Арбитражный суд Краснодарского края
350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
г. Краснодар Дело № А32-13508/2011
19 октября 2011 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ивановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Божко Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Сочиторгтехника», ст. Староминская
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, г. Краснодар
Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «Феникс-2008», г. Сочи
о признании незаконным и отмене постановления № 18-11-087/пн от 06.05.2011г.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: ФИО1 – доверенность от 11.01.2011 г.,
от третьего лица: ФИО2 – доверенность от 05.10.2011 г.
Установил:
Закрытое акционерное общество «Сочиторгтехника», ст. Староминская обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе, г. Краснодар признании незаконным и отмене постановления № 18-11-087/пн от 06.05.2011 г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения спора извещен надлежащим образом, заявленные требования изложены в заявлении от 27.05.2011 г. № 29/05 и документальных доказательствах приложенных к нему.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Суд, заслушав доводы представителей заинтересованного лица и третьего лица, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Закрытое акционерное общество «Сочиторгтехника» зарегистрировано инспекцией Федеральной налоговой службы по Староминскому району Краснодарского края в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022302923939, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 № 000920748.
В соответствии с поручением руководителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе №18-10-138-03/пч от 13.12.2010г. проведена камеральная проверка деятельностиЗАО «Сочиторгтехника», расположенного по адресу: 353600, Краснодарский край,ст. Староминская, ул. Ленина, 24-а.
В соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 91 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 указанного Федерального закона.
В ходе проверки документов, представленных ЗАО «Сочиторгтехника» (вх. №18-11-269 от 03.02.2011г.) и ООО «Феникс 2008» (вх. №18-10-53/ж-юр от 27.12.2010г.) установлено, что в адрес ЗАО «Сочиторгтехника» от ООО «Феникс 2008» 07.12.2010г. поступило требование (исх. №112 от 06.12.2010г., данное требование было зарегистрировано за вх. №40 от 07.12.2010г.) о предоставлении копий документов (требование было получено инспектором отдела контроля ЗАО «Сочиторгтехника» ФИО3 07.12.2010г., о чем свидетельствует копия извещения №108 ФГУП «Почта России»).
В требовании (исх. №112 от 06.12.2010г.) ООО «Феникс 2008» запрашивало у ЗАО «Сочиторгтехника» копии следующих документов:
1. уставы ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
2. все изменения и дополнения за весь период деятельности общества, внесенные в
уставы ЗАО «Сочиторгтехника», зарегистрированные в установленном порядке;
3. документ о государственной регистрации ЗАО «Сочиторгтехника»;
4. все списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, которые составлялись перед каждым собранием акционеров ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
5. бюллетени для голосования, а также доверенности на участие в общих собрания акционеров за весь период деятельности ЗАО «Сочиторгтехника»;
6. все списки лиц, имеющих право на получение дивидендов, составленных за весь период деятельности ЗАО «Сочиторгтехника»;
7. протоколы общих собраний акционеров ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
8. протоколы заседаний совета директоров ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
9. протоколы ревизионной комиссии ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период
деятельности общества;
10. заключения ревизионной комиссии ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
11. заключения аудитора ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
12. отчеты независимых оценщиков за весь период деятельности ЗАО «Сочиторгтехника»;
13. годовые отчеты ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
14. ежеквартальные отчеты ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
15. документы бухгалтерской отчетности ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
16. документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
17. договоры на ведение реестра акционеров ЗАО «Сочиторгтехника»,
заключенных обществом со специализированными регистраторами за весь период
деятельности общества;
18. договоры, подпадающие под определение крупных сделок и сделок в совершении которых имеется за весь период деятельности общества;
19. списки аффилированных лиц ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
20. проспекты эмиссии ЗАО «Сочиторгтехника» за весь период деятельности общества;
21. внутренние документы ЗАО «Сочиторгтехника», в том числе: Положения об общем собрании акционеров общества, Положения о совете директоров общества, Положения об исполнительном органе общества, Положения о порядке ведения реестра акционеров общества, Положения о счетной комиссии общества, Положения о ревизионной комиссии общества, Положения о филиале или представительстве общества, Правил внутреннего трудового распорядка.
ЗАО «Сочиторгтехника» с момента образования по дату предоставления документов в РО ФСФР России в ПР (вх. №18-11-269 от 03.02.2011г.) проспекты ценных бумаг не регистрировало, так же у ЗАО «Сочиторгтехника» отсутствует обязанность в соответствии с требованиями Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 №06-117/пз-н, по составлению ежеквартальных отчетов.
В ходе проверки установлено, что Общество ни копий запрошенных документов ни мотивированного отказа в предоставлении данных копий документов в адрес ООО «Феникс 2008» не направляло.
Таким образом, в нарушение требований статьи 91 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» ЗАО «Сочиторгтехника» не направило в срок до 14.12.2010г. в адрес ООО «Феникс 2008» копии документов указанных в пунктах 1-13, 15-16, 19, 21 требования (исх. №112 от 06.12.2010г.), а так же не предложило ООО «Феникс 2008» ознакомиться с запрашиваемыми копиями документами, по месту нахождения исполнительного органа ЗАО «Сочиторгтехника».
15.12.2010 г. выявлено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеуказанным, в действиях юридического лица ЗАО «Сочиторгтехника» были усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ - непредставление или нарушение эмитентом порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, о чем был составлен акт о выявлении административного правонарушения № 18-11-к-1/ж от 03.02.2011г.
26 апреля 2011 года в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 18-1Ы50/пр-ап с участием защитника Общества ФИО4 (доверенность б/н от 25.04.2011 г.).
Копия указанного протокола и копия определения № К-1/03.02.2011/ж-01 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу должным образом вручены ФИО4 26.04.2011. Так, рассмотрение дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ЗАО «Сочиторгтехника» назначено на 06 мая 2011 года на 12час. 00 мин.
Определение от 26.04.2011 № К-1/03.02.2011/ж-02 о вызове участника производства по делу об административном правонарушении было должным образом направлено в адрес ООО «Феникс 2008» 26.04.2011 (исх.№ 18-11-МЛ-06/1622).
Постановлением № 18-11-087/пн от 06мая 2011 года ФСФР Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе Закрытое акционерное общество «Сочиторгтехника» признано винновым в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 15.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере500 000 рублей.
ЗАО «Сочиторгтехника» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмена постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе по делу об административном правонарушении № 18-11-087/пн от 06мая 2011 года.
При рассмотрении заявленных требований по существу суд исходит из следующих обстоятельств.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 15.19Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением, установленным этой нормой, признается непредставление или нарушение эмитентом порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от
него меры по их соблюдению. ЗАО «Сочиторгтехника» имело возможность для соблюдения норм и правил, регулирующих порядок и сроки представления информации акционеру по требованию.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.96 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанный порядок предусмотрен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденном Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.06 г. N 06-117/пз-н.
В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество обязано раскрывать информацию в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом установлены "Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного приказом Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Согласно протоколу об административном правонарушении ЗАО «Сочиторгтехника» не направило в срок до 14.12.2010г. в адрес ООО «Феникс 2008» копии документов указанных в пунктах 1-13, 15-16, 19, 21 требования (исх. №112 от 06.12.2010г.), а так же не предложило ООО «Феникс 2008» ознакомиться с запрашиваемыми копиями документами, по месту нахождения исполнительного органа ЗАО «Сочиторгтехника».
Требованиями пункта 1 статьи 89 Федерального закона РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что общество обязано хранить и иные документы, предусмотренные Федеральным законом РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 89 Федерального закона РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество хранит документы, предусмотренные п. 1 ст. 89 Федерального закона РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» в порядке и в течение сроков, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок и сроки хранения документов, образующихся в деятельности акционерного общества, определены Положением; в число документов, подлежащих хранению, включены и документы, которые общество обязано представлять акционерам. При этом из Положения не следует, что договоры, заключаемые акционерным обществом в процессе осуществления им хозяйственной деятельности, относятся к документам, перечисленным в п. 1 ст. 89 Федерального закона РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», в том числе к иным документам, обязанность представления которых предусмотрена правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, документы, указанные в п.17 и п.18 требования (исх. №112 от 06.12.2010г.), не относятся к числу иных документов, обязанность представления которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Общество ни копий запрошенных документов ни мотивированного отказа в предоставлении данных копий документов в адрес ООО «Феникс 2008» не направляло.
Таким образом, в нарушение требований ст. 91 Федерального закона РФ от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» ЗАО «Сочиторгтехника» не направило в срок до 14.12.2010г. в адрес ООО «Феникс 2008» копии документов указанных в пп. 1-13, 15-16, 19, 21 требования (исх. №112 от 06.12.2010г.), а так же не предложило ООО «Феникс 2008» ознакомиться с запрашиваемыми копиями документами, по месту нахождения исполнительного органа ЗАО «Сочиторгтехника».
Обществу вменяется нарушение приведенных выше норм действующего законодательства, а именно: ЗАО «Сочиторгтехника» не направило в срок до 14.12.2010г. в адрес ООО «Феникс 2008» копии документов указанных в пп. 1-13, 15-16, 19, 21 требования (исх. №112 от 06.12.2010г.), а так же не предложило ООО «Феникс 2008» ознакомиться с запрашиваемыми копиями документами, по месту нахождения исполнительного органа ЗАО «Сочиторгтехника». Факт совершения обществом указанного нарушения подтверждается материалами дела.
К вопросу о несоразмерности наказания необходимо отметить, что пределы штрафных санкций установлены Парламентом Российской Федерации (Федеральный закон от 09.02.2009 N 9-ФЗ) и при внесении изменений в размеры санкций несомненно был учтен и такой принцип как соразмерность. Еще одним тому доказательством является одновременное увеличение размеров санкций за все нарушения законодательства о рынке ценных бумаг. Изначально указанные изменения были заложены в план мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации от 1 июня 2006 г. N 793-р. -«В целях усиления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и предотвращения нарушений на финансовых рынках необходимо внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, предусматривающие создание- эффективной процедуры наложения штрафных санкций и значительное увеличение размеров штрафов (особенно в случае повторного нарушения законодательства Российской Федерации)».
Также наряду с повышением мер административной ответственности существенный вопрос был уделен повышению эффективности системы раскрытия информации. Изменения направлены на повышение уровня информационной прозрачности российских компаний. В настоящее время требования к раскрытию информации в целом соответствуют международным стандартам, сформулированным в документах Международной организации комиссий по ценным бумагам и директивах Европейского союза.
Дальнейшее повышение эффективности системы раскрытия информации должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам определения правовой основы раскрытия информации;
- улучшение механизмов контроля и надзора за исполнением требований к раскрытию информации, привлечения к ответственности за нарушение таких требований;
- использование современных информационных технологий для повышения эффективности сбора, обработки, анализа и публичного раскрытия информации эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг, а также для обеспечения доступа всех заинтересованных лиц к базам данных, содержащим информацию, раскрываемую эмитентами.
Все указанные направления затрагиваются правонарушением, ЗАО «Сочиторгтехника», что, указывает на наличие угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, у суда отсутствуют достаточные правовые основания для отмены постановления № 18-11-087/пн от 06.05.2011 г. о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей, в связи с чем заявленные требования Закрытого акционерного общества «Сочиторгтехника» удовлетворению не подлежат.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 27, 29, 64-69, 156, 163, 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.В. Иванова