Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.

Краснодарский край в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Законом № 3123-КЗ установил критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов в соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Критерии предоставления земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, определены в статье 1 Закона № 3123-КЗ.

В соответствии со статьей 3.1 Закона № 3123-КЗ, порядок принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта социально-культурного или коммунально-бытового назначения критериям, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.06.2015 № 522 утвержден Порядок рассмотрения заявлений юридических лиц о соответствии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов, для размещения которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, критериям, установленным Законом № 3123-КЗ (далее – Порядок).

Согласно Порядку, по пункту «в» статьи 1 Закона № 3123-КЗ уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим рассмотрение заявлений и документов юридических лиц на соответствие масштабных инвестиционных проектов, для размещения которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов является министерство. Решение о согласовании принимается в соответствии с Порядком.

Пунктом 2.1 статьи 2 Порядка установлен перечень документов, предоставляемых юридическим лицом в целях получения согласования соответствия инвестиционного проекта критериям, установленным пунктами статьи 1 Закона № 3123-КЗ: 2.1.1.

Заявление по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

2.1.2. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, заверенные в установленном порядке (копии решения об избрании, приказа о назначении, приказа о вступлении в должность, доверенности в установленных законодательством случаях либо иные документы, предусмотренные законодательством).

2.1.3. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявления.

2.1.4. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в отношении земельного участка, полученная не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявления, и (или) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (в случае если земельный участок, на котором предполагается реализация проекта, подлежит образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории).

2.1.5. Бизнес-план (технико-экономическое обоснование) инвестиционного проекта (далее - бизнес-план), представляемый инициатором проекта для определения соответствия масштабного инвестиционного проекта критериям, установленным статьей 1 Закона № 3123-КЗ, соответствующий макету бизнес-плана и требованиям к нему, утвержденным приказом департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Бизнес-план представляется инициатором проекта в двух экземплярах на бумажном носителе, а также в электронной форме в виде электронного образа бизнесплана (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов) на съемном носителе.

2.1.6. Документы, подтверждающие наличие источников финансирования инвестиционного проекта, указанных в бизнес-плане.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка представленные документы подлежат возврату с письменным обоснованием его причины в течение 3 рабочих дней после завершения проверки, предусмотренной пунктом 2.3 настоящего Порядка, в случае если в ходе проверки выявлено, что юридическое лицо представило неполный перечень документов и (или) несоответствующий требованиям, установленным пунктами 2.1 и 2.1.(1) настоящего Порядка.

Как следует из текста заявления, поданного обществом 25.10.2018, к нему были приложены следующие документы: инвестиционный проект на бумажном носителе; инвестиционный проект и таблицы на электронном носителе; таблицы; копия бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период с отметкой налогового органа; копия промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности; копия решения учредителей о назначении директора; приказ о назначении директора; копия договора займа с ООО «Агрофирма Урожайная», выписка из ЕГРЮЛ, выписка из ЕГРН на испрашиваемый земельный участок.

Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что заявление общества об определении соответствия масштабного инвестиционного проекта законодательно установленным критериям, не соответствует по форме приложению № 2 к Порядку, в нем не указано наименование масштабного инвестиционного проекта в соответствии с бизнес-планом, к заявлению не приложены заверенные выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН в соответствии с пунктами 2.1.3, 2.1.4 Порядка.

 С учетом изложенного, министерство правомерно в соответствии с пунктом 2.4 Порядка возвратило представленные документы заявителю.

Довод заявителя о том, что министерство не вправе требовать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН, судом отклоняется как несостоятельный.

Указанный довод приведен обществом со ссылкой на положения статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ).

В силу подпункта 2 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ не допускается требовать представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Закон № 210-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В то же время, принятие уполномоченным органом решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта критериям, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, не является государственной услугой. Перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти Краснодарского края (далее – Перечень) утвержден приказом департамента информатизации и связи Краснодарского края от 20.02.2016 № 29.

Принятие министерством решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта установленным критериям в указанный Перечень не входит.

Порядок принят постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края в пределах установленной компетенции и регулирует механизм принятия решения о согласовании масштабного инвестиционного проекта в целях последующего получения государственной (муниципальной) услуги по предоставлению земельного участка без проведения торгов на основании подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

 Анализ приведенных норм федерального и регионального законодательства в системном единстве позволяет сделать вывод о том, что установление нормативным правовым актом главы администрации субъекта Российской Федерации перечня документов, необходимых для получения решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, не может расцениваться как установление незаконных требований к заявителям.

Возложение на субъектов предпринимательской деятельности обязанности представить документы, указанные в Порядке, обусловлено необходимостью подтверждения соответствия заявителя установленным критериям, что необходимо для последующего получения земельного участка государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов, следовательно, на возникшие правоотношения положения Закона № 210-ФЗ не распространяются и требования Порядка его положениям не противоречат.

С учетом изложенного, возврат документов заявителю, выраженный в оспариваемом письме, не противоречит действующему законодательству и является правомерным.

Необходимо также учитывать, что возвращение поступивших на рассмотрение документов заявителю не является препятствием для повторного направления заявления, соответствующего установленным требованиям.

При таких обстоятельствах требования общества не подлежат удовлетворению.

Таким образом в удовлетворении требований следует отказать.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ следует отнести на заявителя.

Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 65, 101, 102, 104, 110, 112, 156, 167-170, 176, 198-200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

            Судебные расходы отнести на заявителя.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства и в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения, через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке, если было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                       А.М. Боровик