АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-13089/2017
Резолютивная часть объявлена 26 июля 2017 года, в полном объеме решение изготовлено 07 августа 2017 года.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Николаева А.В., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи помощником судьи
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***> ОГРН <***>),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***> ОГРН <***>),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница № 3» министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН <***> ОГРН <***>), Министерство здравоохранения Краснодарского края (ИНН <***> ОГРН <***>), Администрация муниципального образования город Краснодар, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
при участии: от заявителя- представитель по доверенности ФИО2, от заинтересованного лица- представитель по доверенности ФИО3, от третьего лица (Министерство здравоохранения Краснодарского края)- представитель по доверенности ФИО4, от третьего лица (ГБУЗ «Краевая клиническая больница № 3» министерства здравоохранения Краснодарского края)- представитель по доверенности ФИО5, от иных лиц- не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа.
Стороны обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в материалы дела представлен отзыв, согласно которому заинтересованное лицо возражает относительно заявленных требований.
Министерством здравоохранения Краснодарского края в материалы дела представлен отзыв, согласно которому третье лицо поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.12.2015 учреждению на праве оперативного управления принадлежит нежилое здание - лечебное учреждение ЛОР центр, литер Л1, назначение нежилое, общая площадь 2 228 кв.м, 4 этажа, в том числе 1 подвальный (запись регистрации 23-01/00-92/2004-699 от 22.06.2004).
В соответствии с приказом отдела здравоохранения Краснодарского крайисполкома № 262/99 от 1986 «Об организации краевого оториноларингологического центра» на базе ЛОР отделения краевой детской больницы организован краевой оториноларингологический центр (ЛОР-Центр). Осуществлена приемка пристройки к Лор отделению. Утверждено положение о краевом ЛОР центре.
В соответствии с Постановлением № 181 от 31.03.1992 главы администрации Краснодарского края «О создании научно-учебно-лечебного объединения «Краснодарский краевой оториноларингологический центр» принято решении о создании самостоятельного научно-учебно-лечебного объединения «Краснодарский краевой оториноларингологический центр», функционирующего на базе детской краевой больницы в структуре департамента здравоохранения. На основании Приказа департамента здравоохранения г. Краснодара № 248 от 10.06.1992 по состоянию на 01.06.1992 переданы краевого оториноларингологического центра детского и взрослого ЛОР отделений краевой детской больницы (основные фонды, имущество, бюджетные ассигнования).
В целях исполнения постановления № 181 от 31.03.1992 приказом департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края от 27.08.1992 № 156 «О создании научно-учебно-лечебного объединения Краснодарский краевой оториноларингологический центр», создано научно- учебно-лечебное объединение «Краснодарский краевой оториноларингологический центр», с предоставлением статуса самостоятельного юридического лица.
Здание (Лор детское литер Л; пристройка Лор взрослое литер Л1; пристройка к Лор детскому литер К) передано на баланс согласно справке Департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края № Б-8 от 25.09.1992 и инвентаризационной описи от 01.06.1992, о чем имеется штамп БТИ о регистрации вещного права за Краснодарским краевым оториноларингологическим центром от 02.07.1992.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.02.1993 № 99-10/3-10 согласовано решение о придании «Краснодарскому краевому отоларингологическому центру» статуса «Специализированной оториноларингологической больницы».
Постановлением главы администрации Краснодарского края № 41 от 10.02.1993 «Об изменении статуса краевых лечебно-профилактических учреждений» детское отделение краевого оториноларингологического центра (литер Л) передано на баланс Краснодарской краевой детской больницы. На базе взрослого отделения центра (литер Л 1) образована Краевая специализированная оториноларингологическая больница.
Приказом департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края № 150 от 08.04.1993 «О реорганизации научно-учебно-лечебного объединения «Краснодарский краевой оториноларингологический центр», отменен Приказ № 156 от 27.08.1992. На базе взрослого отделения центра (литер Л 1) образована Краевая клиническая оториноларингологическая больница (ЛОР-центр) на 80 коек с предоставлением ей статуса юридического лица и самостоятельного баланса.
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края № 5/440 от 13.08.1993 «Об учреждении краевой клинической оториноларингологической больницы», утвержден устав Краевой клинической оториноларингологической больницы (ЛОР-центр); учрежден адрес места нахождения <...>; закреплено на праве оперативного управления имущество согласно балансу, на 01.06.1993.
В соответствии с приказом департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края № 117 от 04.04.1996 «О статусе краевой клинической оториноларингологической больницы» краевая клиническая оториноларингологическая больница является правопреемником одноименного учреждения, образованного Приказом № 150 от 08.04.1993 и утвержден устав Краевой клинической оториноларингологической больницы.
В соответствии с распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края № 05/74 от 05.05.1996 «Об утверждении новой редакции устава государственного учреждения «Краевая клиническая оториноларингологическая больница» было закреплено государственное имущество на праве оперативного управления, числящиеся на балансе по состоянию на 01.01.1996 в сумме 2 034 999 000,00 руб.
В соответствии со свидетельством Регистрационной палаты города Краснодара № 4219 от 23.05.1996 учреждению дано право осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с учредительными документами предприятия в рамках действующего законодательства.
Согласно письму начальника ТГНИ 3 ФИО6, краевая клиническая оториноларингологическая больница, является государственным учреждением, собственностью Краснодарского края.
В соответствии с Приказом Департамента Здравоохранения Краснодарского края № 276-ОД от 25.05.2002 «О приведении наименований государственных учреждений здравоохранения Краснодарского края в соответствии с номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава РФ 03.11.1999 №395 «Об утверждении номенклатуры учреждения» государственное учреждение «Краевая клиническая оториноларингологическая больница» переименовано в государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница №3» Департамента здравоохранения Краснодарского края».
В соответствии с приказом департамента здравоохранения Краснодарского края
№ 994 от 11.04.2011 «О переименовании государственных учреждений здравоохранения», государственное учреждение здравоохранения краевая больница №3 департамента здравоохранения Краснодарского края переименовано в «государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая больница №3» департамента здравоохранения Краснодарского края».
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая больница №3» департамента здравоохранения Краснодарского края» переименовано в «Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Краевая больница №3» министерства здравоохранения Краснодарского края» приказ департамента здравоохранения Краснодарского края № 4113 от 20.08.2012 «О переименовании государственных учреждений здравоохранения».
Согласно данным Технического паспорта от 2013 года, в связи с регистрацией текущих изменений от 12.02.2012 и от 23.09.2013, осуществлено преобразование помещений в связи с чем, общая площадь здания изменена и составляет 2228 кв. м.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю за государственной регистрацией права государственной собственности Краснодарского края на нежилое здание, общей площадью 2228 кв. м., с кадастровым номером 2364360209008:1477, расположенное по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Захарова, д. 59.
Представитель департамента по доверенности 09.09.2016 обратился в МКУ муниципального образования г. Краснодар «Краснодарский городской многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на нежилое здание, приложив следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации права от 31.12.2015; копии доверенностей от 16.05.2016 и от 06.06.2016; копию приказа № 594-Л от 06.10.2015; копию приказа № 262/99 от 17.04.1986; копию справки от 06.11.1985; копию приказа № 156 от 07.01.1992; копию выписки от 22.04.1992; копию постановления № 181 от 31.03.1992; копию приказа № 248 от 10.06.1992; копию приказа № 99-10/3-10 от 04.02.1993; постановление №41 от 10.02.1993; копию приказа № 117 от 04.04.1996; копию приказа № 150 от 08.04.1993; копию распоряжения № 54/440 от 13.08.1993; копию свидетельства от 23.05.1996.
Согласно материалам дела, государственная регистрация права собственности Краснодарского края на нежилые помещения была приостановлена в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право собственности Краснодарского края на указанный объект недвижимости, а в последующем, уведомлением от 20.01.2017 № 23/001/855/2016-2979 Управлением Росреестра по Краснодарскому краю отказано в государственной регистрации права собственности Краснодарского края.
В оспариваемом отказе Управление Росреестра по Краснодарскому краю сообщило о том, что в ФГУП КК «КТИ» по г. Краснодару был направлен запрос о зарегистрированных правах, наличии или отсутствии запретов на спорный объект недвижимости. Также был направлен запрос в ТУ Росимущества по Краснодарскому о предоставлении выписки из реестра федеральной собственности по адресу расположения спорного объекта недвижимого имущества.
Заявитель, полагая, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***> ОГРН <***>) в государственной регистрации права государственной собственности Краснодарского края на нежилое здание – лечебное учреждение ЛОР центр, литер Л1, площадью 2 228 кв. м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Захарова, д. 59, выраженные в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 20.01.2017 № 23/001/855/2016-2979, нарушают права и законные интересы Департамента имущественных отношений Краснодарского края, обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
При решении вопроса об обоснованности заявленных требований, суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (здесь и далее в редакции от 03.07.2016), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Право собственности на объект недвижимости в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации, каковая согласно статье 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 9 Закона № 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (статья 13 Закона № 122-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона №122-ФЗ, документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав в ЕГРП.
Согласно пункту 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления сторон договора.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
Между тем отказ в государственной регистрации прав предусмотрен также статьей 19 Закона о регистрации как последствие приостановления государственной регистрации.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 19 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав может быть приостановлена на срок не более чем месяц на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с указанным заявлением. Если в течение этого срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав.
Согласно представленной в материалы дела Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.07.2017 № 23/001/071/2017-11198, на нежилое здание – лечебное учреждение ЛОР центр, литер Л1, площадью 2 228 кв. м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Захарова, д. 59, зарегистрировано право оперативного управления ГБУЗ «Краевая больница № 3» Министерства здравоохранения Краснодарского края (запись от 22.06.2004 № 23-01/00-92/2004-699).
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления представляет собой полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, закрепленным собственником за учреждением в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Из абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, право оперативного управления производно от права собственности, и является актом распоряжения собственником. Право оперативного управления не может существовать отдельно от права собственности.
Следует отметить, что в материалы дела представлено Распоряжение Комитета по Управлению государственным имуществом Краснодарского края от 13.08.1993№ 5/440, представляющее собой распорядительный акт собственника имущества, согласно которому утвержден устав Краевой клинической оториноларингологической больницы (ЛОР-центр); учрежден адрес места нахождения <...>; закреплено на праве оперативного управления имущество согласно балансу, на 01.06.1993.
Кроме того, как следует из материалов дела, здание (Лор детское литер Л; пристройка Лор взрослое литер Л1; пристройка к Лор детскому литер К) передано на баланс, согласно справке Департамента по здравоохранению администрации Краснодарского края № Б-8 от 25.09.1992 и инвентаризационной описи от 01.06.1992, о чем имеется штамп БТИ о регистрации вещного права за Краснодарским краевым оториноларингологическим центром от 02.07.1992.
Следует отметить, что представленные в материалы дела документы и распорядительные акты фактически свидетельствуют о возникновении права государственной собственности Краснодарского края на нежилое здание – лечебное учреждение ЛОР центр, литер Л1, площадью 2 228 кв. м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Захарова, д. 59.
При этом государственная регистрация права оперативного управления учреждения, являющегося производным от права собственности, и отказ в государственной регистрации самого права собственности заявителя, не является последовательным и соответствующим принципу стабильности гражданского оборота.
Вопреки доводам заинтересованного лица, в ходе исследования материалов дела, с учетом пояснений представителей сторон, судом установлено отсутствие спора о праве относительно на нежилого здания – лечебное учреждение ЛОР центр, литер Л1, площадью 2 228 кв. м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Захарова, д. 59. Спорное здание всегда находилось в ведении учреждения, использовалось как ЛОР-центр, полномочия собственника осуществлял Департамент имущественных отношений Краснодарского края (краевой уровень собственности).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В силу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, перечисленных в названной норме права.
Формулирование предмета и основания заявленных требований обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов либо нескольких из них.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ определены способы защиты нарушенных гражданских прав.
Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Суд отмечает, что избранный заявителем способ является надлежащим и обеспечивающим восстановление нарушенного права. Обращение заявителя в суд с требование о признании права собственности (в исковом порядке) нецелесообразно ввиду отсутствия претендентов на спорный объект – отсутствие спора о праве, подлежащего разрешению в судебном порядке.
Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом, в своей совокупности достаточны для вывода о необоснованности отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***> ОГРН <***>) в государственной регистрации права государственной собственности Краснодарского края на нежилое здание – лечебное учреждение ЛОР центр, литер Л1, площадью 2 228 кв. м., расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Захарова, д. 59, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 20.01.2017 № 23/001/855/2016-2979
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***> ОГРН <***>) в государственной регистрации права государственной собственности Краснодарского края на нежилое здание – лечебное учреждение ЛОР центр, литер Л1, площадью 2 228 кв. м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Захарова, д. 59, выраженный в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 20.01.2017 № 23/001/855/2016-2979.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН <***> ОГРН <***>) зарегистрировать право государственной собственности Краснодарского края на нежилое здание – лечебное учреждение ЛОР центр, литер Л1, площадью 2 228 кв. м., расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный округ, ул. им. Захарова, д. 59, в срок, установленный законом.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его изготовления в полном объеме, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья А.В. Николаев