350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
Дело № А32-13979/2014
г. Краснодар «11» июля 2014г.
Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2014.
Полный текст решения изготовлен 11.07.2014
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Колодкиной В.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семченко М.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО фирма «Санис» г. Краснодар
об оспаривании постановления Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 15.04.2014 №1.14/406-4/1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Горохов Е С. – директор
от заинтересованного лица : ФИО1- представитель по доверенности от 18.12.2013
Установил :
ООО фирма «Санис» г. Краснодар (далее –заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления Министерства природных ресурсов Краснодарского края г. Краснодар от 15.04.2014 №1.14/406-4/1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб. и подлежащим отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного органа возразил против удовлетворения заявления, считая постановление законным и обоснованным, поскольку факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.,
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным предварительную подготовку дела к судебному разбирательству завершить, открыть судебное заседание в суде первой инстанции в порядке ст. 137 АПК РФ.
В судебном заседании по правилам ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11-00 час 24.06.2014г . После перерыва судебное заседание было продолжено. Стороны после перерыва в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №1.14/406 от 25.02.2014 в период с 28.03.2014 по 31.03.2014 была проведена плановая проверка с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2014 г по исполнению законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности в отношении юридического лица ООО фирма «САНИС» <...>. В результате осуществления Обществом уставной деятельности образуются , накапливаются , размещаются отходы производства и потребления 1-У классов опасности : ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак ( 1 класс опасности) , аккумуляторные свинцовые отработанные не поврежденные , не с литым электролитом ( 2 класс опасности) , всплывающая пленка из нефтеуловителей ( 3 класс опасности) , обтирочные материал , загрязненный маслами ( 3 класс опасности) , фильтры масляные автомобильные отработанные ( 3 класс опасности); масла автомобильные отработанные ( 3 класс опасности ), мусор смет с территории предприятия ( 4 класс опасности ), мусор из бытовых помещений организации несортированный ( 4 класс опасности) , покрышки отработанные ( 4 класс опасности0 , песок, загрязненный маслами ( 4 класс опасности) , фильтры воздушные автомобильные отработанные ( 4 класс опасности0 , осадок из отстойника мойки автотранспорта ( 4 класс опасности0 , мусор строительный от ремонтных и строительных работ ( 4 класс опасности0 , отходы резины, включая старые шины ( 4 класс опасности).
Таким образом, Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
Среднесписочная численность работников составляет 8 человек.
Таким образом, на ООО фирма « САНИС» распространяется обязанность предоставления отчетности согласно Приказа Минприроды и экологии РФ от 16.02.2010 №30 .
По результатам выездной плановой проверки составлен Акт проверки №1.14/406-1 от 31.03.2014, который составлен в присутствии директора Общества ФИО2.
В результате проведенной проверки в присутствие директора ФИО2 выявлены следующие нарушения : отсутствуют разработанные и утвержденные паспорта на отходы : фильтры масляные автомобильные отработанные ( 3 класс опасности) , фильтры воздушные автомобильные отработанные ( 4 класс опасности) , осадок из отстойников мойки автотранспорта ( 4 класс опасности) , покрышки отработанные ( 4 класс опасности) , отходы резины , включая старые шины( 4 класс опасности) , отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты ( 4 класс опасности) , мусор, смет с территории предприятия ( 4 класс опасности) ( нарушена ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89- ФЗ « Об отходах производства и потребления»). 2) при проведении проверки обнаружено, что бытовые отходы хранятся в металлическом контейнере без крышки, что влечет за собой попадание осадков в контейнер.
Административным органом составлен протокол №1.14/406-3 об административном правонарушении от 02.04.2014 и вынесено постановление
от 15.04.2014 №1.14/406-4 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Общество не согласилось с указанным постановлением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд руководствуется следующим.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В статье 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в том числе с отходами потребления. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена редакция статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (изменения вступили в силу с 30.06.2009), согласно которой под отходами производства и потребления (далее - отходы) следует понимать остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; сбором отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включена деятельность по накоплению отходов.
Накопление же отходов, как уже было указано выше, - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу части 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а так же типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3).
Согласно статье 28 Закона N 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проверке было выявлено, что в результате хозяйственной и иной деятельности, эксплуатации помещений образуются отходы производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды. и выявлены следующие нарушения : отсутствуют разработанные и утвержденные паспорта на отходы : фильтры масляные автомобильные отработанные ( 3 класс опасности) , фильтры воздушные автомобильные отработанные ( 4 класс опасности) , осадок из отстойников мойки автотранспорта ( 4 класс опасности) , покрышки отработанные ( 4 класс опасности) , отходы резины , включая старые шины( 4 класс опасности) , отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты ( 4 класс опасности) , мусор, смет с территории предприятия ( 4 класс опасности) ( нарушена ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89- ФЗ « Об отходах производства и потребления»). 2) при проведении проверки обнаружено, что бытовые отходы хранятся в металлическом контейнере без крышки, что влечет за собой попадание осадков в контейнер.
Наличие события административного правонарушения подтверждено материалами административного дела и по существу не отрицается заявителем.
Вместе с тем, в соответствии сост. 2.9КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласноп. п. 18,18.1Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" N 10 от 02.06.2004 г. при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, чтостатья 2.9КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотреннымКоАПРФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной вКоАПРФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статьеОсобенной частиКоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным вПостановлении"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 24.03.2005 г. N 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслустатьи 2.9КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Даннаястатьяявляется общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного вОсобенной частиназванного кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требованийКоАПРФ.
Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Оценив совершенное деяние, указанное в оспариваемом постановлении о привлечении общества к административной ответственности, образующие объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.2.КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что действия Общества, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности.
В рассматриваемом случае Общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не связано с умышленным нарушением законодательства, общество пре5дпринимало меры для недопущения административного правонарушения в сфере обращения с отходами.
До проведение проверки, общество письмом 27.03.3014 г. обратилось в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея для получения отсутствующих паспортов опасных отходов. 03.03.3014 г. между обществом и индивидуальным предпринимателем ФИО3 заключен договор на подготовку образцов отходов для проведения паспортизации отходов производства и потребления в соответствии с экологическими требованиями по прилагаемому перечню отходов.
Письмом от 15.04.2014 г. исх. №0101/16/3680 Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея сообщило обществу, что в соответствии с порядком организации работы по паспортизации опасных отходов комплект материалов для организации проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды направлен в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
На основаниичасти 1 статьи 3.1КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Производством по делу об административном правонарушении, по результатам которого было вынесено оспариваемое постановление достигнуты цели административного наказания, поскольку руководитель Общества осознал противоправность совершенного деяния. Факт совершения правонарушения и наличие вины в его совершении представителем Общества признаны, негативных последствий не наступило.
Таким образом, оценив обстоятельства совершения правонарушения, его последствия, суд пришел к выводу о возможности применениястатьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного правонарушения как малозначительного.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление следует признать незаконным и отменить.
В силу пункта 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 210,211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 15.04.2014 г. №1.14/406-4/1 о привлечении ООО фирма «Санис» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ростов-на-Дону в установленном законом порядке.
Судья В.Г.Колодкина