ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-13290/18 от 14.12.2018 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А32-13290/2018

город Краснодар 28 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2018 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Лукки Алины Александровны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зекох З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Сочи (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Сочинской таможне, г. Сочи

о признании недействительным решение Сочинской таможни от 01.03.2018 г. по результатам таможенной проверки №10318000/210/010318/А000060/001, а также признать недействительным вынесенное на основании указанного решения требование об уплате таможенных платежей от 13 марта 2018 №10318000/Тр2018/0000023, взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей, и расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 14.03.2018;

от заинтересованного лица: ФИО3 – представитель по доверенности от 16.04.2018; №04-12/04286; ФИО4 – представитель по доверенности от 09.01.2018, №04-12/00093; ФИО5– представитель по доверенности от 07.03.2018, №04-12/02650;

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с заявлением к Сочинской таможне о признании недействительным решение Сочинской таможни от 01.03.2018 г. по результатам таможенной проверки №10318000/210/010318/А000060/001, а также признать недействительным вынесенное на основании указанного решения требование об уплате таможенных платежей от 13 марта 2018 №10318000/Тр2018/0000023, взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей, и расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 рублей.

Представитель заявителя на удовлетворении ходатайства о проведении судебной технической экспертизы давности составления документов и истребовании документов настаивает.

Представитель заинтересованного лица представил дополнение к отзыву, письменные возражения против ходатайства о проведения экспертизы и возражения против ходатайства об истребовании документов, на основании которых в удовлетворении заявленных ходатайств о проведении судебной технической экспертизы давности составления документов и об истребовании документов просит отказать.

Рассмотрев ходатайство заявителя об истребовании у Федеральной таможенной службы Российской Федерации информации об осуществлении таможенных операций за период с 01.01.2012 по 17.11.2017 в отношении товаров со следующими признаками:

1. Angelo Bervicato - артикулы: В2895, В2859, В2888, LB285, В2808 В2812.

2. Noгмa J.Baker - артикулы: 6071,6102,6076.

3. Fruit - артикулы: 1692,4107, 3923, 3301,1646,1762, 5422, 2294,4297,4295,4352.

4. Fabi - артикул: FU8595A.

5. Aldo Brue - артикулы: LN738,1042, 0577,415, L078, LN51, 539, AB438P, AB509AR JL43.

6. Iceberg - артикул: 371A.

7. Lella Baldi - артикулы: LB646, LB570, 334, 428, 647, 220, 4559.

8. Vittori Vigili-артикулы: 2177,1713,070,2016, 2168,2124.

9. Casadei - артикулы: 067, 541, 6539,109, 066, 080.

10. Galiano - артикул: 7802.

11 .Roberto Cavall - артикул: 7753.

12. Caivin Klein - артикул: 4074.

13. Viola Vincha- артикул: EMILY.

14. Lerre - артикул: 9037.

15. H*D*S*N (артикул отсутствует).

16. Yacht (артикул отсутствует), суд приходит к следующим выводам.

Судом принимается во внимание позиция таможенного органа по заявленному ходатайству, согласно которой.

В подпункте 37 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) дано следующее определение понятию «таможенные операции» - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Запрашиваемые ИП Касьяном Л.П. сведения о совершении таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, содержатся в «таможенных документах» - таможенная декларация и иные документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля (подпункт 36 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии со статьей 356 ТК ЕАЭС:

1. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов, используется таможенными органами исключительно для выполнения возложенных на них задач и функций.

2. Таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов доступ к информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать иным лицам, в том числе государственным органам государств-членов, информацию, составляющую государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законодательством государств-членов тайну (секреты), а также другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) устанавливаемых законодательством государств-членов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» в перечень сведений конфиденциального характера включены «сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна)».

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» органы государственной власти Российской Федерации и должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, должны обеспечивать защиту информации, составляющей государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, а также другой информации ограниченного доступа и использовать ее только в целях, для которых такая информация предоставлена.

Определение «коммерческая тайна» дано в статье 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Лица, осуществляющие коммерческую деятельность на территории Российской Федерации (оптовую и розничную торговлю), не перечислены в числе лиц, которые вправе затребовать такую информацию в судебном порядке.

Лица, разгласившие конфиденциальную информацию, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Например, ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом предусмотрена статьей 13.14. КоАП РФ.

В соответствии с положениями права ЕАЭС сведения о таможенном декларировании идентичных и однородных товаров, а также товаров того же класса и вида используются таможенным органом и могут быть предоставлены декларанту в обезличенном виде при осуществлении таможенного контроля таможенной стоимости товара, заявленной декларантом при осуществлении им таможенного декларировании товаров (Глава 5 ТК ЕАЭС «Таможенная стоимость», статья 112 ТК ЕАЭС «Таможенные операции, связанные с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, и порядок их совершения», Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений комиссии таможенного союза и коллегии евразийской экономической комиссии»).

В частности, такие сведения указываются в решении о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары при осуществлении расчета «откорректированной» таможенной стоимости оцениваемых товаров, определенной таможенным органом на основании статей 41- 42 ТК ЕАЭС методами по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами или в рамках статьи 45 ТК ЕАЭС (гибкое применение данных методов).

ИП ФИО1 не осуществлял таможенное декларирование перечисленных им товаров и не является «декларантом» данных товаров.

В ходе проведения таможенной проверки факта таможенного декларирования иностранного товара обязанность предоставления сведений, имеющих отношение к иностранному товару, возложена на проверяемое лицо.

В случае, если в коммерческих или иных товаросопроводительных документах, полученных Покупателем при осуществлении сделки купли продажи иностранных товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, имеются сведения о номере таможенной декларации, по которой такие товары помещены под таможенную процедуру, у такого лица в соответствии с приказом ФТС России от 31.10.2007 № 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации» имеется возможность обратиться в таможенный орган о предоставлении информации в целях проверки достоверности данных сведений.

Следовательно, у ИП ФИО1 Л.П. как лица, не имеющего отношения к таможенным операциям, имеется право обратиться в таможенный орган с целью проверки факта помещения конкретного товара (полное описание) под таможенную процедуру по конкретной (им указанной) декларации.

Приобретение ИП Касьяном Л.П. иностранных товаров, в целях осуществления им коммерческой деятельности (розничная торговля) на внутреннем рынке России без предоставления ИП Касьяну Л.П. продавцом этих товаров сведений, подтверждающих таможенное декларирование данных товаров, является волеизъявлением и риском ИП ФИО1 Л.П.

В ходе проведения таможенной проверки сведения о таможенном декларировании товаров, имеющиеся в базе данных ФТС России, могут рассматриваться в качестве доказательства таможенного декларирования товаров иностранного производства, находящихся на реализации у ИП ФИО1 Л.П. только в тех случаях, когда установлены документально подтвержденные сведения о приобретении ИП Касьяном Л.П. товаров, заявленных в конкретной таможенной декларации, и, как следствие:

- установлены обстоятельства перемещения данного товара через таможенную границу;

- подтвержден факт помещения данного товара под таможенную процедуру, в том числе уплата таможенных платежей, соблюдение запретов и ограничений.

Предоставление в таможню части документов о приобретении отдельных товаров на внутреннем рынке ЕАЭС с 2012 года без уточнения обстоятельств их помещения под таможенную процедуру (номер таможенной декларации) не является поводом для истребования у таможенного органа сведений обо всех товарах, удовлетворяющих всего двум критерия (торговая марка и артикул) и помещенных под таможенную процедуру в соответствующий период.

В качестве предоставления в суд доказательств достоверности сведений, взятых за основу определения стоимости незаконно перемещенных товаров в целях определения суммы подлежащих уплате таможенных платежей, таможенный орган представил исчерпывающую информацию, необходимую для этих целей: сведения о декларации на товары, описание задекларированного товара (вид обуви, торговая марка), его таможенная стоимость и количество.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании документов, в виду отсутствия оснований.

Рассмотрев ходатайство заявителя о проведении судебной технической экспертизы давности составления документов, суд приходит к следующим выводам.

В целях произведения расчета размера таможенных платежей в отношении товара, реализованного ИП Касьяном Л.П. в нарушение установленного запрета на распоряжение и пользование, отделом таможенного контроля после выпуска товара (далее – ОТК ПВТ) в отдел таможенных платежей была направлена докладная записка от 27.02.2018 б/н «О предоставлении информации в отношении товаров иностранного производства» (далее – Докладная записка). Данная Докладная записка содержала просьбу произвести расчет предварительного размера таможенных платежей, подлежащих уплате.

При этом указанный документ, согласно пояснений данных в ходе судебного заседания и.о. начальника ОТКПВТ ФИО5 лично подписавшей указанную докладную записку, являлся внутренним рабочим документом, не влекущим каких-либо правовых последствий в рамках проводимой выездной таможенной проверки, наличие данного документа в материалах проверки не является обязательным. Форма запроса информации, указанной в Докладной записке, нормативно не регламентирована. Данная информация могла быть направлена и получена по устному запросу в рабочем порядке (например, в телефонном режиме).

При этом на основании Докладной записки были подготовлены другие внутренние документы: служебная записка от 28.02.2018 № 20-15/0137.1 «Информация о стоимости обуви», служебная записка от 27.02.2018 № 17-24/0150 «О предоставлении информации в отношении обуви» и непосредственно сам ответ на Докладную записку (служебная записка от 28.02.2018 № 18-10/0129 «О расчете таможенных платежей в отношении задержанных товаров»), которые были зарегистрированы за конкретными номерами и датами теми же или более поздними, чем дата Докладной записки.

В соответствии с решением ЕЭК от 07.11.2017 № 137 «О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин» 12.03.2018 был сформирован Расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин №10318000/120318/0000001/01, который является документом, на основании которого было выставлено обжалуемое заявителем Требование об уплате таможенных платежей от 13.03.2018 № 10318000/ТР2018/0000023.

Копии всех перечисленных выше документов имеются в материалах дела.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для назначения и проведения технической экспертизы давности составления документов в отношении «документа без номера (Б/Н), датированного 27.02.2019 г.».

Дело рассматривается по правилам статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

Суд, заслушав доводы заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 20.11.2006, адрес: 354000, <...>.

В отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Л.П. Сочинской таможней была проведена выездная таможенная проверка по вопросу проверки факта помещения товаров иностранного производства (обуви) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Информацией, послужившей основанием для проведения таможенной проверки в отношении ИП ФИО1 Л.П., является информация, поступившая от территориального органа ФСБ г. Сочи (письмо от 17.11.2017 № 24/1/1/2-6757 «О возможной реализации контрафактной продукции»), а также информация оперативно-розыскного отдела таможни (докладная записка от 16.11.2017 № 23-18/611).

В ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий установлены факты реализации товаров народного потребления широкого ассортимента (обувь мужская и женская), ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

В связи с отсутствием у проверяемого лица при проведении таможенного осмотра помещений и территорий коммерческих документов, содержащих сведения о выпуске товаров, должностными лицами таможенного органа был наложен арест на товары.

У проверяемого лица были запрошены документы, подтверждающие совершение таможенных операций с данными товарами, и, как следствие, подтверждающих их законное местонахождение на территории ЕАЭС.

Должностными лицами таможенного органа был проведён анализ документов, представленных ИП Касьяном Л.П. и содержащих сведения о номерах таможенных деклараций на товары, с имеющимися электронными базами данных таможенных деклараций.

В результате сравнительного анализа данных, содержащихся в коммерческих документах (счета-фактуры, накладные) установлено, что ИП Касьяном Л.П. были представлены коммерческие документы, содержащие сведения о выпуске таможенными органами Российской Федерации товаров, отличающихся от тех товаров, которые фактически реализовывались на торговом объекте ИП ФИО1 Л.П.

Иные документы, подтверждающие совершение таможенных операций с вышеуказанными товарами, ИП Касьяном Л.П. представлены не были.

Таким образом, при проведении таможенной проверки факт помещения товаров иностранного производства, реализуемых ИП Касьяном Л.П., под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» подтверждён не был.

По результатам выездной таможенной проверки 01.03.2018 был составлен Акт № 10318000/210/010318/А000060, в соответствии с которым установлено отсутствие документального подтверждения таможенного декларирования 2189 из 2207 пар обуви иностранного производства, находящихся на реализации у ИП ФИО1 Л.П. и арестованных при проведении таможенной проверки. Данный вывод был сделан по результатам анализа информации, полученной от ИП ФИО1 Л.П., из информационной базы таможенного органа, при сопоставлении всех характеристик (модель, артикул, производитель/ изготовитель…) товара ФИО1 Л.П. и товаров, в отношении которых был осуществлен таможенный контроль в установленном порядке.

01.03.2018 таможенным органом было вынесено Решение 10318000/210/010318/А000060/001 о наступлении срока и возникновении обязанности у ИП ФИО1 Л.П. уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении обуви в количестве 90 пар из 95, реализованных Касьяном Л.П. в нарушение п. 3 ст. 183 Закона. Отсутствие подтверждения совершения таможенных операций с товарами иностранного товара (обуви), реализованных ИП Касьяном Л.П. на территории ЕАЭС в нарушение п. 3 ст.183 Закона, явилось основанием для вынесения указанного Решения.

13.03.2018 за исх. № 18-25/02798 ИП ФИО1 был уведомлен о неуплаченных таможенных пошлинах, налогах и пеней в сумме 164 310,44 рубля по Требованию об уплате таможенных платежей от 13.03.2018 № 10318000/Тр2018/0000023. Указанная сумма таможенных пошлин, налогов была исчислена в отношении 90 из 95 пар обуви иностранного производства, выпуск которых в свободное обращение на территории ТС/ЕАЭС индивидуальным предпринимателем не был документально подтвержден и которые были реализованы Касьяном Л.П. в нарушение требований ч. 3 ст. 183 Закона.

Данное уведомление с приложением требования было направлено в адрес ФИО1 Л.П. заказной корреспонденцией и им получено, что подтверждается его подписью в почтовой карточке.

Требование выставлено «в связи с установлением факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС по результатам проведенной выездной таможенной проверки (Акт выездной таможенной проверки от 01.03.2018 № 10318000/210/010318/А000060, Решение по результатам таможенной проверки от 01.03.2018 № 10318000/210/010318/А000060/001), в соответствии со ст. 56 ТК ЕАЭС, ст.150, 151 Закона.

Считая неправомерными действия таможенного органа, индивидуальной предприниматель обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании недействительным решение Сочинской таможни от 01.03.2018 г. по результатам таможенной проверки №10318000/210/010318/А000060/001, а также признании недействительным вынесенное на основании указанного решения требование об уплате таможенных платежей от 13 марта 2018 №10318000/Тр2018/0000023,

Принимая решение по данному делу, суд исходил из следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 1 «Таможенное регулирование в Таможенном союзе» Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) «Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами».

В соответствии со ст. 1 «Таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) «В Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами».

В соответствии со ст. 1 «Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона» Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) «предметом регулирования настоящего Федерального закона является, в том числе, регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации».

В соответствии со ст. 134 «Права и обязанности должностных лиц таможенного органа при проведении таможенной проверки» ТК ТС и ст. 335 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право, в том числе:

1) требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;

2) требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

3) требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;

4) налагать арест на товары или изымать их в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, на срок проведения выездной таможенной проверки для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;

5) опечатывать помещения, в которых находятся товары;

6) проводить иные действия, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

В соответствии со ст. 135 «Права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки» ТК ТС и ст. 336 ТК ЕАЭС проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано:

1) предъявлять товары, в отношении которых проводится таможенная проверка;

2) представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе;

3) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц, проводящих выездную таможенную проверку, на объекты проверяемого лица и предоставить им рабочее место;

4) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Таким образом, у проверяемого лица установлена обязанность в предъявлении товаров, в отношении которых проводится таможенная проверка, а также обязанность в представлении документов и сведений по запросу таможенного органа, в данном случае, ввезенными в Российскую Федерацию.

Аналогичные требования установлены пунктом 1 статьи 166 Федерального закона № 311-ФЗ, согласно которому декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля.

На основании вышеизложенного обязанность подтвердить факт помещения под таможенную процедуру товара, находящегося во владении и (или) пользовании у проверяемого лица, а так же относимость представленных документов и сведений в них к проверяемому товару лежит на проверяемом лице.

Таможенная проверка является одной из форм таможенного контроля, проведение которой регламентировано и установлено в ст.ст. 110 и 122 ТК ТС до 01.01.2018 и ст. 332 ТК ЕАЭС с 01.01.2018.

В соответствии со ст. 122 ТК ТС:

- таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза,

- таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются, применительно к рассматриваемым обстоятельствам:

- факт помещения товаров под таможенную процедуру;

- соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки. Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК ТС, действовавшей в период времени проведения проверки до 01.01.2018.

В соответствии со ст. 331 ТК ЕАЭС:

Таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном ТК ЕАЭС или законодательством государств-членов.

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.

Под проверяемыми лицами понимаются следующие лица, применительно к рассматриваемым обстоятельствам:

- лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;

- лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.

При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться:

- факт помещения товаров под таможенную процедуру;

- соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.

При установлении в ходе проведения таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государств-членов.

Порядок принятия таможенным органом решений по результатам проведения таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

В отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Л.П. Сочинской таможней была проведена выездная таможенная проверка по вопросу проверки факта помещения товаров иностранного производства (обуви) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии с п. 4 ст. 310 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Кодекса Союза) при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В соответствии с п. 8 ст. 310 Кодекса Союза в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, таможенными органами может проводиться таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), при наличии у таможенных органов информации о том; что товары были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и (или) находятся на таможенной территории ЕАЭС с нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

Информацией, послужившей основанием для проведения таможенной проверки в отношении ИП ФИО1 Л.П., является информация, поступившая от территориального органа ФСБ г. Сочи (письмо от 17.11.2017 № 24/1/1/2-6757 «О возможной реализации контрафактной продукции»), а также информация оперативно-розыскного отдела таможни (докладная записка от 16.11.2017 № 23-18/611).

В ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий установлены факты реализации товаров народного потребления широкого ассортимента (обувь мужская и женская), ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС.

В связи с отсутствием у проверяемого лица при проведении таможенного осмотра помещений и территорий коммерческих документов, содержащих сведения о выпуске товаров, должностными лицами таможенного органа был наложен арест на товары.

У проверяемого лица были запрошены документы, подтверждающие совершение таможенных операций с данными товарами, и, как следствие, подтверждающих их законное местонахождение на территории ЕАЭС.

Должностными лицами таможенного органа был проведён анализ документов, представленных ИП Касьяном Л.П. и содержащих сведения о номерах таможенных деклараций на товары, с имеющимися электронными базами данных таможенных деклараций.

В результате сравнительного анализа данных, содержащихся в коммерческих документах (счета-фактуры, накладные) установлено, что ИП Касьяном Л.П. были представлены коммерческие документы, содержащие сведения о выпуске таможенными органами Российской Федерации товаров, отличающихся от тех товаров, которые фактически реализовывались на торговом объекте ИП ФИО1 Л.П.

Также, при проведении таможенного контроля было обращено внимание на то, что сведения в коммерческих документах, представленных ИП Касьяном Л.П., преимущественно относятся к декларациям на товары, выпущенным таможенными органами Российской Федерации в период с 2011 по 2012 годы. Данные обстоятельства объективно ставят под сомнение возможность отнесения представленных документов к товарам, реализуемых ИП Касьяном Л.П., относящимся к категории кожгалантерейных изделий и требующие особых условий хранения, в большом количестве, сохраняя свой товарный вид, реализуемых в ноябре 2017 года (на дату назначения выездной таможенной проверки).

Иные документы, подтверждающие совершение таможенных операций с вышеуказанными товарами, ИП Касьяном Л.П. не представлены.

Приказом ФТС России от 31.10.2007 № 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезённых на таможенную территорию Российской Федерации» установлено право получения лицами, осуществляющими оптовую и розничную торговлю товаров иностранного производства, сведений об их выпуске.

В соответствии с частью 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ и услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров), является счет-фактура. Налогоплательщик обязан вести книгу покупок и продаж, а также составить счёт-фактуру, в которой при реализации иностранных товаров в соответствии с частью 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ указываются реквизиты о стране происхождения товара и номере таможенной декларации.

Следовательно, у ИП ФИО1 Л.П. имелась реальная возможность проверить наличие таможенного оформления товаров на этапе их приобретения на внутреннем рынке для последующей перепродажи, с целью проявления необходимой степени заботливости и осмотрительности, однако им не были приняты все зависящие от него меры, необходимые для соблюдения установленных требований действующего таможенного законодательства.

Таким образом, при проведении таможенной проверки факт помещения товаров иностранного производства, реализуемых ИП Касьяном Л.П., под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» не подтверждён.

По результатам выездной таможенной проверки 01.03.2018 был составлен Акт № 10318000/210/010318/А000060, в соответствии с которым установлено отсутствие документального подтверждения таможенного декларирования 2189 из 2207 пар обуви иностранного производства, находящихся на реализации у ИП ФИО1 Л.П. и арестованных при проведении таможенной проверки. Данный вывод был сделан по результатам анализа информации, полученной от ИП ФИО1 Л.П., из информационной базы таможенного органа, при сопоставлении всех характеристик (модель, артикул, производитель/ изготовитель…) товара ФИО1 Л.П. и товаров, в отношении которых был осуществлен таможенный контроль в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 331 ТК ЕАЭС вывод таможенного органа основан на результатах сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Как уже отмечалось ранее, в связи с отсутствием на момент проведения таможенного осмотра помещений и территорий торгового объекта ИП ФИО1 Л.П. документов, подтверждающих совершение таможенных операций с товарами иностранного производства, на данные товары был наложен арест. Однако в ходе проведения проверочных мероприятий была получена информация, свидетельствующая о нарушении проверяемым лицом наложенных обеспечительных мер на товары в виде ареста.

В ходе проведения проверочных мероприятий таможенным осмотром помещений и территорий был зафиксирован факт нарушения средств таможенной идентификации, наложенных на помещение, в котором находились арестованные товары. В ходе осмотра помещений и территорий установлено, что ИП Касьяном Л.П. была реализована часть товара, в отношении которого были применены обеспечительные меры (арест).

Часть 2 статьи 16.20. «Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо арестованными товарами» КоАП РФ предусматривает, что «пользование товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа и (или) передача таких товаров другим лицам, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей».

По факту реализации 95 пар обуви иностранного производства, арестованных в рамках проведения выездной таможенной проверки, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Л.П. было возбуждено дело об административном правонарушении № 10318000-93/2018 по ч.2 ст.16.20 КоАП РФ и 27.02.2018 вынесено постановление по административному делу. В соответствии с данным постановлением, индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 15000 рублей. Постановление не было обжаловано, вступило в законную силу и передано на исполнение.

В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - это перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

Данные требования также были закреплены в пункте 2 ст. 81 ТК ТС, согласно которому, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N 2519-О "по общему правилу именно декларант как лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, является ответственным за уплату таможенных платежей. Однако в случае выявления в установленном законом порядке фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу допускается отступление от указанного общего правила. Так, при ввозе таких товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязанность по уплате таможенных платежей возникает солидарно у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза (пункт 2 статьи 81).

Данное регулирование (пункт 2 статьи 81 ТК РФ) образует правовую основу системы мер таможенного контроля, призванных гарантировать уплату обязанными лицами таможенных платежей, которая, как и институт таможенного контроля в целом, направлена на защиту не только фискального интереса государства, но и таких конституционных ценностей, как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, законные интересы отечественных производителей и потребителей. При этом лица, которые на момент приобретения незаконного перемещенного товара не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, не могут рассматриваться как обязанные по уплате таможенных платежей.

При этом данное законоположение подлежит применению в отношении лица, которое знало или должно было знать о незаконности ввоза товара, в том числе в случаях, когда до момента выявления таможенным органом нарушений закона оно утратило на него право собственности.

01.03.2018 таможенным органом было вынесено Решение 10318000/210/010318/А000060/001 о наступлении срока и возникновении обязанности у ИП ФИО1 Л.П. уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении обуви в количестве 90 пар из 95, реализованных Касьяном Л.П. в нарушение п. 3 ст. 183 Закона. Отсутствие подтверждения совершения таможенных операций с товарами иностранного товара (обуви), реализованных ИП Касьяном Л.П. на территории ЕАЭС в нарушение п. 3 ст.183 Закона, явилось основанием для вынесения указанного Решения.

В соответствии со статьей 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

13.03.2018 за исх. № 18-25/02798 ИП ФИО1 был уведомлен о неуплаченных таможенных пошлинах, налогах и пеней в сумме 164 310,44 рубля по Требованию об уплате таможенных платежей от 13.03.2018 № 10318000/Тр2018/0000023. Указанная сумма таможенных пошлин, налогов была исчислена в отношении 90 из 95 пар обуви иностранного производства, выпуск которых в свободное обращение на территории ТС/ЕАЭС индивидуальным предпринимателем не был документально подтвержден и которые были реализованы Касьяном Л.П. в нарушение требований ч. 3 ст. 183 Закона.

Данное уведомление с приложением требования было направлено в адрес ФИО1 Л.П. заказной корреспонденцией и им получено, что подтверждается его подписью в почтовой карточке.

Требование выставлено «в связи с установлением факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС по результатам проведенной выездной таможенной проверки (Акт выездной таможенной проверки от 01.03.2018 № 10318000/210/010318/А000060, Решение по результатам таможенной проверки от 01.03.2018 № 10318000/210/010318/А000060/001), в соответствии со ст. 56 ТК ЕАЭС, ст.150, 151 Закона.

Понятие «незаконного перемещения» через таможенную границу Таможенного союза/ Евразийского экономического союза товаров и (или) транспортных средств дано в п.п. 19 п.1 ст.4 ТК ТС, в п.п. 25 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу это перемещение товаров через таможенную границу: вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием или не декларированием товаров, с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, либо с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Зная об отсутствии доказательств помещения товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и запрете распоряжения арестованными товарами, ИП ФИО1 продолжил реализацию арестованного товара. В период с 29.12.2017 по 29.01.2018 ИП Касьяном Л.П. было реализовано 95 (девяносто пять) пар обуви иностранного производства из общего количества 2207 (две тысячи двести семь) пар арестованных при проведении таможенной проверки. В отношении 5 (пяти) пар обуви факт совершения таможенных операций подтвержден. Помещение под процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории ТС/ЕАЭС 90 пар обуви иностранного производства не было подтверждено.

Таким образом, у ИП ФИО1 Л.П. возникла обязанность по уплате таможенных платежей в отношении 90 (девяносто) пар обуви иностранного производства из общего количества 2207 пар арестованных при проведении таможенной проверки, выпуск которых для внутреннего потребления на территории ТС/ЕАЭС индивидуальным предпринимателем не был документально подтвержден и которые были реализованы Касьяном Л.П. в нарушение требований ч. 3 ст. 183 Закона.

Порядок расчета подлежащих уплате ИП Касьяном Л.П. таможенных платежей произведет Сочинской таможней в соответствии с п.п.2 п.2 ст.20, п.6 ст. 38, п.8 ст. 56, ст.315 ТК ЕАЭС и состоит в следующем.

В период проведения выездной таможенной проверки на имя заместителя начальника таможни ФИО6 руководителем таможенной проверки была составлена и направлена докладная записка от 27.02.2018 б/н «О предоставлении информации в отношении товаров иностранного производства», в которой описана ситуация с реализацией ИП Касьяном Л.П. арестованных 90 пар обуви иностранного производства, с их идентификацией, в отношении которых отсутствует документальное подтверждение таможенного декларирования на территории ТС/ЕАЭС, а также запрошена информация о расчете размера таможенных платежей, подлежащих уплате в данном случае на дату наложения ареста на товары – 17.11.2017.

Осуществление расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и пени было произведено по результатам определения классификационного кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (код ТН ВЭД ЕАЭС) и определения таможенной стоимости товара.

В соответствии с п. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС служебной запиской от 27.02.2018 № 17-24/0150 отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений таможни была определена группа, в которой классифицируется реализованная ИП Касьяном Л.П. обувь иностранного производства – группа 64 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с п. 6 ст. 38 ТК ЕАЭС служебной запиской от 28.02.2018 № 20-15/0137.1 отдела контроля таможенной стоимости таможни с помощью автоматизированной системы контроля таможенной стоимости «Стоимость -1» была определена стоимость товара по имеющимся в информационной базе таможенного органа источникам ценовой информации за единицу товара (с учетом характеристик товара по артикулам, странам – производителям, моделям и т.д.), общего количества по наименованиям, а также общая стоимость 90 пар обуви иностранного производства, реализованных ИП Касьяном Л.П. в нарушение ст.183 Закона. Общая стоимость 90 пар обуви иностранного производства для цели осуществления расчета подлежащих уплате таможенных платежей составила 823 488,63 рубля.

В соответствии с п.8 ст.56 ТК ЕАЭС служебной запиской отдела таможенных платежей таможни от 28.02.2018 № 18-10/0129 по определенным выше показателям была рассчитана подлежащая уплате сумма таможенных платежей, которая составила 159 491,13 рублей .

По окончании выездной таможенной проверки на имя заместителя начальника таможни ФИО6 была направлена докладная записка от 07.03.2018 № 06-19/060 «О направлении материалов ВТП» для принятия мер в установленном порядке.

На основании предоставленных Акта выездной таможенной проверки № 10318000/210/010318/А000060 и Решения по ее результатам № 10318000/210/010318/А000060/001 Сочинской таможней 12.03.2018 был осуществлен расчет подлежащих уплате таможенных платежей, что соответствует п. 4 ст. 52 ТК ЕАЭС. Был сформирован Расчет таможенных пошлин, налогов специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин № 10318000/120318/0000001/01. Форма и порядок заполнения Расчета установлен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 137 «О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».

Доводы заявителя о невозможности применения в отношении иностранных товаров, реализованных ИП Касьяном Л.П. пункта 7 Положения об особенностях применения методов определения таможенной стоимости товаров, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза с не декларированием, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 № 180 (далее – Положение № 180), подлежит судом отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с Правом Евразийского экономического союза (далее – Право ЕАЭС), действующим на момент обнаружения у ИП ФИО1 Л.П. обуви иностранного производства (далее – Товар), обязанность определения и декларирования таможенной стоимости товара возложена на декларанта (пункт 3 статьи 64, пункт 1 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, далее – ТК ТС). Декларирование таможенной стоимости товара осуществляется путем заявления таможенному органу сведений о методе определения таможенной стоимости, ее структуре (по мере необходимости) и величине.

Положение № 180 устанавливает особенности применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленных Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года (далее – Соглашение), в отношении товаров, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза с не декларированием и обнаруженных в ходе проведения таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза (далее - незаконно ввезенные товары).

Настоящее Положение № 180 применяется при определении таможенной стоимости незаконно ввезенных товаров в целях исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 81 ТК ТС (возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу), а также при добровольной уплате таможенных пошлин, налогов лицом, у которого таможенным органом государства - члена Таможенного союза обнаружены незаконно ввезенные товары.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 180 в случае, если установлены обстоятельства ввоза на единую таможенную территорию Таможенного союза незаконно ввезенных товаров и соблюдены установленные Соглашением условия, которые позволяют применить методы определения таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость таких товаров определяется в соответствии со статьями 4, 6 - 10 Соглашения (1, 2 - 6 методы определения таможенной стоимости).

При этом обстоятельствами ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, влияющими на определение таможенной стоимости незаконно ввезенных товаров, являются в том числе:

-день пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза;

-состояние товаров (например, степень физического износа, комплектность, собранный или разобранный вид, наличие (отсутствие) повреждений);

-количество товаров (объем партии);

-цена товаров и условия оплаты;

-вид транспортного средства, использованного для перевозки (транспортировки) товаров;

-маршрут перевозки (транспортировки) товаров.

Обстоятельства ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза устанавливаются на основании документов, имеющих отношение к незаконно ввезенным товарам.

Коммерческие документы на реализуемые товары, подтверждающие факты их таможенного оформления (а также сведения об обстоятельствах их перемещения), в ходе проведения таможенной проверки, ИП Касьяном Л.П. не представлены. Ответы на запросы, направленные таможенным органом в адреса поставщиков, в Сочинскую таможню не поступили.

В соответствии с пунктом 4 Положения, в случае если не установлены обстоятельства ввоза на единую таможенную территорию Таможенного союза незаконно ввезенных товаров, методы определения таможенной стоимости товаров, определенные статьями 4, 6 - 9 межправительственного Соглашения, не применяются в связи с отсутствием необходимой информации для их применения. В таком случае таможенная стоимость незаконно ввезенных товаров определяется по резервному методу (метод 6), установленному статьей 10 Соглашения, с учетом особенностей, определенных пунктами 5 - 7 настоящего Положения.

Следовательно, таможенная стоимость товаров, в отношении которых не установлены обстоятельства ввоза на единую таможенную территорию, не может быть определена на основании методов:

- по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статья 4 Соглашения);

- по стоимости сделки с идентичными/однородными товарами (статьи 6-7 Соглашения);

- методами вычитания и сложения (статьи 8-9 Соглашения).

В соответствии с пунктом 5 Положения № 180 в случае, если невозможно установить день пересечения незаконно ввезенными товарами таможенной границы Таможенного союза, для целей определения их таможенной стоимости таким днем считается день выявления факта незаконного перемещения (перемещения с недекларированием) этих товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 6 Положения № 180 в случае, если установлены обстоятельства продажи на единой таможенной территории Таможенного союза незаконно ввезенных товаров, при определении таможенной стоимости таких товаров по методу 6 используется цена, по которой эти товары были приобретены на единой таможенной территории Таможенного союза.

ИП Касьяном Л.П. не направлялись в Сочинскую таможню сведения об учете реализуемых им товаров на протяжении интервала времени, датируемого представленными товаросопроводительными документами. Определить документы, содержащие сведения об обстоятельствах приобретения ИП Касьяном Л.П. незаконно ввезенных товаров, не представляется возможным. Также ИП Касьяном Л.П. не направлялись сведения об осуществленной им реализации товаров посредством его торговых объектов.

Следовательно, условия определения таможенной стоимости Товаров, предусмотренные пунктом 7 Положения № 180, соблюдаются: «отсутствуют документы, имеющие отношение к незаконно ввезенным товарам и содержащие сведения об обстоятельствах их ввоза и (или) продажи на единой таможенной территории Таможенного союза».

В соответствии с пунктом 7 Положения № 180 в случае, указанном в пункте 4 настоящего Положения, таможенная стоимость незаконно ввезенных товаров определяется на основе стоимости сделки с товарами того же класса или вида при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза путем использования резервного метода определения таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения, что соответствует пункту 4 Положения № 180.

Пунктом 6 статьи 81 ТК ТС установлено, что если определение сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, невозможно в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о таможенной стоимости, суммы таможенных пошлин, налогов определяются исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, а также количества и (или) стоимости товаров, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

В связи с отсутствием документов, имеющих отношение к незаконно ввезенным товарам и содержащих сведения об обстоятельствах их ввоза и (или) продажи на единой таможенной территории Таможенного союза, а также сведений о товаре, достаточных для определения его качественных характеристик, влияющих на стоимость товара: вид обуви, материал, страна происхождения и др. характеристики (полное описание товара) в качестве основ для расчета их стоимости использована ценовая информация о стоимости товаров того же класса и вида, полученная с помощью автоматизированной системы контроля таможенной стоимости «Стоимость-1».

Таким образом, для целей расчета сумм таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении незаконно перемещенных товаров – «обувь мужская и женская иностранного производства» их стоимость (таможенная стоимость, в соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее – ТК ЕАЭС) определена Сочинской таможней на основании имеющейся ценовой информации о стоимости сделки товаров того же класса и вида - обуви соответствующих торговых марок.

На момент завершения выездной таможенной проверки возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союза), срок их уплаты и особенности исчисления определены статьей 56 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 ТК ЕАЭС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В соответствии с пунктом 8 статьи 56 ТК ЕАЭС в случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений.

В случае если код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определен на уровне группировки с количеством знаков менее 10:

для исчисления таможенных пошлин применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, соответствующих товарам, входящим в такую группировку;

для исчисления налогов применяется наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость, наибольшая из ставок акцизов (акцизного налога или акцизного сбора), соответствующих товарам, входящим в такую группировку, в отношении которых установлена наибольшая из ставок таможенных пошлин.

При установлении впоследствии точных сведений о товарах таможенные пошлины, налоги исчисляются исходя из таких точных сведений, и осуществляется возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов либо взыскание неуплаченных сумм в соответствии с главами 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из положений норм Права ЕАЭС следует, что таможенный орган вправе определить сумму таможенных платежей, подлежащих уплате при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза на основании имеющихся у таможенного органа сведений, однако, данная величина может быть пересмотрена при установлении впоследствии точных сведений о товарах.

Согласно представленных Сочинской таможней пояснений ИП ФИО1 не обращался в таможню с заявлением о пересчете величины таможенных платежей в связи с предоставлением точных сведений о реализованных им товарах, следовательно, отсутствуют основания для пересмотра сведений, использованной для определения сумм таможенных платежей, подлежащих уплате при незаконном перемещении Товаров через таможенную границу Союза, отсутствуют.

Также даны пояснения, относительно величины подлежащих уплате таможенных пошлин, которая определена таможенным органом из расчета 1,5 евро за 1 пару в соответствии с положениями Права ЕАЭС.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о законности оспариваемых предпринимателем Касьяном Л.П. решения Сочинской таможни от 01.03.2018 г. по результатам таможенной проверки №10318000/210/010318/А000060/001 и требования об уплате таможенных платежей от 13 марта 2018 №10318000/Тр2018/0000023.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В результате совокупной оценки документов с другими доказательствами по делу, установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что доказательств того, что оспариваемые по настоящему делу решение и требование таможенного органа, являются незаконными и при этом нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований индивидуального предпринимателя.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет состав судебных расходов, состоящих из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статьям 101, 102, 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отказе в удовлетворении заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В материалы дела ИП Касьяном Л.П. представлено платежное поручение №1304 от 15.11.2018 о внесении денежных средств на депозит Арбитражного суда Краснодарского края в общей сумме 39 900 рублей в счет оплаты судебной экспертизы.

В связи с тем, что в удовлетворении ходатайства индивидуального предпринимателя ФИО1 Л.П. о проведении судебной технической экспертизы давности составления документов отказано, денежные средства в размере 39 900 рублей, перечисленные на депозитный счет Арбитражного суда Краснодарского края, подлежат возврату индивидуальному предпринимателю Касьяну Л.П.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства индивидуального предпринимателя ФИО1 о проведении судебной технической экспертизы давности составления документов – отказать.

В удовлетворении ходатайства индивидуального предпринимателя ФИО1 об истребовании доказательств – отказать.

В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя ФИО1 - отказать.

Финансовому отделу (бухгалтерии) Арбитражного суда Краснодарского края перечислить на расчетный счет индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, сч. №40802810600000001160, банк плательщика ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ г. КРАСНОДАР, БИК 040349001) денежные средства в размере 39 900 руб., поступившие от индивидуального предпринимателя ФИО1 в счет оплаты судебной экспертизы по платежному поручению №1304 от 15.11.2018 на депозитный счет Арбитражного суда Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.А. Лукки