АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-13600/12
07.04.2014
Резолютивная часть решения объявлена 31.03.2014
Решение в полном объеме изготовлено 07.04.2014
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.А. Чеснокова при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.А. Земляковой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Сатурн», г. Краснодар
к Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Гаевой М.В., доверенность, Солонченко Р.В., доверенность, Пустовит А.О., доверенность
от заинтересованного лица: Зудов О.Б., доверенность, Артемьев Е.В., доверенность, Григорьева Е.Н., доверенность
установил: Открытое акционерное общество «Сатурн» (далее – общество, ОАО «Сатурн», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учётом уточненных требований) о признании незаконным и отмене решения Краснодарской таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 04.05.2012 №10309000/040512/34 «Об отмене в порядке ведомственного контроля решения о выпуске декларации на товар принятого Прикубанским таможенным постом».
В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители таможенного органа просили суд отказать в удовлетворении требований по основаниям изложенным в отзыве.
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
ОАО «Сатурн» зарегистрировано в качестве юридического лица в ИФНС России №4 по г. Краснодару, ОГРН 1022301812246.
В соответствии с внешнеторговым контрактом № 41 от 10.03.2011 ОАО «Сатурн» (далее - Покупатель) и дополнительным соглашением №2 от 27.06.2011 к контракту приобретает у компании «AZUR SPACE Solar Power GmbH.», Германия (далее - Продавец) товар:
- солнечные элементы GaAs тип 80440 TJ Solar Cell 3G30C, количество – 60 штук, цена одного солнечного элемента – 185 Евро;
- солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C, количество – 1060 штук, цена одного солнечного элемента – 200 Евро.
Условия поставки товара – CIP Краснодар (Россия).
Срок действия контракта определен с момента его подписания до 31.12.2012 (п. 8.1 контракта). Согласно п. 2.2 контракта общая цена товара, составляет 223 100,00 евро.
В счет выполнения контракта ОАО «Сатурн» по декларациям на товары (далее – ДТ) №№ 10309130/180511/0000768, 10309130/180811/0001423, 10309200/071011/0013075 задекларированы товары: «элементы солнечные GaAs»в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления». Общая фактурная стоимость товара по ДТ составила 223 100,00 Евро.
Таможенное декларирование товаров производилось на таможенном посту Аэропорт Краснодар (ДТ №№ 10309130/180511/0000768, 10309130/180811/0001423) и таможенном посту Прикубанский Краснодарской таможни (ДТ № 10309200/071011/0013075). Должностными лицами таможенных постов таможенный досмотр товара со вскрытием упаковочных мест не проводился.
19.01.2012 обществом в Краснодарскую таможню было подано заявление № 168/41 (вх. № 00726), в котором ОАО «Сатурн» просит подтвердить легализацию ввезенного товара выпущенного Прикубанским таможенным постом по ДТ № 10309200/071011/0013075, с целью получения обществом налогового вычета по этой внешнеэкономической сделке в сумме 1717562,88 рублей в налоговом органе.
31.01.2012 в соответствии с резолюцией начальника таможни на заявлении ОАО «Сатурн» на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) была начата камеральная таможенная проверка по вопросам: проверки факта помещения товаров под таможенную процедуру, достоверности сведений о стоимости товара заявленной в ДТ №№ 10309130/180511/0000768, 10309130/180811/0001423, 10309200/071011/0013075; и соблюдения ОАО «Сатурн» требований валютного законодательства РФ при декларировании товаров «солнечные элементы GaAs, тип 80440 TJ Solar Cell 3G30C; 80517 TJ Solar Cell 3G30C», в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ходе камеральной таможенной проверки (Акт камеральной таможенной проверки № 10309000/400/200112/А0019) было установлено следующее.
07.10.2011 Прикубанским таможенным постом Краснодарской таможни была зарегистрирована таможенная декларация №10309200/071011/0013075 на товар, солнечные элементы на арсенид-галиевой основе GA AS, предназначенные для создания солнечных батарей тип 80517 ТJ Solar CeII 3 G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11, 5 кг., нетто 2, 685 кг., общей стоимостью 200000, 00 евро.
07.10.2011 был осуществлен выпуск данной декларации в соответствии с таможенной процедурой «Выпуск для внутреннего потребления».
Декларирование производилось с использованием электронной формы декларирования без представления документов на бумажных носителях.
Установленный в ходе камеральной таможенной проверки факт отсутствия подтверждения фактического перемещения вышеназванного товара, через таможенную границу Таможенного союза послужил основанием для вынесения решения от 04.05.2012 №10309000/040512/34 «Об отмене в порядке ведомственного контроля решения о выпуске декларации на товар принятого Прикубанским таможенным постом».
Данным решением отменено и признано несоответствующим требованиям действующего таможенного законодательства решение Прикубанского таможенного поста о выпуске декларации на товары № 10309200/071011/0013075, поданной ОАО «Сатурн», в соответствии с таможенной процедурой «Выпуск для внутреннего потребления», в отношении товара: солнечные элементы на арсенид-галиевой основе GA AS, предназначенные для создания солнечных батарей тип 80517 ТJ Solar CeII 3 G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11, 5 кг., нетто 2, 685 кг., общей стоимостью 200000, 00 евро.
Заявитель, не согласившись с решением Краснодарской таможни от 04.05.2012 №10309000/040512/34 обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с просьбой о признании его незаконным.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза состоит из: Таможенного кодекса ТС; международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном деле; решений Комиссий Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со статьей 158 ТК ТС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию ТС путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС.
На основании статьи 161 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию ТС у перевозчика возникает обязанность по уплате таможенных платежей на момент пересечения товарами таможенной границы, т.е. перевозчику необходимо уплатить причитающиеся таможенные платежи за ввезенный товар либо предоставить гарантийное обязательство о внесении денежного обеспечения на депозит таможенных органов для последующей доставки его получателю. Такими документом могли являться: транзитная декларация, гарантийное обязательство о внесении денежного обеспечения на депозит таможенных органов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Под действием понимается комплекс мер, связанных с предъявлением на границе товара и товаросопроводительных документов, обеспечение уплаты причитающихся таможенных платежей при ввозе, соблюдение запретов и ограничений при ввозе товаров.
При ввозе товаров на таможенную территорию ТС в соответствии с пунктом 1 статьи 182 ТК ТС таможенному органу представляется транзитная декларация. Пунктом 2 статьи 182 ТК ТС установлено, что в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи. Решением Комиссии Таможенного союза № 289 от 18 июня 2010 года определен порядок заполнения транзитной декларации и проставления соответствующих отметок таможенных органов. При представлении транспортных (перевозочных), коммерческих документов таможенными органами пункта пропуска проставляются соответствующие отметки, свидетельствующие о прохождении таможенного оформления и контроля.
Таким образом, фактический ввоз товара на таможенную территорию ТС сопряжен с прохождением таможенного оформления и контроля о чем свидетельствуют отметки таможенных органов в пункте ввоза/вывоза и оформленные на товар таможенные документы.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС иностранные товары - товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 4 ТК ТС товары Таможенного союза - находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:
- полностью произведенные на территориях государств - членов Таможенного союза;
- ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза;
- изготовленные на территориях государств - членов Таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со статьей 75 ТК ТС объектами обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
В соответствии с п. 3 статья 16 ТК ТС исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов Таможенного союза.
В соответствии с п. 1 статья 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза.
В соответствии со статьей 167 ТК ТС под временным хранением товаров понимается - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов. Временное хранение товаров не применяется в отношении товаров, перемещаемых, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.
Статьей 183 ТК ТС определен перечень документов, необходимых к представлению при таможенном декларировании, одним из таких документов является транспортный (перевозочный) документ, который заполняется перевозчиком, следует вместе с товаром и на котором таможенными службами, при пересечении границы, проставляются отметки о прохождении таможенного контроля. Данный документ необходим и при помещении товара на временное хранение.
Из документов, представленных ОАО «Сатурн» в ходе камеральной таможенной проверки было установлено, что транспортная накладная CMR (без номера) от 29.09.2011 не имеет отметок, свидетельствующих о перемещении товара в соответствии с данной CMR через страны по пути следования из Германии, а также отметок пункта пропуска при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза. Инвойс от 30.09.2011 № 95002194_6 также не содержит отметок (штампов и печатей) подтверждающих его предъявление таможенному органу при ввозе товара на таможенную территорию Таможенного союза. CMR (без номера) от 29.09.2011, представленная таможенным представителем, имеет отличие от CMR, представленной ОАО «Сатурн». Так в CMR от таможенного представителя отсутствуют сведения о перевозчике товара, а в CMR, представленной ОАО «Сатурн», в графах 16 и 23 имеются оттиски штампа (имеющие вид наборного), содержащие сведения о перевозчике и его адресе: «RC TRANSPORTE PETRA STOECKER MAX-PLANCK-STR.12 74081 HEILBONN». На официальный запрос Краснодарской таможни (от 17.04.2012 исх.№ 09.1-04/7812), направленный в адрес перевозчик «PETRA STOECKER», о предоставлении документов и сведений об осуществлении данной перевозки, ответ не был получен.
По сведениям, содержащимся в сети Интернет, фирма PETRA STOECKER не является международным перевозчиком, а выполняет курьерские услуги. Штамп, проставленный на CMR, содержит недостоверные сведения об адресе курьерской фирмы (вместо «HEILBRONN» указывается «HEILBONN»).
Представленная ОАО «Сатурн» в ходе проведения камеральной таможенной проверки для подтверждения факта ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товара (солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C в количестве 1000 штук) копия экспортной декларации Германии № MRN11DE945244984078E1 не содержит отметок, подтверждающих завершение внутреннего таможенного оформления товара таможенной службой Германии/Польши и вывоз товара с территории Европейского союза (далее - ЕС). Отсутствие отметки «Ausgangsvermerk» (большими буквами по диагонали слева направо) на экспортной декларации Германии № MRN11DE945244984078E1 не подтверждает факт вывоза товара (солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11,5 кг, нетто 2,685 кг, общей стоимостью 200 000,00 евро) с территории ЕС и означает, что товар не покидал территорию ЕС.
В ходе камеральной таможенной проверки обществом не предъявлены документы, подтверждающие выполнение перевозчиком обязанностей по уплате таможенных платежей в момент пересечения товаром таможенной границы в соответствии со статьей 161 ТК ТС. Такими документами могли являться: транзитная декларация, гарантийное обязательство о внесении денежного обеспечения на депозит таможенных органов.
Представленные ОАО «Сатурн» сведения о перевозчике вышеназванного товара - физическом лице Раушенбергер Александре Рудольфовиче – который, якобы, перемещал товар через таможенную границу Польши и Белоруссии на личном транспорте Брестской таможней не подтвердились.
Из ответа Брестской таможни следует, что гражданином РФ Раушенбергером Александром Рудольфовичем было задекларировано только транспортное средство «Volkswagen Passat» рег. номер GTVA986. Какой-либо товар (в том числе солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C) Раушенбергером Александром Рудольфовичем в Брестской таможне не декларировался.
В ходе камеральной таможенной проверки не получено документального подтверждения о фактическом пересечении товаром (солнечные элементы на арсенид-галиевой основе GA AS, предназначенные для создания солнечных батарей тип 80517 ТJ Solar CeII 3 G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11, 5 кг., нетто 2, 685 кг., общей стоимостью 200000,00 евро), таможенной границы Таможенного Союза.
В обосновании своей позиции по делу ОАО «Сатурн» приводит следующие доводы:
- от перевозчика ОАО «Сатурн» получило четыре экземпляра оригиналов CMR б/н от 29.09.2011 без каких-либо отметок о пересечении границы Таможенного союза и печатей перевозчика. После таможенного декларирования товара на Прикубанском т/п Краснодарской таможни с целью приведения товаросопроводительных документов в соответствие с установленными требованиями один экземпляр CMR б/н от 29.09.2011 был отправлен курьером в адрес продавца с просьбой заполнить графы CMR (16 «Перевозчик (наименование адрес страна)» и 23 «Подпись и штамп перевозчика») у перевозчика и выслать в адрес ОАО «Сатурн». Остальные три экземпляра не отправлялись продавцу, поэтому ОАО «Сатурн» в ходе камеральной таможенной проверки представлены копии CMR как с отметками перевозчика, так и без таковых. Данный факт не является нарушением действующего законодательства, не влечет за собой нарушения чьих либо прав, свобод и законных интересов;
- допущенная ошибка в штампе перевозчика не влечет за собой никаких негативных последствий, не считается нарушением действующего законодательства;
- в соответствии с условиями поставки CIP г. Краснодар, ОАО «Сатурн» не несет ответственность за оформление вывоза из Германии и его перевозку до момента передачи в месте назначения – г. Краснодар;
- при декларировании товара ОАО «Сатурн» выполнены требования и условия ст.ст 195, 209, 210 ТК ТС, предоставило полный перечень документов, в полном объеме перечислило платежи в виде ввозных таможенных пошлин и авансовых платежей на депозитный счет таможни;
- ОАО «Сатурн» входит в структуру Федерального космического агентства и производимый товар используется при создании ракетно-космического комплекса, отмена решения о выпуске товара влечет за собой нарушение государственных интересов в космической деятельности, нарушение прав и законных интересов организаций, входящих в кооперацию;
- исполнение решения Краснодарской таможни от 04.05.2012 №10309000/040512/34 повлечет причинение значительного ущерба, а именно: в отношении товара стоимостью 200 000 Евро – 7 908 980 рублей, оплата налога на прибыль – 3 163 952 рублей, административный штраф за нарушение валютного законодательство до 15 817 960 рублей;
- подтверждением, что товар является иностранным, является факт заключения ОАО «Сатурн» контракта № 41 от 10.03.2011 с дополнительным соглашением №2 от 27.06.2011 с «AZUR SPACE Solar Power GmbH.», Германия. Поставка по данному контракту идентичных товаров. Выставленные, фирмой «AZUR SPACE Solar Power GmbH.» (Германия), счета и оплаченные ОАО «Сатурн». Помещение товара на СВХ «РОСТЭК-Кубань» и его фотографирование в ходе таможенного наблюдения. Входной контроль, осуществляемый на предприятии при поступлении товара и документации на него;
- письменные пояснения перевозчика, в которых, он подтверждает, что Раушенбергер Александр Рудольфович – являлся представителем иностранной фирмы перевозчика «RC TRANSPORTE PETRA STOECKER MAX-PLANCK-STR.12 74081 HEILBONN». Который пересекал таможенную границу Польши и Белоруссии на личном транспорте «Volkswagen Passat» рег. номер GTVA986 и ввез товар солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C.
Судом установлено, что в ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом получены сведения и документы свидетельствующие о том, что товар («солнечные элементы на арсенид-галиевой основе GA AS, предназначенные для создания солнечных батарей тип 80517 ТJ Solar CeII 3 G30C» в количестве 1000 штук, вес брутто 11, 5 кг., нетто 2, 685 кг., общей стоимостью 200000,00 евро), не ввозился на таможенную территорию Таможенного союза и не вывозился из ЕС в соответствии с представленным к таможенному декларированию документам. В связи с этим не подтвержден статус декларируемого товара как иностранного товара.
Согласно статьи 203 ТК ТС под определенную таможенную процедуру помещаются товары, перемещаемые через таможенную границу и во исполнении статьи 209 ТК ТС (под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» помещаются только иностранные товары) таможенным органом принято решение от 04.05.2012 №10309000/040512/34 «Об отмене в порядке ведомственного контроля решения о выпуске декларации на товар принятого Прикубанским таможенным постом» - отменено и признано несоответствующим требованиям действующего таможенного законодательства решение Прикубанского таможенного поста о выпуске декларации на товары № 10309200/071011/0013075, поданной ОАО «Сатурн» в соответствии с таможенной процедурой «Выпуск для внутреннего потребления».
Специальная отметка об экспорте товара «Ausgangsvermerk» (выездная виза) проставляется таможенными службами Германии (большими буквами по диагонали слева направо на вывозной декларации) после вывоза товара и подтверждает вывоз данного товара с территории Европейского Союза (далее – ЕС).
Из пояснений продавца (иностранного контрагента), представленных ОАО «Сатурн» (распечатка электронного письма с переводом), следует, что обычно, когда товар вывозится из ЕС, соответствующая таможня должна проверить товар, сделать запись и после завершения внутреннего таможенного процесса продавец получает по электронной почте документ с отметкой об экспорте товара. В данном случае таможня не завершила внутренний процесс и поэтому продавец не получил никакого документа.
Таким образом, документ - экспортная декларация Германии № MRN11DE945244984078E1, представленная обществом не подтверждает факт вывоза товара (солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11,5 кг, нетто 2,685 кг, общей стоимостью 200 000,00 евро) с территории ЕС.
При таможенном декларировании, а также в ходе камеральной таможенной проверки декларантом не предъявлены документы, подтверждающие выполнение перевозчиком обязанностей по уплате таможенных платежей в момент пересечения товаром таможенной границы в соответствии со статьей 161 ТК ТС.
По вышеизложенным обстоятельствам заявителем дано пояснение, что перевозчик Раушенбергер Александр Рудольфович - представитель иностранной фирмы, пересекая таможенную границу Польши и Белоруссии на личном транспорте товар не задекларировал, а по прибытию в г. Краснодар товар по заявлению был помещен на СВХ ЗАО «РОСТЭК Кубань» и задекларирован по ДТ № 10309200/071011/0013075.
В соответствии со статьями 158, 159, 183 ТК ТС, документы - CMR, инвойс (счет) являются обязательными документами к предъявлению таможенным органам как при пересечении границы ТС и должны содержать сведения о товаре и соответствующие отметки (штампы, печати, росписи представителей, и т.п.) для таможенного контроля в отношении ввозимых на таможенную территорию ТС товаров. Допущенные ошибки в указанных документах либо отсутствие каких либо обязательных отметок свидетельствующих о перемещении товара через таможенную границу ТС могут рассматриваются контролирующими органами как документы содержащие недостоверные сведения.
В этой связи суд приходит к выводу, что доводы заявителя о том, что ненадлежащее оформление CMR и его заполнение не является нарушением действующего законодательства, являются несостоятельными.
Суд исходит из того, что заявитель не представил достаточных доказательств о перемещении товара через таможенную границу ТС и не подтвердил статус иностранного товара.
Представленная копия экспортной декларации Германии № MRN11DE945244984078E1 не содержит отметок подтверждающих завершение внутреннего таможенного оформления товара таможенными службами Германии/Польши и вывоз товара с территории ЕС. Представленные копии писем продавца и перевозчика не являются документами подтверждающими вывоз из стран ЕС товара и ввоз его на таможенную территорию ТС и не являются документами подтверждающими декларировании товара в соответствии со ст. 158,159 ТК ТС при пересечении границы ТС в Белоруссии.
По мнению суда, таможня не ограничивала ОАО «Сатурн» в праве пользования и распоряжением товара с момента их обращения в таможенный орган. На товар таможенным органом не накладывался арест, не производилось изъятие, не накладывалось ограничение в его пользовании. Вынесенное решение от 04.05.2012 № 10309000/050512/34 и аннулирование ДТ № 10309200/071011/0013075 позволяет вернуть ОАО «Сатурн» взысканные таможенные платежи (таможенная пошлина, НДС) на общую сумму – 2 585 018,88 рублей.
Относительно довода заявителя о вхождении общества в структуру Федерального космического агентства судом отмечается, что ОАО «Сатурн» не входит в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Роскосмоса, утвержденному Распоряжением Правительства от 28.12.2004 № 1717-р
Согласно уставных документов «Сатурн» является открытым акционерным обществом и как самостоятельное коммерческое предприятие имеет обособленное имущество и распоряжается им по своему усмотрению. ОАО «Сатурн» выполняя какой-либо заказ на договорной (контрактной) основе получает соответствующую прибыль.
Заявителем представлен Договор от 18.08.2010 № 7/10 заключенный ОАО «Сатурн» с ФГУП «НПО им. Лавочкина» на изготовление – батареи фотоэлектрической для КА «Луна-Ресурс». Данным договором предусмотрена оплата за выполненные работы ОАО «Сатурн» из федерального бюджета. Окончательная сборка штатного комплекта и передача изделия заказчику в договоре датирована ноябрем 2012 года. В рамках данного договора ОАО «Сатурн» является субподрядчиком получающим прибыль от выполнения заказа ФГУП «НПО им. Лавочкина». Принятое Краснодарской таможней решение 04.05.2012 № 10309000/050512/34 не ограничивало ОАО «Сатурн» в пользовании и распоряжении товаром (солнечные элементы GaAs тип 80517 TJ Solar Cell 3G30C в количестве 1000 штук, вес брутто 11,5 кг, нетто 2,685 кг), для выполнения договорных обязательств по договору от 18.08.2010 № 7/10.
Довод заявителя о возможном значительном ущербе для общества в случае исполнения обжалуемого решения таможенного органа не нашел подтверждения в рамках рассмотрения дела и сам по себе не является доводом который влияет на установление факта законности либо незаконности решения вынесенного таможенным органом.
Положениями пункта 1 статьей 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.
В соответствии с пунктом 5 приложения 2 Приказа ФТС России от 12.01.2005 № 7 «Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении и общего положения о таможне» таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.
Прикубанский таможенный пост в соответствии с типовым положением о посте (Приказ ФТС № 965 от 13.08.2007) является нижестоящим таможенным органом Краснодарской таможни.
Таким образом, вынесенное Решение Краснодарской таможни от 04.05.2012 №10309000/040512/34 «Об отмене в порядке ведомственного контроля решения о выпуске декларации на товар принятого Прикубанским таможенным постом» вынесено законно и соответствует требованиям ст. 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Статьей 201 ТК ТС определены случаи отказа таможенными органами в выпуске товара. Пунктом 1 данной статьи в ходе таможенного оформления, пунктом 2 в ходе таможенного контроля. Пунктом 2 данной статьи установлено, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза.
Таможенный контроль Краснодарской таможней осуществлен в соответствии со статьями 122, 131 ТК ТС в форме камеральной таможенной проверки в ходе которой установлены факты нарушения таможенного законодательства в части несоблюдения ОАО «Сатурн» требований и условий для помещения товара по таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в части выполнения требований статьи 203 ТК ТС в которой указано, что под определенную таможенную процедуру помещаются товары, перемещаемые через таможенную границу и выполнения требований статьи 209 ТК ТС - под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления» помещаются только иностранные товары.
Товары, задекларированные в ДТ № 10309200/071011/0013075, не подлежали выпуску Прикубанским таможенным постом в связи с несоблюдением декларантом ОАО «Сатурн» условий оговоренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 195 ТК ТС для помещения товаров не имеющих статус иностранного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В связи с отсутствием подтверждения статуса иностранного товара, не могут быть выполнены условия предусмотренные статьей 195 ТК ТС в части соблюдения необходимых требований и условий для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с ТК ТС.
Отсутствие доказательств перемещения таможенной границы в соответствии со ст. 75 ТК ТС не возлагает обязанности по уплате таможенных платежей на ОАО «Сатурн».
Судом установлено, что Краснодарская таможня не ограничивает ОАО «Сатурн» в праве пользования и распоряжении товарами с момента принятия решения от 04.05.2012 №10309000/040512/34. На товар не накладывается арест, не производится его изъятие, не накладываются ограничения в его пользовании.
Аналогичные выводы по спору между теми же сторонами со схожими обстоятельствами нашли отражение в Постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 и ФАС СКО от 28.02.2014 по делу А32-22716/2012.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 162 АПК РФ и оценивая их во взаимосвязи и в совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что Краснодарской таможней в должной мере выполнены обязанности, возложенные на таможенный орган, что в свою очередь, исключает возможность признания незаконным и отмене решение Краснодарской таможни от 04.05.2012 №10309000/040512/34 применительно к заявленным требованиям.
Частью 3 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.А. Чесноков