ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-14081/07 от 21.09.2007 АС Краснодарского края

__________

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар Дело № А-32-14081/2007-23/350

21 сентября 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Ломакиной И.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ломакиной И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», ст. Стародеревянковская,

к МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская,

-о признании недействительным Уведомления МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, № 47 от 04.07.2007 о невозможности применения ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» упрощенной системы налогообложения;

-об обязании МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, выдать ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 28.06.2007- даты постановки на налоговый учет.

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности,

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности,

Резолютивная часть Решения объявлена 18.09.07.

Полный текст Решения изготовлен 21.09.07.

ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», ст. Стародеревянковская, (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением

- о признании недействительным Уведомления МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, № 47 от 04.07.2007 о невозможности применения ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» упрощенной системы налогообложения;

-об обязании МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, выдать ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 28.06.2007 - даты постановки на налоговый учет.

Заявитель обосновал требования следующим:

На основании Постановления главы муниципального образования Каневской район от 20 июня 2007 года №900  муниципальное унитарное предприятие Каневского района «Жилищно-коммунальные услуги» преобразовано в открытое акционерное общество, 100 % акций которого принадлежат муниципальному образованию Каневской район.

Открытое акционерное общество «Жилищно-коммунальные услуги» является правопреемником муниципального унитарного предприятия Каневского района «Жилищно-коммунальные услуги», которое применяло упрощенную систему налогообложения, по всем правам и обязанностям.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 346.13. Налогового кодекса РФ 28 июня 2007 года, со дня постановки на налоговый учет, ОАО «ЖКУ» подало в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

11 июля 2007 года из налоговой инспекции поступило Уведомление о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12. Налогового кодекса РФ, в связи с тем, что акционерное общество с 100 % долей участия муниципального образования не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Заявитель считает данное Уведомление необоснованным и незаконным по следующим основаниям:

предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение не может применяться к ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», так как его участником выступает муниципальное образование, не являющееся организацией в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Заявитель считает, что, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

С учетом положений названных правовых норм заявитель полагает, что муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда (Постановление Северо-Кавказского округа от 11 мая 2006 года № Ф08-1874/06-785А).

Налоговый орган требования заявителя не признал, возражения изложил в письменном отзыве.

Судом установлено:

На основании Постановления главы муниципального образования Каневской район от 20 июня 2007 года №900  муниципальное унитарное предприятие Каневского района «Жилищно-коммунальные услуги» преобразовано в открытое акционерное общество, 100 % акций которого принадлежат муниципальному образованию Каневской район.

Открытое акционерное общество «Жилищно-коммунальные услуги» является правопреемником муниципального унитарного предприятия Каневского района «Жилищно-коммунальные услуги», которое применяло упрощенную систему налогообложения, по всем правам и обязанностям.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 346.13. Налогового кодекса РФ 28 июня 2007 года, со дня постановки на налоговый учет, ОАО «ЖКУ» подало в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 4 по Краснодарскому краю заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

11 июля 2007 года из налоговой инспекции поступило Уведомление о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12. Налогового кодекса РФ, в связи с тем, что акционерное общество с 100 % долей участия муниципального образования не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Суд считает, что данное Уведомление является необоснованным и незаконным по следующим основаниям:

предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение не может применяться к ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», так как его участником выступает муниципальное образование, не являющееся организацией в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Суд считает, что, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

С учетом положений названных правовых норм суд полагает, что муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Указанный вывод не противоречит сложившейся арбитражной практике (Постановление Северо-Кавказского округа от 11 мая 2006 года № Ф08-1874/06-785А).

В части требования заявителя об обязании выдать ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» Уведомление МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 28.06.2007 даты постановки на налоговый учет, суд считает необходимым отказать по следующему основанию:

Налоговым Кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность налогового органа направлять в адрес налогоплательщика Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 197-201, 101, 110 АПК РФ, п 2 ст. 346.13, подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, части 1 статьи 2, статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации суд

Р Е Ш И Л:

признать недействительным Уведомление МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, № 47 от 04.07.2007 о невозможности применения ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» ст. Стародеревянсковская, упрощенной системы налогообложения как несоответствующее п 2 ст. 346.13, подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, части 1 статьи 2, статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязать МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», ст. Стародеревянсковская..

В удовлетворении требований об обязании МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, выдать ОАО «Жилищно-коммунальные услуги», ст. Стародеревянсковская, Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 28.06.2007- даты постановки на налоговый учет отказать.

Взыскать с МРИ ФНС РФ № 4 по Краснодарскому краю, ст. Каневская, в пользу ОАО «Жилищно-коммунальные услуги» 1 000 руб. государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет по платежному поручению № 87 от 16.07.07.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Краснодарского края и /или/ в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемых судебных актов в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья И.П. Ломакина