ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-14000 от 10.07.2012 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г. Краснодар, ул. Красная, 6

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

г. Краснодар                                                                                   Дело № А-32-14000/2012

17 июля 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2012г.

Полный текст решения изготовлен 17 июля 2012г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи А.В. Орловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Л. Кособрюховой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

к ООО «Дива», г. Москва,

о привлечении к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: Калиновская О.И. – доверенность от 24.02.2012,

от заинтересованного лица: Белослудцева Н.В. – доверенность от 19.10.2011,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ООО «Дива» о привлечении к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ.

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, представил отзыв на заявление.

Дело рассматривается в порядке ст. 205 АПК РФ.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

11 мая 2012г. при плановой выездной проверке на основании распоряжения заместителя  руководителя Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю № 524р-16-2012 от  19.04. 2012г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дива» (ООО «Дива»), юридический адрес г. Москва, ул. Дербеневская наб., д.7, корп.22 (свидетельство о государственной регистрации № 1067746481440 от 13.07.2006г., ИНН 7704594875) главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребители были установлены нарушения требований ст.7 Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей», п. 9158 Постановления  Правительства от 01.12.2009г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»; п. 4.5.9, 4.4.9 ГОСТ Р 51391-99 «Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя».

В ходе проверки установлено, что в магазине «Дива» ООО «Дива», расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Дзержинского, 100 ТРЦ «Красная площадь» осуществляется продажа косметических средств с нарушением требований действующего законодательства РФ.

В частности: бальзам для губ «Ваниль», марки «Diva», производитель Cheerfior Cosmetics Со LTD, Китай был допущен в продажу без информации об адресе (месте нахождения) изготовителя, импортера на русском языке, информации об ограничениях (противопоказаниях) при применении, условиях хранения. Заинтересованным лицом не представлены сопроводительные документы (товарно-транспортная накладная), содержащие сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, отсутствуют сведения о декларации соответствия в маркировке товара.

Косметическое средство - бальзам для губ, упакованное в коробочки из полимерного материала в форме пирожного, конфеты - не имеет названия, отсутствует информация о торговой марке, информация об адресе (месте нахождения) изготовителя, импортера, информации о соответствии.

Косметическое средство - бальзам для губ, упакованное в коробочки из полимерного материала, в форме шара не имеет информации о торговой марке, информации об адресе (месте нахождения), информации об адресе (месте нахождения) изготовителя, импортера, информации о соответствии, а информация о составе, сроке годности расположена внутри запаянного в пленку косметического средства, что делает данную информацию недоступной для ознакомления потребителя при выборе товара.

Кроме того, предлагаемые потребителям тестеры косметических средств обезличены, необходимая и достоверная информация отсутствует.

В связи с установленными нарушениями законодательства РФ приостановлена продажа 31 косметического средства - бальзамов для губ на общую сумму 4619 рублей.

Предъявленная в ходе проверки декларация о соответствии №РОСС CN AB37D00267 от 13.09.2011г., сроком действия до 12.09.2014г., выданная органом по сертификации продукции ЗАО «НИИ ТЕСТ» г. Москва, Ружейный пер. д.6, стр. 1,комн.30, на средства декоративной косметики для макияжа губ марки «Diva», бальзам для губ «Арбуз», «Ваниль», «Жевательная резинка» не идентифицируется с реализуемыми косметическими средствами, в связи с отсутствием сопроводительной документации, содержащей сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, отсутствием информации о знаке соответствия на самом товаре, информации о торговой марке «Diva», размещенной  в маркировке, упаковке товара.

По мнению административного органа, выявленное правонарушение, выразившееся в несоблюдении требований законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, в части нарушения порядка реализации косметических средств, подлежащих обязательному подтверждению соответствия; без сопроводительной документации (товарно-транспортной накладной или другого документа, подтверждающего поступление, происхождение товара), содержащей сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; отсутствии информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности в маркировке товара, влечет наказание в виде административного штрафа предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ.

По данному факту, 14.05.2012 г. административным органом в отношении ООО «Дива» был составлен протокол об административном правонарушении № 020433 по ст. 14.45 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении направлены по подведомственности в Арбитражный суд Краснодарского края.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 14.45 КоАП РФ, заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Формой подтверждения соответствия является определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

В силу пункта 4 статьи 7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно Письму Госстандарта РФ от 22.09.2000 N ИК-110-19/3022 "О предоставлении информации об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности" информация об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предоставляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).

Соблюдение указанных Правил является обязательным для продавца - организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Пунктом 12 Правил установлено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительством РФ утвержден единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Из материалов дела следует, чтов магазине «Дива» ООО «Дива», расположенного по адресу: г.Краснодар, ул.Дзержинского, 100 ТРЦ «Красная площадь» осуществляется продажа косметических средств с нарушением требований действующего законодательства РФ, в частности: в свободной продаже для потребителей находиться на бальзамы для губ, бальзам для губ «Ваниль», марки «Diva», производитель Cheerfior Cosmetics Со LTD, Китай без информации об адресе (месте нахождения) изготовителя, импортера на русском языке, информации об ограничениях (противопоказаниях) при применении, условиях хранения. Не представлены сопроводительные документы (товарно-транспортная накладная), содержащие сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, отсутствуют сведения о декларации соответствия в маркировке товара, косметическое средство - бальзам для губ, упакованное в коробочки из полимерного материала в форме пирожного, конфеты - не имеет названия, отсутствует информация о торговой марке, информация об адресе (месте нахождения) изготовителя, импортера, информации о соответствии, косметическое средство - бальзам для губ, упакованное в коробочки из полимерного материала, в форме шара не имеет информации о торговой марке, информации об адресе (месте нахождения), информации об адресе (месте нахождения) изготовителя, импортера, информации о соответствии, а информация о составе, сроке годности расположена внутри запаянного в пленку косметического средства, что делает данную информацию недоступной для ознакомления потребителя при выборе товара.

Кроме того, предлагаемые потребителям тестеры косметических средств обезличены, необходимая и достоверная информация отсутствует.

Предъявленная в ходе проверки декларация о соответствии №РОСС CN AB37D00267 от 13.09.2011г., сроком действия до 12.09.2014г., выданная органом по сертификации продукции ЗАО «НИИ ТЕСТ» г. Москва, Ружейный пер. д.6, стр. 1,комн.30, на средства декоративной косметики для макияжа губ марки «Diva», бальзам для губ «Арбуз», «Ваниль», «Жевательная резинка» не идентифицируется с реализуемыми косметическими средствами, в связи с отсутствием сопроводительной документации, содержащей сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, отсутствием информации о знаке соответствия на самом товаре, информации о торговой марке «Diva», размещенной в маркировке, упаковке товара.

Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения установлен и подтверждается материалами дела, заинтересованным лицом не оспаривается.

Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения; при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе; указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса. В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных последнему Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты и не может служить препятствием для реализации административным органом возложенных на него законом задач и функций по борьбе с административными правонарушениями.

В силу п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При этом согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Судом установлено, что в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в отсутствие законного представителя общества.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что телеграммой от 12.05.2012 общество вызывалось на составление нескольких протоколов об административных правонарушениях. Это извещение не содержало указания на то, по какому поводу будет составляться этот протокол об административном правонарушении.

Повод для составления протокола должен был быть раскрыт в извещении таким образом, чтобы общество как привлекаемое к административной ответственности лицо могло точно знать, какие его действия (бездействие) административный орган квалифицирует как административное правонарушение. Это необходимо для того, чтобы оно имело возможность заблаговременно подготовить свои объяснения, возражения по этому поводу и прибыть для участия в составлении протокола уже зная о поводе для его составления.

Кроме того, уведомление о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении 14.05.2012 в 16.00 час. было направлено по адресу г. Москва, ул. Дербеневская наб., д.7 стр. 22, обществом данное уведомление было получено 14.05.2012 в 15.00, то есть в день составления протокола об административном правонарушении, таким образом у общества отсутствовала объективная возможность присутствовать на составлении протокола.

В этой связи суд считает, что предпринятые меры по извещению общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении нельзя признать достаточными и обеспечивающими реальную возможность ООО «Дива» представлять свои интересы при совершении соответствующих процессуальных действий, учитывая необходимость представления интересов привлекаемого к ответственности лица его законным представителем либо специально уполномоченным представителем, поскольку у общества отсутствовал разумно необходимый период времени для обеспечения явки в административный орган с учетом необходимости наличия времени для подготовки возражений и документального обоснования своей позиции, привлечения в случае необходимости защитника либо иного квалифицированного специалиста, а также с учетом объективной транспортной возможности явки в г. Краснодар из г. Москвы.

На момент составления протокола у органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно (т.е. с учетом наличия разумного срока для обеспечения реализации своего права на участие в составлении протокола и рассмотрении дела) было извещено о времени и месте составления протокола.

Следовательно, протокол об административном правонарушении № 020433 14.05.2012 составлен административным органом при отсутствии данных о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности о месте и времени рассмотрения дела.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ либо для признания недействительным и отмены оспариваемого решения административного органа.

Таким образом, поскольку, административный орган допустил нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности, поскольку не известил надлежащим образом лицо, привлекаемое к административной ответственности о дате и месте составления протокола и не предоставил ему возможности реализовать гарантированные ему законом процессуальные права при осуществлении в отношении него административного производства: не предоставил ему возможности ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, следовательно, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь вышеназванными нормативными актами, ст.ст. 27, 29, 134-137, 167-170, 202- 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 25.4, ст. 28.2 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю о привлечении ООО «Дива» к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Орлова