ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-13408/08 от 07.07.2008 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Краснодар Дело № А-32-13408/08-34/273-176АЖ

от 07 июля 2008 года

Арбитражный суд Краснодарского края в лице судьи Т.И. Марчук,

рассмотрев в судебном заседании заявление ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» ст. ФИО1

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (Росприроднадзору) г. Краснодар

о признании незаконным и отмене постановления Азово-Кубанской межрайонной группы № 05-18-49 ЛП от 12.05.08, выделенного в отдельное производство из дела № А-32-11772/08-34/221-146 АЖ в соответствии с определением суда от 03.07.08

При участии в заседании: от заявителя – ФИО2 генерального директора по должности и ФИО3 по доверенности от 02.07.08

У С Т А Н О В И Л:

Рассматривается заявление о незаконным и отмене постановления Азово-Кубанской межрайонной группы № 05-18-49 ЛП от 12.05.08 о привлечении его к административной ответственности в соответствии со статьёй 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало.

Дело рассмотрением откладывалось.

В очередное судебное заседание заинтересованное лицо, надлежаще извещённое о дне, месте и времени рассмотрения спора в судебное заседание своего представителя не направил, что позволяет суду приступить к рассмотрению дела в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По правилам статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В этой связи судом установлено, что по материалам плановой проверки заявителя установлено, что общество согласно договору от 22.05.06 арендует у ФГУП «Абинский лесхоз» лесной участок площадью 3,8 га под разработку карьера бутового камня.

По результатам проведенной проверки было установлено, чтообществом эксплуатация арендованного лесного участка проводится без проекта освоения лесов, без специально подготовленных площадок для разведения костров, без специально подготовленных площадок размещения и хранения тары с остатками горюче смазочных материалов, без соблюдения норм наличия средств пожаротушения на лесном участке площадью 3.8га в выделе № 54 квартала №10 Холмского участкового лесничества, без содержания очищенными от валежника и сухостойной древесины полосы шириной 10 метров с каждой стороны дороги по арендному лесному участку.

22 апреля 2008 года в отношении ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» главным специалистом Азово-Кубанской межрайонной группы УФС Росприроднадзора был составлен протокол об административном правонарушении, а 12 мая 2008 года им же вынесено постановление № 05-18-49ЛП о назначении административного наказания в соответствии со статьёй 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20 000 рублей за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Суд, заслушав представителей заявителя, изучив основания заявленных требований и документы, представленные заявителем и заинтересованным лицом в обоснование своих требований и возражений, счел заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имели ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный прядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушивает объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 8 части 2 статьи 30.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В этой связи судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 24.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению такие обстоятельства как наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 1.7. Регламента Федеральной служба по надзору в сфере природопользования, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.06.07 № 191, структура центрального аппарата Росприроднадзора включает в себя руководство (руководитель и его заместители) Росприроднадзора, помощников (советников) руководителя, спецотдел и управления Росприроднадзора. Управления Росприроднадзора состоят из отделов.

Структура аппарата территориального органа Роспрароднадзора включает в себя руководство (руководитель и его заместители) территориального органа и отделы по основным направлениям деятельности территориального органа (пункт 1.12 Регламента).

В соответствии с пунктом 1 Раздела I Положения об Азово-Кубанской межрайонной группе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю, утвержденного на основании Приказа Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю от 06.09.07 № 1.03/74, Азово-Кубанская межрайонная группа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю является структурным подразделением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю.

На основании абзаца 1 пункта 7 данного Положения, должностные лица Азово-Кубанской межрайонной группы являются государственными инспекторами в области охраны и защиты лесов. Главный специалист-эксперт государственный инспектор является руководителем Азово-Кубанской межрайонной группы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (пункт 8 Положения об Азово-Кубанской межрайонной группе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю).

Таким образом, в соответствии с должностным регламентом, утвержденным руководителем Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю 06.10.07, главный специалист-эксперт Азово-Кубанской группы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю является федеральным государственным гражданским служащим.

Главный специалист-эксперт Азово-Кубанской межрайонной группы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и так далее.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 6 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.07 № 394, должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, одновременно по должности являются: федеральные государственные гражданские служащие ведущей и старшей групп должностей категории “специалисты” отделов территориальных органов Федеральной службы, по надзору в сфере природопользования, ведающие вопросами государственного лесного контроля и надзора; государственными лесными инспекторами в лесничествах и лесопарках.

Как указано в части 1 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32. Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: главный государственный лесной инспектор Российской Федерации, его заместители; главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспектора Российской Федерации, их заместители; старшие государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках, их заместители; государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках (часть 2 указанной статьи).

Согласно части 3 статьи 23.24. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, налагаемого должностными лицами, указанными в пункте 5 части 2 настоящей статьи (государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках), не может превышать триста рублей.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, оспариваемое постановление № 05-18-49 ЛП от 12.05.08 вынесено государственным инспектором Главным специалистом-экспертом Азово-Кубанской межрайонной группы ФИО4, который в соответствии с частями 1 и 2 статьи 23.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имел право рассматривать данное дело.

Однако, как указано выше, он не имел полномочий привлекать заявителя к административной ответственности в виде штрафа, сумма которого превышает 300 руб., тогда как в соответствии с оспариваемым постановлением сумма штрафа, назначенного ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» составила 20 000 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение. Согласно части 6 данной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 64 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, причём обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

С учётом изложенного, суд пришёл к выводу об отсутствии у должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, полномочий для привлечения заявителя к административной ответственности в виде штрафа в сумме 20 000 руб.

Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

Таким образом, привлечение ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» к административной ответственности по статье 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с постановлением № 05-18-49-ЛП от 12.05.08 главного специалиста Азово-Кубанской межрайонной группы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю произведено с нарушением требований части 3 статьи 23.24 Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 4, 27, 167 – 170, частями 4, 6, 7 статьи 210, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; статьями 8.32., 23.24., 24.1., 26.1., пунктом 8 части 2 статьи 30.6., пунктом 4 части 1 статьи 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях суд

Р Е Ш И Л :

Постановление главного специалиста Азово-Кубанской межрайонной группы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю № 05-18-49ЛП от 12.05.08 о привлечении ООО Корпорация «Кубаньводремкапстрой» к административной ответственности по статье 8.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в сумме 20 000 рублей

признать незаконным и отменить.

Вынесенное по делу решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ростов-на-Дону, 344002, Газетный переулок, 34/70/75 лит. А) в соответствии со статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в 10-дневный срок со дня получения копии решения через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Т.И. Марчук