АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350063, г. Краснодар, ул. Постовая, 32
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-12997/2021
Резолютивная часть решения объявлена 16.06.2021
Полный текст решения изготовлен 23.06.2021
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Чеснокова А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайдамака Э.С., рассмотрев заявление АО «Компания ТрансТелеКом» (ИНН 7709219099, ОГРН 1027739598248)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю г. Краснодар
о признании незаконным отказа № КУВД*001/2020-15703310/3 от 29.12.2021 Новороссийского отдела Управления Ростреестра по Краснодарскому Краю, обязании осуществить регистрацию права собственности на ЛКС ЛКС ОПС - 67 с КН:23:47:0114007:1143, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новороссийск, ул. Козлова, д. 62,
при участии:
от заявителя: Лях В.Н. – доверенность,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Компания ТрансТелеКом» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа № КУВД*001/2020-15703310/3 от 29.12.2021 Новороссийского отдела Управления Ростреестра по Краснодарскому Краю, обязании осуществить регистрацию права собственности на ЛКС ЛКС ОПС - 67 с КН:23:47:0114007:1143, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новороссийск, ул. Козлова, д. 62.
Заявитель в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, надлежащим образом уведомлено.
В судебном заседании 09.06.2021 объявлен перерыв до 16.06.2021 до 09 час. 50 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края http://krasnodar.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Как следует из материалов дела, АО «Компания ТрансТелеКом» обратилось в Новороссийский отдел Управления Ростреестра по Краснодарскому Краю с заявлением о государственной регистрации прав собственности в отношении объекта- Л КС ОПС -67 с КН:23:47:0114007:1143, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новороссийск, ул. Козлова, д. 62.
Как указывает заявитель, к заявлению прилагались следующие документы: заявление о государственной регистрации от 16.09.2020 № 61/001/006/2020-6662, доверенность от 05.06.2020, реестровый номер 77/863-Н/77-2020-4-2623, договор о присоединении от 27.02.2014, заключительный передаточный акт от 04.11.2014; приложение к заключительному передаточному акту 04.11.2014 ЗАО «Новтелеком», акт приема - передачи № 2 от 03.08.1999 ООО «Новтелеком», выписка из протокола от25.01.2019, акт приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией от 07.04.2003.
29 декабря 2020 года Новороссийским отделом Управления Ростреестра по Краснодарскому краю обществу отказано в государственной регистрации права № КУВД-001/2020-15703310/3 и для возобновления государственной регистрации необходимо представить документ, подтверждающий возникновения права собственности.
Полагая, что отказ в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в суд с указанным заявлением.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федерального закона № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как установлено судом, 16.09.2020 в Управление Росрееста по Краснодарскому краю обратилось АО «Компания ТрансТелеКом» с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности в отношении сооружения с КН: 23:47:0114007:1143.
В качестве правоустанавливающего документа были представлены следующие документы: - договор о присоединении от 27.02.2014; - заключительный передаточный акт от 04.11.2014 и приложение к нему; - акт приема-передачи № 2 от 03.08.1999; - акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией от 07.04.2003.
Уведомлениями от 29.09.2020 № КУВД-001/2020-15703310/1 и от 22.10.2020 № КУВД-001/2020-15703310/2 Управление Росреестра уведомило АО «Компания ТрансТелеКом» о приостановлении государственной регистрации.
Основанием для приостановления государственной регистрации послужили следующие обстоятельства.
Судом установлено, что согласно условиям представленного договора о присоединении от 27.02.2014 ЗАО «Новтелеком» (присоединяемое общество) присоединилось к ЗАО «Компания ТрансТелеКом».
Пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГР10Л о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших Деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему Другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт (пункт 3 статьи 17 Закона N 129-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о государственной регистрации недвижимости возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно части 3 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 статьи 69 Федерального закона N 218-ФЗ, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи.
Согласно данным ГКН объект с КН:23:47:0114007:1143 стоит на кадастровом учете как ранее учтенный объект.
Основанием для внесения в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с частью 5 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» явилась учетно-тсхническая документация (сканированный образ технического паспорта от 21.01.2009), переданная филиалу учреждения в рамках исполнения государственного контракта 05.03.2007 №К-11/25 по инвентаризации архивов органов технической инвентаризации актом приема-передачи от 18.12.2007г.
Между тем, заинтересованным лицом установлено, что ЗАО «Новтелеком» не являлся правообладателем спорного имущества, в ЕГРН отсутствует запись о вещных правах в отношении спорного объекта - ЛКС ОПС -67 с КН:23:47:0114007:1143.
Из вышеуказанного технического паспорта установлено, что линейные сооружения ОПС-67 введены в эксплуатацию в 1999 году.
При этом АО «Компания ТрансТелеКом» представило на государственную регистрацию акт приемки законченного строительством объекта от 07.04.2003.
Таким образом, суд делает вывод, что спорный объект был введен в эксплуатацию после вступления в силу Закона N 122-ФЗ ввиду чего положения ч. 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ в данном случае не применимы.
Кроме того, заявитель на государственную регистрацию не представил документы, подтверждающие возникновение права собственности ЗАО «Новтелеком» на спорный объект недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1);
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2);
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости (пункт 8).
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 указанного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать 'требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Также в адрес ГБУ КК "Краевая техническая инвентаризация-краевое БТИ" отдел по г. Новороссийску 29.09.2020 года заинтересованным лицом был направлен запрос об имеющейся информацию о правообладателях, ограничениях (обременениях) на Линейные сооружения ОПС-67, протяженностью 465 м. расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Козлова, д.62, а также в случае изменения площади (протяженности) указать в связи с чем изменилась площадь (протяженность)данного объекта недвижимости.
В рамках межведомственного информационного взаимодействия регистрирующим органом был получен ответ на запрос ГУП КК "Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ" по г. Новороссийску об отсутствии данных о правообладателях Линейных сооружений ОПС-67, расположенных по адресу: Краснодарский край г.Новороссийск, ул.Козлова, д.62.
Поскольку к регистрации права собственности общества предъявлено сооружение, которое создано либо в 1999 либо в 2003 году (разночтения в документах), но в любом случае, после введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Закона N 122-ФЗ и начала деятельности учреждения по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Краснодарскому краю (с 19.01.1999), то вывод заявителя о ранее возникшем праве не соответствует обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, учитывая, что сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН на спорный объект отсутствуют, какие-либо документы, подтверждающие наличие у ЗАО «Новтелеком» (передающей стороны) права собственности в отношении ЛКС ОПС - 67 с КН:23:47:0114007:1143 не представлены, суд делает вывод, что регистрирующий орган пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для государственной регистрации права собственности АО «Компания ТрансТелеКом» (принимающая сторона) на спорный объект.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 02.11.2020 N Ф09-6251/20 по делу N А71-16945/2019
Кроме того, суд обращает внимание, что отказ в регистрации права собственности не лишает заявителя права вновь обратиться с заявлением о регистрации в случае устранения причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.А. Чесноков