ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-13591/10 от 19.10.2010 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-13591/10-19/402

19 октября 2010 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Н.В. Ивановой,при ведении протокола судебного заседания судьей Н.В.Ивановой,рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «КЛААС», г. Краснодар

к Краснодарской таможне, г. Краснодар

3-е лицо: Южное таможенное управление

о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – доверенность от 01.11.2010г.

ФИО2 –доверенность от 05.10.10г.

от заинтересованного лица: ФИО3- доверенность от 28.12.2010г.

ФИО4- доверенность от 16.06.2010г.

от третьего лица: ФИО5- доверенность от 19.10.2010г., ФИО6- доверенность от 11.05.2010г.

Общество с ограниченной ответственностью «КЛААС» (далее именуемое «Общество»), г. Краснодар обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным Решения Краснодарской таможни № 09-04\4137 от 27.02.2010 г. об отказе во включении ООО «КЛААС» в Реестр владельцев таможенных складов и Реестр владельцев склада временного хранения и обязании ответчика выдать Свидетельство о включении в Реестр владельцев склада временного хранения.

По делу объявлялся перерыв до 19 октября 2010 года., после перерыва судебное разбирательство продолжено .

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований. Считает, что законных оснований для отказа во включении Общество с ограниченной ответственностью «КЛААС» в Реестр владельцев таможенных складов и Реестр владельцев склада временного хранения у Краснодарской таможни не имелось. Обществом соблюдены условия включения в Реестр владельцев складов временного хранения и требования к помещениям (площадкам), поименованные в статьях 107,109 Таможенного Кодекса Российской Федерации ,а также в Обязательных требованиях к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения (далее именуемое «СВХ»), утвержденных Приказом от 06.12.2007 N 1497 Федеральной таможенной службы «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения». СВХ, принадлежащий ООО "КЛААС", оснащен специальным оборудованием, в частности техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (поисковым прибором дозиметрического контроля типа ИСП-РМ 1401К-01 с детекторами гамма- и нейтронного излучения) и досмотровой рентгеновской техникой ( портативной рентген-телевизионной установкой с острофокусным излучателем «Норка-XL»), не лишающим таможенный орган возможности проведения таможенного контроля, а действующим законодательством не предусмотрено право регионального таможенного органа обязывать владельца СВХ приобретать не предусмотренное законом, дополнительное к имеющемуся оборудование в принудительном порядке.Кроме того, полномочия таможенных органов не являются произвольными и не предполагают право таможенных органов предъявлять к владельцам СВХ (в т.ч. лицам, обратившимся с заявлением о включении в реестр) необоснованные требования к оборудованию СВХ либо требования, выходящие за рамки общих условий включения в Реестр владельцев СВХ.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований, считает оспариваемое решение законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Считает, что обществом при обращении не соблюдены условия для включения в Реестр владельцев складов временного хранения, а именно: не выполнены обязательные требований к обустройству и оснащению склада согласно нормам статьи 107 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) техническими средствами таможенного контроля радиоактивных материалов и досмотровой рентгеновской техникой. Кроме того, обществом в нарушение пункта 3 статьи 110 Таможенного Кодекса Российской Федерации в заявлении не указало на тип учреждаемого склада временного хранения (создается ли склад для хранения собственных товаров или же для хранения товаров, ограниченных в обороте и требующих особых условий хранения), не выполнило условия включения в Реестр владельцев СВХ, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 109 Таможенного Кодекса Российской Федерации в части требований подпункта «б» пункта 3 Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных Приказом ФТС России от 06.12.2007 г. № 1497, а также одновременно с заявлением представило сведения, противоречащие друг другу: в свидетельстве о государственной регистрации права кадастровый номер земельного участка, на котором расположено СВХ, не совпадает с кадастровым номером, указанным в кадастровой выписке по этому же земельному участку. Дополнительно Краснодарская таможня в своем отказе включить общество в реестр СВХ ссылается на аналогичную позицию, изложенную в письме Южного таможенного управления от 16.10.2009 г. № 28-57/18884, в котором вышестоящий орган рекомендует для включения общества в реестр предложить ООО «КЛААС» оснастить СВХ стационарной системой радиационного контроля «Янтарь», дополнительно к уже имеющемуся оборудованию.

Третье лицо также возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Полагает, что для целей наблюдения в рамках таможенного контроля правовыми актами определено одно техническое средство - стационарная система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь» с детекторами гамма- и нейтронного излучения. Имея в наличии иное техническое средство таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а именно: прибор дозиметрического контроля ИСП-РМ1401К-01, а также досмотровую рентгеновскую технику (портативную рентген-телевизионную установку с острофокусным излучателем «Норка-XL»), общество, по мнению таможенного органа, не оснастило СВХ необходимыми техническими средствами, тем самым нарушило подпункт «б» пункта 3 Обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения, утвержденных Приказом ФТС России от 06.12.2007 г. № 1497.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

ООО «КЛААС» является дочерним предприятием немецкой компании CLAASв г. Краснодаре, занимается производством самоходной зерноуборочной техники, в том числе комбайнов и тракторов и зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1032307175670, ИНН юридического лица – 2312104023.

В связи с большим объемом ввозимых крупногабаритных комплектующих с целью уменьшения стоимости готовых изделий общество приняло решение об учреждении на территории завода склада временного хранения.

Согласно статье 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей).

В силу статьи 110 Таможенного кодекса Российской Федерации включение в Реестр владельцев складов временного хранения производится на основании заявления лица, отвечающего требованиям, установленным статьями 108 и 109 Кодекса.

18 сентября 2009 года общество обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением № 0498 о включении ООО «КЛААС» в Реестр владельцев складов временного хранения закрытого типа.

Однако, Краснодарская таможня в лице начальника таможни в письме № 09-11\21296 от 01.10.2009 г. уведомила общество об отказе во включении общества в Реестр владельцев склада временного хранения. Основанием для отказа послужило невыполнение обществом на момент подачи и рассмотрения заявления обязательных требований к обустройству и оснащению учреждаемого склада в соответствии с требованиями ст. 107 ТК РФ техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, а также досмотровой рентгеновской техникой. При условии выполнения всех требований ст. 107 Таможенного кодекса РФ и приказа ФТС России № 1497 от 06.12.2007 г. Краснодарская таможня рекомендовала обществу обратиться с новым заявлением.

До обращения с заявлением № 0498 от 18.09.2009 г. предварительно Общество обращалось в Краснодарскую таможню с заявлением № 0497 от 13.08.2009 года с просьбой рассмотреть и согласовать оснащение досмотровой техникой СВХ, принадлежащего ООО «КЛААС». В заявлении общество указало на наличии портативной рентгенотелевизионной установки с острофокусным рентгеновским излучателем «Норка-XL» в количестве 1 штука и прибора дозиметрического контроля ИСП-РМ1401К-01 в количестве 1 штука. Также Общество указало на возможность приобретения второго прибора ИСП-РМ1401К-01 в случае наличия такой необходимости.

Одновременно с заявлением № 0498 от 18.09.2009 г. ООО «КЛААС» направило в адрес Краснодарской таможни дополнение № 0508 от 18.09.2009 г. к заявлению о включении в реестр владельцев СВХ от 18.09.2009 г. № 0498, в котором просит Краснодарскую таможню не предъявлять требований по приобретению второго измерителя – сигнализатора поискового для получения лицензии СВХ закрытого типа и ограничиться одним, имеющимся на предприятии.

В ответ на заявление № 0497 от 13.08.2009 года и дополнение № 0508 от 18.09.2009 г. к заявлению о включении в реестр владельцев СВХ от 18.09.2009 г. № 0498, Краснодарская таможня в письме № 15-39\22465 от 15.10.2009 года «По вопросу оснащения склада временного хранения» сослалась на переадресацию обоих запросов в Южное таможенное управление (исх. № 15-20\21464 от 02.10.2009 г.).

28.10.2009 г. Краснодарская таможня в письме № 15-39\23393 направило обществу письмо Южного таможенного управления от 16.10.2009 г. № 28-57\18884 «О согласовании оборудования СВХ».

Согласно приложенному письму Южного таможенного управления следует, что, исходя из представленной информации на основании Приказа ФТС России № 1497 от 06.12.2007 года «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения» и разделом 2 Приложения 1 к Приказу ГТК России от 29.10.2003 года № 1220 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств» Южное таможенное управление считает необходимым оснастить СВХ ООО «КЛААС» стационарной системой радиационного контроля «Янтарь», а в части оснащения СВХ досмотровой рентгеновской техникой Южное таможенное управление не может согласовать включение ООО «КЛААС» в Реестр владельцев СВХ при наличии на складе рентгенотелевизионной установки с острофокусным излучателем «Норка-XL». В обоснование ссылается на то, что заявленный обществом тип склада временного хранения - склад закрытого типа для хранения товаров владельца склада – предполагает возможность помещения на склад любых товаров владельца склада и количество досмотровой рентгеновской техники на СВХ недостаточно для проведения таможенного контроля товаров в отведенное нормативными документами время. В связи с этим ЮТУ рекомендовало обществу рассмотреть вопрос об учреждении СВХ закрытого типа для хранения определенных видов товаров.

Полагая, что отказ Краснодарской таможни во включении общества в Реестр владельцев СВХ № 09-11/21296 от 01.10.2009 г. и отказ ЮТУ в согласовании оборудования СВХ № 28-57/18884 от 16.10.2009 г. не соответствуют действующему законодательству, 16 ноября 2009 года ООО «КЛААС» обратилось в Краснодарскую транспортную прокуратуру с жалобой на неправомерные действия должностных лиц Краснодарской таможни.

Краснодарская транспортная прокуратура установила, что решение Краснодарской таможни об отказе включить общество в реестр преждевременно и не основано на законе, поскольку обществом в полном объеме выполнены требования ст. 107 Таможенного Кодекса Российской Федерации , а также ч. 3 Приказа ФТС России № 1497 по поводу обустройства учреждаемого склада, в том числе техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, досмотровой рентгеновской техникой, что подтверждается письмом Краснодарской транспортной прокуратуры от 07.12.2009 г. № 171ж2009/5476, адресованного ООО «КЛААС». Также Краснодарская транспортная прокуратура в письме указала на наличие у таможенного органа права не применять отдельные требования к обустройству складов временного хранения закрытого типа, которые находятся на территории предприятий и владельцами которых являются лица, осуществляющие производственную деятельность, если соблюдены требования, установленные п. 1 ст. 107 ТК РФ, однако Краснодарской таможней проигнорированы положения указанного законодательства. Согласно письму от 07.12.2009 г. № 171ж2009/5476 по фактам выявленных нарушений Краснодарским транспортным прокурором в адрес начальника Краснодарской таможни внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Краснодарская таможня представление об устранении нарушений федерального законодательства от 07.12.2009 г. не обжаловала, нарушения, выявленные в порядке прокурорского надзора, признала обоснованными, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

12 февраля 2010 года Общество с ограниченной ответственностью «КЛААС» вновь обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о включении общества в реестр владельцев СВХ (исх. № 0041).

Однако, Краснодарская таможня в своем ответе от 27.02.2010 г. № 09-04/4137 в выдаче свидетельства Обществу вновь отказала по причине отсутствия сведений о выполнении требований по обязательному обустройству склада средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов «Янтарь», а также ввиду несоответствия сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемом пакете документов к нему по подтверждению права владения Обществом открытой площадкой, заявленной под СВХ, а именно: несоответствие кадастрового номера земельного участка в свидетельстве о государственной регистрации права и кадастровой выписке.

Общество считает, что решение Краснодарской таможни об отказе во включении общества с ограниченной ответственностью «КЛААС» в Реестр владельцев склада временного хранения необоснованно и противоречит требованиям действующего законодательства, а требования ЮТУ и Краснодарской таможни, обязывающие ООО «КЛААС» в приобретении стационарной системы радиационного контроля «Янтарь», незаконными, не аргументированными и дискриминационными, нарушающими права на свободное ведение коммерческой деятельности на территории Краснодарского края.

Вышеуказанное решение таможенного органа и обжалуется заявителем по настоящему делу.

Удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из следующего.

Согласно статье 99 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) временное хранение товаров является таможенной процедурой, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

В соответствии со статьей 100 Таможенного Кодекса Российской Федерации временное хранение осуществляется на складах временного хранения. Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным статьей 107 Таможенного Кодекса Российской Федерации .

В числе указанных в статье 109 Таможенного кодекса Российской Федерации необходимых условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения названы:

- владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям (статья 107);

- обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 Кодекса;

- наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами.

Согласно п. 1 ст. 109 Таможенного Кодекса Российской Федерации к числу обязательных условий включения в Реестр владельцев склада относятся требования, изложенные в ст. 107 Кодекса.

Статьей 107 Таможенного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве складов временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля.

Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 06.12.2007 N 1497 утверждены обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Приказа к оборудованию склада временного хранения предъявляются обязательные требования по обеспечению техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, количество которых таможня устанавливает самостоятельно или по согласованию с вышестоящим таможенным органом Российской Федерации.

В соответствии с Приложением № 1 к Приказу ГТК России от 29.10.2003 г. № 1220 «Об утверждении перечня и Порядка применения технических средств» утвержден перечень технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТС ТКДРМ) в редакции Приказа ГТК РФ от 04.02.2004 г. № 153. При этом для целей наблюдения определены два технических средства - система обнаружения делящихся и радиоактивных материалов стационарная таможенная "Янтарь" и поисковый прибор радиационного контроля типа РМ1401 с детекторами гамма- и нейтронного излучения.

Таким образом ГТК России признал право на существование в равной степени и стационарной системы «Янтарь» с детекторами гамма- и нейтронного излучения, и поискового прибора радиационного контроля типа РМ1401 с детекторами гамма- и нейтронного излучения.

Приказом от 29.10.2003 N 1220 Государственного таможенного комитета Российской Федерации «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств», установлено, что стационарная таможенная система обнаружения ДРМ типа «Янтарь» с детекторами гамма и нейтронного излучения используется лишь для первичного радиационного контроля в рамках таможенного наблюдения, а поисковый прибор радиационного контроля типа РМ1401 с детекторами гамма - и нейтронного излучения используется как при первичном радиационном контроле, так и в других формах таможенного контроля (в том числе дополнительном, углубленном радиационном контроле).

Данные доводы также подтверждаются и письмом
 от 19.08.2004 № 47-08/16881 «О направлении документа» Центрального таможенного управления, которым утверждены рекомендации по оборудованию техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов складов временного хранения, расположенных в регионе деятельности таможенных органов центрального таможенного управления и в котором пояснено, что системой «Янтарь» оснащаются СВХ:

- находящиеся в месте расположения таможенного органа либо его структурного подразделения;

- открытого типа;

- со значительной интенсивностью перемещения товаров;

- на которых производится таможенное оформление товаров без фактического помещения на СВХ;

- на которых осуществляется временное хранение товаров, имеющих значительные габаритные размеры.

Дозиметром ИСП-РМ1401К-01 оснащаются СВХ:

- находящиеся в местах, отличных от мест расположения таможенных органов назначения либо их структурных подразделений;

- закрытого типа;

- с незначительными объемами перемещаемых товаров;

- предназначенные для хранения специфических видов товаров (насыпных, наливных, навалом и др.).

Целями установления таких требований является:

- обеспечение сохранности товаров;

- исключение доступа к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями);

- обеспечение возможности проведения в отношении этих товаров таможенного контроля, - в том числе радиационного.

В подтверждение данных положений таможенного законодательства Государственный таможенных комитет Российской Федерации в письме от 25.02.2004 № 01-06/6918 указал, что количество досмотровой рентгеновской техники (ДРТ) должно быть достаточным для проведения таможенного контроля товаров.

Склад временного хранения ООО «КЛААС» оборудован поисковым прибором радиационного контроля типа РМ1401 с детекторами гамма- и нейтронного излучения, который находится в собственности общества, и в полной мере удовлетворяет потребности таможенного органа в проведении радиационного контроля ввозимого товара.

Нормативно-правовыми актами не предусмотрено в качестве обязательного условия включения в Реестр владельцев СВХ оборудование склада исключительно стационарной таможенной системой обнаружения ДРМ типа «Янтарь».

Согласно подпункту "б" пункта 3 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 06.12.2007 N 1497 "Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения" тип технических средств для проведения радиационного контроля определяет ФТС России.

Согласно подпункту "б" пункта 3 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 06.12.2007 N 1497 "Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения" региональной таможне предоставлено право определять лишь количество технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, либо согласовывать количество этих средств с вышестоящим таможенным органом РФ.


  Таким образом, полномочия региональных таможенных органов, к каковым относится и Краснодарская таможня, вытекающие из подпункта «б» пункта 3 Обязательных требований, сформулированы лишь в отношении количества   технических средств таможенного контроля (ТСТК) делящихся и радиоактивных материалов, определение же типа ТСТК определяется ФТС РФ.

Краснодарская таможня вправе была самостоятельно принять решение о необходимости приобретения обществом дополнительного количества поисковых приборов радиационного контроля типа РМ1401 с детекторами гамма- и нейтронного излучения с обоснованием причин и необходимости приобретения дополнительного количества технических средств (значительные объемы поставок груза, значительные временные рамки проверки поступающего на СВХ груза, недостаточность наличия одного прибора по иным объективным причинами и т.д.) или согласовать этот же вопрос (по количеству технических средств)  с Южным таможенным управлением.

В своем решении об отказе обществу во включении в реестр владельцев СВХ по причине того, что обществом не выполнены условия по оснащению учреждаемого СВХ рекомендуемым Южным таможенным управлением типом ТС ТКДРМ (стационарной системой «Янтарь»), а не в связи с их количеством, Краснодарская таможня и Южное таможенное управление вышли за пределы предоставленных полномочий, и ограничили право общество использовать один из типов ТС ТКДРМ, поименованных в Приложении № 1 к Приказу ГТК России от 29.10.2003 г. № 1220 «Об утверждении перечня и Порядка применения технических средств» в редакции Приказа ГТК РФ от 04.02.2004 г. № 153.

Кроме того, согласно Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29.10.2003 N 1220 систему радиационного контроля "Янтарь-2СН" обязана эксплуатировать (применять) при приемке товара Краснодарская таможня, поскольку указанным Приказом (приложение N 1) установлено, что таможенный орган производит контроль с применением системы радиационного контроля "Янтарь-2СН" в форме наблюдения.

Согласно статье 370 Таможенного Кодекса Российской Федерации , таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

При транспортировке комплектующих по авто и ж/д путям проводится первичный радиационный контроль с использованием стационарной таможенной системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь» с детекторами гамма- и нейтронного излучения при пересечении границы РФ, затем прибывающие в адрес ООО «КЛААС» товары при помещении в Зону таможенного контроля Краснодарского таможенного поста повторно проходят радиационный контроль с использованием той же стационарной таможенной системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь» с детекторами гамма- и нейтронного излучения.

Таким образом, суд считает, что поскольку товары попадают на склад временного хранения после тщательного досмотра товара на границе и таможенных постах, необходимость в проведении осмотра товара на складе временного хранения с использованием стационарной таможенной системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов типа «Янтарь» с детекторами гамма- и нейтронного излучения отсутствует.

Кроме того, территория учреждаемого склада временного хранения общества с ограниченной ответственностью «КЛААС» неоднократно была объектом исследования со стороны таможенного органа, что подтверждается Актом осмотра помещений и территорий от 24.09.2009 г., составленного специалистом 1 р. ОКТТ ФИО7, а также Актом осмотра СВХ ООО «КЛААС» на предмет оснащения аппаратурой радиационного контроля от 02.09.2009 г. При этом со стороны таможенного органа нарушений в части обустройства и оборудования организуемого ООО «КЛААС» склада временного хранения не выявлено.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа во включении общества в реестр владельцев СВХ по причине недостаточности оснащения техникой учреждаемого склада.

Доводы таможни о том, что не указание Обществом
 в заявлении сведений об обосновании необходимости и целесообразности выбора типа учреждаемого склада послужило также основанием для отказа во включении Общества в Реестр владельцев СВХ, суд считает несоответствующими обстоятельствам дела и, соответственно, необоснованными.

Так, статья 110 Таможенного Кодекса Российской Федерации предусматривает требования к содержанию заявления о включении в Реестр владельцев СВХ, в том числе, касаемо типа СВХ.

В поданном Обществом заявлении от 12.02.2009 г. был поименован склад временного хранения, тип – закрытый, для хранения собственных товаров, что не оспаривается таможенным органом.

Однако, как следует из совокупности норм статей 107-113 ТК РФ, основанием для отказа во включении в Реестр владельцев СВХ может являться, в частности, несоблюдение владельцем условий такого включения, однако не указание тех или иных сведений в заявлении в числе таких условий отсутствует.

ООО «КЛААС» неоднократно обращалось в Краснодарскую таможню с заявлениями о включении общества в Реестр владельцев склада временного хранения (заявление от 18.09.2009 г. и от 18.12.2009 г., в которых на листе третьем в графе «тип СВХ (для склада закрытого типа также обоснование необходимости и целесообразности выбора склада такого типа)» указывало на тип учреждаемого склада – закрытого типа, а также указывало вид учреждаемого склада закрытого типа - для хранения собственных товаров.

Таким образом, у Краснодарской таможни имелась полная, достоверная и достаточная для принятия решения информация по учреждаемому обществом складу временного хранения.

Кроме того, получив заявление о включении ООО «КЛААС» в реестр владельцев склада временного хранения от 18.12.2009 г., Краснодарская таможня, сомневаясь в разновидности учреждаемого обществом склада (закрытого типа для хранения собственных товаров или закрытого типа для хранения определенной категории товаров (в том числе ограниченных в обороте)) в своем письме от 17.02.2010 г. № 09-04\3386 «О предоставлении информации» затребовала от общества дополнительного пояснения и раскрытия информации о том, какой товар предполагается хранить на учреждаемом складе: товары владельца склада или же определенный вид товаров. Указанную информацию Краснодарская таможня обязала представить общество не позднее 27.02.2010 г.

  ООО «КЛААС», отвечая на запрос Краснодарской таможни, в письменных дополнениях от 24.02.2010 г. четко указало на тип планируемого к учреждению склада временного хранения – закрытого, и его разновидность – для хранения товаров владельца склада. Однако, несмотря на полученную расшифровку 27.02.2010 г. Краснодарская таможня выдала обществу решение об отказе во включении общества в Реестр владельцев складов временного хранения.

С учетом изложенного, суд считает, что отказ Краснодарской таможни во включении в Реестр владельцев СВХ по указанному основанию не состоятелен.

Кроме того, Южное таможенное управление полагает, что ООО «КЛААС» является объектом таможенной инфраструктуры и потому к нему применимы требования по оснащению объектов таможенной инфраструктуры информационно-техническими средствами, утвержденные Приказом ФТС России от 05.02.2007 г. № 154. Данными требованиями установлена необходимость оснащения объектов таможенной инфраструктуры с целью осуществления таможенного контроля конвейерными рентгенотелевизионными установками (типа «Янтарь»), тогда как переносные рентгеновские установки типа «Норка-XL» применяются лишь для углубленного осмотра отдельных товаров и транспортных средств. Оснастив планируемое СВХ таким рентгеновским аппаратом как «Норка-XL» в качестве досмотровой рентгенотелевизионной техники общество не выполнило надлежащим образом требования по оснащению СВХ, что и послужило отказом для включения общества в Реестр владельцев СВХ.

Указанные выводы третьего лица суд считает несостоятельными, поскольку законодательными актами не определено понятие объектов таможенной инфраструктуры. Соответственно, таможенным органом не доказана относимость ООО «КЛААС» к объектам таможенной инфраструктуры, отнесение общества к объектам таможенной инфраструктуры противоречило бы самой природе происхождения таможенных органов.

Приказ ФТС России № 154 от 05.02.2007 г. «Об утверждении Типовых требований по оснащению объектов таможенной инфраструктуры информационно-техническими средствами», на который ссылается Южное таможенное управление, принят в целях проведения единой технической политики в рамках таможенных органов, призван обеспечить комплексное оснащение таможенных объектов информационно-техническими средствами (далее ИТС) и обеспечить ИТС системой гарантированного электроснабжения.

При этом данные требования распространяются лишь на таможенные объекты, к которым СВХ, учреждаемое ООО «КЛААС», а не Краснодарской таможней или иным таможенным органом, не относится.

При этом согласно п. 1.3. Требований они предназначены для использования в качестве основного нормативного документа при подготовке технических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих таможенных объектов. Требования являются обязательным документом при разработке технической документации на оснащение объектов информационно-техническими средствами.

Техническая документация на учреждаемое коммерческой организацией СВХ закрытого типа не разрабатывается, общество при учреждении СВХ обязано лишь исполнить требования ст. 107 ТК РФ в части обустройства и оснащения склада.

Однако, несмотря на то, что ЮТУ полагает, что Требования как правовой акт подлежат применению в части определения оснащения СВХ ООО «КЛААС» техническими средствами таможенного контроля, учреждаемый обществом склад соответствует в части оснащения требованиям, утвержденных в Приказе № 154.

Так, п. 2.2. указанных требований предусмотрено, что объекты таможенной инфраструктуры должны быть оборудованы техническими средствами таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами одного из видов:

П. 2.2.1. Требований – ТС ТКДРМ типа «Янтарь», или

П. 2.2.2. Требований – ТС ТКДРМ поисковый прибор радиационного контроля типа РМ1401 К-01, область применения – поиск и локализация источников радиоактивного излучения по гамма- и нейтронному излучению.

При этом поисковый прибор должен быть легким компактным для постоянного ношения, обладать высокой чувствительностью в области энергий гамма-излучения от 0,6 до 3 МэВ и энергией нейтронного излучения от тепловых до 14 МэВ, измерять мощность эквивалентной дозы гамма-излучения от 0,1 до 40 мкЗв\час и регистрировать нейтронное излучение с индикацией скорости счета в с-1 в диапазоне от 1 до 99 с-1, иметь высокие противоударные и водонепроницаемые свойства.

Материалами дела подтверждается, что используемый ООО «КЛААС» измеритель-сигнализатор поисковый прибор ИСП-РМ1401К-01 приобретен обществом по договору купли-продажи № 1401\01\05-126 от 03.10.2005 г. (товарная накладная № 218 от 13.12.2005 г.), поставлен на баланс общества (акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) № 00000363 от 13.12.2005 г.), и полностью соответствует заявленным в Приказе № 154 требованиям (руководство по эксплуатации, формуляр и паспорт на указанный аппарат).

Исправность данного технического средства подтверждается отметками об обязательной поверке, проставленными начиная с года приобретения аппарата – 09.12.2005 г., последний штамп о соответствии и годности датирован 09.08.2010 г.

В соответствии с п. 2.1. Типовых требований, установлено, что комплекс технических средств таможенного контроля должен включать в себя, в том числе досмотровую рентгенотелевизионную технику. Досмотровая рентгенотелевизионная техника предназначена для углубленного осмотра предметов багажа, ручной клади, товаров и отдельных конструктивных частей транспортных средств.

Используемая обществом в качестве досмотровой рентгенотелевизионной техники рентгеновская установка «Норка-XL» предназначена для углубленного осмотра товаров и транспортных средств, в связи с чем полностью отвечает настоящим требованиям.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями следующих документов: руководством по эксплуатации, санитарно-эпидемиологическим заключением от 10.04.2009 г. № 0065848, выданным ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сертификатом соответствия № РОСС RU.AE63.H00488 со сроком действия с 27.12.2007 г. по 26.12.2010 г., экспертным заключением № 7873\07 от 21.09.2009 г., а также протоколом дозиметрического контроля в соответствии с требованиями СанПиН 2.6.1.2369-08 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» от 08.09.2009 г. № 01\07\935.

Таким образом, СВХ, принадлежащий ООО "КЛААС", оснащен специальным оборудованием, не лишающим таможенный орган возможности проведения таможенного контроля.

Действующим законодательством не предусмотрено право таможенного органа обязывать владельца СВХ приобретать не предусмотренное законом, дополнительное к имеющемуся, оборудование в принудительном порядке.

В пункте 4 статьи 107 Таможенного Кодекса Российской Федерации «Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения Складов Временного Хранения» Таможенного кодекса России указано, что по решению таможенного органа предусмотренные настоящей статьей отдельные требования к обустройству и оборудованию складов закрытого типа, которые находятся на территориях предприятий и владельцами которых являются лица, осуществляющие производственную деятельность, могут не применяться, если соблюдаются критерии, установленные пунктом 1 настоящей статьи.

В пункте 1 статьи 107 Таможенного Кодекса Российской Федерации сказано, что помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады Временного Хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

Так же в пункте 5 Приказа ФТС России № 1497 от 6 декабря 2007 года «Об утверждении обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения» указано, что по решению таможни, отдельные требования к обустройству и оборудованию складов закрытого типа, которые находятся на территориях предприятий и владельцами которых являются лица, осуществляющие производственную деятельность, могут не применяться, если соблюдаются требования, установленные пунктом 1 статьи 107 Таможенного кодекса Российской Федерации».

Все требования, обозначенные пунктом 1 данной статьи, обществом выполнены в полном объеме.

Фактом подтверждения внесения заявителя в Реестр владельцев складов временного хранения является выдача свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения.

Согласно статье 111 Таможенного Кодекса Российской Федерации Свидетельство о включении в реестр владельцев складов временного хранения выдается по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и действительно в течение пяти лет.

Обществу на основании Приказов о включении в Реестр владельцев складов временного хранения ООО «КЛААС» № 24 от 20.01.2009 г., № 871 от 11.09.2008 г., № 24 от 20.01.2009 г. были выданы соответственно Свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения № 10309/200016 от 21.04.20005 г. сроком до 21.04.2010 г.; № 10309/200081 от 11.09.2008 г. сроком до 11.09.2013 г.; № 10309/200088 от 20.01.2009 г. сроком до 20.01.2014 г.

На момент выдачи вышеуказанных Свидетельств таможенный орган счел достаточным оснащение склада временного хранения количеством и типом технических средств таможенного контроля: прибором дозиметрического контроля ИСП-РМ1401К-01 в количестве 1 шт. и досмотровой рентгеновской техникой - портативный рентген - телевизионная установка с острофокусным рентгеновским излучателем 150кэВ «Норка XL» в количестве 1 шт.

При обращении общества в Краснодарскую таможню с заявлениями № 0498 от 18.09.2009 г. и № 0041 от 12.02.2010 г. о включении ООО «КЛААС» в Реестр владельцев склада временного хранения указаны те же самые сведения относительно организуемого склада, что и учрежденные ранее: склад временного хранения закрытого типа для хранения собственных товаров.

С учетом того, что нормативно-правовые нормы в части требований к оснащению и оборудованию СВХ не изменились, у Краснодарской таможни отсутствовали основания для отказа общества во включении в Реестр владельцев склада временного хранения.

Испрашиваемая обществом площадь под СВХ закрытого типа расположена на территории предприятия, компания является производственным предприятием, а по решению региональной таможни отдельные требования к обустройству и оборудованию складов закрытого типа в указанных случаях могут не применяться.

Неприменение указанных требований нарушают основные принципы не причинения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и исключения неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность.

В статье 4 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 08.12.2003 г. формулируются основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К основным принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности относятся защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности (п. 1); их равенство и недискриминация (п. 2) и т.д.

Принцип экономической недискриминации не разрешает создавать для иностранных товаров и лиц правовой режим, который был бы хуже, чем общий правовой режим.

Согласно Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»№ 164-ФЗ от 08.12.2003 г. также одним из основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности является исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации. Любое российское и иностранное юридическое лицо обладает правом осуществления внешнеторговой деятельности, которое является универсальным и может быть ограничено лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Указанные принципы составляют единство, являющееся стержнем организации международного торгового права вообще и права ВТО в особенности, обеспечивая с разных сторон недискриминационное отношение.

Вся торговая политика государства должна заключаться в том, чтобы создавать благоприятные условия для иностранных участников, производителей товаров.

Пунктом 4 ст. 107 Таможенного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по решению таможенного органа отдельные требования к обустройству и оборудованию складов временного хранения закрытого типа (складов, предназначенных для хранения товаров владельца склада временного хранения или для хранения определенных товаров), которые находятся на территориях предприятий и владельцами которых являются лица, осуществляющие производственную деятельность, могут не применяться при условии соблюдения критериев обеспечения сохранности товаров, исключения доступа к ним посторонних лиц, а также обеспечения возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля.

Общество «КЛААС» является производственным предприятием, занимается хранением ввозимых товаров исключительно для собственных нужд, не осуществляет профессиональное и направленное на извлечение прибыли хранение товаров иных лиц, в связи, с чем неприменение указанного положения таможенным органом по отношению к заявителю нарушает права общества на свободное ведение хозяйственной деятельности и не обеспечивает соблюдение указанных выше принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Одним из оснований отказа со стороны Краснодарской таможни обществу во включении в Реестр владельцев складов временного хранения послужило несоответствие сведений, содержащихся в заявлении общества и прилагаемом пакете документов к нему по подтверждению права владения открытой площадки, заявленной под СВХ, а именно: несоответствие кадастрового номера земельного участка в Свидетельстве о государственной регистрации права и кадастровой выписке.

Суд считает, что данный вывод является ошибочным, поскольку ООО «КЛААС», обращаясь в Краснодарскую таможню с заявлением о включении в Реестр СВХ от 18.12.2009 г., приложило к заявлению следующие документы: Свидетельство о государственной регистрации права серия 23 АА № 746446 от 27.03.2006 г. на 1 листе и кадастровый план земельного участка № 00\08 ДВД-6747 от 28.04.2008 г.

Согласно объяснениям ООО «КЛААС» несовпадение кадастровых номеров в одном «нуле» при полном совпадении площади, наименования назначения и целевого использования земельного участка, места его расположения, вызвано внесением изменений Кадастровой палатой Краснодарского края в кадастровую нумерацию всех без исключения земельных участков (в том числе и по участку, принадлежащему ООО «КЛААС»), поставленных на кадастровый учет и информация по которым имеется в базе данных указанного органа. Эта информация не является новой для таможенного органа, касается всех без исключения юридических и физических лиц, поставивших земельные участки на кадастровый учет.

Суд установил, что в указанных документах действительно присутствуют разночтения по номеру земельного участка, однако считает, что разночтение, на которые ссылается Краснодарская таможня в своем отказе во включении общества в Реестр владельцев СВХ от 27.02.2010 г., не может служить основанием для отказа.

Согласно статье 109 Таможенного Кодекса Российской Федерации одним из условий включения в Реестр владельцев складов временного хранения является владение (нахождение в собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада временного хранения и отвечающими установленным требованиям (статья 107).

В соответствии с пунктом первым статьи 2 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом вторым статьи 2 Закона государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, не кадастровая выписка, а именно свидетельство о праве собственности на земельный участок является доказательством существования зарегистрированного права общества на земельный участок. Приложив к заявлению Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, общество представило Краснодарской таможне полную и достаточную информацию относительно своих прав на данный земельный участок.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.

В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Согласно п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В судебном заседании представитель Общества представил суду доказательства несоответствия оспариваемого им Решения Краснодарской таможни № 09-04\4137 от 27.02.2010 г. действующему законодательству и нарушение этим Решением прав и имущественных интересов Общества.

Заинтересованное лицо, в свою очередь, не доказало суду обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого Решения Краснодарской таможни № 09-04\4137 от 27.02.2010 г.

Таким образом, требование Общества о признании недействительным Решения Краснодарской таможни № 09-04\4137 от 27.02.2010 г.заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.

В п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.07 г. №117 дано разъяснение о том, что с 01.01.07 г. в отношении государственной пошлины по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления) подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов. предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем госпошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в пользу выигравшей стороны непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) в составе иных судебных расходов.

Освобождение государственных органов, органов местного самоуправления как ответчиков от уплаты госпошлины в бюджет вследствие изменения ст. 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации не может повлиять на изменение названной позиции Президиума ВАС РФ, поскольку после уплаты истцом госпошлины отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты госпошлины прекращаются. Впоследствии, когда судебный акт по делу будет принят, возникнут отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося судебного спора.

С учетом изложенного, взысканию с Краснодарской таможни в пользу ООО «КЛААС», г.Краснодар , подлежит госпошлина в сумме 2 000 руб.

На основании вышеизложенного, с учетом ст.ст. 4,7, 9, 65, 66, 101, 102, 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным Решение Краснодарской Таможни № 09-04/4137 от 27.02.2010 г. об отказе во включении Общества с ограниченной ответственностью «КЛААС» в Реестр владельцев таможенных складов и Реестр владельцев склада временного хранения.

Обязать Краснодарскую таможню устранить нарушенное право общества с ограниченной ответственностью «КЛААС», город Краснодар, включив Общество с ограниченной ответственностью в Реестр владельцев таможенных складов и Реестр владельцев склада временного хранения.

Взыскать с Краснодарской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью «КЛААС», расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (344002, <...> лит. А).

Судья Н.В. Иванова