ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-13704/13 от 19.09.2013 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

  350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

Дело № А32-13704/2013

г. Краснодар «17» октября 2013г.

Резолютивная часть решения объявлена 19.09.2013 г.

Полный текст решения изготовлен 17.10.2013 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Колодкиной В.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Портным А.И.,

рассмотрел в судебном заседании заявление ОАО « Тимашевскрайгаз» (ИНН 2353007519, ОГРН 1022304838698) г. Тимашевск

Об оспаривании постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспирироднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея (ИНН 2309089375 , ОГРН 1042304949752) г. Краснодар

-от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-5-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде предупреждения;

- от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-6-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде наложении я административного штрафа в сумме 100 000 рублей;

- от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-7-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде наложении я административного штрафа в сумме 10 000 рублей;

и оспаривании предписаний Росприроднадзора .

при участии в судебном заседании:

от заявителя Дивисенко Д.М.- представитель по доверенности от 07.02.13г

от заинтересованного лица: Шахназарян Н.А. – представитель по доверенности от 22.03.2

У С Т А Н О В И Л :

ОАО « Тимашевскрайгаз» ( далее заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспирироднадзора) по Краснодарскому краю и республике Адыгея (ИНН 2309089375 , ОГРН 1042304949752) г. Краснодар : от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-5-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде предупреждения; от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-6-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде наложении я административного штрафа в сумме 100 000 рублей; от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-7-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде наложения административного штрафа в сумме 10 000 рублей; и оспаривании предписаний Росприроднадзора .

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на удовлетворении своего заявления, указывая на отсутствие состава административного правонарушения и нарушение предусмотренного порядка привлечения к административной ответственности.

Представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, ссылается на законность и обоснованность оспариваемых заявителем постановлений, соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.

В судебном заседании в порядке ст.163 объявлен перерыв до 19.09.2013 г. в 17-50 ч. После перерыва судебное заседание было продолжено в отсутствие сторон.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, в порядке статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №01-04-19/29 от 01.02.13г Управления Росприроднадзора административным органом 22.03.2013 проведена плановая документарная проверка в отношении ОАО « Тимашевскрайгаз», в ходе которой административный орган установил, что Общество осуществляет хозяйствующую деятельность с нарушением требований ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002г №7-ФЗ « Об охране окружающей среды». В процессе осуществления деятельности ОАО «Тимашевскрайгаз» разработан Проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух от 2006 . Получено разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ №В5/352 от 22.07.2009 сроком действия с 19 мая 2009 по 19 мая 2014г. на момент проведения проверки данные сведения производственного контроля нормативов ПДВ Общества в 2012г на источниках № 0001, № 0016 отсутствуют. Следовательно , производственный контроль нормативов ПДВ в 2012г Обществом не проводился, тем самым Обществом нарушены требования ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 №96-ФЗ « Об охране атмосферного воздуха».

Обществом представлено Свидетельство о повышении квалификации Тыванюк В.В. рег №06 080-13 по программе «Обеспечение экологической безопасности в области обращения с опасными отходами 1-4 класса опасности» от 20.03.13г. На момент проведения проверки свидетельство об обучении Тыванюк В.В. в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не представлено.

По результатам проверки составлен акт проверки от 22.03.2013 №13-93-039-П-1

По факту наличия в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 29.05.2013 №13-93039-ЭП-5 .

По результатам рассмотрения дела административным органом вынесено постановление от 16.04.2013 № 13-08-039-ЭП-5-2 по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения. Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении дела суд руководствуется следующим.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе других выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Часть 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу требований статьи 73 Закона N 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Как следует из материалов дела, поскольку источники вредных выбросов ( газовые отопительные котлы) №0001, № 0016 находятся на одной производственной площадке , один замер , произведенный вблизи этих источников специализированной аккредитованной организацией , имеющей специальные познания в данной области измерений ( протокол испытаний № 32.1-32.5 от 20.04.2012г) показал совокупность выбросов от данных источников , находящихся на производственной площадке. Совокупные показания замера не только не превысили предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, но и оказались в 2 раза меньше. Следовательно, Обществом производится производственный контроль нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ .

В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ « Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Вместе с тем, на момент проверки , в период с 04.03. 13 по 20.03.13г исполнительный директор Общества Тыванюк В.В. прошел обучение в ОАНО «Межотраслевой Учебный центр» , что подтверждается письмом директора центра Дереза Н.П. от 28.03.13г №28. , из которого следует, что свидетельство о прохождении обучения им не получено по независящим от него причинам, по причине технического сбоя на предприятии поставщике печатной продукции ( свидетельств).

Данные сведения, предоставленные при проведении проверки доводились до сведения административного органа в ходе производства по делу об административном правонарушении, однако оставлены без правовой оценки.

В постановлении об административном правонарушении указано, что событие правонарушения подтверждается, протоколом об административном правонарушении от 29.03.2013 №13-93-039-эп-5.

Из данного протокола следует, что при его составлении присутствовал представитель Общества Балаш А.А. по доверенности №14/04 от 01.03.13г

Указанное лицо действовало на основании общей доверенности от 01.03.2013 года поэтому его явка не может свидетельствовать о надлежащем извещении Общества о составлении протокола об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Поскольку составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением его права на защиту, квалифицированную юридическую помощь и дачу объяснений на данной стадии, то оно исключает дальнейшее производство по делу.

Постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества с несоблюдением требования о его надлежащем извещении, это является достаточным основанием признания постановления административного органа незаконным.

Следовательно, Постановление от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-5-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде предупреждения следует признать незаконным и отменить.

Кроме того, в отношении ОАО « Тимашевскрайгаз» вынесено постановление № 13-08-039-ЭП-5-2 от 16.04.2013г о признании его виновным в совершении административного правонарушения согласно ст. 8.2. КоАП РФ и наложении административного штрафа в сумме 100 000 рублей.

Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При рассмотрении дела суд руководствуется следующим.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

29.03.13г. проверкой установлено, что в процессе осуществления деятельности ОАО « Тимашевскрайгаз» разработано Положение о производственном экологическом контроле от 2013г., а также заявление о согласовании с Управлением Росприроднадзора Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами 9вх. №24/1652 от 26.02.2013г

На момент проведения проверки Общество ведет свою деятельность в отсутствие Порядка осуществления производственного экологического контроля . согласованного в установленном законом порядке.

Таким образом, Обществом нарушены требования ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998г №889-ФЗ « Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст. 5.5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г №400 . Федеральная служба по надзору в сфере природопользования согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами , определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.

Однако, на момент вынесения оспариваемого постановления , Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами был согласован, что подтверждается письмом Росприроднадзора №0101/16/3118 от 27.03.2013г

Согласно п.3 Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010г №30 2Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании , использовании, обезвреживании и размещения отходов ( за исключением статистической отчетности)» , субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.

Данная норма была введена только в 2010 году и предполагает деятельность на основе разрешения на отходы, тогда как Общество еще в 2009 году получило лимиты на размещение отходов, что предполагает ежеквартальную отчетность в органы Росприроднадзора, которая предоставляется своевременно.

Отчетн6ость по отходам Обществом ведется в рамках установленных лимитов и уведомительный порядок предоставления отчетности противоречит разрешению на размещение отходов, выданному Северо- Кавказским управлением Ростехналдзора 08.07.2009г №3543/27-10.1 и лимитам №О-5/956 , действующим сроком с 14.04.2009г по 14.04.2014г . Следовательно, Общество предоставляет отчетность в большем объеме, наравне с крупными организациями, в соответствии с утвержденными лимитами. Таким образом, факт того, что Общество не сдает отчетность об образовании, использовании . обезвреживании и размещении отходов за 2012г и осуществляет деятельность в нарушением п.3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998г №89-ФЗ не подтвержден материалами дела.

Кроме того, Общество не является специализированной организацией по сбору, использованию, обезвреживанию , транспортированию, размещению отходов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

В постановлении об административном правонарушении указано, что событие правонарушения подтверждается, протоколом об административном правонарушении от 29.03.2013 №13-93-039-эп-6.

Из данного протокола следует, что при его составлении присутствовал представитель Общества Балаш А.А. по доверенности №14/04 от 01.03.13г

Указанное лицо действовало на основании общей доверенности от 01.03.2013 года поэтому его явка не может свидетельствовать о надлежащем извещении Общества о составлении протокола об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Поскольку составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением его права на защиту, квалифицированную юридическую помощь и дачу объяснений на данной стадии, то оно исключает дальнейшее производство по делу.

Постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества с несоблюдением требования о его надлежащем извещении, это является достаточным основанием признания постановления административного органа незаконным.

Следовательно, Постановление от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-6-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб. следует признать незаконным и отменить.

Согласно постановлению о назначении административного наказания №13008-039-ЭП-7-2 от 16.04.2013г ОАО « Тимиашевскрайгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб.

Как указано в статье 1 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

-- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

-- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

-- загрязнение недр, почв;

-- размещение отходов производства и потребления;

--загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

-- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В силу пункта 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Обязанность по представлению в уполномоченный орган расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых оказывается негативное воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок заполнения и представления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные органы Ростехнадзора) по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект.

В силу пункта 3 Порядка расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

По каждому субъекту Российской Федерации представляется отдельный расчет (пункт 4 Порядка).

Если у плательщика на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то расчеты платы по ним включаются в единый расчет (пункт 5 Порядка).

Как указано в пункте 6 Порядка расчет состоит из:

-- титульного листа, который является единым для всего расчета;

-- расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет;

-- раздела 1 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами";

-- раздела 2 "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами";

-- раздела 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты";

-- раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления".

На основании пункта 7 Порядка плательщики представляют расчет в составе: титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, разделов 1, 2, 3, 4 - в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду, облагаемых платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Постановлением от 28 августа 1992 г. N 632.

Таким образом, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду должны представляться в территориальный орган Ростехнадзора лицами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2012 г. не позднее 20.07.12, за 3 квартал 2012 г. не позднее 20.10.12, за 4 квартал 2012 г. не позднее 20.01.13, за 1 квартал 2013 г. не позднее 20.04.13.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как указано в частях 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, а также не оспаривается заявителем, что в процессе хозяйственной деятельности Общества образуются отходы производства и потребления различных классов опасности, осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух со стационарных и передвижных источников, следовательно, заявитель осуществляет негативное воздействие на окружающую среду и обязан представлять в территориальный орган Росприроднадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также вносить в бюджет соответствующую плату.

Однако, нормами КоАП РФ для административного органа императивно уста­новлены обязанности по обеспечению прав лиц, привлекаемых к административной ответ­ственности.

Одна из таких обязанностей закреплена в ст. 28.2 КоАП РФ, в которой изло­жены требования к процедуре составления основного доказательства по делу об админи­стративном правонарушении, в котором фиксируется событие правонарушения - протоко­ла об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об адми­нистративном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясня­ются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в прото­коле.

Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилага­ются к протоколу.

Таким образом, приведенные выше положения статьи 28.2 КоАП, регламентирую­щие порядок составления протокола об административном правонарушении, предостав­ляют ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об админи­стративном правонарушении.

Так, данной нормой привлекаемому к административной ответственности лицу предоставлена гарантия надлежащего и заблаговременного извещения о месте, дате и вре­мени составления в его отношении протокола об административном правонарушении. Соблюдение этой гарантии административным органом в свою очередь направлено на обеспечение исполнения другой гарантии, предоставленной ст. 28.2 КоАП РФ лицу, при­влекаемому к административной ответственности, а именно: гарантии представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые могут быть приложены к протоколу.

Соответственно, привлекаемое к административной ответственности лицо имеет воз­можность воспользоваться данной гарантией мотивированно возражать против доводов административного органа о совершении им административного правонарушения только в том случае, если оно заблаговременно извещено административным органом не только о том, когда  будет составляться протокол об административном правонарушении., но и о том, по какому поводу будет составляться этот протокол. То есть, какие именно его дей­ствия или бездействие послужили для административного органа поводом для вызова на составление протокола об административном правонарушении.

Соблюдение указанных гарантий права привлекаемого к административной ответ­ственности лица заблаговременно знать о том, когда и по какому поводу административ­ной орган будет составлять в его отношении протокол об административном правонарушении , а также участвовать при составлении этого протокола и предоставить к нему воз­ражения и объяснения в связи с поводом, избранным для составления протокола, является для административного органа обязанностью. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонару­шении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

При этом именно на административном органе лежит обязанность не только уве­домить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо извещено о проведении этих процессуальных действий заблаговремен­но, то есть, располагает соответствующей информацией и имеет возможность подгото­виться к участию в данном процессуальном действии.

Исходя из этого, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 27.01.03 № 2 «О некото­рых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» даёт арбитражным судам обязательные для исполнения указания о том, что при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суду необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспарива­емого решения административного органа.

В пункте 24 постановления от 26.07.07 № 46 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации так же разъясняет арбит­ражным судам, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) адми­нистративных органов о привлечении к административной ответственности арбитражным судам следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об адми­нистративном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протоко­ла об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользо­ваться перечисленными выше правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ.

В постановлении об административном правонарушении указано, что событие правонарушения подтверждается, протоколом об административном правонарушении от 29.03.2013 №13-93-039-эп-6.

Из данного протокола следует, что при его составлении присутствовал представитель Общества Балаш А.А. по доверенности №14/04 от 01.03.13г

Указанное лицо действовало на основании общей доверенности от 01.03.2013 года поэтому его явка не может свидетельствовать о надлежащем извещении Общества о составлении протокола об административном правонарушении.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Поскольку составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением его права на защиту, квалифицированную юридическую помощь и дачу объяснений на данной стадии, то оно исключает дальнейшее производство по делу.

Постановление вынесено в отсутствие законного представителя Общества с несоблюдением требования о его надлежащем извещении, это является достаточным основанием признания постановления административного органа незаконным.

Следовательно, Постановление от 16.04.2013г № 13-08-039-эп-7-2 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5. КоАП РФ и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб. следует признать незаконным и отменить.

Административным органом по итогам проведенной проверки Обществу также выписаны предписания : №13-93-039-П-1-1 от 22.03.2013г, № 13-93-039-П-1-2 от 22.03.13г , № 13-93-039-П-1-3 от 22.03.13г , № 13-93-039-П-1-4 от 22.03.13г , № №13-93-039-П-1-5 от 22.03.13г об устранении нарушений.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, в процессе осуществления деятельности обязательных требований и правил, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В силу части 1 статьи 17 Федеральный закон N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, предписание об устранении нарушений законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Недоказанность фактов совершения заявителем вмененных ему в вину правонарушений при проведении данной проверки, свидетельствует и о необоснованности вынесения в его адрес оспоренных представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, которые не нашли своего подтверждения.

Поскольку этими незаконными ненормативными актами на заявителя необоснованно возложена обязанность по совершению определенных действий, суд полагает доказанным совокупность обстоятельств, являющихся основанием для признания оспоренных ненормативных актов недействительными.

Таким образом, предписания : №13-93-039-П-1-1 от 22.03.2013г, № 13-93-039-П-1-2 от 22.03.13г , № 13-93-039-П-1-3 от 22.03.13г , № 13-93-039-П-1-4 от 22.03.13г , № №13-93-039-П-1-5 от 22.03.13г., № 13-93-039-П-1-6 от 22.03.13г ; № 13-93-039-П-1-7 от 22.03.13г; № 13-93-039-П-1-8 от 22.03.13г ; № 13-93-039-П-1-9 от 22.03.13г следует признать недействительными.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В силу пункта 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 16.04.2013 № 13-08-039-эп-5-2 о привлечении Открытого акционерного общества "Тимашевскрайгаз" (ИНН 2353007519, ОГРН 1022304838698, место нахождения: 352700, Краснодарский Край, Тимашевск Город, Дзержинского Улица, 8, зарегистрированного в качестве юридического лица 16.09.2002 ИМНС России по Тимашевскому р-ну) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде предупреждения признать незаконными и отменить полностью.

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 16.04.2013 № 13-08-039-эп-6-2 о привлечении Открытого акционерного общества "Тимашевскрайгаз" (ИНН 2353007519, ОГРН 1022304838698, место нахождения: 352700, Краснодарский Край, Тимашевск Город, Дзержинского Улица, 8, зарегистрированного в качестве юридического лица 16.09.2002 ИМНС России по Тимашевскому р-ну) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб. признать незаконными и отменить полностью.

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 16.04.2013 № 13-08-039-эп-7-2 о привлечении Открытого акционерного общества "Тимашевскрайгаз" (ИНН 2353007519, ОГРН 1022304838698, место нахождения: 352700, Краснодарский Край, Тимашевск Город, Дзержинского Улица, 8, зарегистрированного в качестве юридического лица 16.09.2002 ИМНС России по Тимашевскому р-ну) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб. признать незаконными и отменить полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-1 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-2 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-3 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-4 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-5 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-5 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-6 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-7 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-8 признать недействительным полностью.

Предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (г. Краснодар, ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) от 22.03.2013 N 13-93-039-П-1-9 признать недействительным полностью.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья В.Г. Колодкина