ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-12932/14 от 25.09.2014 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г.Краснодар, ул.Красная,6,  веб сайт: www.krasnodar.arbitr.ru, info@ krasnodar.arbitr.ru

 тел. (861) 268-46-00

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А32-12932/14

«26» сентября 2014 г.                                                                                             г. Краснодар

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2014 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус И.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Восканян М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью«Граффити» (ОГРН <***>,  ИНН <***>), г. Батайск,

к Южному Акцизному таможенному посту (со статусом юридического лица) (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Краснодар (наименование ответчика),

3-е лицо без самостоятельных требований на стороне ответчика: Центральная акцизная таможня, г. Москва,

о признании незаконным бездействия Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица)по возврату излишне взысканных/уплаченных таможенных платежей в сумме 731481,74 руб. по ДТ№ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления, изложенном в письме от 18.03.2014 г. №48-01-07/0570, а также обязании Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ№ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036 в сумме 731481,74 рублей, в том числе 717279,60 рублей (таможенная пошлина и НДС, взысканные по решению о зачете денежного залога от 01.11.2013г. №10009240/011113/ЗДз-0178) и 14202,14 рублей (пени по требованию об уплате таможенных платежей №10009240/96 от 01.11.2013г.),

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – представителя,

от ответчика: ФИО2 –представителя,

от 3-го лица:  ФИО2 –представителя,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Граффити» (далее общество, заявитель, ООО «Граффити») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Южного Акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица)(далее ЮАТП, ответчик, таможенный орган) по возврату излишне взысканных/уплаченных таможенных платежей в сумме 731481,74 руб. по ДТ№№ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления, изложенном в письме от 18.03.2014 г. №48-01-07/0570, а также обязании ЮАТП осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ№№ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036 в сумме 731481,74 руб., в том числе 717279,60 руб. (таможенная пошлина и НДС, взысканные по решению о зачете денежного залога от 01.11.2013г. №10009240/011113/ЗДз-0178) и 14202,14 руб. (пени по требованию об уплате таможенных платежей №10009240/96 от 01.11.2013г.).

В судебном заседании с 23.09.2014 по 25.09.2014 г. объявлялся перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.

Представитель заявителя  в судебном заседании поддержал заявленные требования, доводы изложены в заявлении.

По мнению заявителя, ответчиком при совершении оспариваемых действий нарушены требования Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее Соглашение), Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС).

Представитель ответчика, возражал против заявленных исковых требований, представил материалы таможенных оформлений, справку об отсутствии задолженности.

Позиция третьего лица аналогична позиции ответчика.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Суд установил, что ООО «Граффити» зарегистрировано в качестве юридического лица  за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, является участником внешнеторговой деятельности.

В рамках контракта купли-продажи от 02.05.2012 г. №2012/05/02 дополнительным соглашением и спецификациями к данному контракту (№2013JJ226 от 08.07.13г. на сумму 446065,62 руб.; №2013JJ225 от 08.07.13г. на сумму 446065,62 руб.) заключенными между ООО «Граффити» (Россия) и компанией «GRAFLINEUNIVERSALLIMITED» (Новая Зеландия), в  августе 2013 г. на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз новых мотороллеров китайского производства, в количестве 156 штук.

Доставка товаров осуществлялись из Китая на условиях поставки  CFR Новороссийск (в соответствии с Инкотермс 2000).

1. 12.08.2013-14.08.2013 г. по ДТ №10009242/120813/0002033 было произведено таможенное оформление поставки - новый мотороллер «Омакс» с сигнализацией, модель JJ150Т-17, год выпуска 2013, марка JIAJUE,  тип двигателя JJ157QMJ, бензиновый, 4-х тактный, объем цилиндров двигателя 149,6 см3, мощностью 6,6 кВт (8,92 л.с.), общие характеристики транспортного средства: охлаждение воздушное; количество и расположение колес: 2, в средней продольной плоскости; колесная формула/ведущие колеса: 2х1, заднее; схема компоновки транспортного средства – двигатель в базе; расположение двигателя – ось коленчатого вала перпендикулярна оси транспортного средства; рама: сварная, трубчатая; габаритные размеры: длина – 1846 мм, ширина – 675 мм, высота – 1173 мм; база – 1293 мм; масса транспортного средства в снаряженном состоянии – 113 кг.; система питания – карбюраторная; система зажигания – транзисторная;  трансмиссия – механическая; сцепление – сухое автоматическое; коробка передач – клиноременной вариатор; главная передача – шестеренчатая, двойная, цилиндрическая; подвеска: передняя – телескопическая подпружиненная вилка с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами; подвеска - задняя: маятникового типа с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами; рулевое управление мотоциклетного типа в количестве 78 штук общим весом нетто 7566 кг., стоимостью 13574,48 долл. США, кодтовара 8711201000, изготовитель ZHEJIANG JIAJUE MOTORCYCLE MANUFACTURING CO. LTD, товарный знак отсутствует, марка: OMAKS.

При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ №10009242/120813/0002033 декларант представил таможенному органу необходимые документы, согласно описи документов, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами: контракт купли-продажи продажи от 02 мая 2012 г. №2012/05/02 (с дополнительным соглашением), спецификацию к контракту №2013JJ226 от 08.07.13г. на сумму 446065,62 руб., коммерческий инвойс №2013JJ226 от 08.07.13г. на сумму 446065,62 руб. с переводом, коносамент №YMLUM232203930 от 07.07.2013, упаковочный лист №2013JJ226 от 08.07.13г. с переводом, прайс-лист продавца с переводом, заявку на товар с переводом.

В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем, было принято решение о проведении дополнительной проверки от 14.08.2013 г. в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации.

Южным акцизным таможенным постом (со статусом юридического лица) в адрес общества было направлено решение о проведении дополнительной проверки с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, а именно: письменные пояснения и соответствующие документы, относительно вышеизложенных вопросов и замечаний касательно таможенной стоимости товаров задекларированных по указанным ДТ;  документы по оплате товаров в соответствии с контрактом, по предыдущим поставкам (ведомость банковского контроля по Пси); калькуляцию стоимости рассматриваемых товарных поставок от имени продавца с указанием всех составляющих (стоимость покупки, доставка, страхование и т.д.) с подтверждающими документами; экспортные декларации, Китай (с переводом); бухгалтерские документы по учету предыдущих и рассматриваемой поставок на балансе компании Покупателя; документы о реализации ввезенных товаров на внутреннем рынке РФ; другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

После внесения заявителем обеспечения уплаты таможенных платежей в виде денежного залога в размере 358639,79 рублей (Таможенная расписка №10009242/140813/ТР-6049551), товар был выпущен в свободное обращение 14.08.2013 г.

В соответствии с решением о проведении дополнительной проверки, ООО «Граффити» в установленные сроки (вх. №01633 от 11.09.13г.,) были представлены ответчику необходимые пояснения и документы: прайс-лист, бухгалтерские документы (приходные ордера); инвойс, подтверждающий право собственности продавца; документы по реализации (договор поставки, счет-фактура, товарная накладная); заявки на товар, пояснения по заданным вопросам; технические характеристики

Центральная акцизная таможня отказала обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не была подтверждена документально в полном объеме, имеет низкий ценовой уровень, и указала на необходимость корректировки таможенной стоимости ввезенного товара, приняв решение о корректировке таможенной стоимости от 11.10.2013г.  О принятом решении таможней заявителю  сообщено путем направления решения о корректировке таможенной стоимости (исх. ЦАТ от 11.10.13г. № 14-19/22825).

ООО  «Граффити» отказалось определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости товара, поскольку предоставленная обществом информация носила исчерпывающий и достаточный характер для применения основного метода определения таможенной стоимости.

Наоснованиивышеизложенного,Центральная акцизная таможня самостоятельно откорректировала таможенную стоимость задекларированного товара по 6-му методу (резервный метод) определения таможенной стоимости (КТС-1 от 24.10.2013 г.) в связи с чем, Обществу были дополнительно начислены таможенные платежи.

В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ №10009242/120813/0002033, ЮАТП принято  решение о зачете денежного залога от 01.11.2013г. №10009240/011113/ЗДз-0178 на сумму 2509080,19 рублей, в том числе в отношении товаров, оформленных по ДТ №10009242/120813/0002033 на сумму 358639,80 руб., а также направлено в адрес ООО «Граффити» требование об уплате таможенных платежей №10009240/96 от 01.11.2013г. на сумму пени 44 566,28 руб., в том числе в отношении товаров, оформленных по ДТ №10009242/120813/0002033 на сумму 7002,45 руб. (оплачены платежными поручениями от 07.11.2013 №1115 и №1116).

В связи с незаконной корректировкой таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ №10009242/120813/0002033, ООО «Граффити» в соответствии со статьями 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обратилось  в ЮАТП с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. таможни от 14.03.2013 г. №00622) на сумму 731481,74 руб., в том числе по ДТ №10009242/120813/0002033 таможенные платежи составили 358639,80 руб., пени -7002,45 руб.

Ответчик отказал в рассмотрении данного заявления, о чем известил ООО «Граффити» письмом от 18.03.2013 г. №48-01-07/0570.

Основанием для отказа в рассмотрении заявления ответчик указал на отсутствие в пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а именно корректировки таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате платежей.

Бездействие ответчика в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ №10009242/120813/0002033 и оспаривается заявителем по настоящему делу.

Заявитель просит обязать Южный акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ №10009242/120813/0002033.

2. 12.08.2013-14.08.2013 г. по ДТ №10009242/120813/0002036 было произведено таможенное оформление поставки - новый мотороллер «Омакс» с сигнализацией, модель JJ150Т-17, год выпуска 2013, марка JIAJUE,  тип двигателя JJ157QMJ, бензиновый, 4-х тактный, объем цилиндров двигателя 149,6 см3, мощностью 6,6 кВт (8,92 л.с.), общие характеристики транспортного средства: охлаждение воздушное; количество и расположение колес: 2, в средней продольной плоскости; колесная формула/ведущие колеса: 2х1, заднее; схема компоновки транспортного средства – двигатель в базе; расположение двигателя – ось коленчатого вала перпендикулярна оси транспортного средства; рама: сварная, трубчатая; габаритные размеры: длина – 1846 мм, ширина – 675 мм, высота – 1173 мм; база – 1293 мм; масса транспортного средства в снаряженном состоянии – 113 кг.; система питания – карбюраторная; система зажигания – транзисторная;  трансмиссия – механическая; сцепление – сухое автоматическое; коробка передач – клиноременной вариатор; главная передача – шестеренчатая, двойная, цилиндрическая; подвеска: передняя – телескопическая подпружиненная вилка с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами; подвеска - задняя: маятникового типа с двумя пружинно-гидравлическими амортизаторами; рулевое управление мотоциклетного типа в количестве 78 штук общим весом нетто 7566 кг., стоимостью 13574,48 долл. США, кодтовара 8711201000, изготовитель ZHEJIANG JIAJUE MOTORCYCLE MANUFACTURING CO. LTD, товарный знак отсутствует, марка: OMAKS.

При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ №10009242/120813/0002036 декларант представил таможенному органу необходимые документы, согласно описи документов, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами: контракт купли-продажи продажи от 02 мая 2012 г. №2012/05/02 (с дополнительным соглашением), спецификацию к контракту №2013JJ225 от 08.07.13г. на сумму 446065,62 руб., коммерческий инвойс №2013JJ225 от 08.07.13г. на сумму 446065,62 руб. с переводом, коносамент №YMLUM232203929 от 07.07.2013, упаковочный лист №2013JJ225 от 08.07.13г. с переводом, прайс-лист продавца с переводом, заявку на товар с переводом.

В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможенным органом, в связи с чем, было принято решение о проведении дополнительной проверки от 14.08.2013 г. в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации.

Ответчиком в адрес общества было направлено решение о проведении дополнительной проверки с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, а именно: письменные пояснения и соответствующие документы, относительно вышеизложенных вопросов и замечаний касательно таможенной стоимости товаров задекларированных по указанным ДТ;  документы по оплате товаров в соответствии с контрактом, по предыдущим поставкам (ведомость банковского контроля по Пси); калькуляцию стоимости рассматриваемых товарных поставок от имени продавца с указанием всех составляющих (стоимость покупки, доставка, страхование и т.д.) с подтверждающими документами; экспортные декларации, Китай (с переводом); бухгалтерские документы по учету предыдущих и рассматриваемой поставок на балансе компании Покупателя; документы о реализации ввезенных товаров на внутреннем рынке РФ; другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

После внесения заявителем обеспечения уплаты таможенных платежей в виде денежного залога в размере 358639,79 рублей (таможенная расписка №10009242/140813/ТР-6049552), товар  выпущен в свободное обращение 14.08.2013 г.

В соответствии с решением о проведении дополнительной проверки, ООО «Граффити» в установленные сроки (вх. №01632 от 11.09.13г.,)  представлены ответчику необходимые пояснения и документы: прайс-лист, бухгалтерские документы (приходные ордера); инвойс, подтверждающий право собственности продавца; документы по реализации (договор поставки, счет-фактура, товарная накладная); заявки на товар, пояснения по заданным вопросам; технические характеристики.

Центральная акцизная таможня отказала обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара не была подтверждена документально в полном объеме, имеет низкий ценовой уровень, и указала на необходимость корректировки таможенной стоимости ввезенного товара, приняв решение о корректировке таможенной стоимости от 11.10.2013г.  О принятом решении таможней было сообщено Заявителю путем направления решения о корректировке таможенной стоимости (исх. ЦАТ от 11.10.13г. № 14-19/22825).

ООО  «Граффити» отказалось определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости товара, поскольку предоставленная Обществом информация носила исчерпывающий и достаточный характер для применения основного метода определения таможенной стоимости.

Наоснованиивышеизложенного,Центральная акцизная таможня самостоятельно откорректировала таможенную стоимость задекларированного товара по 6-му методу (резервный метод) определения таможенной стоимости (КТС-1, ДТС-2  от 24.10.2013 г.) в связи с чем, обществу были дополнительно начислены таможенные платежи.

В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ №10009242/120813/0002036, ответчиком было принято  решение о зачете денежного залога от 01.11.2013г. №10009240/011113/ЗДз-0178 на сумму 2509080,19 руб., в том числе в отношении товаров, оформленных по ДТ №10009242/120813/0002036 на сумму 358639,80 руб., а также направлено в адрес ООО «Граффити» требование об уплате таможенных платежей №10009240/96 от 01.11.2013г. на сумму пени 44 566,28 рублей, в том числе в отношении товаров, оформленных по ДТ №10009242/120813/0002036 на сумму 7199,69 руб. (оплачены платежными поручениями от 07.11.2013 №1115 и №1116).

В связи с незаконной корректировкой таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ №10009242/120813/0002036, ООО «Граффити» в соответствии со статьями 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обратилось в ЮАТП  с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. таможни от 14.03.2013 г. №00622) на сумму 731481,74 руб., в том числе по ДТ №10009242/120813/0002036 таможенные платежи составили 358639,80 руб., пени -7199,69 руб.

Ответчик  отказал в рассмотрении данного заявления, о чем известил ООО «Граффити» письмом от 18.03.2013 г. №48-01-07/0570.

Основанием для отказа в рассмотрении заявления ответчик указал на отсутствие в пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а именно корректировки таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате платежей.

Бездействие ответчика в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ №10009242/120813/0002036 и оспаривается заявителем по настоящему делу.

Заявитель просит обязать ответчика осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ №10009242/120813/0002036.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением, которое действует с 06.07.2010 г.

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьѐй 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ – исходя из таможенной стоимости товаров).

Согласно пункта 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

В соответствии с Соглашением основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1).

Как следует из ст. 4 Соглашения  таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:

-установлены совместным решением органов Таможенного союза;

-ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;

-существенно не влияют на стоимость товаров;

2)продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3)      никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.

В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа Южным акцизным таможенным постом (со статусом юридического лица) в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной заявителем стоимости товара.

В соответствии с пунктом 3 статьи 366 ТК ТС если международные договоры государств – членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.

На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган спорных деклараций №10009242/120813/0002033, №10009242/120813/0002036подлежали применению нормы Порядка декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС № 376 от 20.09.2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (вступившим в силу 01 января 2011 г.).

Согласно п.1 Приложения №1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссиитаможенного союза № 376 от 20.09.2010г. «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости» при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным   режимом,   по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

В соответствие с пунктами 1, 2 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

К таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документы, подтверждающие стран у происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие право на льготы  по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления  таможенному органу документов иных, чем те, что указаны  в подпунктах 1, 2, 5, 8, 9 и 13 настоящего пункта, а также в подпункте 3 настоящего пункта - при наличии таких документов.

Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза.

В судебном заседании установлено, что представленные заявителем документы полностью соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.

Данных документов было достаточно для применения первого метода определения таможенной   стоимости товаров.

Тем не менее, при таможенном оформлении ввозимых обществом товаров таможенный орган запросил у декларанта дополнительные документы.

Установленный Порядком декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС № 376 от 20.09.2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» перечень документов, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом участникам внешнеэкономической деятельности предоставлена возможность, но не обязанность представления иных документов в дополнение к тем, которые прямо перечислены в Порядке как обязательные.

Вышеуказанным перечнем документов не предусмотрена обязанность общества предоставлять в таможенный орган экспортную декларацию страны отправления, прайс-лист производителя.

Таким образом, заявитель не должен иметь экспортную декларацию (ее перевод), прайс-лист производителя, в силу закона, в связи с чем, таможенный орган не вправе требовать  данные документы.

Кроме того, экспортная декларация, прайс-лист, инвойс являются документами, оформляемыми продавцом - то есть иностранным контрагентом общества и ответственность за ненадлежащее оформление данного документа не может быть переложена на российского резидента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 ТК ТС для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения, либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. По смыслу положений данной статьи в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).

Вместе с тем, судом установлено, а материалами дела подтверждается, что Заявителем по запросу таможенного органа, были представлены: прайс-лист, бухгалтерские документы (приходные ордера); инвойс, подтверждающий право собственности продавца; документы по реализации (договор поставки, счет-фактура, товарная накладная); заявки на товар, пояснения по заданным вопросам; технические характеристики.

Условия договора сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене, ввезенного товара у сторон друг к другу не имеется.

Противоречий между сведениями, указанными в данных документах судом не выявлено. Доказательств, что данные документы содержат недостоверные сведения либо являются поддельными, таможенный орган не предоставил.

В соответствии со статьѐй 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено   Кодексом.

По смыслу Соглашения в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное – несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений.

Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ 25.12.2013 № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов, либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода, данный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара.

Согласно пункта 7 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ таможенный орган, реализующий предусмотренное право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» разъяснено, что под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.

При рассмотрении дела судом было установлено, что в подтверждение права на применение первого метода определения таможенной стоимости продукции, обществом были представлены необходимые для этого документы. Расчет таможенной стоимости был произведен заявителем на основании цены товара, подлежащей уплате продавцу.

Доказательств того, что покупатель по договору уплатил цену больше заявленной, а также доказательств, что документы, представленные обществом в обоснование применения 1 метода определения таможенной стоимости товаров, содержат недостоверные сведения, либо являются поддельными, таможенный орган не предоставил. Суд не выявил признаки недостоверности представленных сведений.

Таким образом, суд считает, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.

Кроме этого, судом не могут быть приняты как законные, в обоснование принятых решений о корректировке таможенной стоимости, доводы Центральной акцизной таможни о том, что документы, подтверждающие право собственности продавца на ввозимый товар (прайс-листы, купчие, соглашения между производителем и продавцом о продаже данных товаров, финансовые документы, подтверждающие их приобретение), а также документы, количественно подтверждающие включение коммерческой выгоды продавца и всех понесенных им расходов по доставке товара, в стоимость сделки в представленном комплекте документов отсутствуют. В связи с чем, не представляется возможным осуществить проверку правильности определения декларантом структуры таможенной стоимости заявляемых товаров.

Судом установлено, а материалами дела подтверждается, что представленные Заявителем как в процессе таможенного оформления, так и после выпуска товаров, документы позволяют однозначно  сделать вывод о структуре таможенной стоимости, а также подтверждают заявленные ООО «Граффити» сведения. Кроме этого, указанный контракт является двухсторонней сделкой купли – продажи в соответствии со ст.154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ). В соответствии со ст.460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, и если это условие не соблюдается, то все претензии разрешаются между сторонами договора. Ответчиком не представлены суду доказательства о наличии у Заявителя каких - либо взаимоотношений с производителем поставляемого товара и что этот товар не является свободным от прав третьих лиц.

Кроме этого, судом не могут быть приняты как законные, в обоснование принятого решения о корректировке таможенной стоимости, доводы Центральной акцизной таможни  о том, что документы (экспортные декларации, прайс-листы производителя, транспортные документы), содержащие сведения о стоимости товаров с учетом стоимости перевозки, хранения, перегрузки от продавца либо отправителя, и письменных пояснений с обоснованием причин, по которым они не могут быть предоставлены, позволяющие проверить правильность формирования структуры таможенной стоимости рассматриваемых товаров, не представлены.

Судом установлено, что утверждения таможенного органа об отсутствии в представленных документах технических параметров, стандартной и дополнительной комплектации транспортных средств, не соответствует действительности. Материалами дела подтверждается, что спецификациями к контракту согласованы конкретные модели поставляемых мотоциклов, предусматривающих определенную комплектацию,  к таможенному оформлению представлен значительный объем информации, как в отношении  транспортного средства, так и в отношении отдельных агрегатов и частей (одобрение типа транспортного средства).

Судом также не могут быть приняты, в обосновании причин корректировки таможенной стоимости. доводы таможни о том, что в контракте установлены сроки оплаты за товар 6 месяцев, в то время, как в инвойсе указаны сроки оплаты за товар -12 месяцев. Судом установлено, а материалами дела подтверждается, что дополнительным соглашением  от 10.08.2012г. к контракту купли-продажи от 02.05.2012г. №2012/05/02 срок оплаты за товар увеличен до 12 месяцев.

Судом также установлено, что заявителем своевременно предоставлялись  пояснения по всем интересующим вопросам.

Центральной акцизной таможней было указано, что метод 1 не применим, так как недостаточное документальное подтверждение заявленной таможенной стоимости (ст.4 Соглашения).

Однако в материалы дела ответчик и Центральная акцизная таможня не представили каких-либо доказательств, подтверждающих правомерность их доводов.

Из вышеизложенного следует, что ответчик  и Центральная акцизная таможня не обосновали правомерность принятых решений о корректировке таможеннойстоимоститоваров, оформленныхпо ДТ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036. Доказательств наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, не представили.

При таких обстоятельствах, суд считает доводы ответчика и третьего лица о правомерности применения шестого (резервного) метода определения таможенной стоимости в отношении ввезенных ООО «Граффити» товаров несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.

Исходя из правовой позиции, приведенной в п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 96  следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:

1)отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме.

Документальным подтверждением заключения сделки является контракт: от 02.05.2012г. №2012/05/02 (с дополнительными соглашениями и спецификациями к данному контракту) заключенные между ООО «Граффити» (Россия) и компанией «GRAFLINEUNIVERSALLIMITED» (Новая Зеландия). Спецификациями определен конкретный перечень поставляемого товара.

Согласно статей 154, 421, 424 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по взаимному согласию между сторонами; исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Данные нормы гражданского права определяют, что никто не может вмешиваться и оказывать какое-либо влияние на сторон при заключении договора, влиять на условия договора. Эти положения в полном объеме применяются и к ценам, установленным в договоре по взаимному согласию сторонами. Лишь в предусмотренных законом случаях согласно части 1 статьи 424 ГК РФ, применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Таможенные органы не отнесены по своей компетенции к государственным органам, обладающим правомочиями по установлению либо регулированию цен на территории РФ.

Таким образом, вышеуказанный договор заключен с соблюдением норм гражданского права, в том числе это касается положений и по закреплению обоюдно приемлемых условий поставки и по установлению цен товаров.

2)отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара.

В п.1 контракта купли-продажи от 02.05.2012г. №2012/05/02 указано, что приобретаются товары народного потребления в количестве, ассортименте, по ценам и  срокам, указанным в спецификациях, которые являются неотъемлемой частью контракта. В данных спецификациях на ассортиментном уровне указана цена товара, его количество, стоимость, дано описание товара.  Также данная информация приведена в коммерческих документах..

3)отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий оплаты и поставки.    

В п. 2  Контракта указаны возможные условия поставки, в спецификациях по данным поставкам определены конкретные условия поставки. П. 5 контракта определяет способ платежа – банковский перевод в течение 6 месяцев с момента таможенного оформления на территории РФ (дополнительным соглашением от 10.08.2012г. срок увеличен до 12 месяцев).

4)Наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящимся к одним и тем же товарам.

Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, таможенным органом не сделано.

Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к спорным ДТ и контракту от 02.05.2012г. №2012/05/02 судом не выявлено.

На основании вышеприведенной позиции ВАС РФ доводы Южного акцизного таможенного поста и Центральной акцизной таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствует материалам дела.

Из содержания п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ 25.12.2013 № 96  «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых – данных иных официальных или общепризнанных источников информации.

Суд считает, что под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнить условия и характер ввоза товара. Также необходимо учитывать страну отправления, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.

Материалами дела, а именно в Решениях о корректировке таможенной стоимости от 11.10.2013 г., представленными в судебное заседание, подтверждается, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО «Граффити» в ДТ  №10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036 производилась Ответчиком на основе ценовой информации, полученной с помощью ИАС «Мониторинг-Анализ» по ДТ №10009170/220513/0001561 с добавлением  ставки фрахта в размере 3150,00 долл.США, согласно информации, имеющейся в ОКТС ЦАТ.

Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие правомерность корректировки таможенной стоимости шестым методом определения таможенной стоимости.

Так, по корректируемым  ДТ №10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036 в качестве товара были оформлены модель JJ150Т-17, год выпуска 2013, марка JIAJUE, тип двигателя JJ157QMJ, бензиновый, 4-х тактный, объем цилиндров двигателя 149,6 см3, мощностью 6,6 кВт (8,92 л.с.), габаритные размеры длина – 1846 мм, ширина – 675 мм, высота – 1173 мм; база – 1293 мм; масса транспортного средства в снаряженном состоянии – 113 кг., изготовитель ZHEJIANGJIAJUEMOTORCYCLEMANUFACTURINGCO. LTD, марка: OMAKS, в общем количестве 156 шт., весом нетто -15132 кг, условия поставки CFR Новороссийск,  а поДТ № 10009170/220513/0001561,  полученной из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», были оформлены – скутер (мотороллер), новый 2013 г., с бензиновым четырехтактным двигателем (мод. LK157QMJ),  с искровым зажиганием, объем двигателя 149,6 см3, мощность 6,4 кВт (8,7 л.с.), масса без нагрузки 116 кг, полная допустимая масса 255 кг, условия поставки  FOB  Нингбо, изготовитель ZHEJIANGLEIKEMACHINEINDUSTRYCO. LTD, торговая марка LEIKE, в количестве 74 штуки, упакованные в картонную коробку c металлическим каркасом, весом нетто 8140 кг.

Вместе с тем, при выборе источников для осуществления корректировки таможенной стоимости, таможенный орган должен выбирать ту информацию, которая отвечает критериям, установленным статьями 4-10 Соглашения.

При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку, коммерческие условия и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и пунктом 3 статьи 7 Соглашения необходимо учитывать тот факт, что если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние. В этом смысле, различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

Низкий ценовой уровень сам по себе не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара.

Кроме того, судом установлено, что Центральной акцизной таможней при осуществлении корректировки таможенной стоимости к стоимости товаров, используемой в качестве основы для корректировки таможенной стоимости, добавлена ставка фрахта одного контейнера в размере 3150,00 долларов США, согласно информации имеющейся в ОКТС ЦАТ. Ответчиком и  третьим лицом не представлены суду документальные доказательства источника получения указанной информации, на основании чего суд пришел к выводу о том, что таможенным органом использована произвольная ценовая информация, что является нарушением пункта 2 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о несопоставимости условий сделки, поэтому разница таможенной стоимости товаров, задекларированных в спорных ДТ и товаров, указанных в выписке ДТ, полученной из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ», не может свидетельствовать о недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров, ввезенных обществом.

Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таможенный орган не представил надлежащих доказательств наличия условий, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, обоснованности сомнений в достоверности заявленной к декларированию стоимости товаров.

Кроме того, таможенный орган откорректировал заявленную таможенную стоимость товаров по шестому методу, не обосновав невозможность применения предыдущих методов, сославшись лишь на отсутствие в базах данных ценовой информации по предыдущему методу.

Между тем, в данном случае, ответчик должен был документально подтвердить факт объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе и содержащейся в базах данных таможенных   органов.

Из вышеизложенного следует, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №10009242/120813/0002033, №10009242/120813/0002036 была произведена таможенным органом неверно, поскольку корректировка таможенной стоимости осуществлялась на основе стоимости товаров, ввезенных на территорию Таможенного союза в другом количестве, другого качества, другого производителя, на других коммерческих условиях.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами,  должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"  излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление, и прилагаемые к нему документы, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В силу абзаца 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

Таким образом, в отношении возврата излишне уплаченных таможенных платежей предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, несоблюдение которого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется при соблюдении условий, одним из которых является - уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставлено обеспечение их уплаты.

Материалами дела, а именно решением о зачете денежного залога,  платежными поручениями, подтверждается уплата Заявителем таможенных платежей в полном объеме по корректировкам таможенной стоимости по спорным ДТ.

На основании  статей 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" взысканные по результатам незаконной корректировки таможенной стоимости  товаров платежи в размере 731481,74 руб., превышают сумму таможенных платежей, подлежащую уплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Таможенного союза.

Частями 4, 5, 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определено, что при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.  При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

Судом установлено, что с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. таможни от 14.03.2013 г. №00622) на сумму 731481,74  рублей, взысканных по ДТ №№10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036, ООО «Граффити» обращалось на Южный акцизный таможенный пост, однако указанное заявление общества  оставлено без рассмотрения.

Основанием для отказа в рассмотрении заявления ответчик указал на отсутствие в пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а именно корректировки таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате платежей.

Судом установлено, что заявитель не имел возможности представить ответчику заполненные бланки корректировки таможенной стоимости, так как таможенным органом не были приняты решения о корректировке таможенной стоимости, которые повлекли бы уменьшение суммы уплаченных платежей.

Судом также установлено, что ответчик и Центральная акцизная таможня, после получения указанного заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, имели достаточно времени для пересмотра принятых ранее решений о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ №№10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036, для заполнения бланков КТС на уменьшение суммы таможенных платежей и осуществления возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сроки, установленные в статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Судом также установлено, что указанные действия таможенными органами не производились.

Из содержания статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.

Наличие переплаты в сумме 731481,74 рублей подтверждается платежными поручениями №844 от 12.08.2013г., №1115 от 07.11.2013г., №1116 от 07.11.2013г., решением о зачете денежного залога № 10009240/011113/ЗДзО-0178. Задолженность по уплате таможенных платежей перед бюджетом РФ у ООО «Граффити» отсутствует, что подтверждается представленной ответчиком справкой.

Вместе с тем, таможенный орган не представил суду сведений, подтверждающих обратное.

Поскольку корректировка таможенной стоимости была осуществлена Центральной акцизной таможней без достаточных на то оснований, 6 метод оценки таможенной стоимости товаров определен неверно, отказ Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) возвратить излишне взысканные денежные средства неправомерен. Таможенные платежи, уплаченные обществом, подлежат возврату заявителю как излишне взысканные.

Таким образом, требования заявителя о признании незаконным бездействия Южного Акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица)по возврату излишне взысканных/уплаченных таможенных платежей в сумме 731481,74 рубль по ДТ№№ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036, выразившееся в отказе в рассмотрении Заявления, изложенном в письме от 18.03.2014 г. №48-01-07/0570, а также обязании Южного Акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ№№ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036 в сумме 731481,74 руб., в том числе 717279,60 руб. (таможенная пошлина и НДС, взысканные по Решению о зачете денежного залога от 01.11.2013г. №10009240/011113/ЗДз-0178) и 14202,14 руб. (пени по требованию об уплате таможенных платежей №10009240/96 от 01.11.2013г.), являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС СКО по идентичным делам №А32-25250/2012, №А32-28936/2012, № А32-32724/2012, №А32-32725/2012, №А32-40436/2012, А32-8473/2013, А32-8911/2013, А32-8916/2013, А32-27815/2013., Постановлениях 15 ААС по идентичным делам от 15.08.2014 по делу № А32-4588/2014, от 22.08.2014 по делу №А32-6518/2014, от 15.08.2014 по делу №А32-6521/2014.

В соответствии со статьями 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, относятся на ответчика.

Из материалов дела усматривается, что обществом заявлено 1 требование неимущественного характера в связи с чем, государственная пошлина по рассматриваемому делу в соответствии со статьёй 333.21 НК РФ составляет 2000 руб.

Заявителем при обращении в суд по платежному поручению №94 от 4.03.14 уплачено в федеральный бюджет 19629,64 руб. государственной пошлины.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию 2000 рублей государственной пошлины  в пользу общества.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 27, 29, 64, 65, 101, 102, 104, 106, 110,  156, 167-170, 176, 198, 200, 201, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй  333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие Южного Акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица)по возврату излишне взысканных таможенных платежей в сумме 731481,74 руб. по ДТ№ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления, изложенном в письме от 18.03.2014 г. №48-01-07/0570, как противоречащее Таможенному кодексу Таможенного союза.

Обязать Южный Акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТ№№ 10009242/120813/0002033, 10009242/120813/0002036 в сумме 731481,74 рублей, в том числе 717279,60 рублей (таможенная пошлина и НДС, взысканные по решению о зачете денежного залога от 01.11.2013г. №10009240/011113/ЗДз-0178) и 14202,14 рублей (пени по требованию об уплате таможенных платежей №10009240/96 от 01.11.2013г.) в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.

Взыскать с Южного Акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 19.11.2010, местонахождение: <...>) в пользу ООО «Граффити» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.

Возвратить ООО «Граффити» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 17629,64 руб. излишне уплаченной государственной пошлины из  19629,64 руб., уплаченных по платежному поручению №94 от 4.03.14.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                              И.П. Гонзус